Rambler's Top100 Тип "Карп"

Тип «Карп» (тип «Е», Германия).



1. Количество подводных лодок проекта: 3


2. Изображение проекта:


ПЛ Карп


ПЛ «Карп». 1907 год.
Рисунок Витюка А. © 2007г.


ПЛ Камбала


ПЛ «Камбала». 1909 год
Рисунок Витюка А. © 2012г.


ПЛ Карась


ПЛ «Карась» после модернизации. 1914 год
Рисунок Витюка А. © 2012г.


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ГЕРМАНИЯ: Киль. Верфь "Deutsche Werke Kiel AG" (3)

1

 «Карп»

109

05(06).1904

06.1907

01.08.1907

 01.05.1918 – захвачена Германией
 24.11.1918 – захвачена Антантой
 26.04.1919 – затоплена, поднята

2

 «Карась»

110

05(06).1904

30.05.1906

10.09.1907

 01.05.1918 – захвачена Германией
 24.11.1918 – захвачена Антантой
 26.04.1919 – затоплена

3

 «Камбала»

111

05(06).1904

07.1907

08.09.1907

 29.05.1909 – погибла, поднята частично



4. История проекта:


24 мая 1904 г. с фирмой Ф. Круппа был подписан контракт на постройку 3-х подводных лодок типа "Е". Эти подводные лодки строились под заводскими номерами 109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции, в контракте не предусматривались санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодки должны были начаться 10 января 1905 г., второй и третьей - в феврале и марте того же года. Затем подводные лодки должны были быть разобраны, перевезены по железной дороге в Россию и там вновь собраны. В качестве дара за заключение контракта Ф. Круп бесплатно передал России подводную лодку «Форель».

В августе 1905 г. Россия отказалась от железнодорожной доставки подводных лодок и предложила перегнать их в Либаву морем. Изготовление лодок задержалось, испытания начались только в августе 1905 г. и завершились летом 1907 г. в Киле. Во время постройки возникло много недоразумений между заводом и представителями ВМФ России, особенно упрекавших фирму Круппа в нежелании внести те изменения, которые уже осуществлялись на подводной лодке "U-1" (строилась попутно для Германии). Фирма Ф. Круппа, ссылаясь на условия контракта, отказывалась принимать требования русских моряков и несмотря на ряд замечаний, приемная комиссия под руководством М.Н. Беклемишева была вынуждена принять подводные лодки в казну.

Подводные лодки типа "Карп" относились к полуторакорпусному типу. Прочный корпус был разделен поперечными переборками на 7 отсеков, которые были соединены между собой болтами. Второй и шестой отсеки были оборудованы входными люками. Над четвертым отсеком размещалась прочная рубка, также имевшая входной люк. По отношению к прочному корпусу рубка не была герметизирована, не проверялись на герметичность и отсеки прочного корпуса. В нижней части прочного корпуса размещалось четыре откидных киля, конструкция отдачи которых оказалась очень несовершенной.

В верхней части корпуса во всю длину лодки размещалась надстройка, носовая оконечность которой имела характерную приподнятую форму, в кормовой части надстройки размещалось ограждение газовыхлопной трубы, напоминающее небольшую рубку; для вентиляции внутриотсечного воздуха и обеспечения работы керосиномоторов в носовой и кормовой частях были предусмотрены заваливающиеся вентиляционные трубы. В надстройке размещались запасы топлива и масла и баллоны воздуха высокого давления.

Система погружения-всплытия состояла из шести балластных цистерн внутри прочного корпуса и семи в легком, 3 из которых в носовой части, 2 - в кормовой и 2 - в межбортном пространстве. Внутренние цистерны располагались в нижней части прочного корпуса в районе аккумуляторных отсеков и были легкими, что исключало их продувание воздухом высокого давления и они осушались помпами.

