Rambler's Top100 Подводная лодка В.Бауэра "Морской Черт"

Проект подводной лодки В. Бауэра (Германия).


Проект подводного корвета – не реализован.



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодка Бауэра

предполагаемый вид с боку.


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Гальванический завод герцога Лейхтенбергского

1

 «Морской черт»

-

1854

03.11.1855

не вступала

 02.10.1856 - затонула, поднята



4. История проекта:


В 1854 году баварский уроженец Вильгельм Бауэр (Bauer) обратился к русскому правительству с предложением построить подводную лодку (он называл ее гипонавтический аппарат) и подводный корвет с 24 пушками.

Обращению к русскому правительству предшествовала довольно долгая история. Токарь по первоначальной специальности, Бауэр служил в баварской армии сначала в кавалерии, затем в артиллерии, где дослужился до капрала. Во время войны между Германией и Данией, когда датский флот нанес серьезные удары по немецким берегам, Бауэр загорелся идеей создания подводных судов, способных из-под воды препятствовать нападению неприятельских судов. В 1850 году на средства, предоставленные шлезвиг-гольштинской армией, несколькими адмиралами и частными лицами, в Киле была построена 1-я подводная лодка Бауэра "Der Brandtauscher" (подводный брандер). Вследствие недостаточных технических знаний изобретателя опыт оказался неудачным — в 1851 году подводная лодка Бауэра затонула в Кильской гавани. Поднятая впоследствии, она хранится ныне в музее морского училища.

Попытки Бауэра заинтересовать своим изобретением Пруссию и Австрию не имели успеха. Затем Бауэр обратился в Англию, где пользовался несколько лет покровительством принца Альберта (супруга королевы Виктории), но и в Англии отказались от его услуг. Потерпев неудачу и в США, Бауэр решил попытать счастья в России, где нашел, наконец, применение свои изобретениям.

Бауэру была предоставлена возможность построить на гальваническом заводе герцога Лейхтенбергского свою подводную лодку и изготовить модель подводного корвета (в надводном положении судно приводилось бы в движение паровой машиной, под водой пневматическим двигателем работающим на сжатом воздухе) с 24-мя пушками в 1/12 натуральной величины в собственной мастерской. Бауэр потребовал, чтобы ему, кроме денежного вознаграждения, было присвоено звание подводного инженера, он был зачислен на действительную службу в морское ведомство и получил мундир вольного инженер-механика.

Строительство завершилось в начале мая 1855 г. Оно обошлось в 74 тысячи рублей. В течение 6 месяцев после этого ее никак «не могли доставить» в Кронштадт для испытаний. Наконец, в Санкт-Петербург вернулся из Крыма князь Константин Николаевич. Уже на следующий день после этого лодка оказалась на стенке в Военной гавани Кронштадта. 2 ноября ее официально приняли представители Военного министерства. Но тут Бауэр заявил, что необходимо внести некоторые изменения в конструкцию подводной лодки. Пока шли работы, началась зима. Испытания отложили до весны следующего года. Официального названия эта судно не имело, однако сам Бауэр называл его «Морской чёрт (чорт)» (See Teufel) — в пику своему яростному критику, профессору Карстену.

По внешнему виду оно напоминало его первую лодку, но было в два раза больше. Прообразом своей подводной лодки Бауэр считал дельфина, поэтому корпус лодки в поперечном сечении был эллиптическим. Он был изготовлен из железных листов размером 300 х 60 см (10 х 2 фута) и толщиной 1,5 см (0,55 дюйма). Эти листы были приклепаны к железным шпангоутам эллипсовидной формы шириной 17,8 см (7 дюймов). Лишь носовая часть плавно заострялась. Чтобы урав­новесить весовую нагрузку, она была сделана на 15,2 см (6 дюймов) ниже средней части.

Спереди вверху имелся купол (наблюдательная кабина), снабженный по бокам двумя иллюминаторами из хрусталя толщиной 2 дюйма (5 см) и диаметром 10 дюймов (25,4 см), а также входным люком. В верхней части корпуса были сделаны 5 иллюминаторов, и в бортах лодки еще 16 (по 8 с каждого борта) диаметром 11 дюймов (28 см) со стеклами из чистого хрусталя в 2 дюйма толщиной. Днем в чистой прозрачной воде видимость составляла от 50 до 75 футов (15—23 м). Этого вполне хватало для освещения внутри лодки, для наблюдения и для преследования надводных судов. Для подводного ориентирования имелись приборы: компас и манометрический глубиномер.

Погружение производилось приемом воды в три цилиндрические балластные цистерны (длиной 2(3?) и диаметром 1,4(1,37?) м каждая) общей емкостью 22500 литров, всплытие — осушением их с помощью двух ручных насосов. Четвертая цистерна (длина 1,5 (1,52?) м, диаметр 35 (33?) см) являлась регулировочной, она служила для удержания лодки на определенной глубине. Изменение глубины на ходу достигалось изменением дифферента лодки посредством передвижения груза с помощью червячного вала, установленного вдоль лодки на подшипниках. Предполагалось, что лодка будет выдерживать давление воды на глубине до 150 футов (45,7 метров).

