Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "М" XV серии (проект 96)

Тип «М» XV серии (проект 96)


Нереализованная модернизация: Проект 96М.
Нереализованный проект: вариант М-II.



1. Количество подводных лодок проекта: 57+1+21(не закладывались)


2. Изображение проекта:


Подводная лодка. Тип М XV серии


вид сбоку


Подводная лодка. Тип М XV серии


вариант типичной окраски


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Завод № 196 (56+21)

1

 М-200

122

31.03.1940

17.07.1941

20.03.1943

18.06.1943 присв. название «Месть».
Достройка на заводе №638.
21.11.1956 - затонула, поднята.
17.04.1957 - пер. в УТС-69

2

 М-201

123

31.03.1940

17.07.1941

16.04.1943

Достройка на заводе №638.

3

 М-202

138

25.05.1940

15.07.1941

19.02.1944

Присв. название «Рыбник Донбасса»
Достройка на заводе №638.
18.08.1954 пер. «41» - ВМС Болгарии.

4

 М-203

139

31.10.1940

07.07.1941

28.10.1944

Присв. название «Иркутский Рыбак»
Достройка на заводе №638.
18.08.1954 пер. «42» - ВМС Болгарии.

5

 М-204

140

31.10.1940

17.07.1946

25.06.1947

18.08.1954 пер. «43» - ВМС Болгарии.

6

 М-205

141

30.12.1940

10.11.1946

22.07.1947

7

 М-206

142

31.12.1940

26.04.1947

30.09.1947

8

 М-207

147

07.1941

-

-

Заказ анулирован.

9

 М-208

148

07.1941

-

-

Заказ анулирован.

10

 М-209

149

07.1941

-

-

Заказ анулирован.

11

 М-210

150

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

12

 М-211

151

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

13

 М-212

152

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

14

 М-213

153

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

15

 М-215

114/307/289

30.04.1941

22.07.1947

31.10.1947

Заложена на заводе №112.
Постройка на заводе №402.
Достройка на заводе №196.

16

 М-216

115/308/290

30.04.1941

26.07.1947

05.11.1947

Заложена на заводе №112.
Постройка на заводе №402.
Достройка на заводе №196.
14.03.1960 - пер. в ПЗС-41

17

 М-217

116/309

30.04.1941

26.07.1947

10.11.1947

Заложена на заводе №112.
Постройка на заводе №402.
Достройка на заводе №196.

18

 М-218

117/310

30.04.1941

10.09.1947

10.11.1947

Заложена на заводе №112.
Постройка на заводе №402.
Достройка на заводе №196.

19

 М-220

309

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

20

 М-221

310

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

21

 М-222

311

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

22

 М-223

1

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

23

 М-224

2

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

24

 М-225

3

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

25

 М-226

4

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

26

 М-227

5

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

27

 М-228

6

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

28

 М-229

7

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

29

 М-230

8

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

30

 М-231

9

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

31

 М-232

10

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

32

 М-233

11

-

-

-

Проведены подготовительные
работы по строительству,
не закладывалась.

