Проекты 705 и 705К «Лира» (NATO – “Alfa”).
Нереализованные модификации: 705А, 705Б, 705Д, проектные проработки.
1. Количество подводных лодок проекта: 4+1 (проект 705) + 3 (проект 705К)
2. Изображение проекта:
проект 705 (серийная ПЛ)
проект 705К
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
ЛЕНИНГРАД: Ново-Адмиралтейский ССЗ / Ленинградское Адмиралтейское объединение (4+1) | ||||||
1 |
900 |
02.06.1968 |
22.04.1969 |
31.12.1971 |
||
2 |
905/01675 |
26.04.1969 |
25.07.1974 |
30.09.1978 |
03.06.1992 пер. в Б-316 | |
3 |
910/01680 |
26.06.1972 |
19.04.1978 |
29.12.1979 |
03.06.1992 пер. в Б-373 | |
4 |
915/01685 |
26.06.1975 |
31.03.1981 |
30.12.1981 |
03.06.1992 пер. в Б-463 | |
5 |
К-??? |
920/01690 |
26.06.1975 |
- |
- |
1983 год - разобрана |
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (N 402) (3) | ||||||
5 |
105 |
29.12.1967 |
04.04.1976 |
12.12.1977 |
постр. по проекту 705К | |
6 |
106 |
12.11.1968 |
03.11.1977 |
31.12.1978 |
постр. по проекту 705К | |
7 |
107 |
21.02.1972 |
21.09.1980 |
30.09.1981 |
постр. по проекту 705К | |
Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 705: |
4. История проекта:
В конце 50-х годов, когда начиналась программа
создания отечественных противолодочных ПЛАТ, было принято
решение о создании высокоавтоматизированных и
скоростных ПЛАТ. АПЛ проекта 705
(шифр "Лира", по классификации НАТО "Alfa") - пожалуй,
самый яркий и неоднозначный корабль в истории отечественного подводного
кораблестроения. Оценки этой АПЛ ведущими Российскими специалистами охватывают
диапазон от восторженных (“утерянная жар-птица”) до резко негативных (“провал”,
“дорогостоящая ошибка”)....
Одновременно с работами по атомным
подводным лодкам проектов 627, 645 и 671 в ленинградском СКБ-142 шел энергичный поиск
новых, нетрадиционных технических решений, способных обеспечить качественный прорыв
в развитии подводного кораблестроения. В 1959 году один из ведущих специалистов
СКБ - А.Б. Петров - вышел с предложением о создании малогабаритной одновальной
комплексно-автоматизированной высокоскоростной атомной подводной лодки с
уменьшенным составом экипажа. По замыслу, новый корабль, своеобразный
“подводный истребитель-перехватчик”, располагая скоростью подводного хода,
превышающей 40 узлов, был способен в предельно короткое время выйти в заданную
точку океана для атаки подводного или надводного противника. При своевременном
обнаружении неприятельской торпедной атаки АПЛ должна была уходить от торпед,
предварительно произведя залп из своих торпедных аппаратов.
Малое водоизмещение лодки (порядка 1500 т)
в сочетании с мощной энергетической установкой должны были обеспечить быстрый
набор скорости и высокую маневренность. АПЛ должна была собственным ходом в
считанные минуты отходить от причальной стенки, быстро разворачиваться на
акватории и покидать базу для решения боевой задачи, а после возвращения
“домой” — самостоятельно швартоваться.
После весьма бурных дебатов с участием
представителей промышленности и ВМФ, а также внесения в проект ряда
существенных изменений, идея подобной АПЛ была поддержана руководством
Минсудпрома и военными. В частности, ее сторонниками стали министр
судостроительной промышленности Б.Е. Бутома и Главнокомандующий ВМФ С.Г.
Горшков.
Техническое предложение по проекту было
подготовлено в начале 1960 года, а 23 июня 1960г. вышло совместное
постановление ЦК КПСС и СМ СССР о проектировании и постройке подводной лодки
проекта 705. 25 мая 1961 г.
