Rambler's Top100 Подводные аппараты и спецтехника. Комплекс "Архипелаг"

Комплекс "Архипелаг" (ПЛ-носитель и наблюдательная камера)



1. Количество глубоководных станций проекта: 3.


2. Изображение проекта:


Наблюдательная станция глубоководного комплекса Архипелаг

Наблюдательная станция глубоководного комплекса "Архипелаг"

3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 КРОНШТАДТ: КМОЛЗ (3)

1

 НС ГК "Архипелаг"

?

1966?

1966-1967

1967

 26.11.1967 - затонула

2

 НС ГК "Архипелаг"

?

1966?

1966-1967

1967

 использовалась на КМОЛЗ
 для обучения экипажей

3

 НС ГК "Архипелаг"

?

1966?

1966-1967

1967

 лето 1967 - разрушилась и затонула на
 предельном погружении без экипажа



4. История проекта:


Создание глубоководных технических средств для решения задач изучения и освоения Мирового океана в интересах обороноспособности СССР было исключительно сложной научно-технической проблемой. Оно потребовало проведения большого комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в самых различных отраслях техники. По данным источника №1 к концу 60-х гг. на ордена Ленина Кронштадтском Морском заводе и 170 судостроительном конструкторском бюро (СКБ-170) были благополучно завершены работы по созданию глубоководного комплекса "Архипелаг" (наблюдательная камера для глубоководных погружений с экипажем до 3-х человек и подводная лодка - носитель). В качестве подводной лодки-носителя использовалась ПЛ Б-69 (модификация ПЛ проекта 611). В некоторых источниках указывается, что первоначально для этих целей использовали НИС "Северянка" (дооборудованная ПЛ проекта 613), но это скорее всего не соответствует действительности.

Комплекс "Архипелаг" стал первой обитаемой глубоководной станцией. Всего было изготовлены три наблюдательных камеры для ГК "Архипелаг":
1-я камера была размещена на борту ПЛ Б-69 в составе глубоководного комплекса;
2-я камера была установлена на КМОЛЗе для тренировок экипажей;
3-я камера предназначалась для испытаний на полное разрушение.
Адмирал Горшков запретил эксплуатировать ГК до испытаний на полное разрушение. Летом 1967 года её отвезли на Чёрное море, разместили на судне обеспечения и опустили в самом глубоком месте Чёрного моря. Камеру раздавило на глубине около 2600 метров, и остатки камеры оборвались и ушли на дно. После этого Горшков разрешил экипажам погружаться на глубины до 1500 метров.

При проведении океанских испытаний комплекса "Архипелаг" наблюдательная камера с гидронавтами достигла глубины около 1500 м.

Суть работы привязных глубоководных комплексов заключалась в следующем (по данным в источнике №2). Судно-носитель на тросе длиной в несколько километров (в зависимости от глубины погружения глубоководного аппарата) опускает глубоководный аппарат на морское дно, буксирует по грунту для обследования заданного района и после выполнения запланированных работ поднимает его на по-верхность. Для того, чтобы аппарат отслеживал рельеф грунта, под "брюхом" у него подвешен груз весом более тонны - называемый гайдропом. При детальном осмотре обнаруженных на дне объектов аппарат имеет возможность в радиусе нескольких сот метров совершать самостоятельное плавание. В случае необходимости аварийного всплытия аппарата на нем предусмотрено устройство, перерезающее трос для освобождения от гайдропа. Использование надводного носителя приводит к большой зависимости работы глубоководного аппарата от погодных условий.

Работа глубоководных аппаратов на больших глубинах в мало изученной и враждебной среде неизбежно сопряжена с определенным риском. Так, во время проведения океанских испытаний в ноябре 1967 года наблюдательная камера затонула, экипажу пришлось покинуть камеру аварийно. Тем не менее, испытания показали целесообразность продолжения работ по совершенствованию и развитию данного направления в комплексе "Селигер".


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Дополнительная информация:


1. Информация с сайта "Military Russia".
2. Информация с сайта "Общественное объединение "Союз инженеров флота".


7. Тактико-технические данные проекта:


Автономность - 3 дня (аварийная - 6 дней)
Экипаж - 3 гидронавта
Глубина погружения (предельная) - 2000 метров
Глубина погружения (рабочая) - 1500 метров


8. Источники:


1. Буриличев А.В. "Глубоководные технические средства" из книги "Подводные технологии и средства освоения мирового океана", Оружие и технологии ИД, Москва, 2011г.
2. Коваленко Ю. "Гидронавты" из "Морской сборник" №6, 2007г.
3. Информация из фотоальбома "Мужество и воинская доблесть", посвященного ветеранам 160-го ОДнАППЛСН ДКБФ и гидронавтам, Кронштадт, 2016г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2013-2024