Rambler's Top100 "Акванта"

Подводный аппарат «Акванта».

 

1. Количество аппаратов проекта: ?

 

2. Изображение проекта:

 

 

Вариант предлагаемый к продаже                               Первый вариант

 

3. Состав проекта:

 

Точных данных нет, очевидно производство продолжается. 

 

4. История проекта:

 

В 1997 году в МАИ под руководством профессора Владислава Махрова (конструктор) был создан подводный аппарат «Акванта». Достойное продолжение ведущихся в этом институте с 1967 года ( аппарат «МАИ-3») работ по созданию проницаемых подводных аппаратов.

Испытания производились в 1997 году в Москве (Люберецкий карьер) и в Корфакане (ОАЭ). При первом погружении выяснилось, что аппарат оказался недостаточно плавуч, несмотря на полную продувку балластной цистерны. Для устранения все пустоты были заполнены пенопластом. Аппарат стал вывешивается в воде без проблем. В дальнейшем недостаток был учтен и устранен.

Подводный аппарат "Акванта" по схеме представляет удобообтекаемое тело эллипсовидной формы с наполненной носовой частью, развитым в корме вертикальным оперением со встроенным рулём и расположенными по бортам электромоторами с винтовыми движителями в кольцевых насадках. Ниже дано краткое описание всех агрегатов и систем аппарата.

Конструктивно и функционально корпус разделен на два отсека - носовой и кормовой, изолированных силовым шпангоутом. Носовой отсек выполняет функцию кабины экипажа, в которой размещены все органы и системы управления. Кабина имеет два сдвижных люка по бортам, обеспечивающих нормальные условия посадки экипажа в аппарат и выхода из него с аквалангом. Люки выполнены с большой поверхностью остекления сбоку и сверху. По оси кабины размещена панель с навигационными и контрольными приборами и рукоятками управления всеми системами аппарата; непосредственное управление аппаратом осуществляет акванавт с правого сидения. По бортам носовой части аппарата установлены два светильника для обеспечения работы в ночное время и в условиях плохой видимости.

Передняя часть кабины выполнена из оргстекла, что обеспечивает наилучшие условия обзора для экипажа, а регулируемые кресла создают требуемые по эргономике удобства транспортного средства.

В кормовом отсеке размещены все агрегаты, обеспечивающие функционирование аппарата: балластная камера регулирования плавучести, баллоны с запасом сжатого воздуха для экипажа и работы балластных камер, контейнеры с аккумуляторными батареями, другие вспомогательные механизмы и агрегаты. На кормовом отсеке установлено вертикальное оперение.

В конструктивно-силовом отношении носовой и кормовой отсеки объединены основанием-днищем, выполненным из композиционных материалов в виде незамкнутой оболочки с встроенными полушпангоутами и пенопластовым наполнителем. Верхняя часть кормового отсека не является нагруженной в силовом смысле и образована двумя бортовыми оболочками со встроенными лючками, которые обеспечивают удобный доступ ко всем агрегатам.

По боковому периметру носового отсека монтируется силовая рама-бампер, предохраняющая конструкцию от ударов и защищающая движители и горизонтальное оперение от повреждений при контакте с подводными и надводными препятствиями.

Система управления рулём направления и поворотом движителей в вертикальной плоскости разработана по авиационному типу и состоит из центрального пульта со штурвалом и системы тяг, преобразующих движения штурвала в угловые отклонения рулей и движителей.

Центральный пульт управления выполняется из коррозионно-стойких сплавов на основе алюминия и устанавливается с правой стороны кабины. В кинематические звенья качалок и тяг включены сферические подшипники из нержавеющей стали, обеспечивающие пространственное перемещение передаточных звеньев управления без заклинивания.

Выполнение центрального пульта управления в виде единого блока и системы тяг обеспечивает простоту монтажа и технического обслуживания всей системы, осуществлять быструю замену любых её элементов.

Система управления оборотами движителей выполнена в виде герметичного блока, в котором размещена преобразующая система перемещения рукояток управления в электрические сигналы и подачу электроэнергии на движители. С помощью рукояток управления осуществляется как совместное или одновременное управление, так и раздельное, в том числе и реверсом.

Электрическая система аппарата включает в себя блок преобразования электроэнергии от аккумуляторных батарей на электромоторы движителей; основные аккумуляторные батареи, размешённые в 2-х герметичных контейнерных боксах; размещённую в отдельном боксе аккумуляторную батарею питания приборов и светильников; электрокабельную сеть.

