Тип «М» XV серии (проект 96)
Нереализованная модернизация: Проект 96М.
Нереализованный проект: вариант М-II.
1. Количество подводных лодок проекта: 57+1+21(не закладывались)
2. Изображение проекта:
вид сбоку
вариант типичной окраски
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||||
ЛЕНИНГРАД: Завод № 196 (56+21) |
||||||||
1 |
122 |
31.03.1940 |
17.07.1941 |
20.03.1943 |
18.06.1943 присв. название «Месть». |
|||
2 |
123 |
31.03.1940 |
17.07.1941 |
16.04.1943 |
Достройка на заводе №638. |
|||
3 |
138 |
25.05.1940 |
15.07.1941 |
19.02.1944 |
Присв. название «Рыбник Донбасса» |
|||
4 |
139 |
31.10.1940 |
07.07.1941 |
28.10.1944 |
Присв. название «Иркутский Рыбак» |
|||
5 |
140 |
31.10.1940 |
17.07.1946 |
25.06.1947 |
18.08.1954 пер. «43» - ВМС Болгарии. |
|||
6 |
141 |
30.12.1940 |
10.11.1946 |
22.07.1947 |
||||
7 |
142 |
31.12.1940 |
26.04.1947 |
30.09.1947 |
||||
8 |
М-207 |
147 |
07.1941 |
- |
- |
Заказ анулирован. |
||
9 |
М-208 |
148 |
07.1941 |
- |
- |
Заказ анулирован. |
||
10 |
М-209 |
149 |
07.1941 |
- |
- |
Заказ анулирован. |
||
11 |
М-210 |
150 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
12 |
М-211 |
151 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
13 |
М-212 |
152 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
14 |
М-213 |
153 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
15 |
114/307/289 |
30.04.1941 |
22.07.1947 |
31.10.1947 |
Заложена на заводе №112. |
|||
16 |
115/308/290 |
30.04.1941 |
26.07.1947 |
05.11.1947 |
Заложена на заводе №112. |
|||
17 |
116/309 |
30.04.1941 |
26.07.1947 |
10.11.1947 |
Заложена на заводе №112. |
|||
18 |
117/310 |
30.04.1941 |
10.09.1947 |
10.11.1947 |
Заложена на заводе №112. |
|||
19 |
М-220 |
309 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
20 |
М-221 |
310 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
21 |
М-222 |
311 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
22 |
М-223 |
1 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
23 |
М-224 |
2 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
24 |
М-225 |
3 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
25 |
М-226 |
4 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
26 |
М-227 |
5 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
27 |
М-228 |
6 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
28 |
М-229 |
7 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
29 |
М-230 |
8 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
30 |
М-231 |
9 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
31 |
М-232 |
10 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
32 |
М-233 |
11 |
- |
- |
- |
Проведены подготовительные |
||
33 |
353 |
20.06.1941 |
25.04.1948 |
31.07.1948 |
Заложена на заводе №112 |
|||
34 |
354 |
20.06.1941 |
25.04.1948 |
25.08.1948 |
Заложена на заводе №112 |
|||
35 |
355 |
19.02.1947 |
19.06.1948 |
19.10.1948 |
Заложена на заводе №112 |
|||
36 |
373 |
15.03.1947 |
27.07.1948 |
29.11.1948 |
Заложена на заводе №112 |
|||
37 |
374 |
25.04.1947 |
21.08.1948 |
07.12.1948 |
Заложена на заводе №112 |
|||
38 |