Движение подводной лодки осуществлялось мускульной силой матросов, вращающих гребной винт диаметром 2,13 метра, который через зубчатую передачу соединялся с четырьмя ступенчатыми колесами диаметром 7 футов (2,13 метра). Каждое колесо вращали 2 матроса, наступая ногами на ступеньки колес. Винт был огражден с четырех сторон железными полосами. Бауэр предполагал, что скорость ПЛ будет около 7 узлов, на испытаниях же скорость не превышала 1 узла, матросы быстро утомлялись и лодка из-за малой скорости переставала слушаться руля. Максимальный пробег со скоростью 1 миля в час составил 100 саженей (время — 17 минут).

Лодка была вооружена 30-пудовой (480 кг) миной, закрепленной сверху на специальной площадке в носовой оконечности. Первоначально планировалось, что операцию по ее прикреплению к днищу вражеского корабля будет выполнять человек, находящийся в наблюдательной кабине (тот же способ, что и в субмарине 1850 г.). Для этого к бокам кабины были прикреплены два гуттаперчевых рукава с перчатками. Но погружения показали, что забортное давление воды вдавливает рукава внутрь кабины. Тогда Бауэр решил, что установку мины будет производить водолаз. С этой целью он устроил в центральной части лодки шлюзовую камеру, через которую водолаз мог выйти под водой наружу, а потом, прикрепив мину (обладавшую минимальной положительной плавучестью) к килю корабля противника, вернуться обратно.

Водолаз входил в эту камеру, закрывал за собой люк и открывал клапан для впуска воды. Вода заполняла шлюз самотеком, вытесняя воздух из него внутрь лодки через специальный клапан в потолке. Дождавшись полного затопления шлюзового отсека, водолаз открывал люк для выхода за борт. Вернувшись, он запирал выходной люк и открывал клапан, через который в шлюз поступал сжатый воздух. Воздух выдавливал воду через клапан в полу в трюм, откуда ее потом выкачивали насосом.

В середине лодки находился специальный насос, который качал воду из трюма в 7 труб длиной свыше 30 футов (9,2 м), расположенных вдоль судна под потолком. Они были снабжены мелкими отверстиями, через которые непрерывно текла вода в виде дождя. Бауэр считал, что такое орошение очищает испорченный воздух. В кормовой части был устроен ватер­клозет с трубами, насосами и кранами.

Экипаж состоял из 10 матросов (первоначально – 8), мастера-котельщика, Бауэра и офицера (командира ПЛ), всего 13 человек.

Подводная лодка испытывалась в Кронштадте и при одном из погружений затонула 2 октября 1856 года. Была поднята только 18 февраля 1857 года, после чего была доставлена в Санкт-Петербург, сначала к Новому Адми­ралтейству, а в ноябре того же года вытащена на малый эллинг Охтинской верфи. Лодку признали не удовлетворяющей условиям заключенного с Бауэром контракта.

Бауэр всячески расхваливал свою лодку, и многие историки подводного плавания характеризовали его изобретение как выдающееся, послужившее якобы толчком для развития подводного плавания в России. Однако это не так.

По контракту, заключенному с Бауэром 20 июня 1855 г., лодка должна была удовлетворять следующим 10 условиям:

1. Опускаться под воду и подыматься по воле управляющего лодкой и, в случае опасности, угрожающей лодке совершенным затоплением, воспрепятствовать этому. Комиссия, производившая испытания лодки, установила, «что для того, чтобы опуститься ей на 5 футов нужно было 25 минут, а подняться до горизонта с этой глубины 3,5 минуты времени; но 2 октября 1856 г. эта лодка, выведенная на Малый Кронштадтский рейд, чтобы взорвать приготовленный для этого бот, после продолжительных и тщетных попыток прикрепить мину к боту - затонула... . При повреждении, случившемся внизу, он (Бауэр) вместо того, чтобы употребить все знание свое и все усилия к спасению лодки и экипажа... первый покинул лодку».

2. Двигаться горизонтально по данной глубине, не превышающей 150 фут, и по указанному направлению со скоростью 7 верст в час. Комиссия установила: «Не только на 150 футах, на 3-х футах под водою уже открывалась в лодке течь..., на 8 футах... течь была уже столь значительна, что всех перемочило... 16 июня 1856 г. эта лодка, плывя в уровень с поверхностью моря, прошла 100 сажен в 17 минут и больше двигаться не могла по причине совершенного изнеможения людей, приводивших в движение гребной винт». Далее комиссия констатировала, что при погружении «...из всех пазов лодки выходило такое множество воздушных пузырей, что вода казалась кипящею, в то же время внутри лодки, несмотря на твердость замазки, покрывавшей пазы, из оных струями потекли потоки, и чем паз был ниже, тем течь сильнее».

