Rambler's Top100 Подводная лодка. Проект 666

Проект 666 (NATO – “Whiskey(?)”).

Модернизация проекта 613.



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодка проект 666


ПЛ С-63 с УПС на борту


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты модернизации

Примечания

начало

окончание

вступления в строй

 ГОРЬКИЙ: "Красное Сормово" (1)

1

 С-63

378

1960

1961

1962

 мод. под УПС

 СЕВАСТОПОЛЬ: Сдаточная база Сормовского судостроительного завода (1)

2

 С-63

378

04.1969

12.1969

1970

 мод. под ПДК



4. История проекта:


В период с 1946 по 1957 годы было разработано несколько эскизных и предэскизных проектов переоборудования различных типов боевых ПЛ типа Щ Х и V серии , проекта 633, проекта 613 и др. Значительный вклад в разработку проектов Подвод­ных спасателей внесли специалисты АСС и НИИ Чикер Н.П., Танкелюн В.И., Мурник В., Трофимов Н.Н., Буленков С.Е., Ники­тинский А.И., Березин Г.Б., Цыбин К.А. и др.

В 1958 г., в соответствии с постановлением СМ СССР №0962-432 (423?) был разработан пр.666 переоборудования ПЛ пр. 613 в экспериментальную спасательную ПЛ (ЭСПЛ) с целью практической проверки и отработки способов использования ее специальных устройств для спасения личного состава аварийной ПЛ сухим способом с помощью управляемого подводного снаряда (УПС) и мокрым способом (самостоятельного спасения подводников) с помощью водолазов и декомпрессии подводников в барокамере ЭСПЛ.

В 1961г. на заводе "Красное Сормово" по чертежам ЦКБ-112 (главный конструктор С.Н.Якимовский) была переоборудована ПЛ проекта 613 С-63 (в некоторых источниках ошибочным указывается ПЛ С-68) в экспериментальную спасательную подводную лодку проекта 666

Переоборудование С-63 завершилось в 1961 г. на сдаточной базе ССЗ "Красное Сормово" в Севастополе. Одновременно на ССЗ "Красное Сормово" в Горьком построили самоходный спасательный аппарат УПС (самоходный управляемый снаряд). В 1962г. окончились сдаточные и начались экспериментально-эксплуатационные испытания ЭСПЛ (командир лодки - капитан 2 ранга Ю.М. Лисичкин, командир УПС - капитан-лейтенант Б.А.Глушков) по программе опытной эксплуатации, в которой предус­матривались как отработка УПС, так и водолазные спуски из ЭСПЛ-666 на глубины до 120 метров.

На ПЛ отрабатывалась возможность спасения личного состава аварийных ПЛ принципиально новым способом без непосредственного участия в спасении надводных спасателей. На палубе надстройки (на комингс-площадке) ПЛ пр. 666 устанавливался УПС, способный транспортировать с аварийной ПЛ лодки на спасательную ПЛ "сухим" способом одновременно трех подводников.

Согласно проекту на ЭСПЛ предусматривалось использова­ние глубоководного водолазного снаряжения ГКС – 3М и вновь разработанного для этой ПЛ снаряжения СВ-СПЛ. Для проведения декомпрессии водолазов и спасаемых подводников в первом отсеке вместо торпедных аппаратов была размещена трех отсечная поточно-декомпрессионная камера, состоявшая из выходного отсека (для входа в лодку и выхода из нее под водой водолазов) и двух декомпрессионных отсеков (для проведения декомпрессии спасаемых подводников, подвергшихся забортному давлению и обеспечивающих спасение водолазов). Камера была рассчитана на давление 17 кгс/с и имела в среднем отсеке нижнюю горловину для выхода водолазов и шлюзовую шахту в концевом отсеке для приема подводников, спасаемых сухим способом с помощью УПС. Прием подводников с аварийной ПЛ и передача их на СПЛ производились через камеру присоса путем посадки УПС на входной люк с комингс-площадкой, имевшейся на обеих лодках.

