Проект 613Ш (NATO – “Whiskey ?”).
Модификация ПЛ проекта 613.
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации |
Примечания |
|||
начало |
окончание |
вступления в строй |
|||||
ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод (1) |
|||||||
1 |
711 |
15.09.1964 |
10.03.1966 |
1966 |
Модер. по проекту 613Ш |
4. История проекта:
Для выполнения научно-исследовательских работ в Арктике с целью получения данных, необходимых при разработке новых гидроакустических средств подводных лодок, действующих в арктических районах, по решению ГКС и ВМФ, было выполнено переоборудование подводной лодки С-270 проекта 613 по проекту 613Ш (технический проект - сентябрь 1961 года). Основное требование - длительное пребывание под ледяным покровом. Кроме научно-исследовательской аппаратуры, ПЛ должна была иметь устройство для закрепления (приледнения) ее к нижней поверхности ледового покрова и устройство для проходки льда с целью получения отверстия в нем для обеспечения зарядки аккумуляторной батареи и выхода личного состава из подводной лодки на поверхность льда.
Для размещения нового оборудования пришлось снять торпедное вооружение и все связанные с ним устройства, переделать ограждение, надстройку и носовую оконечность корпуса ПЛ, убрать выступающие части, подкрепить легкий корпус. Установленная на ПЛ гидроакустическая система "Арктика" была предназначена для исследования отражения и рассеивания звука нижней поверхностью льда, подледной реверберации и прямого подледного рассеивания звука (состояла из двух основных частей - излучающей и приемной). ПЛ была оборудована: ГАС "Плутоний", две ГАС "Арктика" (антенны в обтекателях на носу и в корме лодки), ГАС МГ-17 и МГ-25, гидрофоны ультразвуковых, инфразвуковых и звуковых частот, аппаратура анализа воздействия звуковых сигналов на ледяной покров, ТВ-система ВТМ-101 для контроля подлёдной обстановки, эхоледомер ЭЛ-1 с вибраторами в надстройке для измерения толщины льда, координатор-излучатель для направленного звукового облучения ледяного покрова (поворотный излучатель и подъемное устройство за звукоприемником, расположено в отдельном ограждении за ограждением рубки), зенитный перископ ПЗН-7.5. Двигательная установка ПЛ аналогична проекту 613 за исключением того, что аккумуляторная батарея 46СУ была заменена на 48СМ.
Для этой лодки были спроектированы новые уникальные конструкции выдвижных устройств, в том числе устройство аммортизации контакта с нижней частью ледяного покрова и фиксации лодки на нём (выдвижная стойка диаметром 300 мм и вылетом над ограждением до 2-х метров). Устройство для проходки льда состояло из выдвижной шахты и вращающейся головки. Шахта располагалась в специальной рубке. На вращающейся головке были установлены торцевые резцы и два откидных бортовых резца, которые при вращении головки прорезали во льду кольцевую полость наружным диаметром 1100 и внутренним 650 мм. Выдвижная шахта обеспечивала при нахождении ПЛ подо льдом зарядку аккумуляторной батареи, вентиляцию и пополнение запаса воздуха, двухстороннюю радиосвязь с берегом и выход личного состава на поверхность льда. По мере "прорезания" резцами льда и вымывания шуги, шахта перемещалась вверх специальными гидроподъемниками. Проходка льда завершалась выталкиванием гидроподъемником ледяной пробки, оставшейся в верхней части шахты. Затем осушалась рубка, в которой размещена шахта. Рубка была соединена с прочным корпусом ПЛ шлюзовой шахтой, используемой в качестве входной. Вдвижная шахта была предназначена для проходки 7 м слоя льда в течение 15-30 мин.
Проект 613Ш был разработан ЦКБ-112 (главный конструктор С.Н. Якимовский). Переоборудование осуществлял Балтийский завод в г.Ленингад. Испытания ПЛ были проведены в Балтийском море зимой 1966 года.
5. Схема проекта:
Схема устройства ПЛ проекта 613Ш
1 - Обтекатель кормовой ГАС, 2 - обтекатель координатного устройства, 3 - устройство приледнения ПЛ,
4 - устройство для проходки льда, 5 - прочная рубка, 6 - обтекатель носовой ГАС,
7 - носовой (жилой) отсек,
8 - аккумуляторный (жилой) отсек, 9 - ЦП, 10 - приборный (аккумуляторный) отсек,
11 - дизельный отсек, 12 - электромоторный отсек, 13 - кормовой отсек.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
нормальное надводное: | 1063 тонн | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | 15,5 узлов | |
наибольшая подводная: | 10,0 узлов | |
экономическая подводная: | 2-3 узла | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 2100 (15,5) миль | |
в подводном положении: | 10 (10,0) миль | |
в подводном положении экономическим ходом: | 275 миль | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 170 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 76,0 метров | |
ширина: | 6,3 метра | |
осадка средняя: | 5,4 метров | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
энергоустановка (отличия от проекта 613) | ||
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 48СМ, 1 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 30 суток | |
экипаж: | 56 человек |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Подводные лодки 613 проекта", Корабли и сражения, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Постнов А.А. "Модернизация подводных лодок проекта 613", ВТС "Бастион", №2, 2000г.;
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»