Тип «U» (Type I и Type II). Великобритания.
1. Количество подводных лодок проекта: 15 (Type I) и 34 (Type II)
2. Изображение проекта:
Тип “U” (первой серии)
Тип “U” (второй серии)
3. Состав проекта (в составе ВМФ СССР):
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Верфь "Vickers & Armstrong Ltd." (Барроу-ин-Фёрнес) 13 Type I |
||||||
1 |
730 |
19.02.1937 |
16.02.1938 |
22.12.1938 |
в ВМС Англии - "Ursula" (Р59) |
|
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Верфь "Vickers & Armstrong Ltd." (Барроу-ин-Фёрнес) 22 Type II |
||||||
2 |
- |
30.12.1940 |
04.11.1941 |
29.01.1942 |
в ВМС Англии - "Unbroken" (Р42) |
|
3 |
- |
30.12.1940 |
05.11.1941 |
19.02.1942 |
в ВМС Англии - "Unison" (Р43) |
4. История проекта:
В 1944 году взамен причитающейся доли итальянских
трофейных кораблей ВМС Великобритании передали ВМФ СССР три средние подводные
лодки типа «U»: Р42
"Unbroken", Р43 "Unison" и Р59 (?) "Ursula". Подводные лодки, получившие литерно-цифровые
наименования "В-2",
"В-3" и "В-4" соответственно, 3-6 августа 1944 г. благополучно
прибыли из Лервика в Полярный и на протяжении пяти лет (до мая 1949 г.) входили
в состав Северного флота. В период 1944-45 гг. они принимали участие в боевых
действиях.
Проектирование и постройка подводных лодок типа "U" с 1935 по 1938 год осуществлялись конструкторским
коллективом под руководством Л.К. Вильямсона, а с 1938 по 1940 год - Г.В. Памплина.
Затем, совершенствование лодок проекта "U",
разработку улучшенного проекта "V" и серийное строительство подводных
лодок по нему возглавлял А.Дж. Симе.
Своеобразие подводных лодок типа "U" заключалось в том, что изначально в 1935 г. они проектировались
как учебные корабли для подготовки экипажей подводных лодок и корабельных
боевых расчётов противолодочных кораблей. Использовать подводные лодки предполагалось
в водах Метрополии и на Средиземном море. Прототипом при их проектировании
избрали среднюю подводную лодку типа "Н" периода первой мировой
войны — адаптированный британским Адмиралтейством для постройки на британских
верфях экспортный проект известного американского конструктора Дж. Голланда,
по которому в различных модификациях строились подводные лодки для многих
флотов мира (в том числе и для русского флота — типа "АГ"). Этот
довольно удачный корабль собственно и предполагалось заменить на флоте новой
лодкой типа Специфика "учебно-обеспечивающего" предназначения
подводных лодок типа "U"
повлекла за собой в частности такую особенность, что первоначально на них не
предусматривалось размещение какого-либо вооружения. И лишь впоследствии, в процессе
проектирования последовало решение об установке шести носовых 533-мм торпедных
аппаратов: четырёх в прочном корпусе (с двумя запасными торпедами) и двух в
надстройке в лёгком корпусе (без запасных торпед). Однако, в итоге только семь
подводных лодок этого типа вооружались шестью торпедными аппаратами (включая «Ursula»). Остальные корабли серии не имели торпедных
аппаратов установленных вне прочного корпуса. Причиной отказа от надстроечных
торпедных аппаратов послужило стремление придать носовой оконечности лодки
гидродинамически более совершенную носовую оконечность с целью уменьшить
брызгообразование на ходу корабля в надводном положении и облегчить управление
им при движении на перископной глубине в подводном положении.
