Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект АПЛ

Проекты АПЛ и «Пигмей» (АПЛ улучшенная)



1. Количество подводных лодок проекта: (1 и 1+9 в плане)


2. Изображение проекта:


Подводная лодка Пигмей


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: «Судомех», завод №196 (1)

1

 АПЛ

?

1935

07.1935

не вводилась

 29.06.1942(?) –
 захвачена Германией
 1944 – затоплена (?)

 ЛЕНИНГРАД: «Судомех», завод №196 (1+9 план)

2

 «Пигмей»

?

1936(?)

10.1936(?)

не вводилась

 29.06.1942(?) –
 захвачена Германией
 1944 – затоплена (?)



4. История проекта:


Идеи Остехбюро (Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения) по поводу работ над «аэроподводными» лодками заинтересовали руководство РККФ. В 1934 году в составе 1-го отдела ОТБ возникла «конструкторская группа подводных лодок». Работы вели сотрудники 1-го отдела Остехбюро во главе с Ф.В. Щукиным. Уже к лету 1935 года первый экземпляр АПЛ был изготовлен.

Судя по документам, АПЛ представляла собой "однокорпусную сверхмалую подводную лодку, водоизмещением 18т, с двумя 450мм бортовыми торпедными аппаратами открытого типа и экипажем из четырех человек". Силовая установка надводного хода состояла из одного небольшого опытного дизеля, мощностью 24-36л.с., а для подводного плавания АПЛ располагала аккумуляторной батареей и гребным электромотором.

В августе того же года АПЛ вышла на заводские испытания. Испытания проводились в Ораниенбауме. Было несколько выходов в море, по-видимому, успешных. Во всяком случае, уже в ноябре вышел приказ Народного Комиссара Обороны, которым Управлению Морских Сил РККА предписывалось обеспечить постройку десяти АПЛ, из которых пять должны быть выпущены в 1936г.

Опытный экземпляр приказано было передать на Черноморский флот для всесторонних приёмо-сдаточных испытаний, в ходе которых разработать предложения по необходимым изменениям, для внесения их в проект промышленной серии усовершенствованных АПЛ, которые получили условное обозначение «Пигмей». 27 июня 1936 года проект был одобрен заместителем начальника Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВМС РККА) флагманом 1-го ранга И.М. Лудри. После этого в Ленинграде под руководством А.Н. Щеглова был создан опытный образец АПЛ «Пигмей».

Несмотря на правительственные решения события с аэроподводными аппаратами Остехбюро разворачивались с большим скрипом и задержками. ОТБ по частям выдавала заводу Судомех проектную документацию на «Пигмей», завод наотрез отказывался начать работу, пока, во-первых, не получит полный проект, а, во-вторых, - пока этот проект не будет утвержден Наморси, а Управление кораблестроения не считает возможным утверждать проект до завершения испытаний опытной АПЛ. Лишь в конце лета вернувшемуся из Италии Бекаури удается сдвинуть дело с мертвого якоря.

Между тем, перевезенная на базу ОТБ в Севастополь ещё в ноябре 1935г., АПЛ долго "доводилась" под руководством Щукина и Шебалина, да так и не была доведена до нужных для приёмки флотом кондиций. Зато моторесурс дизеля, электромотора, аккумуляторов и другого оборудования был изрядно "съеден". В этом быстро убедился экипаж, назначенный 19 августа 1936г. из состава 1-й бригады подводных лодок Черноморского флота, на командира которой, флагмана 2-го ранга Г.В. Васильева, была возложена ответственность "за обеспечение проведения приемочных испытаний АПЛ ОТБ". Ответственность тем более нешуточная, что, по требованию сдатчика АПЛ Ф.В. Шукина, должен в полной мере соблюдаться режим, соответствующий грифу "ТОС". В результате перепуганный особый отдел ЧФ настоял на том, чтобы испытания проводились в пределах Карантинной бухты и в основном... в ночное время!