33

 М-234

353

20.06.1941

25.04.1948

31.07.1948

Заложена на заводе №112

34

 М-235

354

20.06.1941

25.04.1948

25.08.1948

Заложена на заводе №112

35

 М-236

355

19.02.1947

19.06.1948

19.10.1948

Заложена на заводе №112
1954 пер. "Krakowiak" - ВМС ПНР

36

 М-237

373

15.03.1947

27.07.1948

29.11.1948

Заложена на заводе №112
17.12.1960 - пер. в ПЗС-10

37

 М-238

374

25.04.1947

21.08.1948

07.12.1948

Заложена на заводе №112

38

 М-239

375

07.06.1947

02.10.1948

14.07.1949

39

 М-240

376

27.08.1948

22.11.1948

30.07.1949

Затонула, поднята

40

 М-241

377

31.08.1948

30.12.1948

30.07.1949

41

 М-242

378

30.09.1948

30.03.1949

30.07.1949

42

 М-243

379

31.10.1948

30.04.1949

31.08.1949

14.03.1960 - пер. в ПЗС-26

43

 М-244

380

24.11.1948

01.06.1949

01.10.1949

14.03.1960 - пер. в ПЗС-30
Затоплена

44

 М-245

381

30.11.1948

30.06.1949

31.10.1949

1954 пер. "Kujawiak" - ВМС ПНР
196? - затоплена

45

 М-246

382

25.01.1949

24.07.1949

16.11.1949

1954 пер. "Kurp" - ВМС ПНР
пер. в "Mazowsze" - ВМС ПНР

46

 М-247

383

14.02.1949

31.08.1949

22.11.1949

17.12.1960 - пер. в ПЗС-6

47

 М-248

384

24.02.1949

26.09.1949

23.11.1949

48

 М-249

385

25.04.1949

30.10.1949

31.12.1949

49

 М-250

386

28.06.1949

28.11.1949

02.06.1950

50

 М-251

387

23.09.1949

22.12.1949

25.06.1950

51

 М-252

388

22.10.1949

26.03.1950

10.07.1950

52

 М-253

389

09.11.1949

30.03.1950

29.07.1950

53

 М-270

500

23.12.1949

24.04.1950

29.07.1950

1954 пер. "Podhalanin" - ВМС ПНР
пер. в "Slazak" - ВМС ПНР
196? - затоплена

54

 М-271

501

31.01.1950

30.04.1950

28.08.1950

1957 - продана ВМС Египта

55

 М-272

502

25.02.1950

13.06.1950

11.09.1950

17.12.1960 - пер. в ПЗС-2

56

 М-273

503

18.03.1950

20.07.1950

28.09.1950

57

 М-274

504

29.04.1950

18.09.1950

31.10.1950

1954 пер. "Mazur" - ВМС ПНР

58

 М-275

505

25.05.1950

23.09.1950

15.11.1950

59

 М-276

506

28.06.1950

17.10.1950

25.12.1950

1954 - передана ВМС КНР

60

 М-277

507

31.07.1950

1950-1951

24.05.1951

1954 - передана ВМС КНР

61

 М-278

508

31.08.1950

19.01.1951

28.05.1951

1955 - передана ВМС КНР

62

 М-279

509

12.10.1950

10.02.1951

09.06.1951

1955 - передана ВМС КНР
01.12.1959 - затонула, поднята

63

 М-280

510

20.12.1950

14.04.1951

21.07.1951

64

 М-281

619

04.02.1951

29.04.1951

23.08.1951

65

 М-282

620

11.03.1951

12.06.1951

14.09.1951

66

 М-283

621

02.04.1951

03.07.1951

30.09.1951

67

 М-284

622

03.05.1951

11.08.1951

31.10.1951

68

 М-285

623

31.05.1951

14.09.1951

12.02.1952

69

 М-286

624

29.06.1951

15.10.1951

25.06.1952

70

 М-287

625

25.06.1951

15.11.1951

25.06.1952

71

 М-288

626

24.08.1951

24.01.1952

24.07.1952

72

 М-289

627

27.09.1951

28.04.1952

27.08.1952

73

 М-290

628

10.11.1951

27.05.1952

30.09.1952

1954 пер. "Kaszub" - ВМС ПНР.

74

 М-291

629

28.12.1951

01.07.1952

25.11.1952

75

 М-292

644

15.04.1952

30.09.1952

12.01.1953

76

 М-293

645

10.02.1952

02.10.1952

12.01.1953

77

 М-294

646

29.05.1952

22.10.1952

26.02.1953

 МОЛОТОВСК Завод №402 (1+1)

78

 М-214

113/306

31.05.1941

24.09.1946

14.08.1948

Заложена на зеводе №112.
Достройка на заводе № 402

79

 М-219

118/311

30.04.1941

-

-

Заложена на заводе №112.
Достройка на заводе №402.
Недостроена.



4. История проекта:


Подводные лодки XII серии были значительным шагом вперед по сравнению с подводными лодками VI серии, но все же они имели существенные недостатки. Одним из самых уязвимых мест подводных лодок типа "М" (или как их называли "малюток") была их одновальность.

Наличие одной линии вала с одним дизелем и одним гребным электромотором сильно снижало живучесть лодки в целом. Кроме того, тактики считали торпедное вооружение "малюток" (два торпедных аппарата) недостаточным и полагали, что путем незначительного увеличения водоизмещения целесообразно довести число торпедных аппаратов на малых подводных лодках до четырех.

