Rambler's Top100 Подводная лодка "Рысь", ПЛ №7, "Большевик", БН №14, Б-3. Тип "Барс"

"Рысь" (с 1920 - бортовой №5), ПЛ-7,
"Большевик" (бортовой №7, затем - №14), "Б-3"

Тип «Барс»




фотография:


Подводная лодка Рысь

ПЛ "Рысь" типа "Барс" во время ледового перехода. 1918 год, апрель.
Фотография из книги "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1913 год 28 сентября
Зачислена в списки кораблей БФ;

1914 год 3 июля
Заложена на Заводе "Ноблесснер" в Ревеле. Наружные ТА располагались в 50 см нишах. В снаряженном состоянии торпеды незначительно возвышались над настройкой;

1916 год 13 апреля
Спущена на воду. Зачислена в состав 2-го дивизиона дивизии ПЛ Балтийского моря;

1916 год 4 ноября
Вступила в строй. Базировалась на Ревель;

1916 год 23 ноября
При выходе из гавани Ревеля таранила подводную лодку "Тигр" и поломала ее горизонтальные рули;

1916 год - 1917 год
Участвовала в 1-й мировой войне (несение позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам). Совершила 6 боевых походов;

1917 год февраль
Экипаж участвовал в Февральской революции;

1917 год 31 августа
Находилась в боевом походе в районе Або-Оландских шхер;

1917 год 25 октября
Вошла в состав Красного БФ;

1918 год 21 - 25 февраля
В составе дивизии ПЛ в сопровождении кораблей БФ и ледоколов совершла переход из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки);

1918 год 4 апреля
4.04 в 5 утра вышла из гавани Гельсингфорса и с помощью буксиров, начала пробиваться к кораблям для взятия на буксир и перехода в Кронштадт, но была затерта льдами и 6.04 была отбуксирована обратно в гавань;

1918 год 7 - 15 апреля
Совершила переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт;

1918 год апрель
Вошла в состав 2-го дивизиона Дивизии ПЛ БФ;

1918 год 31 мая
Переформирована в состав 2-го дивизиона (действующий дивизион) Дивизии ПЛ БФ;

1918 год июль?
Перешла в Шлиссельбург в район боевых действий на Ладожском озере и вошла в состав Особого Действующего отряда Балтфлота;

1918 год 4 августа
Переформирована в состав действующего дивизиона ПЛ БМ;

1918 год 15 августа - 13 сентября
Находилась в Шлиссельбурге. Периодически выходила в Ладожское озеро, где проходила учебно-боевую подготовку;

1918 год 13 сентября
При возвращении в Петроград на порогах коснулась подводных камней и получила столь серьезные повреждения корпуса, что нуждалась в серьезном доковом ремонте. Однако ПЛ все-таки смогла самостоятельно вернуться в Петроград;

1918 год 15 ноября
Вошла в состав действующего отряда (ДОТ) Балтфлота. Находилась в доке, ремонтировала корпус;

1918 год 2 декабря
Вышла из дока;

1918 год декабрь
По состоянию на 23.12 находилась в ремонте с устранением текущих неисправностей;

1919 год - 1920 год
Участвовала в гражданской войне: оборона Петрограда в 1919 г.;

1919 год 20 января
Вышла в разведывательный поход, но была повреждена льдами и вынуждена вернуться в Кронштадт;

1919 год 15 марта
Переформирована в состав 2-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с базрованием на Кронштадт;

1920 год сентябрь
Совместно с ПЛ "Тигр", "Тур", "Ёрш" и "Ягуар" под флагом НДиПЛ вышла в совместный поход на 6 дней по Финскому заливу;

1920 год 23 октября
Переформирована в состав 2-го дивизиона Дивизии ПЛ БМ с прежним местом базирования;

1920 год 20 декабря
Присвоен бортовой номер "5";

1921 год 21 апреля
Вошла в состав МСБМ;

1921 год 1 октября
Переименована в ПЛ-7;

1922 год 20 мая
Переформирована в состав II-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1922 год 31 декабря
Получила наименование "Большевик" (бортовой номер 7);