Электрическая часть блока управления движителями построена на принципе изменения подаваемого на движители напряжения от аккумуляторов. Характер подаваемого на обмотки возбуждения приводных электродвигателей напряжения осуществляется по принципу широко-импульсной модуляции, реализуемой в преобразователе. Система предусматривает несколько (до 6) режимов подачи напряжения, соответствующих малому, среднему и максимальному по скорости ходу аппарата. В режиме реверса осуществляется подача напряжения на приводные электродвигатели, соответствующего среднему по скорости ходу аппарата. При этом реверс может быть включен как одновременно на оба двигателя, так и независимо на каждый из них. Две аккумуляторные батареи обеспечивают работу правого и левого электромоторов независимо. Контроль за разрядом батарей осуществляется указателями, размещёнными на приборной панели. Конструкция герметичных контейнеров позволяет осуществлять подзарядку батарей непосредственно на борту аппарата без расстыковки кабельной сети. Для замены аккумуляторных батарей контейнеры извлекаются из аппарата.

Бортовая система жизнеобеспечения включает 2 стандартных акваланга, однобалонного или двухбалонного типа. Акваланги размещаются под сиденьем экипажа. При необходимости увеличения автономности по воздуху, в кормовом отсеке могут быть размещены еще два акваланга. Система регулирования плавучести включает в себя балластную камеру, вытеснительную систему сжатого воздуха, работающую от баллона со сжатым воздухом объёмом 10 л. Управление системой осуществляется из кабины регулирующим трёхпозиционным краном, размещённым на пультовой панели между членами экипажа, и краном управления клапаном сброса давления в камере.

Балластная камера выполняется в виде 2-х отдельных ёмкостей из коррозионно-стойкого алюминиевого сплава и включена в общую конструктивно-силовую схему кормовой части аппарата через силовой шпангоут и опорную килевую балку. К нижним отсекам камеры крепятся впускные трубы, соединяющие камеру с забортной средой. Вытеснительный и дренажный трубопроводы монтируются в верхней части камеры.

 

5. Схема проекта:

 

? Нет данных.

 

6. Тактико-технические данные проекта:

 

Скорость                                 до 4 узлов
Максимальная глубина            40 м
Автономность плавания           до 240 мин.
Размеры, м                             3,5х1,5х1,5
Сухой вес                                до 350 кг
Экипаж                                    2 чел.

Моторы                                    2х350 Вт.
Полезная нагрузка                   до 50 кг

 

Комплектация:

В состав штатного бортового оборудования входят:

- 2 аккумуляторных бокса с аккумуляторами (на созданных образцах использованы по 2 аккумулятора в каждом боксе; U= 12 в, 70 А/час);

- баллон высокого давления емкостью 10л. в комплекте с понижающим редуктором;

- 2 приводных электродвигателя с винтами в насадках;

- электронный преобразователь управления работой электродвигателей;

- приборы контроля заряда-разряда аккумуляторных батарей;

- указатель давления в баллоне системы регулирования плавучести;

- компас, глубиномер, таймер(часы).

Дополнительные приборы: указатель декомпрессии и др. устанавливаются по желанию заказчика. В состав бортового оборудования входят 2 бортовых акваланга, тип и ёмкость которых определяются заказчиком по согласованию с поставщиком. Аппарат комплектуется запасными элементами: винтом, резиновыми прокладками для редуктора, набором используемого инструмента, крепежа и защитным чехлом.

Сервисное оборудование (в стоимость аппарата не входит): транспортировочный автомобильный прицеп, обеспечивающий одновременно спуск-подъём аппарата в море с берега; надувная буксировочная платформа, обеспечивающая буксировку аппарата в надводном положении к месту погружения.

Поставщик может провести в пределах существующей конструкции аппарата дополнительные работы по его модернизации для конкретных целей. Существующие емкости кабины позволяют размещать в ней оборудование объёмом до 50л. (при его нейтральной плавучести). Бортовая бамперная защита позволяет навесить на неё любое оборудование с максимальным «отрицательным» весом в центре плавучести аппарата не более 25 кг.

 

 

7. Источники:

 

- В. Гудзев ««Акванта» проходит испытания». Октопус 01.1998г.

- Технические данные и описание с сайта (http://aquanta.narod.ru/business.html).

 

 

 Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»