Проекты 18270 («Бестер»), 18271 («Бестер-1») и 18273.
Проект уменьшенной модификации проекта 18271, для мобильной спасательной системы.
1. Количество подводных аппаратов проекта: 2
2. Изображение проекта:
модель СГА проекта 18270
СГА проекта 18271
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
НИЖНИЙ НОВГОРОД: ССЗ "Красное Сормово" (1) |
||||||
1 |
1 |
04.1989 |
1992 |
1994-1996 |
2021 - мод. по пр. 18273 | |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ОАО "Адмиралтейские Верфи" (1) | ||||||
2 |
?/? |
1993? |
19.07.2013 |
02.02.2016? |
Заложен на "Красное Сормово" |
4. История проекта:
В начале девяностых годов в ЦКБ "Лазурит" был разработан проект 18270 самоходного глубоководного подводного аппарата (шифр "Бестер", главный конструктор Е.Крылов). На нижегородском заводе "Красное Сормово" были заложены два СГА этого типа. За один спуск такой аппарат может поднять на поверхность 18 подводников. Максимальная глубина оказания помощи ПЛ - 720 м, и он может стыковаться с лодкой, имеющей дифферент и крен до 45 градусов. Емкости аккумуляторных батарей хватает для совершения 4 - 5 спусков на такую глубину. Особенностями проекта является полуторакорпусная архитектура, внешнее размещение АБ в быстросменных отсеках, возможность эвакуации людей "сухим" способом из отсеков с давлением до 6 атм., транспортабельность (перевозится на любом судне с 50-тонной грузовой стрелой или с помощью авиации). Эти аппараты также оснащены гидроакустическими станциями для поиска затонувшей ПЛ под водой. Экипаж - три человека.
В период заводских ходовых и государственных испытаний СГА "АС-36" с 20 сентября по 4 ноября 1994 г. в Белом море со спасательного судна "Герман Титов" проводилась реальная эвакуация подводников из условно аварийной дизельной ПЛ. Несмотря на сложные условия в полигоне - сильное подводное течение, видимость 3 м, отсутствие слаженности экипажа и опыта в выполнении таких работ (последний раз подобная тренировка проходила в 1987г.) испытания показали высокую эффективность и безопасность использования СГА при выполнении спасательных и других подводно-технических работ. В сентябре 2000 года СГА "АС-36" участвовал в операции по спасению экипажа АПЛ «Курск».
Развитием проекта 18270 является его модернизация - проект 18271 (шифр - "Бестер-1"), являющийся спасательным аппаратом 4-го поколения. Разработчиком проекта 18271, как и проекта 18270, является ОАО «ЦКБ «Лазурит», которое уже более 50 лет занимается созданием техники для спасения подводников в тесном сотрудничестве с институтами ВМФ (в первую очередь – с ФГУ "40 ГНИИ МО РФ"). Создание СГА проекта 18271 нового поколения ведется в кооперации с целым рядом предприятий промышленности и институтов, обеспечивающих оснащение аппарата новым комплектующим оборудованием: ОАО "НПО «Аврора", ОАО "ЦНИИ «Электроприбор", ОАО "НИИГС "Штиль", ОАО "Росхимзащита", НИИСМ МГТУ им. Н.Э.Баумана, ВЭИ им. В.И.Ленина.
На Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге заложен и уже строится спасательный корабль нового поколения "Игорь Белоусов" (проект 21300). "Основным спасательным средством на этом судне
будет модернизированный "Бестер" (проект 18271 - прим. автора), - говорит главный конструктор проектов нижегородского ЦКБ Лазурит Б.Голдовский. - По сути это аппарат четвертого
поколения. От предыдущего мы оставили корпус из титанового сплава (корпус второго ГСА был сформирован, но не достроен и находился на ОАО
"Завод "Красное Сормово" - прим. автора) - он не подвержен коррозии, а всю электронику, систему навигации и удержания в нужной точке делаем новые. Сейчас отдельно разрабатываются две системы стыковки. Одну делает
НИИСМ при МГТУ имени Баумана, а другую - Институт космических исследований. Одну мы уже поставили на аппарате, на
другом поставим другую и будем проверять на прочность и надежность. Выберем лучшую, которая и будет эксплуатироваться". В результате на ОАО "Адмиралтейские верфи" был достроен СГА, на котором:
- установлено новое радиоэлектронное вооружение, интегрированное в единую систему;
- применена система жизнеобеспечения, надежно работающая при повышенном давлении в спасательном отсеке, и обеспечивается декомпрессия спасаемых в спасательном отсеке СГА
(методом поточной вентиляции);
- применены высокопроизводительные "умные" рабочие манипуляторы;
- обеспечивается прием спасаемых не только "сухим", но и "мокрым" способом (на глубинах до 60 м).
За один раз модернизированный "Бестер" сможет принимать на борт 22 человека. СГА будет оснащен новыми гидролокаторами, устойчиво работающими не только на больших дальностях, но и вблизи затонувшего объекта. За счет применения телекамер командиру корабля будет обеспечен широкий обзор объекта. По удельным характеристикам (число тонн водоизмещения на одного спасаемого) СГА проекта 18271 близок к новому СГА Nemo системы спасения NSRS стран НАТО, но по количеству спасаемых, глубине погружения и возможности удерживаться на течении – превосходит его.