Уже во время сдаточных испытаний было установлено, что использование тяжелого снаряжения типа ГКС – 3М из условий ПЛ чрезвычайно затруднено и небезопасно. В первых образцах снаряжения СВ-СПЛ также было много недостатков, поэтому во­долазные спуски из ПЛ были начаты после доработки снаряжения СВ-СПЛ лишь в период октября-декабря 1965 года.

В 1962 г. во время испытаний ПЛ пр. 666 впервые в мировой практике были произведены расстыковка и стыковка УПС с подводной лодкой-носителем и аварийной ПЛ, находившихся в подводном положении. Из одной лодки в другую в подводном положении был доставлен тогда капитан-лейтенант А.И. Никитинский (ныне капитан 1 ранга в отставке). Этот факт был удостоверен надлежащим образом. Появился новый вид спасения подводников - "сухой" способ и с помощью спасательных подводных аппаратов.

На основании опытной эксплуатации было разработано "Руководство по использованию ЭСПЛ пр.666 с УПС".

В результате выполнения работ по программе опытной эксплуатации было установлено, что:

- глубоководные водолазные работы со спасательной ПЛ могут производиться независимо от гидрометеоусловий, при этом упрощен процесс выхода водолазов и спасения подводников "мокрым" способом;                      

- снаряжение СВ-СПЛ и водолазные устройства обеспечи­вают выполнение работ, связанных со спасением личного состава затонувших ПЛ "мокрым" способом на глубинах до 120 м и может быть рекомендовано при проектировании спасательных ПЛ;

- водолазное снаряжение СВ-СПЛ было рекомендовано к принятию на снабжение ВМФ.

Выполнение водолазных спусков на глубины до 100 м из условий подводной лодки, лежащей на грунте или находящейся в положении стоянки на подводных якорях, являлось на тот период рекордным достижением, так как за рубежом аналогичных средств не существовало. Накопленный опыт эксплуатации УПС и спец устройств ЭСПЛ пр. 666 показал целесообразность раз­вития автономных спасательных аппаратов, эффективность и большую безопасность выполнения водолазных работ по оказа­нию помощи аварийным подводным лодкам, послужил основанием для разработки тактико-технических требований при создании спасательной подводной лодки специальной постройки пр. 940, вступившей в строй флота в 1976 году.

В 1965-67 годах в НИИ АСС ВМФ были проведены исследо­вания по определению возможности длительного пребывания людей под повышенным давлением гелиево-кислородной среды (ДП). Приказом ГК ВМФ 1966 г. было определено создание лабораторной экспериментальной базы, а также разработка проекта дооборудования ЭСПЛ пр. 666 для водолазных спусков методом ДП в морских условиях.

Проект дооборудования ЭСПЛ пр. 666 (дооборудование ПДК средствами, обеспечивающими длительное (до 10 суток) пребывание трех человек в отсеках ПДК при давлении гелио-кислородной газовой среды до 10 атм.) разрабатывался ЦКБ "Судопроект" под руководством зам. главного конструктора С.М. Чухланцева по техническому заданию института с предос­тавлением проектанту материалов переоборудования гидрорекомпрессионной камеры ГРК-30 и результатов, полученных при экспериментах в лабораторных условиях в период 1967-68 гг.

На основании решения ВМФ и МОП от 14.03.68г. и дого­вора от 7.04.69г. было начато переоборудование ЭСПЛ на Севастопольской сдаточной базе завода "Красное Сормово" (строитель - А.В. Гурьянов, ответственный сдатчик - С.Б. Хейфиц)..

В объем переоборудования технических средств на ПЛ входило:

- дооборудование отсеков поточно-декомпрессионной ка­меры устройствами и средствами обеспечения условий обитания до 30 суток 4-х водолазов-акванавтов при давлении гелиевокислородной среды  10 кгс/см. При этом носовой и кормовой отсеки ПДК оборудовались как жилые, а средний - приемно-выходной как санитарно-бытовой;

- создание систем вентиляции, кондиционирования и очистки газовой среды в барокамере (блоки вентиляторов и очистки и дополнительный преобразователь тока ПТ-5);

