Тип «Правда» (Тип «П») IV Серии.
1. Количество подводных лодок проекта: 3
2. Изображение проекта:
Первоначальный вариант
Вид после обрезки носовой оконечности
Вид после модернизации (по ватерлинию)
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||||
ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод (3) | ||||||||
1 |
П-1 (с 15.09.1934) |
218 |
21.05.1931 |
03.01.1934 |
09.06.1936 |
??.09.1941 - погибла, обнаружена | ||
2 |
П-2 (с 15.09.1934) |
219 |
19.12.1931 |
15.04.1935 |
09.07.1936 |
09.06.1949 - пер. в Б-31 | ||
3 |
П-3 (с 15.09.1934) |
220 |
19.12.1931 |
04.12.1934 |
09.07.1936 |
09.06.1949 - пер. в Б-1 |
4. История проекта:
В середине 1930 г. А.Н. Асафов, работавший как репрессированный в Остехбюро ОГПУ (г. Ленинград), предложил эскизный проект подводной
лодки для совместных действий с надводными кораблями. По водоизмещению эта подводная лодка мыслилась близкой к ПЛ типа
"Декабрист". Основная особенность проекта - очень большой запас плавучести - порядка 80-90%. По замыслу
автора проекта большой запас плавучести давал возможность значительно уменьшить осадку, что должно было улучшить мореходные
качества лодки, необходимые при ее действиях в составе эскадры надводных кораблей. Перед этими эскадренными лодками ставились
следующие задачи:
- участие в эскадренном бою путем атаки противника в период развертывания совместно с авангардными силами и при уходе противника после боя;
- атака двигающегося в море десанта противника, действуя группой лодок или совместно с легкими силами.
Разработанный эскизный проект эскадренной подводной лодки был 11 октября 1930 года рассмотрен и одобрен Наморси В. М. Орловым, а 23 ноября 1930 года проект был утвержден Реввоенсоветом СССР. Проект предусматривал вооружение подлодки шестью торпедными аппаратами с десятью торпедами, двумя 130-мм орудиями в башнях и 37-мм зенитным орудием. Она должна была развивать скорость до 24 узлов в надводном положении и иметь дальность плавания ходом 11 узлов 9650 миль над водой и 23 мили под водой. Из-за неясности в вопросе размещения заказа на главные дизели и отсутствия основных данных по ним, разработка общего проекта задержалась. Но, не дожидаясь его, в середине января 1931 г. приступили к изготовлению рабочих чертежей, а 21 мая уже заложили головной корабль, получивший наименование "Правда" (тип "П" IV серии), и 19 декабря еще два корпуса. Такая поспешность при столь необычных требованиях к подводной лодке, наличие множества сомнительных конструктивных решений и во многом поверхностная их проработка, естественно, привели к разногласиям между автором проекта и курирующими работу организациями. Прежде всего, это касалось глубины погружения, а также маневренных качеств в подводном положении. Дело в том, что для обеспечения высокой надводной скорости кораблю были приданы обводы миноносца, а для высокой мореходности - высокий надводный борт. Все это привело, во-первых, к большому запасу плавучести, а значит, большому времени погружения, во-вторых, к недостаточной, даже для того времени, глубине погружения, в-третьих, к большой заметности, а значит, уязвимости от артиллерийского огня, в надводном положении, в четвертых, к чрезмерному удлинению волнорезов носовых торпедных аппаратов, что могло привести к задеванию их хвостовой частью торпеды. Уже в ходе испытаний выявились и другие недостатки: лодка почти не управлялась по глубине при скорости хода менее 4 узлов, при волнении моря более 5 баллов из-за качки и оголения винтов она практически теряла боеспособность.
В связи с серьезными техническими разногласиями по основным вопросам проекта, постройка подводных лодок IV серии была временно приостановлена. Окончание общего проекта затянулось до сентября 1932 года. Общий проект был утвержден Реввоенсоветом СССР лишь 7 октября 1932 года с изменением ряда тактико-технических элементов; при этом предельная глубина погружения была установлена 75 м с запасом устойчивости 1,5. Наибольшая надводная скорость оставалась 23 уз, водоизмещение увеличивалось до 931 м3. 19 октября 1932 года вышло постановление Комитета обороны СССР о продолжении постройки одной подводной лодки IV серии ("Правда"), как экспериментальной, и о консервации двух других подводных лодок, начатых ранее постройкой. В связи с недостаточной прочностью прочного корпуса, увеличением глубины погружения и необходимостью увеличения плавучего объема прочного корпуса проект нужно было кардинально переделать. При этом значительной переделке должны были быть подвергнуты основные корпусные конструкции, по которым уже имелся весьма значительный задел (общая готовность головной подводной лодки составляла к тому времени 25%, а остальных двух лодок - 20 и 10%). При переделке проекта для увеличения запаса прочности были поставлены промежуточные шпангоуты. Поскольку спор о глубине погружения никак не разрешался, то 12 сентября 1935 г. "Правду" просто взяли и погрузили без людей на глубину 72,5 м на гинях спасательного судна-катамарана "Коммуна". Большую глубину погружения она обеспечить не могла, но и это превзошло все ожидания, оставив всех довольными. Рассмотрев материалы результатов испытаний, начальник морских сил утвердил для подводных лодок типа "Правда" предельную глубину погружения 70 м и рабочую - 50 м. После согласования последних спорных вопросов продолжили постройку и двух законсервированных корпусов.