Кроме нового оборудования, обеспечивающего выполнение традиционных спасательных операций на более высоком уровне, в СГА проекта 18271 предусмотрено применение принципиально новых технологий, не имеющих аналогов в мире. В первую очередь – это система автоматической посадки СГА на комингс-площадку аварийной ПЛ, созданная Институтом космических исследований РАН и успешно испытанная в 2008 году. Реализован также ряд более простых, но не менее эффективных технологий, разработанных ОАО "ЦКБ "Лазурит". За счет устройства центрирования и подтягивания, размещенного внутри камеры присоса СГА и взаимодействующего со штырем спасательного люка ПЛ, удается существенно повысить возможность стыковки СГА с комингс-площадкой ПЛ без увеличения мощности движителей. Это обеспечивает успех всей спасательной операции при сложных условиях: при большом наклоне комингс-площадки к горизонту и действии подводного течения. С помощью этого же устройства удалось безопасно удалять специальные крепления, устанавливаемые для дополнительного удержания СГА на комингс-площадке ПЛ. Это позволяет впервые в мире использовать такие крепления при наличии повышенного давления в отсеке аварийной ПЛ (вплоть до затопления этого отсека). Для облегчения работы оператора СГА разработана система информационной поддержки, которая по заданным условиям работы аппарата (особенности проекта ПЛ, ее нахождение на грунте, скорость и направление течения, глубина места, степень волнения моря) позволяет определить возможность стыковки и рекомендовать оптимальные действия при посадке и после нее. Информационная поддержка обеспечивает планирование спасательной операции, обучение оператора, а также может выдавать ему текущие подсказки в ходе работы.
На основе проекта 18271 разработана также практически столь же эффективная, но уменьшенная модификация, которая станет основой мобильной спасательной системы, все элементы которой могут транспортироваться самолетами Ил-76Д и стандартными автомобильными трейлерами. Такая мобильная система или сама модификация СГА могут быть предложены зарубежным заказчикам.
Таким образом, новый спасательный глубоководный аппарат проекта 18271 "Бестер-1" по целому ряду инновационных спасательных технологий, реализованных на этом СГА, будет являться наиболее эффективным в мире. По сообщению информационных агентств, в ноябре 2009 года ОАО "Адмиралтейские верфи", входящее в состав Западного центра судостроения "Объединенной судостроительной корпорации", изготовило глубоководный аппарат по проекту 18271 нижегородского ОАО "ЦКБ "Лазурит". Аппарат, как и планировалось, стал частью оборудования океанского судна "Игорь Белоусов" (проект 21300С), которое было спущено на воду 30.12.2012.
Центр судоремонта "Звездочка" ожидал, что в течение 2014 года Индия назовет победителя в тендере на строительство для ВМС этой страны глубоководных спасательных аппаратов — тендер уже закрыт, индийская сторона выбирает между российским и британским предложениями, сообщил РИА Новости заместитель гендиректора "Звездочки" по военно-техническому сотрудничеству Евгений Шустиков. "В рамках этого тендера мы предоставили через "Рособоронэкспорт" коммерческое предложение на строительство двух глубоководных спасательных аппаратов "Бестер", — сказал Шустиков на проходящей в Нью-Дели выставке "Дефекспо-2014".
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта 18270 (по материалам ЦКБ "Лазурит"):
водоизмещение | ||
надводное | 39 тонн | |
подводное | 50 тонн | |
скорость | ||
горизонтальная (маршевая) | 3,2 узла | |
вертикальная | 0,65 узла | |
лаговая | 0,45 узла | |
дальность плавания | ||
экономичным ходом: | 9-11 миль | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 720 метров | |
предельная: | 780 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 12,0 метров | |
ширина: | 3,2 метра | |
высота: | 5,0 метра | |
осадка: | 3,4 метра | |
обитаемость | ||
автономность рабочая без спасаемых: | 72 часов | |
автономность рабочая со спасаемыми: | 10 часа | |
экипаж: | 3 человека | |
количество спасаемых: | 18 человек |
7. Источники:
- Войтов Д.В. "Подводные обитаемые аппараты", АСТ, Астрель, Москва, 2002г.
- Павлов А.С. "Военные корабли России 2001г", Якутск, 2001г.
- Лубянов А. "Прорыв в глубину", Таврида, Симферополь, 2003г.
- Информация с сайта http://www.soldatudachi.ru
- Информация с сайта http://n1l3m.narod.ru
- Информация с сайта http://www.museum.navy.ru
- Информация с сайта http://www.ng.ru
- Информация с сайта http://www.nns.ru
- Информация с сайта http://web.referent.ru
- Информация с сайта http://www.cdb-lazurit.ru
- Информация с сайта http://archive.expert.ru
- Информация с сайта http://www.redstar.ru.
- Информация с сайтов новостных агентств.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2022