появилось другое постановление, разрешающее научному руководству и главному
конструктору проекта при наличии достаточных обоснований отступать от норм и
правил военного кораблестроения. Это в значительной степени “развязало руки”
создателям новой АПЛ, позволило воплотить в ее конструкцию наиболее смелые,
опережающие время технические решения.
Работу по проекту 705 возглавил главный конструктор М.Г. Русанов (в 1977 году его
сменил В.А. Ромин). Общее руководство программой возложили на академика А.П.
Александрова. Главными наблюдающими от ВМФ были В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко.
Создание АПЛ проекта 705 стало, по
словам секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова, курировавшего оборонную промышленность,
“общенациональной задачей”. К участию в программе привлекли мощные научные
силы, в частности, академиков В.А. Трапезникова и А.Г. Иосифьяна.
АПЛ проекта 705 (затем 705К)
предназначались для уничтожения подводных лодок противника при выходе их из
баз, на переходе морем, а также на позициях предполагаемого использования
оружия против береговых объектов. Они могли привлекаться и для борьбы с
надводными кораблями, а также транспортами во всех районах мирового океана,
включая Арктику.
Подводная лодка проекта 705 (705К) — двухкорпусная, одновальная. Корпус, изготовленный из
титанового сплава (был разработан ЦНИИ металлургии и сварки под руководством
академика И.В. Горынина, также титановые сплавы применялись и для изготовления
других элементов конструкции и корабельных систем), по всей длине представлял
собой тело вращения. Ограждение рубки — “лимузинного” типа. Титановый корпус
уменьшил магнитное поле, но акустическое поле оказалось все же большим, так как
проект создавался в начале 60-х годов. Тщательная отработка гидродинамических
обводов корпуса лодки велась учеными московского филиала ЦАГИ им. профессора
Н.Е. Жуковского под руководством К.К. Федяевского. Принимался ряд мер по
снижению физических полей корабля, а также повышению его взрывостойкости за
счет новых конструкционных решений и более эффективной амортизации.
Прочный корпус разделялся поперечными
переборками на шесть водонепроницаемых отсеков. 3-й отсек, где расположен
главный командный пункт и служебно-бытовые помещения, ограничивался
сферическими переборками, рассчитанными на полное забортное давление.
Лодка (впервые в мире) была оснащена
всплывающей рубкой (всплывающей спасательной камерой (СВК)), предназначенной
для спасения одновременно всего экипажа при всплытии с глубины вплоть до
предельной, при больших величинах крена и дифферента.
Носовые горизонтальные рули были выполнены
убирающимися в корпус и размещены ниже КВЛ.
Основное вооружение включало шесть носовых 533-мм ТА с
системой быстрого заряжания.
АПЛ 705-го
проекта должна была иметь водоизмещения в пределах 1500-2000 т и
скорость более 40 узлов, что требовало достаточно мощной ЭУ. В качестве
варианта ГЭУ рассматривался газовый реактор, обеспечивающий работу
газовой турбины. В итоге остановились на однореакторной ГЭУ с жидкометаллическим
теплоносителем (ЖМТ) и повышенными параметрами пара. Установка с ЖМТ по
сравнению с АЭУ, имеющей традиционный водо-водяной реактор была более
компактной, что было немаловажно в данном случае. Расчеты показывали, что
установка с ЖМТ обеспечивала экономию 300 т водоизмещения.
Предложение о создании специально для лодки проекта 705 однореакторной двухконтурной
паропроизводящей установки по типу ППУ лодки проекта 645 поступило в 1960 году от ОКБ
“Гидропресс”. Вскоре было принято правительственное решение о разработке такой
установки. Научным руководителем работ был назначен академик А.И. Лейпунский.
Одновременно проектировалось два альтернативных типа
АЭУ: в ОКБ “Гидропресс” под руководством главного конструктора В.В.
