Тип «Форель» (проект Р. Эквилея, Германия).
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
КИЛЬ (Германия): Верфь «Deutsche Werke Kiel AG». | ||||||
1 |
- |
02.1903 |
08.06.1903 |
21.08.1904 |
17.05.1910 - затонула, поднята |
4. История проекта:
Построена в 1903 гг. на верфи Ф. Круппа в Киле по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море. Строилась по проекту испанского инженера Раймондо де Эквилея (Raymondo Lorenzo d’Equevilley – Montjustin). Фирма к тому времени не имела никакого опыта подводного кораблестроения, а Р. Эквилей не относился к числу особо одаренных изобретателей, поэтому с технической точки зрения подводная лодка оказалась весьма заурядной.
ПЛ «Forelle» представляла собой маленький полуэкспериментальный кораблик, могла погружаться на 30 м и удаляться от базы на 20 миль в надводном положении и на 18 миль под водой. Вооружение лодки состояло из двух наружных трубчатых торпедных аппаратов, без запасных торпед. Лодка была однокорпусная, сверху прочного корпуса размещалась небольшая рубка и надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. Имела сильно развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые горизонтальные рули. Двигателем надводного и подводного хода служил электродвигатель, работавший от аккумуляторной батареи. Снизу прочного корпуса устанавливался сбрасываемый балласт. В средней части прочного корпуса была размещена балластная цистерна. Достоинством лодки была ее транспортабельность - она могла быть помещена на железнодорожную платформу без разборки. Строительством этой экспериментальной лодки было положено начало развитию подводного кораблестроения в Германии.
В переписке с Морским министерством России о заказе фирме трех боевых подводных лодок типа "Е" указывалось, что в случае получения заказа фирма подарит России свою первую экспериментальную лодку. 24 мая 1904 г. контракт на строительство трех подводных лодок типа "Е" ("Карп") был подписан и в знак признательности за столь выгодную сделку экспериментальная лодка была подарена России. 7 июня 1904 г. под наименованием "передвижной предохранительный буй" «Forelle» отправили по железной дороге из Киля в Либаву, куда она прибыла 14 июня. Лодку сопровождали инженер фирмы и команда, предназначавшаяся для обучения русского экипажа.
Подлодку, получившую название
"Форель", погрузили на железнодорожную платформу, и 14
июня 1904 года она пребыла в Россию на станцию Либава. В сложившихся условиях "Форель" была достаточно
ценным приобретением по следующей причине. Все уже имевшиеся и заказанные лодки
при отправке на Дальний Восток даже на специальном транспорте требовали снятия
большей части оборудования - фактически полуразборки. Это очень увеличивало
срок приведения их в боеспособное состояние. Только одна маленькая
"Форель" помещалась целиком на платформе и сразу по прибытии могла
быть готова к действию. Поэтому в августе её после нескольких пробных выходов в
море и погружений первым же эшелоном отправили на войну.
29 сентября 1904 года "Форель" прибыла во Владивосток и сразу же вступила в
строй. Хотя ей не пришлось сталкиваться с противником, она тем не менее сыграла
важную роль - роль "психологического оружия".
После окончания русско-японской войны прогресс в
области подводного плавания стал намного интенсивнее, и в результате боевое
значение ПЛ "Форель"
быстро сошло на нет.
Подводные лодки в русско-японскую войну, по мнению многих офицеров того времени, спасли Владивосток от японского штурма. Значительный вклад в такой исход событий внесла и "Форель", поскольку с сентября 1904-го до весны 1905 года она была единственной действующей субмариной нашего флота в дальневосточных водах.
5. Схема проекта:
Общее расположение подводной лодки
"Форель"
1 - вертикальный руль; 2 - гребной
электродвигатель; 3 - помпа балластная; 4 - привод люка; 5 - люк; 6 - перископ;
7 - боевая рубка;
8 - аккумуляторы; 9 - электромотор
привода крышки торпедного аппарата; 10 - привод горизонтального руля; 11 - балластная
цистерна;
12 - компрессор; 13 - гребной винт;
14 - кормовой горизонтальный руль; 15 - воздухохранитель; 16,17 - торпедный
аппарат и его крышка;
18 - носовой горизонтальный руль; 19 -
надстройка; 20 - корпус привода люка; 21 - привод вертикального руля.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное, тонн: | 17 | |
подводное, тонн: | 18 | |
скорость хода | ||
полная надводная, узлов: | 4,5 | |
полная подводная, узлов: | 3,5 | |
дальность плавания | ||
в надводном положении, миль: | 20 | |
в подводном положении, миль: | 18 | |
глубина погружения | ||
предельная: | 30 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина, метров: | 12,5 | |
ширина, метров: | 1,65 (без ТА) | |
осадка средняя, метров: | 1,1 | |
конструктивный тип: | однокорпусная | |
вооружение | ||
съемные наружные трубчатые торпедные аппараты: | 2 шт. | |
общее число торпед: | 2 шт. | |
энергоустановка | ||
тип: | электрическая | |
количество х мощность электромоторов, л.с.: | 1х65 | |
количество валов: | 1 | |
обитаемость | ||
экипаж, человек: | 3-4 |
7. Источники:
- "Русские подводные лодки 1834-1923 гг" том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок (1624-1904)", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017