Проект 705Д (два варианта
технического проекта).
1.
Количество подводных лодок проекта: нет
2.
Изображение проекта:
? Нет
данных.
3.
Состав проекта:
Не
реализован.
4. История проекта:
Анализируя в 1968 г. опыт создания
АПЛ проекта
705, вероятную тактику её использования, в СПМБМ сформулировалось
мнение о своевременности проработки вопросов, связанных с модификацией
данного проекта.
Основная направленность модификации
виделась в повышении боевой эффективности корабля за счет увеличения
количества и дальности действия оружия. Этому способствовали и наметившиеся
положительные результаты в развитии торпедного и ракетоторпедного вооружения.
При этом учитывалось, что увеличение дальности действия торпед и ракетоторпед
возможно только при увеличении их калибра и длины. Расположение их внутри
прочного корпуса связано с большими изменениями практически всего корабля.
Поэтому еще в третьем варианте предэскизного проекта АПЛ проекта 705 (1960 г.) СПМБМ
предложило вариант довооружения подводной лодки за счет установки дополнительно
к основному торпедному вооружению калибра 533 мм четырех-шести ракетоторпед
калибра 650 мм в забортных пусковых установках, располагаемых в ограждении
рубки. В этом анализе СПМБМ исходило из ориентации на ракетоторпеды калибра 650
мм при условии обеспечения их хранения при забортном гидростатическом давлении
воды вплоть до наибольшей глубины погружения и старта ракет с пусковых
установок самовыходом под действием собственных двигателей.
В таком варианте, как показали
предварительные проработки, ракетоторпедное оружие калибра 650 мм могло быть
принято на АПЛ проекта 705 без существенного увеличения
водоизмещения корабля и перекомпоновки внутриотсечного оборудования. Вместе с
тем, при данном усилении оружия открывалась возможность иметь в боевой готовности
одновременно шесть ТА с торпедами калибра 533 мм и четыре—шесть пусковых
установок с ракетоторпедами или торпедами калибра 650 мм.
Свои проработки по подводной лодке
на базе АПЛ проекта 705 с увеличенным оружием СПМБМ в
мае 1968 г. представило в первое Главное управление министерства. Они были
одобрены, и на продолжение работ в данном направлении главкомом было утверждено
техническое задание. Согласно этому заданию необходимо было разработать
предэскизный проект АПЛ с торпедами и ракето-торпедами калибра 533 и 650 мм
соответственно и автономностью 70 сут.
Разработка проекта выполнялась на
базе АПЛ проекта
705К с АППУ БМ-40А. Проекту АПЛ был присвоен номер 705Д (довооруженный). При проектировании данной лодки СПМБМ (ГК проекта
- Русанов М.Г.) руководствовалось основными принципами, заложенными при
создании АПЛ проектов 705 и 705К.
Для принятия дополнительного оружия
и повышения автономности корабля было признано необходимым увеличить длину II и
III отсеков и частично их перекомпоновать при максимальном сохранении
существовавших в АПЛ проекта 705К корабельных конструкций.
Дополнительные 12 запасных торпед калибра 533 мм решено было разместить в
верхней части II отсека, выделив для этого новое торпедное помещение. Пусковые
установки калибра 650 мм, установленные по три с каждого борта, привели к
необходимости удлинения ограждения рубки. Всё основное оборудование, принятое
на АПЛ проекта
705К, сохранялось без изменений. Исключение составляли оборудование и
комплексы, связанные с новым составом оружия и увеличением длины корабля
из-за систем, в которые потребовалось внести ряд изменений. Введение второй
торпедной выгородки и необходимость увеличения длины пультов привели к
удлинению корабля в районе цилиндрической вставки на 7,2 м и соответствующему
возрастанию объема прочного корпуса на 290 м3. Это позволило разместить, кроме
дополнительного боезапаса, аппаратуру управления и контроля оружия калибром 650
мм, увеличенные запасы провизии и воды, две запасные каюты на 6 человек, цистерны
замещения оружия и так далее.
В связи с тем, что количество
боезапаса калибра 533 мм удвоилось, время его погрузки через носовые ТА при помощи
навесного торпедопогрузочного устройства, как это принято на АПЛ проекта 705К,
увеличилось. Для его сокращения и упрощения погрузочных операций на АПЛ проекта 705Д было проработано новое
устройство с установкой торпедопогрузочного люка.
Для перегрузки боезапаса из второй
торпедной выгородки в первую (носовую) в межотсечной переборке предусматривалось
побортно разместить два люка диаметром по 650 мм. Через эти люки при помощи
кареток продольной транспортировки боезапас подавался в первую выгородку и
далее транспортировался на соответствующие стеллажные места с помощью средств,
уже имевшихся у корабля прототипа - АПЛ проекта 705К. Все операции по перегрузке
были максимально механизированы и управление ими предусматривалось из единого
поста. Исходя из заданной автономности подводной лодки, были приняты увеличенные
запасы провизии и пресной воды.
Самовыход ракеты из пусковых
установок возможно было обеспечить путем доработки бортовой системы управления,
введения логической схемы старта и выполнения других изменений по ракете.
