Rambler's Top100 Тип Джевецкого 3 варианта

Третий вариант проекта подводной лодки С.К. Джевецкого.


Вариант модернизации по проекту С.А. Яновича.

Вариант модернизации по проекту А.С. Боткина.

4-й вариант подводной лодки С.К. Джевецкого.

5-й вариант подводной лодки С.К. Джевецкого.



1. Количество подводных лодок проекта: 50


2. Изображение проекта:


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Невский Завод (50)

1

 №1

-

1880

188?

188?

2

 №2

-

188?

188?

188?

3

 №3

-

188?

188?

188?

4

 №4

-

188?

188?

188?

5

 №5

-

188?

188?

188?

6

 №6

-

188?

188?

188?

7

 №7

-

188?

188?

188?

8

 №8

-

188?

188?

188?

9

 №9

-

188?

188?

188?

10

 №10

-

188?

188?

188?

11

 №11

-

188?

188?

188?

12

 №12

-

188?

188?

188?

13

 №13

-

188?

188?

188?

14

 №14

-

188?

188?

188?

15

 №15

-

188?

188?

188?

16

 №16

-

188?

188?

188?

17

 №17

-

188?

188?

188?

18

 №18

-

188?

188?

188?

19

 №19

-

188?

188?

188?

20

 №20

-

188?

188?

188?

21

 №21

-

188?

188?

188?

22

 №22

-

188?

188?

188?

23

 №23

-

188?

188?

188?

24

 №24

-

188?

188?

188?

25

 №25

-

188?

188?

188?

26

 №26

-

188?

188?

188?

27

 №27

-

188?

188?

188?

28

 №28

-

188?

188?

188?

29

 №29

-

188?

188?

188?

30

 №30

-

188?

188?

188?

31

 №31

-

188?

188?

188?

32

 №32

-

188?

188?

188?

33

 №33

-

188?

188?

188?

34

 №34

-

188?

188?

188?

35

 №35

-

188?

188?

188?

36

 №36

-

188?

188?

188?

37

 №37

-

188?

188?

188?

38

 №38

-

188?

188?

188?

39

 №39

-

188?

188?

188?

40

 №40

-

188?

188?

188?

41

 №41

-

188?

188?

188?

42

 №42

-

188?

188?

188?

43

 №43

-

188?

188?

188?

44

 №44

-

188?

188?

188?

45

 №45

-

188?

188?

188?

46

 №46

-

188?

188?

188?

47

 №47

-

188?

188?

188?

48

 №48

-

188?

188?

188?

49

 №49

-

188?

188?

188?

50

 №50

-

188?

188?

1881



4. История проекта:


После удачных испытаний второго варианта подводной лодки С.К. Джевецкого последовал заказ на изготовление 50 подводных лодок, предназначаемых для обороны приморских крепостей, по третьему варианту подводной лодки С.К. Джевецкого.

Подводные лодки 3-го варианта немногим отличались от 2-го варианта. Был оставлен только один кормовой винт с приспособлением поворота его в горизонтальной плоскости. Поэтому экипаж сократился до трех человек. Для удержания заданной глубины использовались два груза по 320 кг (20 пудов) каждый. Перемещая их относительно центра тяжести лодки по специальным направляющим, можно было изменять дифферент, что на ходу меняло глубину погружения. Рабочая глубина погружения достигла 8 метров. Система регенерации воздуха была аналогична предыдущей. К ней лишь добавился специальный патрубок для газообмена на перископной глубине. Кроме того, был существенно увеличен запас сжатого воздуха. Наблюдение за обстановкой можно было вести из-под воды с помощью призматического перископа кругового обзора. Он размещался в водонепроницаемой коробке с сальниковой набивкой. Вращая перископ, удавалось обозревать весь горизонт.

Вооружение составляли две мины, снаряженные 32 кг пироксилина каждая, расположенные снаружи в углублениях корпуса. Мины представляли собой 50-фунтовые пироксилиновые заряды, хранившиеся в резиновых мешках, надуваемых воздухом для придания им положительной плавучести, которая обеспечивала их примыкание к неприятельскому судну, после чего мины следовало взорвать по электрическому проводу из лодки, отойдя на безопасное расстояние.