Стекольникова создавалась БМ-40А (блочная, двухсекционная, два паропровода, два
циркуляционных насоса), а в горьковском ОКБМ под руководством И. И. Африканова
- ОК-550 (блочная, с разветвленными коммуникациями первого контура с тремя
паропроводами и тремя циркуляционными насосами).
Одновальная АЭУ ОК-550 была выполнена по
однореакторной схеме с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) и смонтирована
на обычном фундаменте балочного типа. Турбозубчатый агрегат смонтирован на
фундаменте с новой системой амортизации, наиболее шумное оборудование
установлено на пневматических амортизаторах. Паротурбинная установка ОК-7К -
одновальная, блочной конструкции.
На лодке было установлено два
вспомогательных движительных комплекса (2 х 100 кВт), размещенных в
герметических гондолах в горизонтальных стабилизаторах и снабженных гребными
винтами с поворотными лопастями.
Имелось два синхронных генератора
переменного трехфазного тока (2 х 1500 кВт, 400 в, 400 Гц). Каждый генератор
обеспечивает энергией все потребители своего борта. Установлена вспомогательная
дизель-генераторная установка (500 кВт, 300 В) и аварийная аккумуляторная
батарея из 112 элементов.
Новый реактор позволил сократить длину ПЛАТ, увеличить
скорость, но оказался очень капризными. Электроэнергетическая система впервые
на ПЛА была выполнена на токе повышенной частоты - 400Гц.
В ходе проектирования число отсеков
прочного корпуса было увеличено с трех до шести, в полтора раза возросло
водоизмещение. Менялась численность экипажа корабля. Первоначально
предполагалось, что она составит 16 человек, однако в дальнейшем, по
требованиям ВМФ, экипаж довели до 29 человек (25 офицеров и четыре мичмана).
Затем экипаж был увеличен до 32 человек. Уменьшение экипажа обусловило и более
жесткие требования по надежности оборудования. Ставилась задача устранения
необходимости его обслуживания в течение всего плавания.
Жилые, медицинские и
санитарные помещения расположены на средней палубе 3-го отсека, камбуз и
провизионные помещения — на нижней палубе того же отсека. Кают-компания позволяла
одновременно принимать пищу 12 членам экипажа.
Для АПЛ проекта 705 создавались новые
боевые и технические средства на основе последних достижений науки и техники
60-х годов, имеющие существенно улучшенные массогабаритные характеристики. Для
того чтобы уложиться в рамки технического задания, требовалось сократить экипаж
АПЛ до уровня, приблизительно соответствующего экипажу стратегических
бомбардировщиков 40—50-х годов. В результате было принято революционное для
своего времени решение о создании для АПЛ комплексной автоматизированной
системы управления. В ЦКБ при заводе им. Кулакова (ныне — ЦНИИ “Гранит”) для
корабля была создана уникальная боевая информационно-управляющая система (БИУС)
“Аккорд”, позволившая сосредоточить все управление АПЛ на центральном посту.
Управление подводной лодкой, ее боевыми и
техническими средствами осуществлялось из главного командного пункта.
Комплексная автоматизация обеспечивала решение задач применения оружия, сбора и
обработки тактической информации, боевого маневрирования, воспроизведения
внешней обстановки, кораблевождения, автоматического и дистанционного
управления техническими средствами и движением.
Несение постоянных вахт у отдельных
механизмов и устройств не было предусмотрено. По готовности №1 и №2 производился
лишь периодический обход необслуживаемых отсеков вахтенными. Боевая смена в
реальной обстановке ограничена восемью членами экипажа.
РЭВ включало в себя автоматизированный ГАК
“Океан”, автоматизированный комплекс автономных средств навигации “Сож”,
систему автоматического управления оружием “Сарган”, автоматическую
систему радиационного контроля “Альфа”, автоматизированный комплекс средств
радиосвязи Молния”, телевизионно-оптический комплекс ТВ-1, РЛС “Бухта”,
система единого времени “Платан” и система внутрикорабельной связи
“Элипсоид”.