Уже после закладки трёх первых кораблей выполнили
мероприятия по обеспечению размещения на специальной площадке перед рубкой
76-мм палубной артиллерийской установки и оборудованию в прочном корпусе
артиллерийского погреба для хранения соответствующего боекомплекта. Интересно,
что подача 76-мм патронов из арт. погреба к орудию осуществлялась прямо через
рубочный люк, то есть каких-либо специальных устройств подачи не
предусматривалось и лодка могла оказаться в очень опасном положении когда в
процессе артиллерийской стрельбы оказалась бы вынужденной боевой обстановкою к
срочному погружению. До начала войны по кораблестроительной программам 1936 и
1937 года предусматривалась постройка лишь 3 подводных лодок типа "U". В период с 1939 по 1943 г. от промышленности было
принято еще 46 подводных лодки этого типа. Подводные лодки типа "U" с 16 единицы серии принадлежали уже к так
называемой "второй группе" (Type II).
Вторая группа лодок типа "U" несущественно отличалась от первой. Они имели удлиненную
на 1,78 м кормовую секцию корпуса, чем достигалось улучшение гидродинамических
качеств лодки и повышалась эффективность движителей. То есть, таким образом,
удалось увеличить упор гребных винтов. Использование части цистерн главного балласта
в качестве топливо-балластных позволило увеличить запас топлива с 38 до 59, что
вело к значительному увеличению дальности плавания. Помимо этого, для
дальнейшего улучшения маневренности в подводном положении оборудовалась специальная
цистерна быстрого погружения, что было особенно ценным для одержания лодки при
стрельбе торпедами из перископного положения, учитывая применявшиеся на
кораблях этого проекта сравнительно короткие перископы.
В ходе боевых действий было потеряно 19 подводных
лодок типа "U":
шесть в Атлантике и на Северном море, а также 13 в Средиземном.
По своей архитектуре подводные лодки типа "U" являлись однокорпусными. Прочный корпус разделялся
на 6 отсеков водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на давление,
меньшее чем то, на которое рассчитывался прочный корпус.
Расположение по отсекам на подводных лодках "В-2" и "В-3" было идентичным. Лодка "В-4" лишь несколько отличалась по размещению некоторых
приборов и аппаратуры I и III отсеков.
I отсек - торпедных аппаратов. В этом отсеке размещались четыре
533-мм торпедных аппарата, четыре баллона воздуха высокого давления (ВВД) для
торпедной стрельбы, антенное устройство ГАС и гидравлический привод носовых
горизонтальных рулей.
II отсек -
запасных торпед и помещение команды. В отсеке находились четыре запасные
533-мм торпеды (на "В-4"
при наличии торпед в надводных
аппаратах во II отсеке хранятся две запасные торпеды), привод шпиля, два
общесудовых вентилятора для циркуляции воздуха между I и II отсеками, установка
воздухоохладителя и спасательный люк. Под настилом размешались: артиллерийский
погреб, носовая уравнительная цистерна, цистерна замещения торпед, баллоны ВВД
и помещение вспомогательных механизмов (ПВМ). В ПВМ находились: телепомпы
"Imo", "Vickers", носовая трюмная помпа и компрессор ВВД,
воздуходувка для продувания балластных цистерн № 2, № 3, № 4 и № 5, вентилятор судовой
вентиляции, шахта лага, а кроме того там же помещались по два воздушных баллона
на каждую телепомпу и по одному аккумуляторному баку.
III отсек - аккумуляторный.
В этом отсеке находились: 1-я группа аккумуляторной батареи, над настилом -
каюта офицеров на четыре человека, каюта старшин групп на пять человек,
подводный гальюн, электрический камбуз, шкаф для скоропортящихся продуктов и
рефрижератор. Около камбуза размещались электрический кипятильник, кухонный
стол и шкафчик. В отсеке имелись два батарейных вентилятора, кингстон и машинка
вентиляции балластных цистерн № 2 и № 3 и огнетушитель со шлангом.