Такая принципиальная установка в отношении "вальности" и торпедного вооружения была отражена в тактико-техническом задании (ТТЗ) на разработку нового проекта малой подводной лодки, по которому велись проработки как в ЦКБ-18, так и в ЦНИИ-45.

Разработанные варианты предэскизных проектов были предварительно рассмотрены специальной комиссией, созданной Наркоматом судостроительной промышленности совместно с ВМФ, под председательством начальника II отдела Управления кораблестроения инженер-капитана I ранга Н. В. Алексеева. На заседании комиссии 28-29 января 1939 года был заслушан доклад инженера ЦНИИ-45 Я.Е. Евграфова о новом проекте малой подводной лодки с двумя валами и четырьмя торпедными аппаратами внутри прочного корпуса (вариант "М-VI"), а также доклад инженера ЦКБ-18 Ф.Ф. Полушкина о варианте проекта "М-II" с двумя валами, с двумя торпедными аппаратами внутри прочного корпуса и двумя торпедными аппаратами в надстройке.

По докладу Ф. Ф. Полушкина комиссия высказала свое мнение, что размещение торпедных аппаратов в надстройке недопустимо и поэтому вариант "М-II" следует считать неприемлемым для дальнейшей разработки. Что же касается варианта "М-VI", то он в представленном виде также не может быть принят, но может быть взят за основу для дальнейшего проектирования при том обязательном условии, что в него будет внесен ряд существенных изменений, затрагивающих ТТЗ.

8-10 апреля 1939 года снова состоялось заседание комиссии с привлечением плавсостава, на котором был рассмотрен вариант "М-VII" Ф.Ф. Полушкина, разработанный ЦКБ-18 с учетом предыдущего решения комиссии. Этот вариант полностью удовлетворял требованиям ТТЗ кроме величины остойчивости в надводном положении. Комиссия отметила основательность и глубину разработки проекта и рекомендовала увеличить водоизмещение до 280 т и сделать були съемными.

15 июня 1939 года УК ВМФ рассмотрело оба варианта проекта "М-VI" и "М-VII" и отметило хорошую работу ЦКБ-18, которому было предложено срочно приступить к разработке технического проекта "М-VII". Разработанный эскизный проект "М-VII" был доложен правительству и утвержден постановлением Комитета Обороны 23 июля 1939 года.

Технический проект был закончен в октябре 1939 года. С августа 1939 года он стал называться "проект № 96" или XV серия. Все отсеки лодки были отмакетированы в натуру. Заключения НТК НК ВМФ2 и ЦНИИ-45 по техническому проекту были положительными. В декабре 1939 года нарком судостроительной промышленности совместно с наркомом Военно-Морского Флота представили проект на утверждение в ЦК ВКП(б) и в Комитет Обороны при СНК СССР.

ЦКБ-18, не дожидаясь утверждения проекта, приступило к разработке рабочих чертежей. Главным конструктором проекта был назначен Ф. Ф. Полушкин.

В отличие от подводных лодок VI, VI бис и XII серий, подводные лодки XV серии были полуторакорпусными с булями, аналогично подводным лодкам типа "Щ". Лодка имела шесть отсеков. Все переборки, в том числе прочные переборки ЦП, были плоскими. Внутреннее расположение лодки было очень компактным и отличалось продуманностью как в части технологии постройки, так и в части удобства эксплуатации.

Водоизмещение подводной лодки XV серии составило 280 т, т. е. возросло по сравнению с подводной лодкой XII серии примерно на 72 т. При этом внутри корпуса было размещено четыре торпедных аппарата, две линии вала с двумя дизелями и гребными электродвигателями. За счет этого удалось удвоить ударный потенциал подводной лодки, повысить ее живучесть. Одновременно увеличилась дальность плавания экономическим ходом более чем на 1000 миль. Таким образом был сделан существенный шаг в преодолении недостатков, свойственных малым подводным лодкам предшествующих проектов.

