Rambler's Top100 Проект Садко

Экскурсионная подводная лодка "Садко" (проект "Садко")



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Садко


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

закладки

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: «Петрозавод» (1)

 «Садко» («Sadko»)

-

1995

25.06.1997

1997



4. История проекта:


Экскурсионная подводная лодка "Садко" была построена на Санкт-Петербургском объединении "Петрозавод" по проекту и заказу ЦКБ МТ "Рубин". 18.06.1997г. в присутствии журналистов и высоких гостей было подписано построечное удостоверение, ознаменовавшее окончание работ. Технические характеристики, заложенные при проектировании оказались выше расчетных. Это выявили испытания, успешно завершенные в специальной акватории близ Приморска на Финском заливе. Как сообщил генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" Юрий Кормилицин, в течение двух месяцев всесторонне проверялась работа систем, аппаратуры, оборудования субмарины. Изучались возможности хода и ее "поведение" а различных глубинах. При этом выяснилось, что подводный "автобус" может двигаться со скоростью, превышающей расчетную.

ЭПЛ «Садко» строили как первый серийный образец с учетом накопленного опыта при строительстве и эксплуатации предшественника – подводной лодки «Нептун», строили долго - почти три года. Причем на этот раз фирма «Рубин» выступила и в роли заказчика, вложив в реализацию собственного проекта несколько миллионов долларов. Игра стоит свеч: индустрия морского отдыха бурно развивается, хотя и «привязана» к трем главным курортам в Карибском регионе, Средиземноморье и на Гавайских островах. Подводный прогулочный флот начал формироваться в 80-х годах прошлого века и насчитывает несколько десятков аппаратов, в создании которых преуспели финны и канадцы. ЭПЛ «Садко» вправе рассчитывать на достойную конкуренцию с ними, за счет отличных ходовых качеств, автоматизированной системы управления, практически абсолютной безопасности.

Первый блин, как известно, часто получается комом, чего не скажешь о ЭПЛ «Нептун», но все же ряд недоработок имел место и, как утверждают создатели ЭПЛ «Садко», был учтен. 40 туристов по парам смогут занять места в мягких креслах (кстати сказать, у иностранных аналогов ЭПЛ «Садко» сиденья деревянные) перед 640-милиметровым иллюминаторами. Подводная экскурсия рассчитана на час, но на судне (не в пример иностранным) имеется санитарный узел. Правда, в каждой бочке с медом есть и ложка дегтя. Журналисты, ставшие одними из первых посетителей лодки, отмечали его неполное соответствие с представлениями о комфорте и эстетике - "как в поезде".

В пассажирском салоне ЭПЛ установлены 22 обзорных иллюминатора, перед каждым из которых размещены по 2 кресла. У одного из иллюминаторов находится место гида. Увеличенный, по сравнению с аналогами, диаметр прочного корпуса позволяет иметь свободный проход между креслами и комфортабельное размещение пассажиров во время экскурсии. Система кондиционирования воздуха обеспечивает температуру в салоне до 25-градусов по Цельсию и влажность до 70% при температуре забортной воды 20 градусов и воздуха 29 градусов. На ЭПЛ применены только электроприводы и полностью отсутствует системы гидравлики. Это повышает экологическую безопасность по отношению к окружающей среде. Высокая маневренность и малые скорости хода позволяют совершать экскурсии в подводных парках, не оказывая отрицательного влияния на растительный и животный мир, включая коралловые образования.

Безопасность эксплуатации ЭПЛ обеспечивается: повышенным запасом прочности корпуса и иллюминаторов, двухзапорной конструкцией всех отверстий, наличием положительной плавучести при плавании, сбрасыванием аварийного балласта, системой проверки на герметичность, наличием аварийного буя, а также буя постоянного сопровождения с буксирным устройством. Движительно-рулевой комплекс аппарата обеспечивает возможность маневрирования в горизонтальной плоскости с любым радиусом циркуляции, вплоть до разворота на месте и движения лагом, а также управления скоростью, дифферентом и глубиной погружения.

Экипаж судна состоит из трех опытных гидронавтов: пилота, механика, экскурсовода, имеющих сертификаты международного образца. Законную гордость должен вызвать и тот факт, что и обшивка, и начинка лодки - отечественные. Прочный корпус ЭПЛ «Садко» выполнен из шести типов редких сталей. Редкими, как пошутил один из разработчиков, они сделались после развала Советсвого Союза.

Видимо, соскучившиеся по настоящей работе проектировщики решили превзойти сами себя - во время испытаний обнаружилось, что фактические данные лодки значительно превышают расчетные показания. Так, скорость надводного хода составила четыре узла вместо расчетных трех, отличные маневренные качества лодки позволили разрешить ей плавание при волнении до трех баллов, вместо предполагаемых первоначально двух баллов. Лодка без проблем погружается на глубину 50 метров, и находившиеся на борту экскурсанты-добровольцы с удовольствием провели внутри ЭПЛ целых три часа. За время испытаний лодка совершила 40 выходов в море и 27 погружений, после чего ей был присвоен класс "КМ ПА пассажирский автономный".