Позднее, уже на Черном море, в 1910 - 1911 гг. за счет снятия 12 аккумуляторов одну из внутренних цистерн переделали под цистерну высокого давления, что существенно повысило безопасность лодок. Эта переделка была выполнена на подлодках "Карп" и "Карась" (дополнительно были установлены еще 2 ТА Джевецкого в корме). Наружные цистерны заполнялись самотеком, а продувались воздухом. Однако, время заполнения цистерн было большим и уже в России систему заполнения пришлось переделывать, менять арматуру. Для дифферентовки была предусмотрена всего одна носовая дифферентовочная цистерна, что приводило к ряду неудобств при эксплуатации. Для увеличения плавучести свободное пространство между легким и прочным корпусами заполнялось пробкой, которая в процессе эксплуатации набухала, ее удельный вес становился существенно больше расчетного значения, в результате чего лодка приобретала отрицательную плавучесть.

Несовершенна была и электромеханическая установка - аккумуляторная батарея не была оборудована системой вентиляции, в качестве главных двигателей надводного хода были применены керосиномоторы. Характерной особенностью, от которой фирма отказалась при строительстве немецких лодок, было наклонное размещение торпедного аппарата.

ПЛ «Камбала» погибла в 1909 году от тарана броненосца «Ростислав», остальные ПЛ этого типа в декабре 1916 года были признаны негодными к дальнейшей службе, в феврале 1917 года исключены из состава Черноморского флота и в мае того же года сданы в порт.


5. Схема проекта:


схема

Укрупненная схема (185,2 Кб)


Общее расположение подводных лодок типа "Карп"

1 - вертикальный руль; 2 - гребной винт; 3 - пробковый заполнитель; 4 - баллер вертикального руля; 5 - газовыхлопная труба;
6 - главная элек­тростанция; 7 - керосиномотор; 8 - вентиляционные трубы; 9 - входной люк; 10 - шлюпки; 11 - боевая рубка;
12 - перископ; 13 - рубочный ил­люминатор; 14 - штурвал вертикального руля; 16 - барабан штуртроса вертикального руля; 16 - помещение экипажа;
17 - пеналы для запас­ных торпед; 18 - крышка торпедного аппарата; 19 - торпедный аппарат; 20 - аккумуляторые батареи;
21 - внутренние балластные цистерны; 22 - цистерны в легком корпусе; 23 - отрывные кили;
24 - пост погружения и всплытия; 25 - электромотор


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное: 201-205 тонн
  подводное: 236-240 тонн
  скорость хода  
  полная надводная под керосиномоторами: 10,8 узлов
  полная надводная под электромоторами: 10,6 узлов
  подводная: 8,6 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении под керосиномоторами:

1200 (10,8), 2000 (8,5) миль
  в надводном положении под электромоторами:

27,5 (10,6), 82 (8,21), 138 (6,27) миль
  в подводном положении:

22,36 (8,6), 56 (5,9), 96,8 (4,4) миль
  глубина погружения  
  предельная: 30 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 39,5-39,9 метров
  ширина: 3,14 метра (2,7 метра - наибольший диаметр)
  осадка: 2,61 метр
  вооружение  
  457-мм носовой торпедный аппарат: 1
  457-мм кормовой торпедный аппарат: 2 (установлены после 1910 года)
  боезапас торпед: 3
  энергоустановка  
  тип: комбинированная (киросиномотор и электромотор)
  количество х мощность киросиномоторов, л.с.: 2 х 200 л.с.
  количество х мощность электромоторов, л.с.: 2 х 200
  обитаемость  
  экипаж:

20 (2 офицера) человек

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
- Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС, «Бастион», №6, 2002г.
- Тарас А.Е."История подводных лодок 1624-1904", АСТ Москва, Харвест, Минск 2002г.
- Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
- Ничик Ю.М. Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", "Таврида", Симферополь, 2004г.
- Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2005г.
- Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
- Царьков А.Ю. "Камбала" и другие", Морская Коллекция, №4, 2009г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016