Проект ПВ611
(NATO – “Zulu IV”?).
Модернизация проекта 611.
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации |
Примечания |
|||
начало |
окончание |
вступление в строй |
||||
СЕВЕРОДВИНСК: ССЗ №402 (1) |
||||||
1 |
636 |
1958 |
1959 |
1960? |
модернезирована по пр. ПВ611 |
4. История проекта:
Отработка подводного старта ракет началась практически одновременно с разработкой ракет Р-11ФМ и Р-13. Для пуска ракет из-под воды требовалось знать многое: физику ее движения в заполненной водой шахте, гидродинамику на подводном участке и при выходе в атмосферу, воздействие на ракету набегающего потока воды и многое другое. Королев передал разработку ракетного оружия для подводных лодок конструкторскому бюро, которым руководил Виктор Петрович Макеев, будущий академик АН СССР. А подводным стартом вплотную занялось ОКБ-10 НИИ-88 (главный конструктор Евгений Владимирович Чарнко). По всем этим вопросам теоретических исследований явно не хватало — требовались натурные эксперименты, для проведения которых были созданы два тина макетов ракеты: С4.1 с пороховым двигателем и С4.5 с жидкостным двигателем. Испытания проводились в три этапа.
На первом этапе с декабря 1956 года но июль 1957 года провели четыре бросковых пуска макетами С4.1. Испытания проводили с неподвижного погружаемого плав-стенда в одной из бухт крымского побережья. Основу стенда составляла натурная ракетная шахта высотой 12 м и диаметром 2 м, установленная на понтоне, который мог погружаться на глубину до 20 м. Сначала понтон притапливали до «позиционного» положения, затем, после ухода людей, с помощью лебедки и троса, пропущенного через блок, установленный в бетонном массиве на грунте, понтон затягивали на стартовую глубину. Предстартовая подготовка и команда на пуск ракеты осуществлялись по кабелю, проложенному с берегового поста управления на стенд. Все четыре пуска прошли успешно и оказались достаточно информативными.
На втором этапе с февраля по апрель 1958 года проводились бросковые испытания макетов С4.5: три пуска с погружаемого стенда и четыре — с подводной лодки С-229, переоборудованной по проекту В613. На лодке в районе миделя были установлены побортно две ракетные шахты. Старт производился с глубин 15—20 м при скорости хода лодки 3—4 узла.
Третий этап испытаний предусматривал полномасштабные стрельбы ракетами. Стрельбы проводились ракетами С4.7, по существу ракетами Р-11ФМ, доработанными для подводного старта.
Стрельба осуществлялась с подводной лодки Б-67, прошедшей повторное переоборудование для пуска одной БР из подводного положения по проекту ПВ611 (модернизация лодки проекта В611 была произведена на заводе №402 в Северодвинске по проекту ЦКБ-16, главный крнструктор В.В. Борисов).
Первый старт оказался неудачным, более того, только по счастливой случайности он не закончился катастрофой. События разворачивались так. Лодка в подводном положении подошла к точке старта, личный состав выполнил все штатные операции по подготовке ракеты. Прозвучала команда «Старт!» В шахте послышался шум (заметим, что шума стартующей из шахты ракеты до этого никто не слышал — при испытаниях на стенде люди никогда не присутствовали). На транспарантах высветилась информация «Старт прошел», после чего закрыли крышку шахты. Экипаж ликовал: первый пуск ракеты из под воды состоялся. Между тем находившиеся на обеспечивающем корабле «Аэронавт» представители командования и промышленности ждали выхода ракеты, так и не появившейся из воды в назначенное время. Когда лодка всплыла, ожидание сменилось недоумением. Вместо ожидаемого извещения, что ракета достигла боевого поля на лодку пошел семафор «Старта не наблюдали». Пока озадаченные подводники высказывали различные предположения, а некоторые просто посчитали семафор каким-то недоразумением, время шло. «Аэронавт», на мостике которого находились адмиралы и руководители предприятий промышленности, подошел к борту лодки. Было принято решение осмотреть шахту. Открыли крышку и... увидели ракету, которая должна была улететь час тому назад. Между мостиками «Аэронавта» и подводной лодки разгорелась дискуссия «Что делать дальше?» Однако вскоре она прервалась. Неожиданно для всех ракета с ревом вылетела из шахты и, устремясь вверх, скрылась из виду. На мостиках Б-67 и «Аэронавта» наступил шок. Народа было много, но