Все судовые устройства и системы были сконструированы заново и полностью отражали опыт проектирования, строительства и эксплуатации построенных подводных лодок типа "Щ", "Л" и "С". Устройства вместе с механизмами размещались на лодке очень компактно. Удачное решение этой задачи было обеспечено высоким уровнем натурного макетирования. Новые дизели марки 11Д, использованные на ПЛ XV серии, являлись усовершенствованной модификацией дизеля марки 38КВ. На новых дизелях было шесть цилиндров вместо восьми, мощность их была меньше - всего 600 л. с. Однако суммарная мощность двух дизелей в полтора раза превышала мощность дизеля, установленного на ПЛ XII серии, что обеспечило увеличение скорости надводного хода на 1,1 уз. Аккумуляторная батарея МС состояла из двух групп по 60 элементов в каждой, расположенных во втором и четвертом отсеках. Новые электродвигатели типа ПГ-17 мощностью 218 л. с. были разработаны заводом «Электросила». Подводные лодки XV серии имели серийные компрессоры типа "1К" производительностью 6 л/мин при давлении 225 кгс/см2 и трюмные помпы ТП-18 завода "Борец", применявшиеся на подводных лодках других серий. Запас воздуха высокого давления был увеличен до 2,15 м3.

До начала Великой Отечественной войны было заложено 15 подводных лодок XV серии в Ленинграде (7 шт.) и на заводе «Красное Сормово» (8 шт.). Четыре подводные лодки были сданы флоту во время войны (первая ПЛ сдана 20 марта 1943 г., четвертая - 28 октября 1944 г.). После войны построили еще 53 подводные лодки XV серии. Три лодки были перезаложены в 1942 году, но построить их во время войны так и не удалось. Две первых лодки вступили в строй только в 1947-1948 годах. Тогда же в Ленинграде достроили остальные лодки предвоенной постройки (из заложенных на заводе "Красное Сормово" восьми подводных лодок четыре лодки в начале войны были переданы заводу № 402, после войны завод № 402 одну из них достроил и сдал ВМФ, а две лодки передал для достройки заводу № 196, четвертая лодка не достраивалась, ее корпус был использован заводом № 402 в качестве нефтехранилища).

Моряки-подводники дали подводным лодкам XV серии высокую оценку. За создание подводных лодок XV серии главному конструктору Ф. Ф. Полушкину, начальнику проектного отдела ЦКБ-18 А. В. Базилевичу и сотруднику НТК ВМФ инженер-полковнику И. И. Чуфрину в 1946 году была присуждена Государственная премия I степени.

Во время войны в ЦКБ-18 был разработан проект технологии секционно-блочной постройки подводных лодок XV серии, и по этому проекту предполагалось в дальнейшем развернуть массовое с троительство подводных лодок XV серии. Сразу после окончания войны решили продолжить строительство подводных лодок XV серии по новой технологии на заводе "Красное Сормово", который по уровню технологии машиностроения считался к тому времени наиболее передовым заводом в судостроительной промышленности (во время войны на заводе "Красное Сормово" было организовано массовое производство танков Т-34, и на заводе сохранились квалифицированные кадры и высококачественное оборудование).

Осенью 1945 года большая группа конструкторов ЦКБ-18 была командирована на завод "Красное Сормово" для переработки рабочих чертежей подводных лодок XV серии применительно к технологии поточно-секционного метода постройки. Однако в дальнейшем постановлением правительства от 15 мая 1947 года строительство подводных лодок XV серии на заводе "Красное Сормово" было прекращено и передано на завод № 196 вместе с имевшимся заделом по лодкам и технологической оснасткой.

Завод № 196 осуществил у себя реконструкцию цехов применительно к новой технологии и в период 1947-1953 годов построил еще 43 подводные лодки XV серии. Строительство ПЛ закончилось лишь в 1953 г.

За коренное усовершенствование технологии постройки подводных лодок XV серии работникам завода В.Ф. Коврыжкину, Е.С. Корсукову, В.С. Бойкову, В.М. Мудрову, И.М. Никифорову и начальнику технологического отдела ЦКБ-18 И.П. Леонову в 1950 году была присуждена Государственная премия II степени.

В 1951 году по инициативе ЦКБ-18 разрабатывался проект модернизации подводных лодок XV серии (проект 96М), имевший целью при сохранении основных размерений улучшить тактико-технические элементы лодки. Однако этот проект в серию не пошел.

ПЛ XV серии передавались флотам други стран: 2 ПЛ в Египет, 3 ПЛ в Болгарию, 6 ПЛ в Польшу ("Kaszub", "Krakowiak", "Kujwiak", "Mazowsze" (ex. "Kurp"), "Mazur", "Slazak" (ex. "Podhalanin"), 4 ПЛ в КНР и 4(?) ПЛ в Румынию.