От ранее спроектированных подводные лодки типа "Правда" отличалась
еще рядом других особенностей. Лодка была запроектирована двухкорпусной. Впервые на отечественных
подводных лодках прочный корпус имел наружные шпангоуты. Прочный корпус был разделен на семь отсеков.
Главный балласт был размещен в 10 междубортных цистернах и 2 концевых. Кингстоны цистерн главного балласта
(68 захлопок с общей площадью около 11 м2) имели дистанционные электрические приводы с гибкими элементами
в виде пружинных муфт. Многочисленные приводы, расположенные вместе с их электромоторами в трюмах в
малодоступных местах, были весьма сложными и, как показал впоследствии опыт их эксплуатации, малонадежными.
Поэтому в дальнейшем на отечественных подводных лодках такая конструкция приводов кингстонов больше не
применялась. Клапаны вентиляции цистерн главного балласта имели дистанционные пневматические приводы,
аналогичные приводам клапанов вентиляции цистерн главного балласта подводных лодок II и
III серий. В отличие от подводных лодок первых трех серий, цистерна быстрого погружения
не предусматривалась. Особенностью проекта были дизеля М10V49/48 мощностью 2700 л.с. при 465 об/мин. На
отечественных подводных лодках впервые применялись дизеля такой мощности. Дизеля поставлялись фирмой
МАН в Аугсбурге (Германия) и отличались относительно малым для того времени удельным весом (около 13 кгс/л.с.),
значительно меньшим, чем дизеля подводных лодок первых серий. Аккумуляторная батарея состояла из двух групп,
по 112 элементов типа "ЭК" в каждой, расположенных в двух аккумуляторных ямах. Мощность главных электромоторов
составляла 2X550 л. с. Полный запас топлива - 89 т. В качестве водоотливных средств служили: одна помпа
Рато и два поршневых трюмных насоса, аналогично примененным на предыдущих сериях подводных лодок. Для продувания
цистерн главного балласта низким давлением были предусмотрены два турбо-компрессора фирмы Броун-Бовери,
производительностью 60 м3/мин каждый (турбокомпрессоры такой производительности в дальнейшем больше нигде на
отечественных подводных лодках не применялись). В остальном оборудование подводных лодок IV серии
мало отличалось от подводных лодок II серии.
Конструктивные переделки, несоблюдение весовой дисциплины в ходе постройки привели к явной перегрузке подводной лодки.
Это заставило отказаться от вспомогательного дизель-генератора и 130-мм башенной артиллерии. Для безопасного выхода торпед из носовых аппаратов
пришлось укоротить нос на 2,3 м (общая длина уменьшилась с 90 до 87,7 м) так, чтобы длина волнорезов верхних
ТА была не более 3,2 м. После этого торпеды стали выходить из ТА без застревания. Позже была модернизирована надстройка.
Учитывая значительные недостатки, после передачи флоту все 3 подводные лодки IV серии не рассматривались как боевые и использовались в качестве учебных. 5. Схема проекта: Общая схема. Укрупненный вид (58,3 Кб) Подробная схема. Укрупненный вид (94,5 Кб)
Подробная схема подводной лодки типа П IV серии *
1 - форштевень; 2- клапан вентиляции цистерн главного балласта; 3 - буксирный гак; 4 - гюйсшток; 5 - вьюшка швартовного троса
6 - верхний "меч" обтекателя гидроакустики; 7 - трап; 8 - леерная стойка; 9 - киповая планка; 10 - кнехты; 11 - носовая радиомачта;
12 - шлюпка; 13 - торпедные аппараты; 14 - носовые горизонтальные рули; 15 - стрельбовые баллоны; 16 - кислородные баллоны;
17 - кингстоны цистерн главного балласта; 18 - цистерны главного балласта; 19 - торпедопогрузочный люк;
20 - цистерна кольцевого зазора; 21 - торпедо-заместительная цистерна;22 - топливная цистерна; 23 - цистерна замещения провизии;
24 - торпедобалка; 25 - койки; 26 - обеденные столы; 27 - разножки; 28 - запасные торпеды; 29 - камбуз; 30 - аккумуляторная батарея;
31 - гальюн; 32 - аварийный телефонный буй; 33 - утка; 34 - провизионная цистерна; 35 - входной люк в провизионную цистерну;
36 - диваны; 37 - каюты офицерского состава; 38 - аккумуляторная яма; 39 - цистерна судового запаса масла; 40 - прожектор;
41 - цепной ящик; 42 - осушительный центробежный насос "Р-130"; 43 - каюта командира; 44 - шкаф для личных вещей;
45 - 100-мм носовое орудие; 46 - рубка гидроакустики; 47 - люк в артиллерийский погреб;