Прогрессивность реализации
предложения о довооружении подводной лодки проекта 705 была подтверждена
сравнительными расчетами условий боевой эффективности.
Предэскизный проект был закончен 31
марта 1969 г. Согласно проекту нормальное водоизмещение корабля составило 2611
м3, наибольшая подводная скорость 36 - 37 уз. Водоизмещение АПЛ проекта 705Д превышало водоизмещение
подводной лодки проекта 705К на 324 т.
В процессе работы над предэскизным
проектом рассматривался вариант усиления вооружения только торпедами калибра
533 мм. Этот вариант, с отказом от боезапаса калибра 650 мм в ограждении рубки,
не позволял сократить длину корабля из-за необходимости размещения дополнительного
боезапаса калибра 533 мм. Водоизмещение в этом случае уменьшалось на 20 м3, а
массовая нагрузка - на 50 т. Наибольшая подводная скорость увеличивалась
примерно на 0,5 уз. По результатам данной проработки был сделан вывод о том,
что упрощение и некоторое улучшение основных ТТЭ несоизмеримо малы по
сравнению с потерей боевой эффективности корабля.
Во втором квартале 1971 г. по
техническому заданию МСП СПМБМ разработало эскизный проект АПЛ проект 705Д с более глубокой
проработкой конструкторских решений, заложенных в предэскизном проекте,
отражением в нём мероприятий, принятых по подводной лодке проекта 705 по результатам
испытаний опытного корабля, заводской №900. Материалы проекта были представлены
в министерство 30 июня 1971 г.
Дальнейшие работы по проекту были
продолжены в соответствии с приказом МСП от 27 июня 1972 г. и совместным
решением ВМФ и МСП от 15 июня 1972 г. Пунктом 16 указанного решения поручалось
СПМБМ по заданию ВМФ во II квартале 1973 г. выполнить корректированный технический
проект АПЛ проекта 705 с увеличенным составом торпедного
вооружения и учетом опыта постройки и испытаний опытного корабля.
Техзадание ВМФ было выдано СПМБМ 29
декабря 1972 г. Оно предусматривало разработку проекта АПЛ с использованием
АЭУ как с ВВРД, так и реактора с ЖМТ в I контуре, увеличенным составом торпед и
автономностью плавания.
Корректированный технический проект
разрабатывался исходя из следующих основных изменений по сравнению с АПЛ проекта 705:
- количество торпед и ракетоторпед
калибра 533 мм увеличено с 18 до 30 ед.;
- в негерметичных пусковых
установках ограждения рубки размещены четыре ракетоторпеды;
- увеличен личный состав до 27 чел.;
- на первый период эксплуатации
корабля для наблюдения за отсеками предусматривалось дополнительно 3 чел.,
поэтому было увеличено число спальных мест с 22 до 34, а с учетом резервных
мест, общее число спальных мест увеличилось с 25 до 37;
- число мест во всплывающей рубке
увеличено с 30— 32 до 34;
- установлены кингстоны в ЦГБ;
- главные циркуляционные насосы и
ионообменные фильтры перенесены из реакторного в турбинный отсек;
- смонтированы вторая электролизная
и вторая рефрижераторная установки; устройство «Айва-РКП» перенесено из II в III
отсек;
- установлены дополнительный осушительный
насос во II отсеке и насос в VI отсеке для осушения цистерны рассола и так
далее.
Технический проект разрабатывался в
двух вариантах: с ЖМТ (АППУ типа БМ-40А) – Вариант I и с ВВРД – Вариант II. Изменения по оборудованию и его
расположению в отсеках, принятые на АПЛ проекта
705Д по сравнению с лодкой проекта 705К, привели к увеличению длины
прочного корпуса по I варианту на 13,45 м и по II варианту на 17,05 м. Были
несколько увеличены диаметры прочного корпуса в районах первого, четвертого и
пятого отсеков. Размещение АППУ с ВВРД привело к необходимости увеличения
диаметра прочного корпуса в районе аппаратной выгородки. Количество отсеков
было принято, как и на АПЛ проекта 705К, равным шести: первый отсек
— торпедный и аккумуляторный; второй — торпедный, радиоэлектронной аппаратуры
и вспомогательного оборудования; третий — главного командного пункта и
служебно-бытовых помещений; четвертый — реакторный; пятый — турбинный и шестой
— холодильных машин и рулевых приводов.
После дополнительной проработки
установка отдельного торпедопогрузочного люка была признана нерациональной, и
погрузка оружия сохранена такой же, как и на АПЛ проекта 705.
Проработки в техническом проекте еще
раз подтвердили принципиальную возможность размещения четырех ракетоторпед в
ограждении рубки. Разработчик ракетоторпеды в апреле 1971 г. вновь подтвердил
требования и положения выполненной им ранее предварительной проработки
размещения ракетоторпед калибра 650 мм в негерметичных пусковых установках с
некоторыми уточнениями данных по массам, положению центра тяжести и водоизмещению.
