Rambler's Top100 Водобронный миноносец Джевецкого


Водобронный миноносец С.К. Джевецкого (1897-1910 гг.).
Проект подводной лодки 1887 г.
Проект подводного миноносца 1892 г.



1. Изображение проекта:



Вариант миноносца Джевецкого


2. История проекта:



В 1887 г. С.К. Джевецкий предложил российскому морскому ведомству проект подводной лодки надводным водоизмещением 55 тонн и подводным - 63 тонны. Длина ее составляла 18 метров, ширина 2,3 метра, высота от киля до верхней палубы 4 метра. Движение на поверхности должна была обеспечить паровая машина мощностью 300 лошадиных сил (скорость до 15 узлов), под водой - электромотор мощностью 100 л.с. (скорость до 10 узлов), работавший от аккумуляторной батареи из 400 элементов (подобная скорость была на тот момент не достижимой). Паровой котел отапливался нефтью. Расчетная дальность плавания полным ходом в надводном положении предполагалась в 600 миль, под водой на электромоторе - 30 миль. Лодка имела двойной корпус (с промежутком между обшивками в 20 см), рассчитанный на глубину погружения до 20 метров. Вооружение составляли 2 рамочных торпедных аппарата конструкции Джевецкого (боекомплект 4 торпеды). Численность экипажа планировалась в пределах 8-12 человек. Морской технический комитет (МТК) отклонил этот проект, хотя он представлял незаурядное достижение инженерной мысли. В 1892(93?) г. Джевецкий переделал его.

В 1896 году Джевецкий представил свой вариант проекта 1892(93?) года на конкурс французского морского министерства. И получил за него вторую премию, которую при желании можно считать первой, так как первую премию не дали никому. Он представлял собой увеличенный в габаритах и немного измененный в деталях предыдущий корабль. Водоизмещение по проекту составляло 190 тонн. Две паровые машины Лаваля должны были обеспечить 15-узловый надводный ход в течение 48 часов (720 миль). Паровые котлы были предназначены для жидкого топлива. Расчетная скорость под водой на электромоторах планировалась в 10 узлов. Вооружение - 4 рамочных торпедных аппарата по бортам субмарины. Бросается в глаза то обстоятельство, что этот "миноносец" Джевецкого в ряде отношений предвосхитил "Нарвал" Лобёфа.

Сознавая недостатки своих подводных лодок, Джевецкий обратился к идее создания "водобронного миноносца" - низкосидящего полуподводного судна с паровой машиной для надводного хода и электромотором для возможности движения в почти погруженном состоянии, когда на поверхности оставалась только верхняя палуба и небольшая часть надстройки, заполненная пробкой.

Первоначальный проект "водобронного" миноносца, представленного С.К. Джевецким (разработан при участии А.Н. Крылова в 1897 году), рассматривался МТК 24 февраля 1898 г. Согласно проекту "водобронный" миноносец должен был иметь 3 палубы: главную (водонепрони­цаемую) и 2 легких, промежуток между которыми должен был заполняться пробкой. Все механизмы размещались под главной палубой, а дымовые трубы, "сходные" и вентиляционные шахты защищались броней. Корпус под главной палубой разделялся на 10 водонепрони­цаемых отсеков. Водоизмещение (надводное/"водобронное") 300/325 т, главные размерения: 46,8 х 5,06 х 3,4/5,4 м, высота надводного борта 2/0,45 м, скорость хода 25/20 узлов, мощность машин (турбин Парсонса) - 4500 л.с., котлы с нефтяным отоплением системы Дю-Тампля паропроизводительностью 40 т/час. Предполагаемое вооружение 4 ТА и 1 х 47-мм пушка Гочкиса. Толщина броневой защиты 25 мм, объем пробки - 60 м3. Объем балластной воды 25 т. Для осушения предусматривались два водо­отливных турбонасоса производите­льностью по 600 т/час.

В конце 1898 г. - начале 1899 г. в опытовом бассейне Морского ведомства были проведены испытания модели миноносца по "определению сопротив­ления при нормальном и загруженном состоянии" (осадка корабля 2,8 м и 4,8 м соответственно).

К 1 марта 1899 г. С.К. Джевецким был представлен подробный проект корабля. В процессе рассмотрения проекта отде­лами МТК был высказан ряд замечаний, в частности, Минный отдел (отзыв от 20 мая 1900 г.) потребовал установки 8 ТА и 8 запасных торпед (в 500-кг водонепро­ницаемых ящиках на ВП). К апрелю 1901 г. эти требования снижены до 4 ТА. Усиленное до 2 х 47-мм и 2 х 37-мм пушек артиллерийское вооружение признавалось недостаточным.

В 1901 г. МТК принято решение о строительстве кессона («вырезок средней части миноносца, но без соблюдения формы днища») для оценки живучести предложенной конструкции. Кессон размерами 7,5 х 5,2 х 3,6 м был построен на Адмиралтейском заводе под наблюдением корабельного инженера Э.Е.Гуляева.