48 - штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 49 - штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей;
50 - станция погружения и всплытия; 51 - артиллерийский погреб; 52 - шахта зенитного перископа; 53 - турбокомпрессор низкого давления;
54 - шахта командирского перископа; 55 - элеватор подачи артснарядов; 56 - радиорубка; 57 - распределительный щит силовой сети;
58 - боевая рубка; 59 - входной люк; 60 - кранец первых выстрелов 100-мм артиллерийского боезапаса; 61 - зенитный перископ;
62 - иллюминаторы в ограждении мостика; 63 - топовый огонь; 64 - магнитный компас; 65 - командирский перископ;
66 - шахта для выхода артиллерийской прислуги к кормовому орудию; 67 - гакобортный огонь; 68 - 45-мм орудие;
69 - шахта подачи воздуха к дизелям; 70 - 100-мм кормовое орудие; 71 - цистерна замещения снарядов; 72 - расходная топливная цистерна;
73 - привод машинного кингстона; 74 - сигнальная мачта; 75 - резервный насос охлаждения дизелей; 76 - резервный масляный насос;
77 - дизель М1ОV49/48; 78 - газоотвод дизеля; 79 - леерная антенна; 80 - электродвигатель валоповоротного устройства;
81 - опорный подшипник; 82 - шкаф для инструмента; 83 - масляный холодильник; 84 - ящики для патронов регенерации;
85 - глушитель газоотвода дизеля; 86 - конторка; 87 - ограждение горизонтальных рулей; 88 - станция управления гребными электродвигателями;
89 - леер; 90 - рундуки; 91 - баллоны воздуха высокого давления; 92 - кормовая радиомачта; 93 - гребной вал; 94 - гребной электродвигатель;
95 - разобщительная кулачная муфта; 96 - упорный подшипник "Митчеля"; 97 - соединительная жесткая муфта валопровода;
98 - вольтопонижающий агрегат (бустер); 99 - компрессор воздуха высокого давления; 100 - трюмный поршневой насос; 101 -опреснитель;
102 - цистерна пресной воды; 103 - цистерна лага; 104 - умывальник; 105 - привод вертикального руля; 106 - носовая дифферентная цистерна;
107 - кормовая дифферентная цистерна; 108 - кильватерный огонь; 109 - привод кормовых горизонтальных рулей;
110 - баллер вертикального руля; 111 - вертикальный руль; 112 - кормовые горизонтальные рули; 113 - гребной винт; 114 - флагшток;
115 - уравнительная цистерна.
6. Тактико-технические данные проекта (после обрезки носовой части):
водоизмещение | ||
надводное, тонн: | 955 | |
подводное, тонн: | 1690 (1671?) | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная, узлов: | 20,2 | |
наибольшая подводная, узлов: | 8,3 | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении, миль: | 5535 (10,9 + усил.запас топлива), 525 (20,2), 1650 (10,9) | |
в подводном положении, миль: | 105 (2,5), 96 (4,1), 8,6 (8,3) | |
глубина погружения | ||
рабочая, метров: | 50 | |
предельная, метров: | 70 | |
кораблестроительные элементы | ||
длина, метров: | 87,7 | |
ширина, метров: | 8,0 | |
осадка средняя, метров: | 2,91 | |
запас плавучести: | 77% | |
вооружение | ||
тип, число и калибр артиллерийских установок: | орудие 21-К - 1 х 45 мм; орудие Б-24-ПЛ - 2 х 100 мм | |
533-мм носовые торпедные аппараты, штуки: | 4 | |
533-мм кормовые торпедные аппараты, штуки: | 2 | |
общее число торпед, штуки: | 10 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 2700 типа М10V49/48 | |
количество х мощность ЭД, л.с.: | 2 х 550 типа ПГ 21 | |
тип АБ, колличество групп и элементов: | свинцово-кислотная ЭК 2х112 | |
количество валов: | 2 | |
обитаемость | ||
автономность, суток: | 28 | |
экипаж, человек: | 53-56 |
7. Источники:
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945 гг.", ч.3, Санкт-Петербург, 1996г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- "История отечественного судостроения", т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ. Часть 1. КБФ", Полигон, Москва, 2001г.
- Реферат "Развитие советского подводного кораблестроения".
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок", т.2, ЛПМБ "Рубин", 1979г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Минск, Харвест, 2002г.
- Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Москва, Военное издательство, 1988г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.", Минск, Харвест, 2004г.
- Рисунки Ю.В. Апалькова
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016