Лодка была оснащена
универсальным перископом “Сигнал”. Для программного, автоматического и ручного
управления движением и стабилизацией АПЛ по курсу на ходу, а также по глубине
погружения (на ходу и без хода) служила система “Боксит”. Автоматическая
дифферентовка на ходу производилась при помощи системы “Тан”. Управление и
контроль за работой энергетической установки, а также электроэнергетической
системы и общесудовых систем и устройств обеспечивались системой “Ритм”.
В качестве резервных двигателей
использовались ЭД мощностью по 100 кВт, расположенные в гондолах на кормовых
горизонтальных стабилизаторах.
Для сокращения габаритов и массы
электрооборудования на кораблях пр. 705
и 705К использовали ЭЭС переменного
тока повышенной частоты 400 Гц, напряжением 380 В. На этих лодках, впервые в
отечественной практике, применили пневмогидравлические торпедные аппараты с
глубиной стрельбы от перископной до предельной. Впервые в мировой практике
лодка имела всплывающую спасательную рубку (камеру), вмещавшую в себя весь
экипаж.
Строительство опытной подводной
лодки проекта 705 (К-64) с
атомной энергетической установкой ОК-550, которая должна была стать прототипом
большой серии противолодочных атомоходов, было начато в эллинге Ленинградского
адмиралтейского объединения 2 июня 1968 г. 22 апреля 1969 г. корабль был спущен
на воду. В конце 1971 года он прибыл на базу в Западную Лицу и 31 декабря
вступил в строй Северного флота, войдя в состав 1-й флотилии 3-й дивизии ПЛ.
Однако лодку
преследовали неудачи. В период швартовых испытаний вышла из строя одна из
автономных петель первого контура. В начальный период эксплуатации вышла из
строя вторая петля. Было выявлено и растрескивание сварного титанового корпуса.
Тем не менее, в 1972 году была сдана
курсовая задача №1. При подготовке к выходу в море для отработки курсовой
задачи №2 начался процесс затвердевания теплоносителя первого контура. Все меры
по предотвращению аварии оказались безрезультатными. В конечном итоге
теплоноситель полностью застыл, и реактор был заглушен.
19 августа 1974 г. К-64 была выведена из боевого состава.
Ранее, в 1972 году было решение о приостановке дальнейших работ по заложенным
лодкам 705-го проекта до выяснения и
устранения причин выхода из строя первого контура реактора.
Неудача с головным кораблем на
длительное время задержала ход реализации программы, однако не привела к ее
прекращению. В Северодвинске начались работы по строительству серии из трех
усовершенствованных лодок проекта 705К
(шифр “Лира”) Последний, четвертый корабль в серии, был разобран на стапеле
(?).
Лодки пр. 705К имели блочную ППУ марки БМ-40А (с двумя ПГ и параллельно работающими
циркуляционными турбонасосами сплава вместо трех ПГ и трех насосов у ОК-550),
смонтированную на фундаменте с двойной системой амортизации (ППУ типа ОК-550
была смонтирована на обычном фундаменте балочного типа). ППУ БМ-40А
(150000кВт) - однореакторного типа. В качестве теплоносителя первого контура
был использован эвтектический сплав свинец-висмут.
Длина прочного корпуса пр. 705К соответствовала длине прочного
корпуса опытной ПЛА К-64, в то время как на серийных кораблях пр. 705 она была увеличена на две шпации в районе реакторного отсека. ТЗА и наиболее шумящие
механизмы разместили на пневматических
амортизаторах.
