Проект 665 (NATO – “Whiskey Long Bin”).
Модернизация ПЛ проекта 613.
1. Количество подводных лодок проекта - 6
(8? - по данным из книги "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.)
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации |
Примечания |
|||
начало |
окончание |
вступления в строй |
||||
ГОРЬКИЙ: "Красное Сормово" им. А.А. Жданова (ССЗ № 112) (2) |
||||||
1 |
376 |
28.04.1960 |
1961 |
1962 |
Модерн. по проекту 665 |
|
2 |
379 |
12.12.1958 |
28.06.1961 |
1961 |
Модерн. по проекту 665 |
|
ЛЕНИНГРАД: "Балтийский завод" им. С. Орджоникидзе (ССЗ № 189) (4) |
||||||
3 |
203 |
1960? |
1962? |
1963 |
Модерн. по проекту 665 |
|
4 |
403 |
20.08.1958 |
07.06.1961 |
1963? |
Модерн. по проекту 665 |
|
5 |
501 |
26.09.1959 |
07.06.1961 |
1961? |
Модерн. по проекту 665 |
|
6 |
605 |
1961? |
05.08.1963 |
1963 |
Модерн. по проекту 665 |
4. История проекта:
Первыми ПЛ вооруженными СКР П-5 стали подводные лодки проекта 644, переделанные из проекта 613. Им были присущи следующие недостатки - малый боекомплект (2 СКР П-5), малая дальность плавания и автономность (как у торпедной ПЛ проекта 613). Естественно это не повышало боевые качества ракетной ПЛ. В апреле 1957 г. совместным решением Министерств ВМФ и судостроительной промышленности ЦКБ-112 было поручено разработать проект подводной лодки с четырьмя ракетами П-5 в неподвижных контейнерах, установленных наклонно к палубе, под углом, равным стартовому. СКБ-112 разработало техническое предложение по созданию на базе торпедной ПЛ проекта 613 новой ДПЛРК проект 665 (главный конструктор Б.А. Леонтьев) с 4 ракетами комплекса П-5, дальностью плавания и автономностью, удовлетворяющими требованиям ТТЗ ВМФ.
За основу вновь была взята ДПЛ проекта 613, имевшая сравнительно небольшие размеры. Чтобы избежать серьёзных переделок корпуса и уложиться в заданные габариты ракетные контейнеры установили в ограждении рубки. Ограждение при этом значительно возросло по длине и ширине. Такая необычная компоновка позволила разместить 4 крупногабаритных контейнерах для ракет П-5, установленных симметрично диаметральной плоскости, с постоянным углом возвышения 14°, жестко скрепленным между собой и корпусом подводной лодки, контейнеры размещались в нос от прочной рубки в общем с ней ограждении. Стационарная установка контейнеров, исключавшая необходимость их подъема перед запуском крылатых ракет, по сравнению с подъемными, оказалась более надежной в действии, имела меньший вес, сокращала время подготовки к старту, упрощала устройства для подвода кабелей и труб, обеспечивала более высокую точность установки контейнеров относительно корпуса подводной лодки. Ступенчатое взаиморасположение контейнеров, реализованное впервые в практике подводного кораблестроения, сокращало расстояние между ними, упрощало конструкцию погрузочных устройств и позволяло разместить контейнеры с меньшим возвышением над прочным корпусом. Кроме этого в ПК был врезан дополнительный отсек, установлена дополнительная группа АБ (всего было три группы АБ, каждая из 112 элементов). Были полностью демонтированы кормовые ТА, и пришлось отказаться от всех запасных торпед. При этом водоизмещение возросло в 1.4 раза по сравнению с исходной ПЛ проекта 613. Дальность подводного плавания возросла с 260 до 400 миль, а дальность плавания в режиме РДП с 5000 до 8500 миль. Автономность составила 45 суток. ГЭУ аналогична установленной на ПЛ проекта 644. На флоте подводная лодка получила прозвище – «каракатица».
Пуск ракет происходил также из надводного положения. Стрельба могла производиться одиночными ракетами и залпом по цели двумя или даже четырьмя ракетами при любых комбинациях последовательности их выхода из контейнеров. Управление ракетной стрельбой осуществлял комплекс "Север-А".
РЭВ подводных лодко проекта 665 включало в себя:
- Навигационный комплекс "Север-Н"
- Гидролокационная станция "Плутоний"
- Шумопеленгаторная станция "Кола"
- Станция обнаружения гидролокационных сигналов "Свет-М"
- Средства звукоподводной связи "Свияга"
- Радиолокационная станция "Флаг"
- Станция обнаружения радиолокационных сигналов "Накат"
Всего по проекту 665 было переоборудовано 6 лодок, вошедших в строй в 1959-1964 гг. На боевой службе ДПЛКР проекта 665 находились в течении 10 лет и были выведены из боевого состава ВМФ в 70-х годах.
5. Схема проекта:
1 - Носовая оконечность, 2 - Торпедный отсек, 3 - Жилой (аккумуляторный) отсек,
4 - Жилой отсек-модуль, 5 - Прочная рубка, 6 - Выдвижные устройства, 7 - Центральный пост,
8 - Ракетный (аккумуляторный) отсек, 9 - Ракетный контейнер, 10 - Электромеханический (аккумуляторный) отсек,
11 - Дизельный отсек, 12 - Электромоторный отсек, 13 - Кормовой отсек, 14 - Кормовая оконечность
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
нормальное надводное: | 1478 (1490?) тонн | |
нормальное подводное: | 1660 тонн | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | 15,4 узлов | |
наибольшая подводная: | 11,0 узлов | |
экономическая подводная: | 2,0 узлов | |
в режиме РДП: | 8,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении под АБ: | 10 (10,0), 400 (2,0) миль | |
в режиме РДП: | 8500 (6,0) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 200 (230?) метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 85,0 метров | |
ширина: | 6,7 метра | |
осадка средняя: | 5,8 метров | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 50 л.с. (ПГ103) | |
количество валов: | 2 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 46СУ, 3 х 112 | |
вооружение | ||
крылатые ракеты П-5: | 4 шт. | |
533-мм НТА: | 4 шт. | |
общее число торпед: | 4 шт. | |
обитаемость | ||
автономность: | 45 суток | |
экипаж: | 58 человека |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Гусев А.Н. "Подводные лодки с крылатыми ракетами", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- "Подводные лодки 613 проекта", Корабли и сражения, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Постнов А.А. "Модернизация подводных лодок проекта 613", ВТС "Бастион", №2, 2000г.
- "История отечественного судостроения", т.5., Санкт-Петербург, 1996г.
- Широкорад А.Б. "Огненный меч Российского флота", Яуза, ЭКСМО, Москва, 2004г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016