Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "Форель"

Тип «Форель» (проект Р. Эквилея, Германия).



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодка типа Форель


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 КИЛЬ (Германия): Верфь «Deutsche Werke Kiel AG».

1

 «Форель»

-

02.1903

08.06.1903

21.08.1904

 17.05.1910 - затонула, поднята



4. История проекта:


Построена в 1903 гг. на верфи Ф. Круппа в Киле по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море. Строилась по проекту испанского инженера Раймондо де Эквилея (Raymondo Lorenzo d’Equevilley – Montjustin). Фирма к тому времени не имела никакого опыта подводного кораблестроения, а Р. Эквилей не относился к числу особо одаренных изобретателей, поэтому с технической точки зрения подводная лодка оказалась весьма заурядной.

ПЛ «Forelle» представляла собой маленький полуэкспериментальный кораблик, могла погружаться на 30 м и удаляться от базы на 20 миль в надводном положении и на 18 миль под водой. Вооружение лодки состояло из двух наружных трубчатых торпедных аппаратов, без запасных торпед. Лодка была однокорпусная, сверху прочного корпуса размещалась небольшая рубка и надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. Имела сильно развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые горизонтальные рули. Двигателем надводного и подводного хода служил электродвигатель, работавший от аккумуляторной батареи. Снизу прочного корпуса устанавливался сбрасываемый балласт. В средней части прочного корпуса была размещена балластная цистерна. Достоинством лодки была ее транспортабельность - она могла быть помещена на железнодорожную платформу без разборки. Строительством этой экспериментальной лодки было положено начало развитию подводного кораблестроения в Германии.

В переписке с Морским министерством России о заказе фирме трех боевых подводных лодок типа "Е" указывалось, что в случае получения заказа фирма подарит России свою первую экспериментальную лодку. 24 мая 1904 г. контракт на строительство трех подводных лодок типа "Е" ("Карп") был подписан и в знак признательности за столь выгодную сделку экспериментальная лодка была подарена России. 7 июня 1904 г. под наименованием "передвижной предохранительный буй" «Forelle» отправили по железной дороге из Киля в Либаву, куда она прибыла 14 июня. Лодку сопровождали инженер фирмы и команда, предназначавшаяся для обучения русского экипажа.

Подлодку, получившую название "Форель", погрузили на железнодорожную платформу, и 14 июня 1904 года она пребыла в Россию на станцию Либава. В сложившихся условиях "Форель" была достаточно ценным приобретением по следующей причине. Все уже имевшиеся и заказанные лодки при отправке на Дальний Восток даже на специальном транспорте требовали снятия большей части оборудования - фактически полуразборки. Это очень увеличивало срок приведения их в боеспособное состояние. Только одна маленькая "Форель" помещалась целиком на платформе и сразу по прибытии могла быть готова к действию. Поэтому в августе её после нескольких пробных выходов в море и погружений первым же эшелоном отправили на войну.

29 сентября 1904 года "Форель" прибыла во Владивосток и сразу же вступила в строй. Хотя ей не пришлось сталкиваться с противником, она тем не менее сыграла важную роль - роль "психологического оружия".

После окончания русско-японской войны прогресс в области подводного плавания стал намного интенсивнее, и в результате боевое значение ПЛ "Форель" быстро сошло на нет.

Подводные лодки в русско-японскую войну, по мнению многих офицеров того времени, спасли Владивосток от японского штурма. Значительный вклад в такой исход событий внесла и "Форель", поскольку с сентября 1904-го до весны 1905 года она была единственной действующей субмариной нашего флота в дальневосточных водах.


5. Схема проекта:


схема ПЛ типа Форель


Укрупненная схема (68,3 Кб)


Общее расположение подводной лодки "Форель"
1 - вертикальный руль; 2 - гребной электродвигатель; 3 - помпа балластная; 4 - при­вод люка; 5 - люк; 6 - перископ; 7 - боевая рубка;
8 - аккумуляторы; 9 - электро­мотор привода крышки торпедного аппарата; 10 - привод горизонтального руля; 11 - балластная цистерна;
12 - компрессор; 13 - гребной винт; 14 - кормовой гори­зонтальный руль; 15 - воздухохранитель; 16,17 - торпедный аппарат и его крыш­ка;
18 - носовой горизонтальный руль; 19 - надстройка; 20 - корпус привода люка; 21 - привод вертикального руля.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное, тонн: 17
  подводное, тонн: 18
  скорость хода  
  полная надводная, узлов: 4,5
  полная подводная, узлов: 3,5
  дальность плавания  
  в надводном положении, миль:

20
  в подводном положении, миль:

18
  глубина погружения  
  предельная: 30 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина, метров: 12,5
  ширина, метров: 1,65 (без ТА)
  осадка средняя, метров: 1,1
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  съемные наружные трубчатые торпедные аппараты: 2 шт.
  общее число торпед: 2 шт.
  энергоустановка  
  тип: электрическая
  количество х мощность электромоторов, л.с.: 1х65
  количество валов: 1
  обитаемость  
  экипаж, человек:

3-4

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923 гг" том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок (1624-1904)", Харвест, Минск, 2002г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017