Тип «Карп» (тип «Е», Германия).
1. Количество подводных лодок проекта: 3
2. Изображение проекта:
ПЛ «Карп». 1907 год.
Рисунок Витюка А. © 2007г.
ПЛ «Камбала». 1909 год
Рисунок Витюка А. © 2012г.
ПЛ «Карась» после модернизации. 1914 год
Рисунок Витюка А. © 2012г.
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
ГЕРМАНИЯ: Киль. Верфь "Deutsche Werke Kiel AG" (3) | ||||||
1 |
109 |
05(06).1904 |
06.1907 |
01.08.1907 |
01.05.1918 – захвачена Германией | |
2 |
110 |
05(06).1904 |
30.05.1906 |
10.09.1907 |
01.05.1918 – захвачена Германией | |
3 |
111 |
05(06).1904 |
07.1907 |
08.09.1907 |
29.05.1909 – погибла, поднята частично |
4. История проекта:
24 мая 1904 г. с фирмой Ф. Круппа был подписан контракт на постройку 3-х подводных лодок типа "Е". Эти подводные лодки строились под заводскими номерами 109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции, в контракте не предусматривались санкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодки должны были начаться 10 января 1905 г., второй и третьей - в феврале и марте того же года. Затем подводные лодки должны были быть разобраны, перевезены по железной дороге в Россию и там вновь собраны. В качестве дара за заключение контракта Ф. Круп бесплатно передал России подводную лодку «Форель».
В августе 1905 г. Россия отказалась от железнодорожной доставки подводных лодок и предложила перегнать их в Либаву морем. Изготовление лодок задержалось, испытания начались только в августе 1905 г. и завершились летом 1907 г. в Киле. Во время постройки возникло много недоразумений между заводом и представителями ВМФ России, особенно упрекавших фирму Круппа в нежелании внести те изменения, которые уже осуществлялись на подводной лодке "U-1" (строилась попутно для Германии). Фирма Ф. Круппа, ссылаясь на условия контракта, отказывалась принимать требования русских моряков и несмотря на ряд замечаний, приемная комиссия под руководством М.Н. Беклемишева была вынуждена принять подводные лодки в казну.
Подводные лодки типа "Карп" относились к полуторакорпусному типу. Прочный корпус был разделен поперечными переборками на 7 отсеков, которые были соединены между собой болтами. Второй и шестой отсеки были оборудованы входными люками. Над четвертым отсеком размещалась прочная рубка, также имевшая входной люк. По отношению к прочному корпусу рубка не была герметизирована, не проверялись на герметичность и отсеки прочного корпуса. В нижней части прочного корпуса размещалось четыре откидных киля, конструкция отдачи которых оказалась очень несовершенной.
В верхней части корпуса во всю длину лодки размещалась надстройка, носовая оконечность которой имела характерную приподнятую форму, в кормовой части надстройки размещалось ограждение газовыхлопной трубы, напоминающее небольшую рубку; для вентиляции внутриотсечного воздуха и обеспечения работы керосиномоторов в носовой и кормовой частях были предусмотрены заваливающиеся вентиляционные трубы. В надстройке размещались запасы топлива и масла и баллоны воздуха высокого давления.
Система погружения-всплытия состояла из шести балластных цистерн внутри прочного корпуса и семи в легком, 3 из которых в носовой части, 2 - в кормовой и 2 - в межбортном пространстве. Внутренние цистерны располагались в нижней части прочного корпуса в районе аккумуляторных отсеков и были легкими, что исключало их продувание воздухом высокого давления и они осушались помпами.
Позднее, уже на Черном море, в 1910 - 1911 гг. за счет снятия 12 аккумуляторов одну из внутренних цистерн переделали под цистерну высокого давления, что существенно повысило безопасность лодок. Эта переделка была выполнена на подлодках "Карп" и "Карась" (дополнительно были установлены еще 2 ТА Джевецкого в корме). Наружные цистерны заполнялись самотеком, а продувались воздухом. Однако, время заполнения цистерн было большим и уже в России систему заполнения пришлось переделывать, менять арматуру. Для дифферентовки была предусмотрена всего одна носовая дифферентовочная цистерна, что приводило к ряду неудобств при эксплуатации. Для увеличения плавучести свободное пространство между легким и прочным корпусами заполнялось пробкой, которая в процессе эксплуатации набухала, ее удельный вес становился существенно больше расчетного значения, в результате чего лодка приобретала отрицательную плавучесть.
Несовершенна была и электромеханическая установка - аккумуляторная батарея не была оборудована системой вентиляции, в качестве главных двигателей надводного хода были применены керосиномоторы. Характерной особенностью, от которой фирма отказалась при строительстве немецких лодок, было наклонное размещение торпедного аппарата.
ПЛ «Камбала» погибла в 1909 году от тарана броненосца «Ростислав», остальные ПЛ этого типа в декабре 1916 года были признаны негодными к дальнейшей службе, в феврале 1917 года исключены из состава Черноморского флота и в мае того же года сданы в порт.
5. Схема проекта:
Общее расположение подводных лодок типа "Карп"
1 - вертикальный руль; 2 - гребной винт; 3 - пробковый заполнитель; 4 - баллер вертикального руля; 5 - газовыхлопная труба;
6 - главная электростанция; 7 - керосиномотор;
8 - вентиляционные трубы; 9 - входной люк; 10 - шлюпки; 11 - боевая рубка;
12 - перископ; 13 - рубочный иллюминатор; 14 - штурвал вертикального руля; 16 - барабан штуртроса вертикального руля; 16
- помещение экипажа;
17 - пеналы для запасных торпед; 18 - крышка торпедного аппарата; 19 - торпедный аппарат; 20 - аккумуляторые батареи;
21 - внутренние балластные цистерны; 22
- цистерны в легком корпусе; 23 - отрывные кили;
24 - пост погружения и всплытия; 25 - электромотор
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное: | 201-205 тонн | |
подводное: | 236-240 тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная под керосиномоторами: | 10,8 узлов | |
полная надводная под электромоторами: | 10,6 узлов | |
подводная: | 8,6 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении под керосиномоторами: | 1200 (10,8), 2000 (8,5) миль | |
в надводном положении под электромоторами: | 27,5 (10,6), 82 (8,21), 138 (6,27) миль | |
в подводном положении: | 22,36 (8,6), 56 (5,9), 96,8 (4,4) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 30 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 39,5-39,9 метров | |
ширина: | 3,14 метра (2,7 метра - наибольший диаметр) | |
осадка: | 2,61 метр | |
вооружение | ||
457-мм носовой торпедный аппарат: | 1 | |
457-мм кормовой торпедный аппарат: | 2 (установлены после 1910 года) | |
боезапас торпед: | 3 | |
энергоустановка | ||
тип: | комбинированная (киросиномотор и электромотор) | |
количество х мощность киросиномоторов, л.с.: | 2 х 200 л.с. | |
количество х мощность электромоторов, л.с.: | 2 х 200 | |
обитаемость | ||
экипаж: | 20 (2 офицера) человек |
7. Источники:
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
- Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС, «Бастион», №6, 2002г.
- Тарас А.Е."История подводных лодок 1624-1904", АСТ Москва, Харвест, Минск 2002г.
- Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
- Ничик Ю.М. Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", "Таврида", Симферополь, 2004г.
- Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2005г.
- Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
- Царьков А.Ю. "Камбала" и другие", Морская Коллекция, №4, 2009г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017