Испытания шли неудачно, начались в октября 1936г, да так и не завершились до конца 1936г. Достаточно сказать, что старший лейтенант Б.А. Успенский, по его собственным словам "попавший в командиры АПЛ по стихийным обстоятельствам", в конце года обратился напрямую к Начальнику Морских сил с предложением прекратить испытания. Действительно, мучений АПЛ всем доставила с избытком. "Условия обитаемости на лодке исключительно тяжелые", как сказано в одном из актов комиссии, а тут ещё почти непрерывные неприятности с техникой. Травили воздух манометры высокого давления, сильнейшие вибрации свидетельствовали о рассогласовании электромотора с линией вала, а магнитный компас, из-за близкой прокладки электрокабеля, давал ошибку до 36 градусов. Испытания торпедных аппаратов вообще чуть не окончились катастрофой: если на первой торпеде при выстреле не взвелся курок и она вскоре утонула, то вторая задела при выстреле за киль, и с погнутым оперением перешла на циркуляцию, чуть не задев на очередном витке саму АПЛ. Опытный, изготовленный в единственном экземпляре, дизель сильно грелся, грохот его был слышен за несколько миль, к тому же он отчаянно, "по-черному", дымил. Но дизель всё же работал, а вот электромотор после нескольких испытаний под водой попросту сгорел.

Несколько АПЛ «Пигмей» начали строиться на «Судомехе» в Ленинграде, но так и не были «доведены до боеспособного состояния» и, очевидно, впоследствии были разобраны. В результате флот не получил ни одной серийной сверхмалой субмарины этого типа, и не только потому, что АПЛ «Пигмей» имела «конструктивные недоработки», а из-за «объективной сложности разрешения принципиально новых технических вопросов», как говорится об этом в официальных документах.

Другой причиной прекращения работ можно считать то, что в течение 1937 - 1938 годов органами НКВД были арестованы, осуждены «к высшей мере наказания» и расстреляны (1938 год) ведущие специалисты Остехбюро, включая его руководителя В.И. Бекаури (в 1956 году посмертно реабилитирован). Так, в сфабрикованном сотрудником особого отдела НКВД при Остехбюро А.П. Грунским обвинительном заключении по делу главного конструктора АПСС и АПЛ «Пигмей» Ф.В. Щукина говорилось, что обвиняемый «проводил ... вредительскую деятельность умышленно неправильным проектированием предназначенных для вооружения РККФ новых типов ... подводных лодок, в результате чего запроектированные... ПЛ оказались непригодными для вооружения РККФ». Этот «документ» был утвержден 20 февраля 1938 года, а уже через три дня смертный приговор в отношении «врага народа» Ф.В. Щукина был приведен в исполнение. В следующем 1939 году не стало и самого Остехбюро. А с 1937 след АПЛ и «Пигмеев» окончательно потерялся в архивах.

К началу Великой Отечественной войны АПЛ (или «Пигмей»?) официально числилась за Народным комиссариатом ВМФ (НК ВМФ) как опытовая подводная лодка. В строй она официально не вводилась, в состав какого-либо из флотов не зачислялась и хранилась на берегу. По одним данным, АПЛ (или «Пигмей»?) так и оставили на бывшей Севастопольской базе Остехбюро в Балаклаве, по другим - перевезли в Феодосию, где установили на территории испытательной базы морского оружия НК ВМФ. Летом 1942 года лодка оказалась в руках немцев, однако ее дальнейшая судьба пока точно не выяснена.

Лишь через много лет след АПЛ неожиданно всплыл на поверхность далеко за нашими рубежами. Да притом так, что впору оказалось помещать этот след в разряд военных приключений. В 1988г. В.И. Дмитриев опубликовал в Военно-историческом журнале фотографию некоей СМПЛ, полученную им от чехословацкого историка Р. Грегера, а затем и от собирателя морского фотоархива, москвича Б.В. Лемачко. Ссылаясь на свои архивные исследования и свидетельство контр-адмирала В.И. Обидина (бывшего в 1936г помощником Успенского и комиссаром АПЛ в Севастополе), автор утверждал, что на снимке, "сделанном в 1942 или 1943г. в Севастополе", изображен «Пигмей» - «опытная подлодка водоизмещением 18,5т». А ещё через 11 лет появилась статья К.Б. Стрельбицкого под интригующим названием «Пигмей как в воду канул». В ней автор приводит уже несколько фотографий СМПЛ, опять же со ссылкой на Рене Грегера, но с указанием на то, что "сделаны они 1 июля 1942г немцем Эрнстом Фрелингом в Феодосии". И Стрельбицкий также настойчиво называет объект фотографирования «Пигмей». Но так ли это?