1922 год - 1924 год
Прошла капитальный ремонт. Палубные ТА были демонтированы. Установлены 75-мм орудия;

1923 год 1 мая
Перечислена в состав самостоятельной ремонтрующейся группы ПЛ МСБМ;

1923 год 19 июня
При совместном отходе от причала столкнулась с ПЛ "Рабочий". Повреждения оказались незначительными;

1924 год 8 февраля
Перечислена в состав I-й группы отдельного дивизиона ПЛ МСБМ;

1924 год 29 июля
Переформрована в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1924 год 14 октября
Столкнулась с лайбой во время маневров. Повреждения оказались незначительными;

1926 год 18 августа
При отходе - подходе к ПБ "Смольный" столкнулась с ПЛ "Коммунар" без существенных последствий;

1926 год октябрь
Входила в состав 1-го дивизиона ПЛ МСБМ;

1927 год 19 - 24 июля
В составе бригады совершила учебный поход;

1930 год январь
Вошла в состав 1-го дивизиона бригады ПЛ МСБМ;

1931 год 14 ноября
Присвоен бортовой №14;

1932 год 5 - 11 ноября
Участвовала в параде кораблей на Неве;

1934 год 15 сентября
Переименована в "Б-3";

1934 год 23 сентября
Участвовала в испытаниях прицела конструкции Зарубина. Вероятно речь идет о ночном прицеле для стрельбы торпедами из надводного положения;

1935 год 11 января
Вошла в состав КБФ;

1935 год 25 марта
В составе дивизиона вошла в состав 2-й Бригады ПЛ КБФ с базированием на Ленинград;

1935 год 25 июля
Таранена и потоплена со всем экипажем линейным кораблем "Марат" во время ночной торпедной атаки в Финском заливе по плану маневров Балтийского флота (25.07 - 04.08). По одной из версий авария произошла по вине Наркома обороны К.Е. Ворошилова (находился на мостике линкора и вмешался в управление кораблем). Погиб весь экипаж и находившиеся на практике курсанты - всего 55 человек (похоронены в братской могиле на Кронштадском кладбище). Ответственность за происшествие принял на себя НШ БФ И.С. Исаков;

1935 год 2 августа
Поднята спасательным судном "Коммуна", отбуксирована в Кронштадт и поставлена на прикол;

1935 год 4 августа
В Кронштадте состоялись торжественные похороны подводников;

1951 год
На базе "Главвторчермета" на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.




дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ "Большевик" с бортовым номером 7 после 1924 года.
2. Список погибших подводников 25.07.1935г.
3. Фотография ПЛ "Б-3" после подъема СС "Коммуна" 02.08.1935г.
4. Фотография мемориальной доски на могиле погибших 25.07.1935.



командиры:
(1-10 по данным источника №10, 11-16 по данным источника №6)


1. Введенский 1-й К.Е. (08.09.1916-23.05.1918)
2. Таубе Г.Г. (1918) ВРИД(?), по данным источника №6, но был минным специалистом ПЛ "Пантера"
3. Оленицкий И.М. (04.1918-05.1918) ВРИД(?), по данным источника №7, но был боцманом ПЛ
4. Соколов М.Л. (01.06.1918-21.09.1918)
5. Данюшевский В.Е. (21.09.1918-04.04.1919)
6. Иконников А.А. (04.04.1919-18.06.1919)
7. ? нет данных (18.06.1919-11.08.1919)
8. Берг А.И. (11.08.1919-16.03.1920)
9. Лебедев А.Н. (16.03.1920-01.12.1922)
10. Таубе Г.Г. (01.12.1922-08.04.1927)
11. ? нет данных (04.1927-06.1927)
12. Симановский В.Н. (24.06.1927-13.01.1931)
13. Холостяков Г.Н. (01.1931-29.12.1932)
14. Витковский А.В. (25.02.1932-25.03.1932) ВРИД
15. Немирович-Данченко К.К. (04.10.1932-09.03.1935)
16. Голоднов А.П. (14.11.1934-25.07.1935)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3, 1999г.
6. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
7. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
10. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017