375 |
07.06.1947 |
02.10.1948 |
14.07.1949 |
||||
39 |
376 |
27.08.1948 |
22.11.1948 |
30.07.1949 |
Затонула, поднята |
|||
40 |
377 |
31.08.1948 |
30.12.1948 |
30.07.1949 |
||||
41 |
378 |
30.09.1948 |
30.03.1949 |
30.07.1949 |
||||
42 |
379 |
31.10.1948 |
30.04.1949 |
31.08.1949 |
14.03.1960 - пер. в ПЗС-26 |
|||
43 |
380 |
24.11.1948 |
01.06.1949 |
01.10.1949 |
14.03.1960 - пер. в ПЗС-30 |
|||
44 |
381 |
30.11.1948 |
30.06.1949 |
31.10.1949 |
1954 пер. "Kujawiak" - ВМС ПНР |
|||
45 |
382 |
25.01.1949 |
24.07.1949 |
16.11.1949 |
1954 пер. "Kurp" - ВМС ПНР |
|||
46 |
383 |
14.02.1949 |
31.08.1949 |
22.11.1949 |
17.12.1960 - пер. в ПЗС-6 |
|||
47 |
384 |
24.02.1949 |
26.09.1949 |
23.11.1949 |
||||
48 |
385 |
25.04.1949 |
30.10.1949 |
31.12.1949 |
||||
49 |
386 |
28.06.1949 |
28.11.1949 |
02.06.1950 |
||||
50 |
387 |
23.09.1949 |
22.12.1949 |
25.06.1950 |
||||
51 |
388 |
22.10.1949 |
26.03.1950 |
10.07.1950 |
||||
52 |
389 |
09.11.1949 |
30.03.1950 |
29.07.1950 |
||||
53 |
500 |
23.12.1949 |
24.04.1950 |
29.07.1950 |
1954 пер. "Podhalanin" - ВМС ПНР |
|||
54 |
501 |
31.01.1950 |
30.04.1950 |
28.08.1950 |
1957 - продана ВМС Египта |
|||
55 |
502 |
25.02.1950 |
13.06.1950 |
11.09.1950 |
17.12.1960 - пер. в ПЗС-2 |
|||
56 |
503 |
18.03.1950 |
20.07.1950 |
28.09.1950 |
||||
57 |
504 |
29.04.1950 |
18.09.1950 |
31.10.1950 |
1954 пер. "Mazur" - ВМС ПНР |
|||
58 |
505 |
25.05.1950 |
23.09.1950 |
15.11.1950 |
||||
59 |
506 |
28.06.1950 |
17.10.1950 |
25.12.1950 |
1954 - передана ВМС КНР |
|||
60 |
507 |
31.07.1950 |
1950-1951 |
24.05.1951 |
1954 - передана ВМС КНР |
|||
61 |
508 |
31.08.1950 |
19.01.1951 |
28.05.1951 |
1955 - передана ВМС КНР |
|||
62 |
509 |
12.10.1950 |
10.02.1951 |
09.06.1951 |
1955 - передана ВМС КНР |
|||
63 |
510 |
20.12.1950 |
14.04.1951 |
21.07.1951 |
||||
64 |
619 |
04.02.1951 |
29.04.1951 |
23.08.1951 |
||||
65 |
620 |
11.03.1951 |
12.06.1951 |
14.09.1951 |
||||
66 |
621 |
02.04.1951 |
03.07.1951 |
30.09.1951 |
||||
67 |
622 |
03.05.1951 |
11.08.1951 |
31.10.1951 |
||||
68 |
623 |
31.05.1951 |
14.09.1951 |
12.02.1952 |
||||
69 |
624 |
29.06.1951 |
15.10.1951 |
25.06.1952 |
||||
70 |
625 |
25.06.1951 |
15.11.1951 |
25.06.1952 |
||||
71 |
626 |
24.08.1951 |
24.01.1952 |
24.07.1952 |
||||
72 |
627 |
27.09.1951 |
28.04.1952 |
27.08.1952 |
||||
73 |
628 |
10.11.1951 |
27.05.1952 |
30.09.1952 |
1954 пер. "Kaszub" - ВМС ПНР. |
|||
74 |
629 |
28.12.1951 |
01.07.1952 |
25.11.1952 |
||||
75 |
644 |
15.04.1952 |
30.09.1952 |
12.01.1953 |
||||
76 |
645 |
10.02.1952 |
02.10.1952 |
12.01.1953 |
||||
77 |
646 |
29.05.1952 |
22.10.1952 |
26.02.1953 |
||||
МОЛОТОВСК Завод №402 (1+1) |
||||||||
78 |
113/306 |
31.05.1941 |
24.09.1946 |
14.08.1948 |
Заложена на зеводе №112. |
|||
79 |
118/311 |
30.04.1941 |
- |
- |
Заложена на заводе №112. |
4. История проекта:
Подводные лодки XII серии были значительным шагом вперед по сравнению с подводными лодками VI серии, но все же они имели существенные недостатки. Одним из самых уязвимых мест подводных лодок типа "М" (или как их называли "малюток") была их одновальность.