все произошло так молниеносно, что никто не успел даже спрятаться. Тем не менее пострадавших не было. Счастливому исходу этого чрезвычайного происшествия сопутствовала целая цепь счастливых событий: двигатель заработал только при открытой крышке шахты, а это могло произойти в любой момент и даже под водой; ракета вышла с наклоном в сторону «Аэронавта» и только это спасло всех, стоявших на мостике, от неизбежной огненной струи; будучи неуправляемой ракета могла упасть и на лодку и на «Аэронавт», но этого не произошло; наконец, попала она в мало населенную местность за сарай, рядом с которым никого не оказалось. Группа, отправившаяся на поиск ракеты, нашла ее с помощью местных жителей. На замаскированный вопрос «Не видели ли они упавшего самолета?» последние ответили: «Самолета нe видели, а ваша ракета лежит за сараем». Одним словом, можно только поражаться, что в жизни бывает такая благоприятная раскладка счастливых случайностей.
Тем не менее причины аварийного старта требовалось тщательно проанализировать. На это ушел целый год. Очередной старт в августе 1960 года оказался тоже неудачным, хотя и не столь драматичным: при заполнении шахты водой повредили корпус ракеты — один из разрывных разъемов отстыковался. Для ликвидации аварии потребовалось проникнуть в шахту и состыковать разъем. Сделали это офицеры-добровольцы.
Следующая стрельба состоялась 10 сентября 1960 года. На этот раз все прошло успешно. Пролетев заданную дистанцию ракета достигла боевого поля. Барьер сомнений и скептицизма по поводу стрельбы из под воды был преодолен. С 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 - из-за ошибок личного состава, 3 - по причинам отказа систем ракет, причины остальных определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.
Проведенные исследования способствовали
выходу в свет в марте 1959 года постановления правительства о создании
комплекса Д-4 с ракетой Р-21. Главными особенностями комплекса являлись подводный
старт, возможность залповой стрельбы, а также повышенная дальность и точность
поражения цели.
Создание и испытания ракеты С4.7(типа Р-11ФМ) явилось крупнейшим событием в строительстве подводного флота. Первые образцы ракет таили в себе много неизвестного и непредсказуемого. Немалое мужество нужно было проявить, чтобы взять на себя ответственность первопроходцам в этом деле, во главе которых стояли талантливые руководители, организаторы и ученые С.П. Королев и В.П. Макеев, К.И. Щелкин и Е.И. Забабахин, Н.И. Пилюгин и Н.А. Семихатов, Н.А. Чарин и В.П. Арефьев, A.M. Исаев и А.Д. Конопатов, а также другие, чей труд неоценим в создании нового оружия подводных лодок, получивших тогда возможность решать совершенно новую для себя роль - уничтожать и поражать береговые объекты противника из под воды.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 1890 тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 16,7 узлов | |
полная подводная: | 12,5 узлов | |
экономическая подводная: | 2,0 узла | |
в режиме РДП полным ходом: | около 7,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении: | 12,5 (12,5), 290 (2) миль | |
в надводном положении: | 3650 миль | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 90,5 метров | |
ширина: | 7,5 метра | |
осадка средняя: | 5,1 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 4 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 6 | |
число торпед: | 10 | |
ракета С4.7: | 1 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 3 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 1 х 2700 (ПГ102), 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 140 л.с. (ПГ104) | |
количество валов: | 3 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 46СУ, 3 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 58 суток | |
экипаж: | 72 человека |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М.
Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота 1945-2000», Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- Коршунов Ю.Л., Крутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
- "История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»", т.2, СПМБМ «Малахит», Санкт-Петербург, 1995г.
- "Малахит"- подводным силам России", Гангут, Санкт-Петербург, 2006г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024