3. Быть в состоянии двигаться при разных наклонениях продольной оси от 0° до 45° как на разных глубинах под водою, так и близ поверхности. Комиссия отмечала: «Эта лодка никак не могла итти под углом близким к 45°...; самое потопление лодки приписано изобретателем тому, что лодка принимала наклонное положение вследствие которого, по всей вероятности, тронулись части механизма и повредили корпус судна...».

4. Ходить под парусами, ежели комитет признает это нужным, причем мачта и парус должны быть каждый раз скоро и удобно ставимы, без ущерба подводному плаванию. Комиссия констатировала: «Устройство для постановки мачты совершенно лишнее и много препятствует ходу лодки».

5. Поворачивать по дуге при радиусе не более 50-ти фут, при всех возможных уклонениях продольной оси лодки; также двигаться боком. Комиссия зафиксировала: «Эта лодка и без уклонений весьма худо слушалась руля... Боком же она могла не­сколько двигаться когда стояла на месте, посредством устроенного для этой цели особого винта, но винт этот, будучи в бездействии при поступательном движении лодки, значительно задерживает ход».

6. Иметь количество воздуха при обыкновенной упругости для 5 человек на 8 часов и во всякое время быть в состоянии заменить испортившийся в лодке воздух свежим, атмосферным. Процесс этот должен совершаться в продолжение 15 минут, причем лодка остается под водою. Комиссия установила, что «замена воздуха... совершается скоро посредством крана и маленькой трубки, но верхняя поверхность лодки тогда находится наравне с горизонтом воды, а не под водою, как условием контракта требуется».

7. Представлять возможность к высылке из лодки в воду людей с разными снарядами и снабжать их средствами для действия под водой. По этому пункту комиссия опытов не производила. По мнению командира лодки «... выслать человека из водолазной камеры очень опасно, и из команды подводной лодки никто не в состоянии этого выполнить».

8. Находившиеся в лодке должны иметь возможность к усмотрению окружающих их предметов. Комиссия удостоверилась, что, опускаясь под воду несколько раз, «по чрезвычайной мутности воды Кронштадтского рейда, почти ничего не видать под водой... и поэтому при движении лодки, действием руля предупредить удар решительно невозможно».

9. Доставлять возможность человеку, не подвергая целого корпуса (тела) его давлению воды, выставлять руки внаружу аппарата. «Член комиссии, генерал Трескин при входе в лодку обратил внимание на доску, плотно прилегавшую к борту и подпертую в другой борт палками. Это были щиты, закры­вавшие рукава из резины, сквозь которые должно руками прикреплять мины к неприятельскому кораблю. По показанию бывших в лодке людей, несмотря на клапана снаружи, прикрывающие эти рукава, при погружении лодки в воду, напором оной эти рукава вдавливаются внутрь лодки., отчего бывает большая течь. При попытке прикрепить мину руками к бревну лодка чуть не утонула, после чего целую ночь откачивали воду».

10. Быть в состоянии прикреплять мины к неприятельскому кораблю мгновенно по прибытии лодки к месту назначения, и произвести 6-ть взрывов в каждый подводный рейс. Каждая мина должна вмещать в себе до 500 фунтов пороха и около 11 бомб. Это основное требование Бауэром также не было выполнено.

Бауэру предложили составить перечень исправлений, которые позволили бы продолжить испытания ПЛ в 1858 году. Вместо этого Бауэр обвинил участников испытаний в недоброжелательстве, потребовал, чтобы деньги на ремонт были бы вручены ему в собственные руки, от представления конкретного перечня исправлений отказался. После безуспешных переговоров Бауэр 25 февраля 1858 года был уволен со службы по Морскому ведомству, т.к. "изготовление подводной лодки и модели подводного корвета не исполнил". Недоделанная модель подводного корвета (на постройку отпущено 3500 рублей) была оставлена Бауэру, подводная лодка 22 мая 1858 года была спущена на воду и сдана под расписку механику Бауэра. О дальнейшей ее судьбе сведений нет. В большинстве источников указывается, что она осталась на Охте навсегда.


5. Схема проекта:


Подводная лодка Бауэра

Предполагаемая схема


6. Тактико-технические данные проекта:


 водоизмещение 
 полное:47 тонн
 кораблестроительные элементы 
 длина5,8 м (52 фут.)
 ширина3,78 м (12 фут. 5 дм)
 высота3,35 м (11 фут.)
 глубина погружения 
 по проекту:46 метров (150 фт.)
 по факту:13 метров (50 фт.)
 вооружение 
 мина1 шт.
 энергоустановка 
 тип:мускульный (ручной)
 экипаж 
 13 человек

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок (1624-1904гг.), Харвест, Минск, 2002г.
- Дыгало И. "Изобретение инженера Бауэра"


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017