IV отсек - центральный пост. В отсеке было сосредоточено:
гидравлическое управление вертикальным и горизонтальным рулями, пост
управления
дифферентовкой, пост управления торпедной стрельбой, торпедный автомат стрельбы
(ТАС), две колонки гидравлического открывания клапанов вентиляции и кингстона
цистерны быстрого погружения (прочие кингстоны открывались только вручную), 3-х
клапанная коробка продувания цистерн быстрого погружения и балластных цистерн
№ 1 и № 6, гидравлические подъемники перископов и мачты антенн РЛС. В IV отсеке
также находились: гирокомпас, штурманский стол, станция гирокомпаса, два батарейных
вентилятора, два общесудовых вентилятора, агрегаты радиоаппаратуры и
гидроакустики, машинки и клапаны вентиляции балластных цистерн № 4 и № 5 (на
трубах вентиляции балластной цистерны № 5 устанавливались клинкеты),
вольтопонижающий агрегат. Под настилом отсека помещалась 2-я группа
аккумуляторной батареи, а над настилом: каюты командира корабля и его
помощника, гальюн, радиорубка, рубка акустики и радиолокации.
V отсек - отсек главных машин. В нём устанавливались:
два главных двигателя фирмы "Paxman-Rickardo" марки "6 RXS"—
дизели с электрогенераторами, два главных электромотора с электростанциями,
циркуляционные помпы охлаждения дизелей, сепараторы топлива и масла и упорные
подшипники гребных валов. Кроме того, в отсеке находились кормовая трюмная
помпа и пост управления дифферентоикой, группы баллонов ВВД № 3 и № 4, три
общесудовых вентилятора и спасательный люк.
VI отсек - кормовой отсек. В отсеке устанавливались:
компрессор воздуха ВВД № 2, гидравлический и ручной приводы вертикального и
кормовых горизонтальных рулей и две подводные сигнальные пушки.
Тактико-технические элементы подводных лодок типа «U» советским специалистам представлялись невысокими.
Особенно это относилось к наибольшей скорости надводного хода (10,5 узла).
Конструкция корпуса, по мнению отечественных
специалистов, не имела особенностей, за служивавших внимания, кроме формы
надстройки в кормовой части лодки. Отсутствие надстройки в корме и короткое
ограждение рубки формировали малый силуэт лодки в надводном положении, но, с другой
стороны, швартовка на этих лодках в кормовой части вызывала ряд трудностей,
особенно в ночное время.
Отсутствие второго корпуса (или "булей") объяснялась
стремлением добиться уменьшения гидродинамическое сопротивления корпуса. Отсутствие
бортовых цистерн также сокращало время погружения лодки. Но при наличии
указанных минимальных скоростей хода выигрыш в скорости порядка 1 — 1,5 узла не
представлялся имеющим существенное значение.
Размещение
цистерн главного балласта внутри прочного
корпуса значительно стесняло условия обитаемости корабля. Несмотря
на сравнительно большой диаметр прочного корпуса (4,9 м) обитаемость подводных
лодок типа "U"
немногим отличалась от стесненной обитаемости отечественных подводных лодок типа "Щ". Кроме того, общий
объем балластных цистерн лодок типа "U" был
явно недостаточен для создания надводной непотопляемости корабля: запас
плавучести составлял всего 15% от водоизмещения.
В электромеханической установке, по мнению
отечественных специалистов, заслуживали внимания гидравлическая система привода
систем и устройств. Они считали, что гидравлические приводы вспомогательных
систем и устройств, преимущества которых перед электрическими приводами заключались
в надежности, простоте обслуживания и бесшумности, должны были бы получить дальнейшее
развитие и еще более широкое применение в подводном кораблестроении.
Установка для кондиционирования воздуха представлялась
вполне целесообразной и оправданной на подводных лодках, предназначенных для плавания
в южных широтах. Что касается прочих вспомогательных установок, то они
принципиально ничего нового или оригинального для отечественного кораблестроения
собой не представляли.