Опыты (июль-август 1902 г.) выявили высокую живучесть конструкции при разрывах 75-мм и 152-мм снарядов в межпалубном пространстве (стрельбу вели крейсера "Аврора" и "Паллада"). При принуди­тельном подрыве 120-мм снаряда внутри кессона образовалась пробоина треугольной формы 60 х 50 х 40 мм, значи­тельные повреждения получили переборки и палубы, отсек затонул. В 1903 г. отсек был подвергнут еще двум сериям испы­таний для выяснения условий проник­новения снарядов, определения влияния воздушной подушки на целостность корпуса при взрывах и степени разрушения от взрывов 152-мм снарядов в «водяной броне». По заключению комиссии снаряды проникали в воду на глубину не более 30 см., борт и главная палуба кессона оставались невредимыми.

С учетом результатов этих испытаний и испытаний турбин Рато во Франции, 7 декабря 1904 г. МТК признал желательной постройку миноносца, в качестве завода-строителя предложен Метал­лический завод в С.Петербурге. При этом С.К. Джевецким предложено увеличить водоизмещение до 560 т, с увеличе­нием количества ТА до 8, а артиллерии до 5-6 х 57-мм орудий. Скорость надвод­ного хода - 26 узлов. В апреле 1905 г. было получено разрешение на строитель­ство по проектам Джевецкого "водобронного миноносца" и ПЛ с единым дви­гателем "Почтовый". Средства (небюд­жетные) для строительства нашлись только для ПЛ.

Окончательный вариант эскизного проекта "водобронного миноносца" был представлен в МТК 13 июля 1906 г. Несмотря на предложения Металлического завода принять на себя постройку миноносца, было решено провести новые опыты, учитывающие увеличение заряда снарядов в 4 раза. 25 октября 1908 г. новый кессон был спущен на воду, а в 1910 г. Морской Генеральный Штаб принял решение, что "надобности в водобронном миноносце г. Джевецкого не встречается".


3. Схемы проекта:


Вариант миноносца Джевецкого

Вариант миноносца Джевецкого


4. Тактико-технические данные проекта (1906г):


Водоизмещение, т.                                                       550

Длина, м.                                                                      76

Ширина  наибольшая, м.                                               7,8

Осадка, м:

-  в надводном положении                                4

-  при "водобронном" погружении                      5,8

Экипаж, чел.                                                                 20

Энергетическая установка:

-  тип                                                                котлопаротурбинная

-  тип двигателя                                                паровая турбина системы Рато

-  число х общая мощность двигателей, л.с.     3 х 6000

-  число паровых котлов                                    8

-  котлы                                                             нефтяные типа "Солиньяк и Гриль"

-  тип установки для подводного хода               электрическая

-число групп АБ                                                2

-число гребных валов                                       4

Скорость хода, уз.:

-  полная надводная                                         24-25

-  полная при "водобронном" положении            20-21

-  в подводном положении                                до 15

Дальность плавания, мили

- подводная                                                      500

- надводная                                                      2000

Бронирование дымоходов и воздушных труб, мм         50

Запас топлива (мазут), т.                                               60

Вооружение:

Торпедное:

-  число х калибр ТА, мм.                                  2 х 381

-общее число торпед                                        6

Артиллерийское:

-  число АУ х калибр, мм.                                  6 х 57


Изменение ТТХ в процессе проектирования:


 

Характеристика

Год предъявления проекта

1893

1897-1899

1905

1905

1907

Длина между перпендикулярами, м

43,4

46,8

-

63,7

72

Наибольшая ширина, м

4,0

5,06

-

6,53

6,73

Углубление с килем, м

4,35

3,40

4,0

4,1

3,8

Водоизмещение, т

140

300

Пр. 550

560

610

Масса водяного балласта, т

15

25

Ок.60

-

Ок.72

Водоизмещение в водобронном положении, т

155

325

Ок.615

-

Ок. 690

Углубление в водобронном положении, м

5,1

5,38

5,8

5,73

5,60

Тип главной ЭУ

Паровые

машины 3 вала

Турбины,

Турбины,

2 вала

Турбины,

2 вала

Турбины,

2 вала

Суммарная мощность

до ЭУ, л. с.

2400

4500

6000

-

7000

Скорость, уз надводного хода „водобронная"

24
19,5

25
20

25
20-21

26
21

25
20

Запас топлива, т

На 70 ч хода
14 уз

60

60

44

140

Дальность плавания экономическим ходом, миль (при скорости, уз)

980
(14)

1200
(10)

2000
(14)

-
-

3000
(15)

Вооружение:
количество минных аппаратов
запас мин
количество артиллерийских установок х калибр в мм

 
2
6
-

 
4
-
1x47

 
8
-
Арт. и пул.

 
8
-
5-6x57

 
8
-
4x75 6 пул.

Экипаж, чел.

12

-

-

-

-


5. Источники:


- Александров Ю.И. «Отечественные подводные лодки до 1918 года», ВТС, «Бастион», №6, 2002г.
- "Русские подводные лодки 1834-1923 гг" том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок (1624-1904)", Харвест, Минск, 2002г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017