Появление лодок пр.705 и 705К стало настоящей сенсацией, так как комбинация высокой скорости
сопоставимой со скоростью противолодочных средств, большой глубины погружения и
высокой маневренности вынудила наших вероятных противников создавать новое
поколение противолодочного оружия, все существовавшее казались американцам
неэффективным. Благодаря особенностям своей энергетической установки, которой
не требовался специальный переход на повышенные параметры ГЭУ при увеличении
скорости, как это было на лодках с водо-водяными реакторами, ПЛ 705 проекта могли развить полный
ход в течение минуты. Большая скорость позволяла быстро зайти в “теневой”
сектор любого надводного или подводного корабля, даже если предварительно лодка
и была обнаружена гидроакустиками противника. Высокие скоростные и
маневренные характеристики АПЛ пр. 705
позволили отработать эффективные маневры уклонения от выпущенных торпед
противника с последующей контратакой. В частности, лодка могла на максимальной
скорости хода осуществить циркуляцию на 180° и уже через 42 секунды двигаться в
обратном направлении. Обводы корпуса лодок обеспечивали минимальное отражение
гидро-аккустических сигналов, что затрудняло атаку “Альфы” кораблями
противника, использующими ГАС в активном режиме.
Однако в ходе эксплуатации лодок проекта 705 проявились и существенные
недостатки, препятствующие их эффективному использованию. В частности, возникли
серьезные трудности с обеспечением базирования (из-за необходимости постоянного
поддержания первого контура реактора в горячем состоянии). Были необходимы
регулярные специальные операции по предотвращению окисления сплава-теплоносителя,
постоянный контроль за его состоянием и периодическая регенерация (удаление
окислов). Оказались неразрешимыми и многие эксплуатационные вопросы. В
частности, так и не удалось реализовать на практике идею создания двух экипажей
АПЛ - “морского” и “берегового”, обеспечивающего эксплуатацию и обслуживание
АПЛ при нахождении ее на базе.
Печально, что все эти недостатки фактически зачеркнули
подлинное "русское подводное чудо". Ведь комплексная автоматизация по
большому счёту себя полностью оправдала, а АЭУ с ЖМТ еще не сказала своего
последнего слова.
В результате
карьера ПЛ 705 проекта, несмотря на
их уникальные достоинства, оказалась относительно непродолжительной. Ее
“закату” способствовала и пресловутая перестройка, в результате которой
вооруженные силы начали быстро лишаться финансирования.
К-123 вошла
в историю одним из самых продолжительных в истории отечественного подводного
флота капитальным ремонтом, продолжавшимся более девяти лет — с июня 1983 по август
1992 г. В июле 1997 г. этот корабль был исключен из состава флота. Остальные ПЛ
были исключены из состава ВМФ значительно раньше — в 1990 году.
Следует особо отметить,
что за 20 лет своей эксплуатации на кораблях этого проекта в борьбе за
живучесть не был потерян ни один человек.
В процессе работы по проекту 705 планировалось создать три его модификации. ПЛАРК пр.705А, оснащенную противокорабельным комплексом с подводным стартом “Аметист”, ПЛАРБ пр.687(705Б), оснащенную ракетами комплекса Д-5, ПЛАТ пр.705Д которая являлась бы полным аналогом ПЛ пр.705, но была оснащена водо-водяным реактором. Но обе эти лодки так и остались в эскизах.