Несмотря на относительную несложность схемы,
дизель-электрическая гребная установка в целом была чрезвычайно громоздка и с
точки зрения габаритов и масс, по мнению отечественных специалистов, не
выдерживала никакой критики. Из положительных факторов в конструкциях и схемах
электрооборудования они отмечали:
- наличие поворотных станин у главных генераторов и
гребных электродвигателей;
- хорошо оформленную конструктивно электрическую и
механическую блокировки на главных станциях;
- удобное наблюдение за нагревом главных электрических
машин при помощи дистанционных термометров;
- небольшие, по сравнению с отечественными, габариты
датчиков электротахометров и их указателей;
- простоту и надежность конструкции машинного
телеграфа и рулевых указателей (вывод - с конструкцией их необходимо ознакомиться
подробно и учесть опыт в конструировании подобного рода приборов);
- простоту схем соединения генераторов и гребных
электродвигателей и схемы питания вспомогательных механизмов (вывод - схема
питания вспомогательных механизмов должна быть проанализирована с точки зрения
обеспеченности питанием вспомогательных механизмов в различных аварийных
случаях и с точки зрении веса .проводки при такой схеме, по сравнению с
принятыми в нашем флоте схемами);
- применение малогабаритных измерительных приборов у
пусковых устройств вспомогательных механизмов;
- усиленную конструкцию элементов аккумуляторной
батареи обеспечивающую более длительный срок службы;
- питание приборов слабого тока при пониженном
напряжении обеспечивает большую надежность установок.
К числу
недостатков электрооборудования подводных лодок относились:
- отсутствие защитной амортизации пускорегулирующих
устройств и осветительной арматуры и неудовлетворительная; амортизация
приборов на главных станциях;
- невозможность регулировки напряжения в необходимых
приделах вольтопонижающими реостатами;
- вследствие наличия дополнительно установленных
механизмов размещение оборудования в отдельных случаях затрудняет доступ к механизмам
и возможность их обслуживания;
- малая удельная энергия установленных аккумуляторов.
Сравнение подводных лодок близких подкласса и назначения: английских типа "U" и отечественных типа "Щ" последних и наиболее совершенных серий X и Х-бис, позволяет утверждать, что по своим тактико-техническим элементам эти корабли были примерно сопоставимы. Английская лодка несколько проигрывала отечественным в скорости надводного хода, надводной непотопляемости, времени непрерывного пребывания под водой, в количестве запасных торпед и несколько превосходила их по водоизмещению. При этом она имела гидродинамически более совершенную форму корпуса, меньшее время погружения, существенно большие автономность и дальность плавания, более совершенное вооружение (ТАС, ГАС, РЛС), гидравлику, систему кондиционирования воздуха, меньшую шумность и хорошее качество постройки. В итоге, по своей конструкции, вооружению и техническим средствам английские подводные лодки типа "U" заметно отличались от советских кораблей своего подкласса. В связи с этим неудивительно то, что они стали объектом подробного изучения отечественными специалистами. Это дало возможность в некоторой степени пополнить отечественный опыт подводного кораблестроения.
5. Схема проекта:
Укрупненная схема с подлинных чертежей (74 Кб)
Укрупненная схема по чертежам ЦКБ МТ «Рубин» (57,6 Кб)
Общее распопожение подводных лодок В-2 и В-3:
1 - цистерна главного балласта №1; 2 - якорный клюз; 3 - 533-мм ТА; 4 - носовая дифферентная цистерна; 5 - швартовные кнехты; 6 - носовой горизонтальный руль;
7 - цистерна кольцевого зазора; 8 - торпедо-заместительная цистерна; 9 - цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 10 - выгородка антенны прибора «Аsdic»; 11 -
цепной ящик левого борта; 12 - отсек носовой (торпедный); 13 - якорный шпиль; 14 - машина якорного шпиля; 15 - носовой входной люк; 16 - запасные торпеды; 17 -
баллоны системы ВВД; 18 - артиллерийский погреб; 19 - торпедопогрузочный люк; 20 - съемный рельс для погрузки торпедного боезапаса; 21 - второй отсек (запасных торпед
и жилых помещений экипажа); 22 - выгородка вспомогательных механизмов; 23 - носовая уравнительная цистерна; 24 - третий отсек (аккумуляторный и жилые помещения ком.
