Rambler's Top100 Второй и третий варианты минного заградителя Налетова

Проекты второго и третьего вариантов минного заградителя М.П. Налетова.



1. Количество подводных лодок проекта: нет


2. Изображение проекта:


? нет данных.



3. Состав проекта:


Не реализован.


4. История проекта:



После того как МТК остановил свой выбор на системе "кормовых наружных аппаратов", М.П. Налетов, учтя замечания членов комитета, разработал второй вариант подводного минного заградителя водоизмещением 450 т. Длина заградителя в этом варианте была увеличена до 45,7 м, надводная скорость возросла до 10 уз, а район плавания при этой скорости достиг 3500 миль (вместо 3000 миль по первому варианту). Скорость при подводном плавании - 6 уз (вместо 7 уз по первому варианту). При двух минных трубах число мин "с якорем системы Налетова" было увеличено до 60, зато число торпедных аппаратов уменьшено до одного. Время, необходимое для постановки одной мины, - 5 с. Если вспомнить, что в первом варианте для постановки одной мины требовалось 2 - 3 мин(!), то это уже можно было считать большим достижением. Высота люка рубки над ватерлинией составляла около 2,5 м, запас плавучести - около 100 т (или 22%). Правда, время перехода из надводного положения в подводное по-прежнему было довольно значительным - 10,5 мин.

Первого мая 1907 г. исполняющий должность (и.д.) председателя МТК контр-адмирал А.А. Вирениус и и.д. главного инспектора минного дела контр-адмирал М.Ф. Лощинский в специальном докладе на имя товарища морского министра по поводу Проекта минного заградителя М.П. Налетова писали, что комитет "на основании предварительных расчетов и проверки чертежей нашел возможным признать проект осуществимым". В докладе указывалось, что крайне желательно этот проект осуществить в ближайшем будущем.

Для этого предлагалось "как можно скорее" войти в соглашение с начальником николаевских судостроительных заводов (точнее, "Обществом судостроительных, механических и литейных заводов в г. Николаеве"), которым, как сообщил М.П. Налетов 29 марта, предоставлено "исключительное право постройки подводных минных заградителей" его системы, или войти в соглашение с начальником Балтийского завода, если это признает полезным морской министр. Затем в докладе отмечалось: "Как ни желательно осуществление такой идеи, Морской технический комитет тем не менее находит более осторожным предварительно испытать постановку мин с подводных лодок, для чего является необходимым принять сделанное в феврале сего года предложение начальника Балтийского завода на устройство согласно проекту корабельного инженера Бубнова, на строящейся лодке в 360 тонн"( имелась ввиду ПЛ «Акула»). К использованию рекомендовались мины по проекту капитана 2 ранга Н.Н. Шрейбера.

Товарищ морского министра согласился с предложениями председателя МТК, и начальнику Балтийского судостроительного и механического завода в Петербурге было дано задание разработать устройство для постановки 20 мин со строящейся на этом заводе подводной лодки "Акула" водоизмещением 360 т, а также дать свое заключение относительно стоимости подводного заградителя Налетова водоизмещением 450 т.

Так как постройка подводной лодки в 360 т Балтийским заводом задерживалась (лодка была спущена на воду лишь в августе 1909 г.), то от предварительного испытания устройства для постановки мин на этой лодке пришлось отказаться.

В дальнейшем (в том же 1907 г.) М.П. Налетов разработал третий вариант заградителя подводным водоизмещением 470 т. Надводная скорость заградителя в этом варианте была увеличена с 10 до 15 уз, а подводная скорость - с 6 до 7 уз. Время погружения заградителя уменьшилось; если в предыдущем варианте переход из надводного положения в позиционное должен был занимать 10 мин, то по новому варианту - 5 мин, а время перехода из надводного положения в подводное составляло 5,5 мин (в прежнем варианте 10,5 мин).

25 июня 1907 г. Николаевский завод представил главному инспектору минного дела проект контракта на постройку одного подводного минного заградителя (согласно резолюции товарища морского министра от 1 мая), а также главнейшие данные на спецификации и два листа чертежей. Однако Морское министерство признало, что стоимость постройки заградителя желательно снизить. В результате дальнейшей переписки 22 августа завод сообщил, что он согласен снизить цену постройки одного подводного заградителя до 1350 тыс. руб., но при условии, если водоизмещение заградителя увеличится до 500 т. По приказанию товарища морского министра МТК сообщил заводу о согласии министерства с предложенной в письме завода от 22 августа ценой постройки заградителя "...ввиду новизны дела и передачи безвозмездно разработанных заводом мин". Одновременно МТК просил завод возможно скорее представить подробные чертежи и проект контракта, причем указал, что подводная скорость заградителя не должна быть менее 7,5 уз в течение 4 ч. 2 октября 1907 г. спецификация с чертежами и проект контракта на постройку "подводного минного заградителя системы М. Налетова водоизмещением около 500 тонн" были представлены заводом.


5. Схема проекта:


Третий вариант подводного минного заградителя


Третий вариант подводного минного заградителя.
A - жилое помещение; B - машинное отделение; C - аккумуляторное отделение;
D, E - носовая и кормовая диффирентные цистерны;
F, G - носовая и кормовая минозаместительные цистерны; H - цистерна пресной воды;
I - помещение для провизии; K - балластные цистерны; L - топливные цистерны;
M - волнорез; N - рубка; P - офицерские каюты


6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение                      450 т (470 т по 3 варианту)

Длина                                      45,7м (по 2 варианту)

Ширина                                    4,6 м (по 2 варианту)

Запас плавучести                    22% (по 2 варианту)

Надводная скорость                10 уз (15 уз по 3 варианту)

Подводная скорость                6 уз (7 уз по 3 варианту)

Дальность плавания в НП        3500 миль (1000 миль по 3 варианту)

Мотор для надводного хода     2х600 л.с. (по 3 варианту)

Электромотор                          2х125 л.с. (по 3 варианту)

Вооружение                             1 ТА (2 торпеды) и 60 мин (по 2 варианту)


7. Источники:


- Залесский Н.А. «Краб»- первый в мире подводный заградитель», Судостроение, Ленинград, 1988г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Гусев А.Н. «Подводные минные заградители», ЦНИИ им акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2003г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2017