5. Схема проекта:
Продольный разрез ПЛАпр. 705:
1 — основная антенна ГАК «Енисей»; 2
— 533-мм ТА; 3 — баллоны системы ВВД; 4 — первый (торпедный) отсек;
5 — запасные торпеды с устройством быстрого заряжания; 6 —
аппаратная выгородка ПУТС «Сарган»; 7 — АБ;
8 — цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 9 — носовая
дифферентная цистерна; 10 — ЦГБ;
11 — второй (радиоэлектронной аппаратуры и вспомогательного оборудования)
отсек;
12 — выгородка компрессоров системы ВВД; 13 — антенны ГАК
«Енисей»;
14 — совмещенное ПМУ устройства РКП и антенны связи «Айва» (КСС
«Молния»);
15 — всплывающая камера; перископ системы ТВ-1; 16 — ПМУ антенны
РЛК «Чибис»;
17 — ПМУ антенны «Тополь» (КСС «Молния»); 19 — ПМУ антенны
радиопеленгатора «Весло-П»;
20 — третий (главного командного поста) отсек; 21 — главный
командный пост;
22 — жилые, медицинские и санитарные помещения; 23 — камбуз и
провизионные камеры;
24 — четвертый (реакторный) отсек;
25 — реактор с парогенераторами, циркуляционными насосами и
цистернами биологической защиты; 26 — аварийный буй;
27 — пятый (турбинный) отсек; 28 — блочная ПТУ; 29 — шестой
(опреснительных установок и рулевых приводов) отсек;
30 — кормовой люк; 31 — линия вала; 32 — масляные цистерны; 33 —
опреснительная установка;
34 — кормовая дифферентная цистерна; 35 — приводы кормовых рулей; 36 — кормовые вертикальные стабилизаторы.
|
|
| |
Вид спереди |
1 - ПМУ АП радиопеленгатора «Весло-П»;
2 - ПМУ «Тополь»; 3 - ПМУ АП РЛК «Чибис»; 4 -
перископ; 5 - совмещенное ПМУ РКП и антенны связи «Айва» |
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение,
т:
надводное 2300,
2280 (1*)
подводное 3180
(3610??)
Длина
наибольшая, м 81,4, 79,6 (1*)
Ширина
корпуса наибольшая, м 10,0
(по стабилизаторам 13,5)
Осадка
средняя, м 7,6
(9,6??)
Архитектурно-конструктивный
тип двухкорпусный
Глубина
погружения, м:
рабочая 320
(350?)
предельная 400
(420?) (2*)
Автономность,
сут 50
Экипаж, чел 32
Энергетическая
установка:
Главные механизмы:
тип АЭУ
ППУ:
марка ОК-550,
БМ-40А (1*)
количество х тип ЯР 1
х РЖМТ
тепловая мощность ЯР, МВт 155
ПТУ:
тип блочная
марка ОК-7К
количество х мощность ГТЗА, л. с 1 х 40 000
количество х мощность АТГ, кВт 2 х 1500
количество х тип движителей 1
х ВФШ
Резервные источники энергии:
количество х мощность ДГ, кВт 1 х 500
Аккумуляторная установка:
тип АБ серебряно-цинковая
кол-во групп АБ х элементов в группе 1 х 112
кол-во х мощность вспом. ЭД, кВт 2 х 100
кол-во х тип вспом. движителей 2 х ВФТ
Скорость
хода наибольшая, уз:
надводная 14,0
подводная 41,0
(3*)
Вооружение:
Торпедное:
количество х калибр ТА, мм 6
х 533
боезапас (тип) торпед и мин 20
(торпеды САЭТ-60 и СЭТ-65 или
24 (36?) мины ПМР-1 и ПМР-2) (4*)
ПУТС «Сарган»
Радиоэлектронное:
БИУС «Аккорд»
(МВУ-III)
НК «Сож»
КСС «Молния»
ГАК «Енисей»
(МГК-1001)
РЛК «Чибис»
ТК ТВ-1
1* На пр.
705К.
2* В I томе «Истории Санкт-Петербургского морского бюро
машиностроения ,,Малахит"» (СПб.: «Гангут», 2002) указано, что на стадии
эскизного проекта предусматривалась глубина 400 м, а «глубина погружения лодки
могла достичь ... 500 м».
3* Реально
не превышала 39 уз.
4* Возможны
варианты.
7. Источники:
- В.П. Кузин, В.И. Никольский "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- В.Е. Ильин, А.И. Колесников «Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник», Астрель, АСТ, 2002г.
- С.С. Бережной "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Ю.В. Апальков "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Б.И. Нигматулин, В.А. Пивоваров "Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса", Атомная стратегия XXI, №210 05.2024
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024