В Севастополе испытывался первоначальный вариант АПЛ, а заказ на строительство Пигмеев был окончательно снят в конце 1937г. В то же время, по словам инженера Кузнецова, строителя АПЛ и «Пигмеев» на заводе Судомех, по крайней мере один недостроенный «Пигмей» Бекаури демонстрировал какому-то высокому начальству ещё весной того же года. Да и А.Н. Щеглов, отвечая на вопросы подкомиссии Нарыкова 11 октября 1937г., говорил: «В настоящее время имеется два типа малых ПЛ: подлодка АПЛ и подлодка «Пигмей», то есть АПЛ улучшенная. Последнее решение - оснастить Пигмеи трубчатыми торпедными аппаратами беспузырной стрельбы, с удлинением лодки на 400мм.» Так, может быть, хотя бы один Пигмей действительно был изготовлен и доставлен в Крым? Ответить на этот вопрос можно, лишь найдя документацию «Пигмей» и сравнив её с фотографиями. Надежда на такую находку есть. Это тем более важно, что фотографии представленные В.И. Дмитриевым и К.Б. Стрельбицким несколько отличаются.

В августе 1942 года АПЛ осматривали итальянские подводники из 11 эскадры сверхмалых лодок (XI Squadriglia Sommergibili CB Regia Marina Italiana), составившие небезынтересное для историков флота ее описание. «Это была новейшая единица, находившаяся на заключительной стадии оборудования, ее размеры не отличались от итальянского типа СВ, но корпус был стройнее и длиннее. Лодка имела довольно большую, но узкую рубку трапециевидной формы. На середине высоты корпуса находились продолговатые углубления, позволявшие располагать в них торпеды». Точно известно, что оставшаяся в Севастополе АПЛ была разукомплектована и признана подкомиссией Нарыкова (кстати, та же подкомиссия рекомендовала в дальнейшем исключить из употребления термин "Аэроподводный", заменив его на "Автономный" и с тех пор, в редчайших случаях, когда вспоминают об истории АПЛ и АПСС, именно так и расшифровывают литеру "А" в этих обозначениях, даже не взирая на очевидную несуразность выражения) "непригодной ни для приёмки, ни для испытаний". Так что же видели итальянцы "новейшее" в Феодосии? Действительно, «Пигмей»?.. И снова след таинственной советской СМПЛ теряется.

Можно лишь предполагать, что вызвавшая столь явный интерес, признанная "новейшей единицей", она была вывезена в Германию и исчезла там под бомбежками. А может быть похоронена в водах Черного моря, вместе с одним из многих потопленных немецких транспортов. По зарубежным данным, так как после освобождения Крыма и всего Причерноморья об обнаружении этой лодки ни на берегу, предполагается, что оккупанты пытались вывезти ее из Крыма в Германию. Для немцев, которые в то время активно работали над многочисленными проектами собственных сверхмалых подводных лодок, реализованный на практике советский проект, без сомнения, должен был представлять интерес. Однако отсутствие каких-либо документальных упоминаний об ознакомлении немецких инженеров-кораблестроителей с трофейной советской сверхмалой субмариной заставляет думать, что АПЛ «Пигмей» так и не достигла территории третьего рейха и была потеряна новыми хозяевами где-то на железных дорогах Европы. Но это только предположение.

На встрече с авторами книги «Самолет и подводная лодка» К.Б. Стрельбицкий сообщил, что подводными поисковиками-археологами у берегов Крыма обнаружены две лежащие на дне СМПЛ: одна у Феодосии, другая - у Балаклавы. Возможно, дальнейшее изучение находок прольет новый свет на судьбу АПЛ и «Пигмей».


5. Предполагаемый вид (реконструкция):


Пигмей


6. Тактико-технические данные проекта:


                                                           АПЛ                 «Пигмей» (АПЛ улучшенная)

Длина наибольшая                              16 м                             16,4 м

Ширина наибольшая                            2,65 (2,62?) м               2,624 м

Водоизмещение надводное                 18,0 т                           18,6 т

Предельная глубина погружения         30 м                             30 м

Полная скорость подводного хода       6 уз.                            6 уз.

Полная скорость надводного хода       5 уз.                            5 уз.

Дальность плавания экономичным ходом:

            подводная                               15-20 миль                   60 (18 - полным) миль

            надводная                               150 миль                      290 миль

Автономность                                      3 сут.                           3 сут.

Вооружение:

450-мм ТА                               2 шт. (бортовые; открытое хранение торпед);

7,62-мм пулемет                      1 шт.                            1 шт.

Экипаж                                                4 чел.                          4 чел.


7. Источники:


- Лесниченко В.А., Гусев А.Н. «Самолет и подводная лодка», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2001г.
- Информация, предоставленная Romano Alberto Pinelli (Италия).
- Стрельбицкий К.Б. «Пигмей как в воду канул», Военный Парад, №31 01-02.1999г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945г", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Тарас А.Е. "Сверхмалые подводные лодки 1914-2004", Харвест, Минск, 2004г.
- Ольховатский О. "«Пигмей» почти не виден…"


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2019