Характерно, что владельцы не собираются отдавать ЭПЛ «Садко» в лизинг, готовы вести речь лишь о совместной эксплуатации. При экономическо обосновании эксплуатации предполагалось, что ориентировочная стоимость билета на часовое погружение - 60 долларов (по состоянию на 2011 год стоимость для взрослого - 65 евро, для детей - 45 евро), и, если выйти на расчетный режим - 8 погружений в день, то ЭПЛ может окупиться за два года. Сколько стоит это судно? Коммерческая тайна. Заместитель начальника ЦКБ МТ "Рубин" по экономике и инвестициям Владимир Давыдов утверждает, что "стоимость зарубежных аналогов достигает 2,5 - 3 млн долларов", однако более конкретную цифру он назвать отказался. Следующую подлодку, как утверждают создатели ЭПЛ «Садко», можно изготовить гораздо быстрее - за полтора года.

Первенец серии работает на курорте Ларнака (Кипр), в теплых водах которого столько притягательного для любителей морских развлечений: амфоры, кораллы, затонувший паром "Зенобия", который несомненно является самым интересным подводным объектом в Средиземном море, и входит в десятку самых интересных экскурсионных подводных объектов в мире.

В ЦКБ МТ «Рубин», на момент сосдания ЭПЛ, думали о создании морского туристического комплекса, включающего, помимо ЭПЛ «Садко», судно-носитель, способное доставить экскурсантов вместе с подлодкой в любую точку моря, плавучий отель и подводную наблюдательную галерею.

Предполагалось, что ЦКБ МТ "Рубин" и "Петрозавод" наладят серийное производство экскурсионных подводных лодок. Результаты маркетинговых исследований показывают, что объективная потребность в таких аппаратах составляет не менее 50 и не более 200 судов. Однако у автора нет сведений о том, что были построены еще ЭПЛ этого типа. По состоянию на 2011 год ЭПЛ «Садко» продолжала эксплуатироваться на курорте Ларнака (Кипр). В 2012 году ЭПЛ была поднята на берег. На середину 2018 года данных о состоянии и местонахождении ЭПЛ в СМИ нет. На картах Google в Марине г.Ларнака (Кипр) корпус ЭПЛ не обнаруживается ни на берегу, ни в воде. Сайт оператора эксплуатации ЭПЛ "Садко" Aquamir Ltd. не работает


5. Схема проекта:



Подводая лодка Садко


Устройство ЭПЛ "Садко"


Подводная лодка Садко


Детальная схема ЭПЛ "Садко"

1. Антенна гидролокатора 2. Гребная колонка 3. Устройство буксирное 4. Сигнально-отличительные огни 5. Контейнер аккумуляторный 6. Антенна АШУ радиосвязи 7. Антенна звукоподводной связи 8. Буй отметчик 9. Кнехты крестовые 10. Гермобоксы 11. Люк входной пассажирский 12. Люк запасной 13. Буй аварийно-сигнальный 14. Баллоны системы ВВД 15. Балласт с аварийным устройством отдачи 16. Иллюминаторы 17. Навигационное оборудование и приборы управления 18. Кресло пилота 19. Кресла пассажирские 20. Средства регенерации (аварийные) 21. Электрооборудование и система воздухообработки 22. Уравнительно-дифферентные цистерны 23. Ограждение входного люка 24. Гальюн с умывальником 25. Светильник забортный 26. Крышки входного люка


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  полное: 170 тонн
  скорость хода  
  подводная: 3-4 узла
  глубина погружения  
  рабочая: 40 метров
  предельная: 60(?) метров
  кораблестроительные элементы  
  длина общая: 29,8 метров
  ширина общая: 4,2 метра
  высота общая: 12,0 метра
  диаметр прочного корпуса: 2,8 метра
  осадка: 3,8 метра
  обитаемость  
  автономность:

до 7-8 экскурсий в день
  экипаж:

3 человека
  пассажиры:

40 человек

7. Дополнительные материалы:


- Прогулка на экскурсионной подводной лодке «Садко».


8. Источники:


- Соснов А. "Он ушел, оставив нам океан", журнал "Огонек", №27, 07.1997
- Бойко О. "Рубин" и "Петрозавод" построили экскурсионную субмарину", Невское время, №107(1510), 19.06.1997 ( http://www.pressa.spb.ru);
- Невское время No 164(1567) 11.09.1997 (http://www.nvrem.dux.ru);
- Невское время No 171(1574) 20.09.1997;
- Сайт "Про Кипр". Раздел "Курорты Кипра. Ларнака" (http://prokipr.ru);
- Сайт оператора эксплуатации ЭПЛ "Садко" Aquamir Ltd. (http://www.sadkosub.com).


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018