Rambler's Top100 Подводная лодка Джевецкого 2 варианта

Второй вариант подводной лодки С.К. Джевецкого



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Невский Завод

1

 «Подводный минный
 аппарат Джевецкого»

-

1879

1879

не вступала

 являлась экспериментальной



4. История проекта:


Вторая подводная лодка С.К. Джевецкого была построена в Санкт-Петербурге на Невском заводе в 1879 году.

В поперечном сечении форма подводной лодки была близка к треугольнику, обращенному вершиной вниз. Её экипаж (4 человека), помещался в середине корпуса на скамейке, двое лицом к носу, двое - к корме. Нажимая ногами на педали, подводники вращали два гребных винта, соединенных с гребным валом при помощи шарнира. Испытывали лодку при погружении на глубину 7,5 м. Обшивка была выполнена из листов толщиной 5 мм. Эта подводная лодка имела 2 гребных винта - один спереди и один сзади. Винты были поворотные и использовались в качестве рулей, при этом кормовой винт мог поворачиваться в горизонтальной плоскости (для изменения курса), а носовой - в вертикальной плоскости (для создания дифферента на нос или на корму и, соответственно, для погружения либо всплытия). Изготовление шарниров рулей было поручено мастерским Губэ во Франции, что дало впоследствии повод Губэ предъявить совершенно безосновательные претензии на авторство в проекте самой подводной лодки. Скорость хода достигала 3 узлов (5,6 км/час).

Головы всех четырех членов экипажа находились в шестигранном куполе, снабженноми иллюминаторами с толстыми стеклами. В передней части этого ку­пола помещался неподвижный призматический пери­скоп Доденара с увеличительным стеклом в его нижней части. На лодке была предусмотрена регенерация воздуха. Для этой цели имелся воздушный насос с приводом от гребного вала. Насос прокачивал выдыхаемый воздух через раствор едкого натрия, погло­щавший углекислоту. Очищенный воздух снова подавался в отсек. К этому воздуху через определенные промежутки времени добавлялся сжатый кислород из баллона. От осей гребных винтов получал движение еще один маленький насос, для выкачивания водяного балласта. Погружение производилось впуском водяного балласта в цистерны и наклоном переднего гребного винта.

Вооружение составляли две всплывающие мины весом в 2 пуда (32 кг) каждая, снаряженные динамитом и соединенные между собой тросом. Они находились впереди и позади наблюдательной башенки в особых медных чашках, закрывавшихся створчатыми дверцами на шарнирах. Рукава, прикрепленные к рубке, исчезли. Мины можно было легко отсоединить изнутри корпуса. С обеих сторон каждой мины были прикреплены резиновые подушки, наполненные сжатым воздухом. Эти подушки заставляли мины всплыть и задержаться под днищем вражеского корабля.

Испытания этой подводной лодки были проведены на Серебряном озере в Гатчине, отличавшемся особой прозрачностью воды. На этих испытаниях, имевших цель показать достоинства лодки Александру III, С.К. Джевецкий сумел пройти под царской шлюпкой, следившей за эволюциями лодки, и преподнес императрице Марии Федоровне букет великолепных орхидей со словами: "Это дань Нептуна Вашему Величеству". "Политес" дал прекрасный результат. Император немедленно приказал присутствовавшему в свите военному министру П.С. Ванновскому построить 50 таких субмарин (третий вариант подводной лодки Джевецкого) - первую в России и в мире серию - для прибрежной подводной обороны Кронштадта и Севастополя. Сам изобретатель получил в награду 100 тысяч рублей!


5. Схема проекта:


Укрупненная схема (150 Кб)


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  общее, тонн: около 6
  скорость хода  
  максимальная, узлов: 3
  глубина погружения  
  максимальная, метров: 7,5
  кораблестроительные элементы  
  длина, метров: 5,8
  ширина, метров: 1,22
  высота, метров: 1,83
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  мины, штуки:

2
  энергоустановка  
  тип: мускульный (ножной)
  обитаемость  
  экипаж, человек:

4

Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Сайт Центрального Военно-морского Музея (http://www.museum.navy.ru/mu3.htm).
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС "Бастион", №6, 2002г.
- Статья "Предания старины глубокой" (http://www.octopus.ru/archives/0300/090.htm).
- Статья Боженко П. "Русские подводные лодки в войне 1904-1905 гг.".
- Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904", АСТ Москва, Харвест Минск, 2002г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017