- системы газоснабжения барокамеры и обеспечения смесями водолазов при спусках (17 410-литровых и столько же 40-литровых баллонов) и компрессоры дожимные;

- систему водяного отопления отсеков ПДК с принудительной циркуляцией воды;

- системы газового анализа;

- системы санитарно-бытовой и фановой (санитарный блок (умывальник, душ и гальюн), размещенный в приемо-выходном отсеке ПДК);

- установка в системе сжатого воздуха фильтров ФВД-200у;

- усовершенствование сетей электропитания,

- освещения, средств телефонной связи;

- усовершенствование устройств для выхода водолазов в воду в водолазном снаряжении СВ-СПЛ;

- установка водолазного оборудования в приемно-выходном отсеке и водолазной нише;

- установка необходимых контрольно-измерительных при­боров;

- установка электрофизиологической аппаратуры "Трезубец - К" (предназначена для дистанционного физиологического наблюдения за водолазами);

С ЭСПЛ пришлось снять аппаратуру поста телефонного обслуживания, стационарные и переносную телевизионные камеры аппаратуры АПТ-1, УПС с обслуживающими устройствами (лебедка подтягивания, захваты вспомогательного крепления УПС и т.д.), а также часть провизии, пресной воды более 4 т, сократив автономность до 24 суток и израсходовав весь запас на модернизацию, предусмотренный техпроектом.

В штат ПЛ была введена лаборатория в составе 17 человек, объединившая водолазный состав, врачей-физиологов и химиков.

Для улучшения условий обитаемости ПДК конструкторы предусмотрели размещение в нем мягких коек, кресел, откидных столов, шкафов для хранения постельных принадлежностей и белья, дорожки на настил, а также повысили освещенность, теплоизоляцию и надежность системы отопления (с возможностью охлаждения). Помещение ПДК выкрасили в мягкие и светлые тона и обеспечили подачу в отсеки очищенной от вредных примесей подсушенной дыхательной смеси.

ЭСПЛ пр. 666 модернизировали, преследуя следующие цели:

- проверить в морских условиях режим декомпрессии и изучить физикогигиенические особенности длительного (до 10 суток) пребывания людей под давлением на глубине до 100м;

- отработать организацию и технику безопасных водолазных спусков с ПЛ при условии длительного пребывания водолазов под повышенным давлением;

- определить возможность выполнения конкретных водолазных работ по оказанию помощи терпящей бедствие ПЛ.

Переоборудование предназначалось для того, чтобы обеспечить пребывание в ПДК трех человек в течение 10 суток под давление 10 атм.

Задача была непростой, особенно в части обеспечения очистки газовой среды в камере, в том числе от углекислого газа, и создания санитарно-гигиенического комплекса, который обеспечивал бы нормальную жизнедеятельность людей, находящихся в камере под давлением продолжительное время, а также позволял бы проводить спасательные работы и исследования на больших глубинах моря и возвращение в газовую среду без компрессии.

Требовалось создать единую систему, позволяющую производить очистку, регенерацию, нагрев и осушение (кондиционирование) ГКС под давлением. Она должна была включать фильтры, емкости с регенерационным веществом вне камеры.

Таких решений практика, отечественная и зарубежная, еще не знала. Кроме того, обыденные вещи и традиционные системы приходилось разрабатывать заново. Например, санитарные системы (гальюн, душ, умывальник) должны были обеспечивать функционирование при длительном пребывании под давлением.

В декабре 1969 года были проведены швартовные и приемо­сдаточные испытания водолазного комплекса ЭСПЛ пр. 666 для экспериментальных работ методом ДП при давлениях до 10 кгс/см  (100 м). Все испытания прошли успешно без замечаний. Акт приемки был подписан 27 декабря 1969 г

В результате приемо-сдаточных испытаний водолазного комплекса ЭСПЛ пр. 666 было установлено, что дооборудование выполнено в соответствии с проектом, а тактико-технические характеристики оборудования комплекса обеспечивают возмож­ность длительного пребывания в ПДК четырех акванавтов в условиях минимума необходимого комфорта, а также выход водо­лазов в воду за борт ЭСПЛ для выполнения водолазных работ в снаряжении СВ-СПЛ.