Наличие одной линии вала с одним дизелем и одним гребным электромотором сильно снижало живучесть лодки в целом. Кроме того, тактики считали торпедное вооружение "малюток" (два торпедных аппарата) недостаточным и полагали, что путем незначительного увеличения водоизмещения целесообразно довести число торпедных аппаратов на малых подводных лодках до четырех.
Такая принципиальная установка в отношении "вальности" и торпедного вооружения была отражена в тактико-техническом задании (ТТЗ) на разработку нового проекта малой подводной лодки, по которому велись проработки как в ЦКБ-18, так и в ЦНИИ-45.
Разработанные варианты предэскизных проектов были предварительно рассмотрены специальной комиссией, созданной Наркоматом судостроительной промышленности совместно с ВМФ, под председательством начальника II отдела Управления кораблестроения инженер-капитана I ранга Н. В. Алексеева. На заседании комиссии 28-29 января 1939 года был заслушан доклад инженера ЦНИИ-45 Я.Е. Евграфова о новом проекте малой подводной лодки с двумя валами и четырьмя торпедными аппаратами внутри прочного корпуса (вариант "М-VI"), а также доклад инженера ЦКБ-18 Ф.Ф. Полушкина о варианте проекта "М-II" с двумя валами, с двумя торпедными аппаратами внутри прочного корпуса и двумя торпедными аппаратами в надстройке.
По докладу Ф. Ф. Полушкина комиссия высказала свое мнение, что размещение торпедных аппаратов в надстройке недопустимо и поэтому вариант "М-II" следует считать неприемлемым для дальнейшей разработки. Что же касается варианта "М-VI", то он в представленном виде также не может быть принят, но может быть взят за основу для дальнейшего проектирования при том обязательном условии, что в него будет внесен ряд существенных изменений, затрагивающих ТТЗ.
8-10 апреля 1939 года снова состоялось заседание комиссии с привлечением плавсостава, на котором был рассмотрен вариант "М-VII" Ф.Ф. Полушкина, разработанный ЦКБ-18 с учетом предыдущего решения комиссии. Этот вариант полностью удовлетворял требованиям ТТЗ кроме величины остойчивости в надводном положении. Комиссия отметила основательность и глубину разработки проекта и рекомендовала увеличить водоизмещение до 280 т и сделать були съемными.
15 июня 1939 года УК ВМФ рассмотрело оба варианта проекта "М-VI" и "М-VII" и
отметило хорошую работу ЦКБ-18, которому было предложено срочно приступить к разработке технического проекта "М-VII". Разработанный
эскизный проект "М-VII" был доложен правительству и утвержден постановлением Комитета Обороны 23 июля 1939 года.
Технический проект был закончен в октябре 1939 года. С августа 1939 года он стал называться
"проект № 96" или XV серия. Все отсеки лодки были
отмакетированы в натуру. Заключения НТК НК ВМФ2 и ЦНИИ-45 по техническому проекту были положительными. В декабре 1939 года нарком
судостроительной промышленности совместно с наркомом Военно-Морского Флота представили проект на утверждение в ЦК ВКП(б) и в
Комитет Обороны при СНК СССР. ЦКБ-18, не дожидаясь утверждения проекта, приступило к разработке рабочих
чертежей. Главным конструктором проекта был назначен Ф. Ф. Полушкин. В отличие от подводных лодок VI, VI бис и
XII серий, подводные лодки XV серии были полуторакорпусными с булями, аналогично подводным лодкам
типа "Щ". Лодка имела шесть отсеков. Все переборки, в том числе прочные переборки ЦП, были плоскими. Внутреннее
расположение лодки было очень компактным и отличалось продуманностью как в части технологии постройки, так и в части удобства
эксплуатации. Водоизмещение
подводной лодки XV серии составило
280 т, т. е. возросло по сравнению с подводной лодкой XII серии примерно на 72 т. При
этом внутри корпуса было размещено четыре торпедных аппарата, две линии вала с
двумя дизелями и гребными электродвигателями. За счет этого удалось удвоить
ударный потенциал подводной лодки, повысить ее живучесть. Одновременно
увеличилась дальность плавания экономическим ходом более чем на 1000 миль.