состава); 25 - аккумуляторная батарея № 1; 26 - цистерна быстрого погружения; 27 - цистерна главного балласта №2; 28 - цистерна главного балласта №3; 29 - 76-мм
орудие; 30 - ходовой мостик; 31 - бинокулярный перископ (8-дюймовый бифокальный); 32 - перископ атаки (6-дюймовый унифокальный); 33 - выдвижная антенна устройства RDF;
34 - прочная рубка; 35 - четвертый отсек (аккумуляторный и центрального поста); 36 - центральный пост; 37 - аккумуляторная яма №2; 38 - средняя уравнительная цистерна;
39 - цистерна главного балласта № 4; 40 - шахта бинокулярного перископа; 41 - шахта перископа атаки; 42 - топливная цистерна №1; 43 - швартовная вьюшка; 44 - кормовой
входной люк; 45 - глушитель дизеля; 46 - пятый отсек (главных двигателей); 47 - дизель; 48 - генератор; 49 - топливная цистерна №2; 50 - кормовая уравнительная
цистерна; 51 - гл. гребной электродвигатель; 52 - шестой (румпельный) отсек; 53 - привод кормовых горизонтальных рулей; 54 - кормовая дифферентная цистерна; 55 -
цистерна главного балласта № 6.
Схема выполнена Ю.В. Апальковым на основе подлинных чертежей ЦКБ МТ «Рубин»
6. Тактико-технические данные проекта:
«В-2» и «В-3» «В-4»
Водоизмещение, т:
- надводное
нормальное 632 636
- подводное 735 729
Запас плавучести, % 15 15
Размеры, м:
- длина наибольшая 60,35 60,35
- ширина наибольшая 4,9 4,9
- осадка средняя 4,35 4,35
Главные механизмы:
- тип установки дизель-электрическая
- число дизелей 2 2
- суммарная мощность,
л. с. 800 800
- число
электродвигателей 2
2
- суммарная мощность, л. с. 900 900
- число групп
аккумуляторных батарей 2 2
- число элементов в группе АБ 112 типа ЕI.4410.I или Н.S.I.4750
- число валов 2 2
- запас топлива
(полный), т 41,3(57,8) 41,3(58,4)
Скорость хода максимальная, узлы:
- надводная 12,5 12,6
- подводная 9 8
Дальность плавания, миль:
- надвод. (скоростью хода уз). 6000(10) 5500(9)
- подвод, скоростью
максим, хода 9 8
- подвод, скоростью хода 2,0 узла 75 58
Глубина погружения, м :
- рабочая 61,0 61,0
- предельная 91,4 91,4
Время погружения, с: 40 40
Вооружение, число:
- 533-мм носовых ТА 4 4
- 533-мм носовых ТА
(в надстройке) — 2
- 533-мм торпед 8 8
- 76мм АУ Mk.1
1 1
- 76-мм выстрелов 102 102
- пулемет 7,62-мм 3 3
Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации, ч:
35 35
Автономность
(максимальная), суток 36 36
Экипаж, чел. 39 39
В состав средств наблюдения
и связи входили:
- 2 перископа: 1
командирский 9,15-метровый диаметром 152 мм и 1 зенитный, то же 9,15-метровый,
диаметром 203 мм;
- радиопередатчик модели
"Т-55";
- 2 радиоприемника модели
"ТВ-28";
- РЛС модели
"Т-291" и "Т-253";
- радиопеленгатор;
- ГАС модели "Т-129".
В состав штурманского
вооружения входили:
- гирокомпас модели "Мk-5",
- лаг Черникеева,
- эхолот,
- магнитный компас,
- герметический оптический нактоуз (ГОН).
Аварийно-спасательное имущество (АСИ) на подводных лодках отсутствовало, и по английским нормам не предусматривалось.
7. Источники:
- Титушкин С.И. «Английские подводные лодки», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг", Харвест, Минск, 2002г.
- Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945гг.» ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945", Харвест, Минск, 2004г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Рисунок и схема Апалькова Ю.В.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016