ПЛ "С-63" актом приемо-сдаточных испытаний, утвержден­ным командующим КЧФ, в декабре 1969 года была передана флоту для проведения экспериментов по методу ДП.

В период с 15 марта по 17 августа 1970 года на ПЛ "С-63" были проведены эксперименты по длительному пребыва­нию водолазов на глубинах до 100 метров в морских условиях, целью которых являлось:

- проверка работоспособности технических средств при давлениях 10 кгс/см  (100 м);

- изучение (физиолого-гигиенических особенностей нахож­дения людей на глубинах до 100 м и проверка возможности вы­полнения водолазных работ;

- проверка безопасности режимов декомпрессии для выхода водолазов после длительного пребывания (до 30 суток) на глубинах до 100 м.

В результате проведенных экспериментов установлены и проверены допустимые параметры газовой среды и микроклима­та для 30-суточного пребывания водолазов на глубинах до 100 м, получены данные о функциональном состоянии централь­ной нервной системы,  сердечно-сосудистой и дыхательной сис­тем, тепловом состоянии, умственной и физической работоспо­собности, позволяющие сделать вывод о возможности длительно­го пребывания водолазов на глубинах до 100 м с сохранением умственной и физической работоспособности.

В ходе экспериментов были отработаны состав рациона и режимов питания, труда и отдыха акванавтов, а также проверена безопасность режимов декомпрессии.

Результаты экспериментов позволили уточнить физиолого-гигиенические и технические требования к барокамерам, пред­назначенным для длительного пребывания водолазов, устанавли­ваемым на спасательных подводных лодках пр. 1840 и 940, проек­тирование которых было начато в  ЦКБ "Малахит" и СКВ "Судопроект".

Выполнение водолазами выходов в воду из условий под­водной лодки на глубинах до 100 м при длительном пребывании в течение 30 суток явилось на период 1970 года уникальным рекордным достижением, завершением определенного этапа научных исследований по методу ДП.

Являясь самоходной автономной подводной лодкой с водо­лазным комплексом ДП ПЛ "С-63" превосходила по своим воз­можностям все зарубежные подводные лаборатории, построенные к тому времени, так как к разработке автономных подводных средств с водолазными комплексами за рубежом только присту­пили.

За успехи в освоении нового метода водолазных работ, разработку новой техники большая группа специалистов флота и сотрудников института были награждены орденами и медалями.


5. Схема проекта:


Подводная лодка проект 666

Рисунок ПЛ проекта 666 (с элементами обоих модернизаций). Рисунок Хибина А.М.



Подводная лодка проект 666

Подводная лодка проект 666


Поточно-декомпрессионная камера на ПЛ проекта 666


6. Тактико-технические данные проекта (после последней модернизации):


Нормальное водоизмещение,м3                                              1060

Запас плавучести при нормальном водоизмещении в %         27

Начальная метацентрическая высота В м:

            в надводном положении по КИЛ                                 0,38

Глубина погружения ПЛ, м                                                      125

Глубина водолазных работ, м                                                 100

Длина корпуса. м                                                                    76

Осадка, м                                                                               6,2

Экипаж, чел.                                                                           56

Корабельные запасы, т:

            пресной воды                                                             14 тонн

            провизии                                                                    20 суток

            воздух высокого давления 200 кгс/см, бал.                 25 емк. 410 л

            газовые смеси с давлением 200 кгс/см, бал.               17 емк.410л,

            газовые смеси с давлением 150 кгс/см, бал.               17 емк. 40 л


7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Постнов А.А. "Спасательная ПЛ проекта 940", Морской Сборник, №8, 1997г.
- Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", ВТА Тайфун, 3, 1999г.
- Постнов А.А. "Спасательная подводная лодка пр. 940 "Ленок", ВТА Тайфун, №9, 2001г.
- Информация предоставленная Гринаковским С.О. (в прошлом - начальник лаборатории ПЛ БС-555)
- Воспоминания Хибина А.М. (в прошлом начальник лаборатории ПЛ С-63) "Севастопольский ветеран подводной лодки «666»".


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016