Заказ был выполнен в 1880-1881 гг. под руководством известного кораблестроителя П.А. Титова на Невском Заводе в Санкт-Петербурге (часть оборудования изготовили другие заводы). 50 построенных подводных лодок были распределены следующим образом: 16 подводных лодок оставлены в Кронштадте, 32 направлены по железной дороге в Одессу для распределения между Черноморскими портами; из двух оставшихся одна оставлена Джевецкому для дальнейших усовершенствований, одна находилась в распоряжении Инженерного ведомства. Одна из балтийских лодок в 1882 г. с мая по октябрь проходила интенсивные испытания на Кронштадтском рейде. Они заняли 57 ходовых дней. Лодка пробыла под водой в общей сложности 96 часов. Первой серийной лодкой с 07.06.1883 по 26.08.1883 заведовал мииный офицер 2-го разряда Чижов А.М. До 1891 года подводные лодки Джевецкого находились в ведении Инженерного ведомства, 23 июля 1891 года они вместе с минами Лея и большими минами Уайтхеда были переданы в Морское ведомство, которое, произведя осмотр подводных лодок, приняло следующее решение: "Ввиду непригодности подводных лодок Джевецкого для активной защиты портов при современных условиях военных действий на море и для избежания расходов Его Императорское Высочество великий князь генерал-адмирал в 20-й день сего июля соизволил испросить разрешение на разломку означенных подводных лодок с обращением в лом металлов... ...Три или четыре лодки оставить для портовых надобностей, как-то осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений, а также для разных опытов".

В 1883 г. С.К. Джевецкий предложил проект реконструкции ПЛ в "минные лодки", оснащенные "выкидными" торпедными аппаратами, водометным движителем с приводом от электродвигателя, работающим от АБ. В соответствии с этим подводная лодка № 35 была оставлена в Либаве, еше 1 - у Джевецкого, две - для водолазного класса.

В 1893 году на Черном море 2 корпуса подводных лодок Джевецкого использовали, соединив их параллельно для изготовления плавучего бакена, затем 3 таких же бакена изготовили в Кронштадте.

Еще в 1900 году контр-адмирал Витгефт обратился с докладной запиской к командующему морскими силами Тихого океана. Он писал, что, хотя подлодки еще не удовлетворительны в боевом отношении, они уже являются оружием, оказывающим сильное нравственное влияние на противника, раз он знает, что такое оружие имеется против него. Витгефт просил в порядке опыта установить на старых лодках Джевецкого с педальным приводом постройки 1881 года торпедные аппараты и прислать их на Дальний Восток. Причем доставку предлагалось осуществить на пароходе Добровольного флота с обязательным заходом в Японию, так, чтобы лодки были замечены японцами. В конце года пароход "Дагмар" доставил "посылку".



Предположительно модернизированная ПЛ Джевецкого в Порт-Артуре. 1900 год. (возможно и 1904 год)


С началом русско-японской войны снова возникло предложение об использовании подводных лодок Джевецкого, но ни одной исправной лодки к этому времени не сохранилось. Одна была приведена в исправное состояние, опробована на ходу и приспособлена к использованию мин Шварцкопфа (ситуация с этой лодкой так и осталась на сегодняшний день неопределенной - в некоторых источниках указывается даже ее номер - 35, но возможно это была подводная лодка Губэ 2 (Goubet II), в разделе которой изложены несколько гипотетических рассуждений о возможности прибывания этой лодки на Дальнем Востоке, возможно в Порт-Артуре были обе лодки). Расчет адмирала оправдался: в апреле 1904 года у Порт-Артура на минах подорвались броненосцы "Ясима" и "Хацусе", японцы же посчитали, что их атаковали субмарины, и вся эскадра долго и яростно стреляла в воду. Японцы знали о наличии подводных лодок в Порт-Артуре. Слухи о них появились и в газетах. Верный своей идее о моральном значении подводного оружия, адмирал Витгефт приказал при подрыве японских броненосцев дать радиограмму, что адмирал благодарит подводные лодки за удачное дело. Конечно, японцы перехватили это сообщение и "приняли к сведению". Но ввиду низких тактико-технических элементов - быстрого уставания экипажа, рыскливости на ходу и малой скорости - подводная лодка так и не была использована.

В 1904 г. две из ПЛ С.К. Джевецкого 3-го варианта были переоборудованы:
- ПЛ ("катер малой видимости") "Кета" лейтенанта Яновича - водоизмещение около 8 т, длина 7,5 м, ЭУ -бензомотор мощностью 24 л.с., вооружение 2 ТА, участвовала в обороне Татарского пролива.
- ПЛ ("полуподводный миноносец с малой видимостью") лейтенанта А.Боткина (в некоторых источниках - "Челим") - водоизмещение 14 т, длина 8,7 м, ширина 2 м, ЭУ - керосиновый двигатель 13 л.с., вооружение - 2 ТА, базировалась во Владивостоке.


5. Схема проекта:



Укрупненная схема (303Кб)


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  общее, тонн: 5,8
  скорость хода  
  в надводном положении, узлов: 0,5
  в подводном положении, узлов: 2,5
  дальность плавания  
  в надводном положении, миль:

175
  в подводном положении, миль:

25
  глубина погружения  
  предельная, метров: 8-12,5
  кораблестроительные элементы  
  длина, метров: 5,7-6,0
  ширина, метров: 1,2
  высота, метров: 1,7
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  мины с положительной плавучестью, штук: 2
  энергоустановка  
  тип: мускульная (ручной привод)
  обитаемость  
  экипаж, человек:

3

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904гг.", АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2002г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016