Проект В613 (NATO – “Whiskey”?).
Модернизация ПЛ проекта 613.
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
вид по данным ФГУП СПМБМ "Малахит",
по другим данным шахты смещены ближе к носу ПЛ
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации |
Примечания |
|||
начало |
окончание |
вступление в строй |
||||
НИКОЛАЕВ: ССЗ №444 (1) |
||||||
1 |
201 |
1957 |
1957 |
01.07.1957 |
модернезирована по пр. В613 |
4. История проекта:
Средняя опытовая подводная лодка С-229 проекта В613 была переоборудована из проекта 613 и предназначена для исследования возможности подводного старта натурных макетов С4.1 и С4.5 баллистических раект с движущейся в подводном положении ПЛ и получения необходимых данных для создания новых БР с подводным стартом.
Проектные работы ЦКБ-16 (Минсудпром) по техническому заданию ВМФ и под наблюдением 1 ЦНИИ (Минобороны) проводились совместно
с разработчиками основного вооружения ПЛ, создаваемого по согласованным бюро частным техническим заданиям:
— КБ-10 НИИ-88 (Миноборонпром) в части натурных макетов ракет С4.1 и С4.5 (главный конструктор Е.В. Чарнко);
— ЦКБ-34 (Миноборонпром) в части корабельной пусковой установки (главный конструктор Е.Г. Рудяк).
Технический проект В613 главного конструктора Я.Е. Евграфова и необходимая РКД были разработаны ЦКБ-16 в 1956 году и предусматривали переоборудование выделенной флотом ПЛ проекта 613.
Большой объем работ бюро был выполнен производственными подразделениями специализаций: Н.И. Антонова — по корпусу, И.Ш. Левина — по электрооборудованию, Л.С. Воробьева — по системам, А.Е. Перевозчикова — по устройствам. Впервые в практике отечественного подводного кораблестроения две шахты были подвешены на ПЛ побортно вне легкого корпуса в районе мидель-шпангоута (по некоторым данным шахта была только с левого борта, а с правого - аналогчный по конструкции противовес), а пусковая аппаратура и обслуживающие ракету системы размещены в прочном корпусе. Для размещения нового оборудования была демонтирована часть гидроакустической аппаратуры, а для компенсации дополнительного веса - выгружен запасной торпедный боезапас и демонтировано артиллерийское вооружение.
Переоборудование ПЛ было завершено на заводе № 444 (Минсудпром) в г. Николаеве в июне 1957 года, и флотская комиссия под председательством капитана 1 ранга Е.Ф. Макаренкова приступила к пускам макетов БР с борта С-229.
Старт производился с глубин 25-30 м при скорости хода лодки 3-4 узла. Первый в мире успешный пуск макета БР С4.1 с борта движущейся в подводном положении ПЛ был произведен 9 июля 1957 года, а макета БР С4.5 — 29 марта 1958 года. Им предшествовали в декабре 1956 — марте 1958 года успешные пуски макетов этих БР со специально созданного по конструкторской документации ЦКБ-16 неподвижного погружающегося стенда ПС главного конструктора Я.Е. Евграфова.
Проведенные бросковые испытания подтвердили возможность подводного старта БР с борта движущейся в подводном положении ПЛ, безопасность этого старта для корабля и его экипажа, работоспособность всех систем БР совместно с корабельными системами. Дальнейшие летно-конструкторские испытания этого типа БР были перенесены на ПЛ Б-67, специально переоборудованную для этих целей по проекту ПВ611.
5. Фотография подводной лодки проекта:
опытовая подводная лодка С-229 проекта В613
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 1044 тонн | |
скорость хода | ||
полная подводная: | 4,7 узлов | |
экономичный ход, подводный: | 2,5 узла | |
полная надводная: | 6,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении: | около 5 (4,7) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 200 метров (с ракетой - не более 30-50 метров) | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 76 метров | |
ширина: | около 11 метров | |
осадка средняя: | 6,4 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
общее число торпед: | 6 | |
баллистические ракеты: | 1 х С4.1 или 1 х С4.5 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 50 л.с. (ПГ103) | |
количество валов: | 2 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 46СУ, 2 х 112 |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.V, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г.
- Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота 1945-2000», Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- Коршунов Ю.Л., Крутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
- "История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»", т.2, СПМБМ «Малахит», Санкт-Петербург, 1995г.
- "Малахит"- подводным силам России", Гангут, Санкт-Петербург, 2006г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024