Таким образом был сделан существенный шаг в преодолении недостатков, свойственных
малым подводным лодкам предшествующих проектов. Все
судовые устройства и системы были сконструированы заново и полностью
отражали опыт проектирования, строительства и эксплуатации построенных подводных лодок типа "Щ",
"Л" и "С". Устройства вместе с механизмами
размещались на лодке очень компактно. Удачное решение этой задачи было обеспечено
высоким уровнем натурного макетирования. Новые дизели марки 11Д, использованные
на ПЛ XV серии, являлись
усовершенствованной модификацией дизеля марки 38КВ. На новых дизелях было шесть
цилиндров вместо восьми, мощность их была меньше - всего 600 л. с. Однако
суммарная мощность двух дизелей в полтора раза превышала мощность дизеля,
установленного на ПЛ XII серии, что обеспечило увеличение
скорости надводного хода на 1,1 уз. Аккумуляторная батарея МС состояла из двух
групп по 60 элементов в каждой, расположенных во втором и четвертом отсеках.
Новые электродвигатели типа ПГ-17 мощностью 218 л. с. были разработаны заводом
«Электросила». Подводные лодки XV серии
имели серийные компрессоры типа "1К" производительностью 6 л/мин при давлении 225 кгс/см2 и трюмные помпы
ТП-18 завода "Борец", применявшиеся на подводных лодках других серий.
Запас воздуха высокого давления был увеличен до 2,15 м3. До начала Великой
Отечественной войны было заложено 15 подводных лодок XV серии в Ленинграде (7 шт.) и на заводе «Красное Сормово» (8
шт.). Четыре подводные лодки были сданы флоту во время войны (первая ПЛ сдана
20 марта 1943 г., четвертая - 28 октября 1944 г.). После войны построили еще 53
подводные лодки XV серии. Три лодки
были перезаложены в 1942 году, но построить их во время войны так и не удалось.
Две первых лодки вступили в строй только в 1947-1948 годах. Тогда же в
Ленинграде достроили остальные лодки предвоенной постройки (из заложенных на заводе "Красное Сормово"
восьми подводных лодок четыре лодки в начале войны были переданы заводу № 402, после войны завод № 402
одну из них достроил и сдал ВМФ, а две лодки передал для достройки заводу № 196, четвертая лодка не
достраивалась, ее корпус был использован заводом № 402 в качестве нефтехранилища). Моряки-подводники дали подводным лодкам XV серии высокую оценку. За создание
подводных лодок XV серии главному конструктору Ф. Ф. Полушкину, начальнику проектного отдела ЦКБ-18 А. В. Базилевичу и сотруднику
НТК ВМФ инженер-полковнику И. И. Чуфрину в 1946 году была присуждена Государственная премия I степени. Во время войны в ЦКБ-18 был разработан проект технологии секционно-блочной
постройки подводных лодок XV серии, и по этому проекту предполагалось в дальнейшем развернуть массовое с
троительство подводных лодок XV серии. Сразу после окончания войны решили продолжить строительство подводных
лодок XV серии по новой технологии на заводе "Красное Сормово", который по уровню технологии машиностроения
считался к тому времени наиболее передовым заводом в судостроительной промышленности (во время войны на заводе "Красное Сормово"
было организовано массовое производство танков Т-34, и на заводе сохранились квалифицированные кадры и высококачественное
оборудование). Осенью 1945 года большая группа конструкторов ЦКБ-18 была командирована на
завод "Красное Сормово" для переработки рабочих чертежей подводных лодок XV серии применительно к технологии
поточно-секционного метода постройки. Однако в дальнейшем постановлением правительства от 15 мая 1947 года строительство подводных
лодок XV серии на заводе "Красное Сормово" было прекращено и передано на завод № 196 вместе с имевшимся заделом
по лодкам и технологической оснасткой. Завод № 196 осуществил у себя реконструкцию цехов применительно к новой
технологии и в период 1947-1953 годов построил еще 43 подводные лодки XV серии. Строительство ПЛ закончилось лишь в
1953 г. За коренное усовершенствование технологии постройки подводных лодок
XV серии работникам завода В.Ф. Коврыжкину, Е.С. Корсукову, В.С. Бойкову, В.М. Мудрову, И.М. Никифорову и начальнику
