Первый вариант подводной лодки (подводного брандера) О.Б. Герна
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
Проекции первого варианта подводной лодки О.Б. Герна.
Реконструкция и чертежи Сокорнова А.Б.
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
РЕВЕЛЬ: Мастерские Ревельского порта (1) | ||||||
1 |
- |
1854 |
1854 |
- |
4. История проекта:
К.А.Шильдер рассматривал подводную лодку как средство доставки подводных мин к неприятельским кораблям. Двадцатью годами позже, осуществляя мероприятия по обороноспособности Ревеля, ввиду ожидавшегося нападения англо-французской эскадры, эту же идею активной подводной мины-лодки начал разрабатывать военный инженер-фортификатор поручик Лейб-гвардии Саперного батальона Оттомар (Константин) Борисович Герн (1827 - 1882). На средства Военно-инженерного ведомства (стоимость 1000 руб.), ведавшего тогда береговой обороной прибрежных крепостей, летом 1854 г. мастерскими Ревельского порта по проекту О.Б. Герна был построен деревянный "подводный брандер" с зарядом взрывчатого вещества в носовой части.
Это судно имело водоизмещение около 6 тонн. Его длина была 5 метров, ширина 1 метр, высота 2 метра. Лодку двигал двухвитковый архимедов винт, вал которого вращался через зубчатую передачу от маховика. Маховик, в свою очередь, крутили двое членов экипажа из четырех.
Погружение «брандера» происходило за счет приема прямо в трюм забортной воды. При этом над морской поверхностью оставались смотровой колпак, а также вентиляционные трубы, закрепленные на специальных поплавках. Они же удерживали лодку на фиксированной глубине 2 метра (кстати, все последующие подводные лодки О.Б. Герна тоже не погружались глубже двух метров). По мнению конструктора, этого было вполне достаточно для того, чтобы в условиях ограниченной видимости (например, ночью или в туман) незаметно приблизиться к кораблю противника. В то же время такая глубина обеспечивала безопасность экипажа от артиллерийского обстрела противника. А поплавки не позволяли лодке «провалиться» на опасную глубину. Для всплытия воду из трюма откачивали ручным насосом.
Лодка была вооружена отделяемой миной, расположенной в носовой части. Предполагалось крепить ее к днищу атакуемого корабля и после отхода брандера на безопасное расстояние подрывать с помощью электрозапала от гальванической батареи.
Испытания лодки, произведенные в порту Ревеля 5 сентября 1854 г. показали, что она плохо управляется, а ее корпус недостаточно герметичен. Тем не менее, официальная комиссия, состоявшая из нескольких военных инженеров, сочла проект перспективным и предложила конструктору создать металлическую лодку более значительных размеров. Саму же лодку для обеспечения секретности вскоре после испытаний разобрали.
5. Схема подводной лодки проекта:
Чертеж подводной лодки, изобретенной преподавателем Главного инженерного училища капитаном Лейб-гвардии Саперного батальона О.Б.Герном в 1854 году.
Экспонат выставки "1853 - 1856 гг. События и образы Крымской войны".
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
полное: | около 6 тонн | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 2 метра | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 5 метров | |
ширина: | 1 метр | |
высота: | 2 метра | |
конструктивный тип: | однокорпусный | |
вооружение | ||
минный заряд | 1 шт. | |
энергоустановка | ||
тип: | мускульный (ручной) | |
экипаж | ||
4 человека |
7. Источники:
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904гг.", АСТ, Харвест, Москва, Минск, 2002г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС "Бастион", №6, 2002г.
- "Подводные лодки генерала Герна", ИИА "Подводник России", №4, 2004г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Реконструкция чертежей и создание 3D моделей - Сокорнова А.Б.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017