5. Схема проекта:


тип М XV серии
Общая схема. Укрупненный вид (66Кб)


тип М XV серии


Подробная схема. Укрупненный вид (297,3 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа М XV серии: *
1 - цистерна главного балласта № 1; 2 - цистерна главного балласта № 2; 3 - цистерна главного балласта № 3; 4 - цистерна главного балласта №4; 5 - цистерна главного балласта № 5; 6 - цистерна кольцевого зазора; 7 - носовая дифферентная цистерна; 8 - цистерна быотрого погружения; 9 - уравнительная цистерна; 10 - торпедные аппараты; 11 - цепной ящик; 12 - носовые горизонтальные рули; 13 - ограждение носовых горизонталыных рулей; 14 - проницаемая часть носовой оконечности; 15 - кнехты; 16 - аварийный телефонный буй; 17 - входной люк; 18 - баллон воздуха высокого давления; 19 - 45-мм орудие; 20 - магнитный компас с оптической передачей; 21 - шахта подачи воздуха к дизелям; 22 - пулемет; 23 - рамочная антенна; 24 - леерная антенна; 25 - зенитный перископ; 26 - штыревая антенна; 27 - трубопровод подачи воздуха; 28 - трап; 29 - койки; 30 - диван; 31 - кают-компания; 32 - аккумуляторная батарея; 33 - рубка гидроакустики; 34 - штурманская рубка; 35 - каюта командира; 36 - шахта перископа; 37 - осушительный центробежный насос Р-130; 38 - станция управления погружением и всплытием; 39 - штурвалы управления носовыми и кормовыми горизонтальными рулями; 40 - камбуз; 41 - компрессор воздуха высокого давления; 42 - вытяжной вентилятор; 43 - масляный насос; 44 - дизель 11Д; 45 - носовая и кормовая муфты «Бамаг»; 46 - гребные электродвигатели; 47 - упорный подшипник «Митчеля»; 48 - щит управления главными гребными электродвигателями; 49 - трюмный насос ТП-18; 50 - кормовая дифферентная цистерна; 51 - кингстон цистерны главного балласта № 5; 52 - вертикальный руль; 53 - кормовые горизонтальные рули; 54 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 55 - гребные винты; 56 - кильватерный огонь; 57 - рундуки; 58 - глушитель газоотвода дизеля; 59 - прибор КП-6; 60 - переборочная дверь; 61 - боевая рубка; 62 - торпедный отсек; 63 - носовой аккумуляторный отсек; 64 - центральный пост; 65 - кормовой аккумуляторный отсек; 66 - дизельный отсек; 67 - электромоторный отсек; 68 - гальюн; 69 - распределительный щит сети освещения; 70 - доковый киль; 71 - гирокомпас; 72 - артиллерийский погреб; 73 - холодильник масла; 74 - цистерна циркуляционного масла; 75 - цистерна чистого масла.
* С подлинных чертежей ЦКБ МТ «Рубин».


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение            надводное                       -  280т

                                    подводное                       -  350-351т

скорость                       в надводном положении - 15,5 (15,8?) узлов

                                    в подводном положении  -  7,9 узлов

дальность плавания      в надводном положении -  900 (15,5 уз), 2750 (8,0 уз) миль

дальность плавания      в надводном положении -  1500 (15,5 уз), 4500 (8,0 уз) миль - усиленный запас топлива

                                    в подводном положении -  85 (2,9 уз), 7,9 (7,9 уз) миль

экипаж                                                                -  28 - 32 человека

размерения                                                         -  49,5(50,5?) м х 4,4 м х 2,8 м

вооружение                  пушка 45 мм                    -  1 шт.

                                    пулемет 7,62                    -  2 шт.

                                    533мм НТА                      -  4 шт.

глубина погружения                                             -  60 м (70 м – предельная)

автономность                                                       -  15 (22?) суток


7. Источники:


- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Харвест, Минск, 2002г.
- "История отечественного судостроения", т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.5, Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г..
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945г", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Схема из книги Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2.
- Рисунок Дмитриева М.
- Рисунок и схема Апалькова Ю.В.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2023