Наряду с довооружением, большое
внимание при разработке технического проекта АПЛ проекта 705Д было уделено проработкам по применению на лодке АППУ с
ВВРД новой модифицикации. Технический проект модифицированной АППУ был
получен СПМБМ в июле 1972 г. В связи с изменением параметров пара при переходе
на эту АППУ, потребовалась переработка ПТУ.
Параметры силовой электросети с
частотой 400 Гц были приняты такими же, как и на АПЛ проекта 705К. Для питания электроприводов
ЦНПК, требующих электроэнергии частотой 50 Гц, были предусмотрены автономные
ТГ. В связи с увеличением расхода электроэнергии во II варианте потребовалась
замена аккумуляторной батареи на более ёмкую с системой водяного охлаждения.
Проектом предусматривалась одна прочная уравнительная забортная цистерна. Для исключения
аварийных ситуаций, связанных с поступлением воды в прочный корпус при отказах
оборудования или ошибочных действиях личного состава, прием воды из-за борта
был предусмотрен в проекте только в уравнительную цистерну и через неё в
дифферентные цистерны корабля.
Комплексная автоматизация при
проектировании АПЛ проекта 705Д была
принята по всем принципиальным решениям такой же, как и на АПЛ проекта 705К.
Для варианта II проекта значительному изменению подверглась система управления техническими
средствами корабля «Ритм-200». Полностью была переработана БИУС «Аккорд» с
учетом применения новой цифровой вычислительной управляющей машины.
Техпроект АПЛ проект 705Д был закончен 29 июня 1973 г. Основные
тактико-технические элементы подводных лодок по вариантам I и II отличались
незначительно (в скобках приведены значения для варианта II): водоизмещение —
3050 м3 (3250 м3), длина наибольшая — 93,05 м (96,65 м), осадка средняя — 6,3м
(6,35м). При шести ТА калибра 533 мм и 30 торпедах или ракетоторпедах этого же
калибра, а также четырех пусковых установках для калибра 650 мм и четырех
торпедах или ракетоторпедах данного калибра были получены одинаковые значения
расчетных полных подводных скоростей, — около 36,6 уз, при этом увеличение водоизмещения
в варианте II компенсировалось увеличенной мощностью ГТЗА.
В выводах по проекту АПЛ СПМБМ
указало, что в обоих вариантах получены достаточно высокие основные тактико-технические
элементы корабля, что вместе с предусмотренными многочисленными мероприятиями
по повышению живучести корабля и оборудования, улучшению его обслуживания и
монтажа определяет целесообразность постройки АПЛ проекта 705Д. Сопоставление АППУ с ВВРД и ЖМТ показывает, что
первая предпочтительнее в случаях ремонтных операций и обслуживания при стоянке
в базе, кроме того ВВРД позволяет дальнейшую работу установки на более высоком
уровне мощности при выходе из строя части основного оборудования (ПГ, ЦНПК, АТГ
и тому подобного). Применение ВВРД в эксплуатации предпочтительнее, однако,
применение АППУ с ВВРД требует разработки, изготовления и испытания
дополнительного энергетического оборудования. В связи с этим выбор варианта
проекта для строительства подводной лодки целесообразно увязать с количеством
кораблей проекта 705Д, предусматриваемых
к постройке. В случае ограничения числа малой серией, целесообразно
осуществлять постройку по варианту I, то есть с установкой БМ-40А. При
строительстве большой серии кораблей данного проекта можно рекомендовать
вариант II. Сдача головного корабля по варианту II могла быть осуществлена
ориентировочно на год позже сдачи головного корабля по варианту I.
Технический проект в первом квартале
1974 г. был рассмотрен и утвержден, однако все дальнейшие работы по АПЛ проекта 705Д были прекращены.
Предэскизный, эскизный и технический проекты АПЛ проекта 705Д выполнялись коллективом СПМБМ с привлечением значительного количества разработчиков оборудования, систем управления, аппаратуры под организационно-техническим руководством и.о. заместителя главного конструктора АПЛ проекта 705Д Б.В.Григорьева. Главным наблюдающим от в/ч 27177 был А.Л.Томчин. Это благодаря ему была выдвинута и обоснована идея довооружения АПЛ проекта 705, намечены контуры основных конструкторских решений, выполнены проработки и согласование с разработчиками ракетоторпед.
5.
Схема проекта:
В общем, за
исключением доработок, соответствует проекту 705К (для варианта I).
6. Тактико-технические данные проекта:
Вариант
I Вариант II
Водоизмещение,
м3 3050 3250
Длина
наибольшая, м 93,05 96,65
Осадка
средняя, м 6,3 6,35
АППУ с
ЖМТ с ВВРД
Вооружение,
ТА 533 мм 6 (30 торпед) 6 (30 торпед)
ТА 650 мм 4 4
Подводная скорость,
уз 36,6 36,6
Экипаж, чел. 27 27
Автономность,
сут. 70 70
7. Источники:
- В.Е. Ильин, А.И. Колесников «Подводные лодки России:
Иллюстрированный справочник» ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ» 2002.
- Б.К. Разлетов «История СПМБМ «Малахит», т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
Возврат на Главную
страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2004