Rambler's Top100 Камбала Тип "Карп"

"Камбала"

Тип «Карп» (тип "Е", Германия)



фотография:


ПЛ Камбала

ПЛ "Камбала" типа "Карп" в г.Севастополь. 1908 год.



историческая справка:


1904 год май - июнь
Заложена на судоверфи "Deutsche Werke Kiel AG" в Киле (Германия) по заказу Морведа России;

1906 год 25 июля
Зачислена в списки кораблей ЧФ;

1907 июнь
Спущена на воду;

1907 год май - август
Приемо-сдаточные испытания проводились комиссией под председательством кап.1р. Беклемишева М.Н.;

1907 год 8 сентября
Вступила в строй;

1907 год 19 сентября
Граждане немецкого города Экенферда вручили ПЛ "Камбала" шелковый памятный флаг;

1907 год 21 сентября
Возвращаясь из очередного пробного выхода с германским заводским экипажем на борту, в Кильской бухте столкнулась с немецким каботажным пароходом, в результате чего свернула носовую оконечность, а пароход получил надводную пробоину в корме. После 10-ти дневного ремонта ПЛ передали Балтийскому флоту;

1907 год сентябрь - октябрь
Своим ходом, совместно с другими ПЛ серии, перешла из Киля в Либаву, где вошла в состав Учебного отряда подводного плавания;

1908 год 22 апреля
Отправлена по железной дороге из Либавы (Лиепая) в Севастополь;

1908 год 4 (6) мая
Прибыла в Севастополь. Вошла в состав отряда подводного плавания Черного моря. Зачислена в 28-й флотский экипаж ЧМ. Использовалась для учебных целей;

1908 год 1 августа
Собрана, моторы опробованы на зарядку, механизмы готовы к погружению;

1908 год лето
Участвовала в маневрах Черноморского флота;

1909 год 29 мая
В 23.27 таранена и потоплена в районе Севастополя линейным кораблем "Ростислав" при выходе в ночную торпедную атаку во время учений. На корабле погибли 20 подводников. Из воды удалось поднять только командира ПЛ - лейтенанта Аквилонова М.М. Суд признал командира ПЛ виновным в гибели подводной лодки и членов экипажа. Аквилонова М.М. приговорили к заключению в крепость на шесть месяцев;

1909 год июнь
Для обследования и проведения работ по подъему ПЛ привлекли штатных водолазов кораблей ЧФ. Однако, после гибели от кессонной болезни водолаза Бочкаленко Е., эти работы прекратили до прибытия более подготовленных специалистов из Кронштадтской водолазной школы. Проведенное обследование показало, что корпус ПЛ сразу за рубкой оказался разрезан на две части, лежащие на расстоянии 32 м друг от друга. Было принято решение отбуксировать обе части на более мелкое место, после заведения стропов с плашкоута;

1909 год август - сентябрь
Носовая часть была поднята ступенчатым способом, путем изменения осадки плашкоута. Кормовая часть осталась на дне (в некоторых источниках говорится о том, что она была поднята через 17 лет);

1909 год 9 сентября
Утром ПЛ поставили в Лазаревский док и вынесли из отсеков останки четырнадцати подводников. Спустя два дня их отпевали в Никольском соборе Севастополя. Тела погибших офицеров - кап.2р. Белкина и мичмана Тучкова - были отправлены на родину, нижних чинов погребли с воинскими почестями на городском кладбище, в братской могиле;

1910 год лето
Корпус ПЛ не разбирался. Планировался подъем кормовой части и востановление корабля. Однако данное решение отменили и носовую часть корпуса разобрали на металл;

1911 год 20 января
Исключена из состава ЧФ;

1912 год 29 мая
Открыт и освящен памятник погибшим морякам. На могиле установили рубку подводной лодки. На рубке - крест и мраморную фигуру скорбящего ангела (ныне утрачена);

1930 год
Сильно пострадавший в годы Гражданской войны памятник был восстановлен силами подводников МСЧМ;

1945 год - 1950 год
Сильно пострадавший в годы Великой Отечественной войны памятник был снова восстановлен;

1990 год
Памятник пришел в сильное запустение. Благодаря инициативе членов Клуба любителей истории Севастополя и моряков Краснознамённого Черноморского флота, были собраны необходимые средства. На них восстановили фундамент памятника, рубку окрасили серебряной краской и заварили вход в неё. Перед рубкой установили якорь с цепью, которая обнимает основание рубки. На месте входного люка установили новую металлическую табличку с надписью: «Рубка - памятник морякам подлодки «Камбала», погибшим в море 29.05.1909». Позднее перед рубкой установили табличку с фамилиями всех 20 погибших подводников;

2012 год
На начало года подтвержденных данных об обнаружении кормовой оконечности ПЛ "Камбала" нет.



командиры:


1. Граф Келлер П.Ф. (12.04.1907-29.05.1909)
2. Аквилонов М.М. (03.04.1909-29.05.1909) ВРИД



дополнительная информация:



1. Черкашин Н. "Гибель "Камбалы"
2. Фотография памятника экипажу ПЛ "Камбала" (автор И. Курганов)
3. Фотография мемориальной доски с памятника экипажу ПЛ "Камбала" (автор И. Курганов)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918гг.)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
4. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС, "Бастион", №6, 2002г.
7. Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904гг.", АСТ Москва, Харвест, Минск 2002г.
8. Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
9. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
10. Царьков А.Ю. "Камбала" и другие", Морская Коллекция, №4, 2009г.
11. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", РБИЦ "БЛИЦ", Санкт-Петербург, 2011г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

© 2004-2012 Составитель Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004-2012 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.