технологического отдела ЦКБ-18 И.П. Леонову в 1950 году была присуждена Государственная премия II степени. В 1951 году по инициативе ЦКБ-18 разрабатывался проект модернизации подводных
лодок XV серии (проект 96М), имевший целью при сохранении основных размерений улучшить
тактико-технические элементы лодки. Однако этот проект в серию не пошел. ПЛ XV серии передавались флотам други стран: 2 ПЛ в Египет,
3 ПЛ в Болгарию, 6 ПЛ в Польшу ("Kaszub", "Krakowiak", "Kujwiak", "Mazowsze" (ex. "Kurp"),
"Mazur", "Slazak" (ex. "Podhalanin"), 4 ПЛ в КНР и 4(?) ПЛ в Румынию. 5. Схема проекта:
Подробная схема. Укрупненный вид (297,3 Кб)
Подробная схема подводной лодки типа М XV серии: * 6. Тактико-технические данные проекта: водоизмещение надводное - 280т подводное - 350-351т скорость в надводном положении - 15,5 (15,8?) узлов в
подводном положении - 7,9 узлов дальность
плавания в надводном положении - 900 (15,5 уз), 2750 (8,0 уз) миль дальность
плавания в надводном положении - 1500 (15,5 уз), 4500 (8,0 уз) миль - усиленный запас топлива в подводном
положении - 85 (2,9 уз), 7,9 (7,9 уз) миль экипаж - 28 - 32 человека размерения - 49,5(50,5?) м х 4,4 м х 2,8 м вооружение пушка 45 мм - 1 шт. пулемет 7,62 - 2 шт. 533мм НТА - 4 шт. глубина
погружения - 60 м (70 м – предельная) автономность - 15 (22?) суток 7. Источники:
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2023
Общая схема. Укрупненный вид (66Кб)
1 - цистерна главного балласта № 1; 2 - цистерна главного балласта № 2; 3 - цистерна главного балласта № 3; 4 - цистерна главного балласта №4; 5 - цистерна главного
балласта № 5; 6 - цистерна кольцевого зазора; 7 - носовая дифферентная цистерна; 8 - цистерна быотрого погружения; 9 - уравнительная цистерна; 10 - торпедные
аппараты; 11 - цепной ящик; 12 - носовые горизонтальные рули; 13 - ограждение носовых горизонталыных рулей; 14 - проницаемая часть носовой оконечности; 15 - кнехты;
16 - аварийный телефонный буй; 17 - входной люк; 18 - баллон воздуха высокого давления; 19 - 45-мм орудие; 20 - магнитный компас с оптической передачей; 21 - шахта
подачи воздуха к дизелям; 22 - пулемет; 23 - рамочная антенна; 24 - леерная антенна; 25 - зенитный перископ; 26 - штыревая антенна; 27 - трубопровод подачи воздуха;
28 - трап; 29 - койки; 30 - диван; 31 - кают-компания; 32 - аккумуляторная батарея; 33 - рубка гидроакустики; 34 - штурманская рубка; 35 - каюта командира; 36 -
шахта перископа; 37 - осушительный центробежный насос Р-130; 38 - станция управления погружением и всплытием; 39 - штурвалы управления носовыми и кормовыми
горизонтальными рулями; 40 - камбуз; 41 - компрессор воздуха высокого давления; 42 - вытяжной вентилятор; 43 - масляный насос; 44 - дизель 11Д; 45 - носовая и
кормовая муфты «Бамаг»; 46 - гребные электродвигатели; 47 - упорный подшипник «Митчеля»; 48 - щит управления главными гребными электродвигателями; 49 - трюмный насос
ТП-18; 50 - кормовая дифферентная цистерна; 51 - кингстон цистерны главного балласта № 5; 52 - вертикальный руль; 53 - кормовые горизонтальные рули; 54 - ограждение
кормовых горизонтальных рулей; 55 - гребные винты; 56 - кильватерный огонь; 57 - рундуки; 58 - глушитель газоотвода дизеля; 59 - прибор КП-6; 60 - переборочная дверь;
61 - боевая рубка; 62 - торпедный отсек; 63 - носовой аккумуляторный отсек; 64 - центральный пост; 65 - кормовой аккумуляторный отсек; 66 - дизельный отсек;
67 - электромоторный отсек; 68 - гальюн; 69 - распределительный щит сети освещения; 70 - доковый киль; 71 - гирокомпас; 72 - артиллерийский погреб; 73 - холодильник
масла; 74 - цистерна циркуляционного масла; 75 - цистерна чистого масла.
* С подлинных чертежей ЦКБ МТ «Рубин».
- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Харвест, Минск, 2002г.
- "История отечественного судостроения", т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.5, Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г..
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945г", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Схема из книги Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2.
- Рисунок Дмитриева М.
- Рисунок и схема Апалькова Ю.В.