Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "U" (Великобритания)

Тип «U» (Type I и Type II). Великобритания.



1. Количество подводных лодок проекта: 15 (Type I) и 34 (Type II)


2. Изображение проекта:


Подводная лодка типа U I серии

Тип “U” (первой серии)


Подводная лодка типа U II серии

Тип “U” (второй серии)



3. Состав проекта (в составе ВМФ СССР):



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Верфь "Vickers & Armstrong Ltd." (Барроу-ин-Фёрнес) 13 Type I

1

 «В-4»

730

19.02.1937

16.02.1938

22.12.1938
(20.12.1938)

 в ВМС Англии - "Ursula" (Р59)

 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Верфь "Vickers & Armstrong Ltd." (Барроу-ин-Фёрнес) 22 Type II

2

 «В-2»

-

30.12.1940

04.11.1941

29.01.1942

 в ВМС Англии - "Unbroken" (Р42)

3

 «В-3»

-

30.12.1940

05.11.1941

19.02.1942

 в ВМС Англии - "Unison" (Р43)




4. История проекта:


В 1944 году взамен причитающейся доли итальянских трофейных кораблей ВМС Великобри­тании передали ВМФ СССР три средние под­водные лодки типа «U»: Р42 "Unbroken", Р43 "Unison" и Р59 (?) "Ursula". Подводные лодки, получившие литерно-цифровые наименования "В-2",  "В-3" и "В-4" соответственно, 3-6 августа 1944 г. благополучно прибыли из Лервика в Полярный и на протяжении пяти лет (до мая 1949 г.) входили в состав Северного флота. В период 1944-45 гг. они принимали участие в боевых действиях.

Проектирование и постройка подводных ло­док типа "U" с 1935 по 1938 год осуществлялись конструкторским коллективом под руководством Л.К. Вильямсона, а с 1938 по 1940 год - Г.В. Памплина. Затем, совершенствование лодок проекта "U", разработку улучшенного проекта "V" и серийное строительство подводных лодок по нему возглавлял А.Дж. Симе.

Своеобразие подводных лодок типа "U" за­ключалось в том, что изначально в 1935 г. они проектировались как учебные корабли для подго­товки экипажей подводных лодок и корабельных боевых расчётов противолодочных кораблей. Ис­пользовать подводные лодки предполага­лось в водах Метрополии и на Средиземном море. Прототипом при их проектировании избрали сред­нюю подводную лодку типа "Н" периода первой мировой войны — адаптированный британским Адмиралтейством для постройки на британских верфях экспортный проект известного американ­ского конструктора Дж. Голланда, по которому в различных модификациях строились подводные лодки для многих флотов мира (в том числе и для русского флота — типа "АГ"). Этот довольно удачный корабль собственно и предполагалось заменить на флоте новой лодкой типа Специфика "учебно-обеспечивающего" пред­назначения подводных лодок типа "U" повлекла за собой в частности такую особенность, что первона­чально на них не предусматривалось размещение какого-либо вооружения. И лишь впоследствии, в процессе проектирования последовало решение об установке шести носовых 533-мм торпедных аппа­ратов: четырёх в прочном корпусе (с двумя запас­ными торпедами) и двух в надстройке в лёгком кор­пусе (без запасных торпед). Однако, в итоге только семь подводных лодок этого типа вооружались ше­стью торпедными аппаратами (включая «Ursula»). Остальные корабли серии не имели торпедных аппаратов установленных вне прочного корпуса. Причиной отказа от надстроечных торпед­ных аппаратов послужило стремление придать носо­вой оконечности лодки гидродинамически более совершенную носовую оконечность с целью умень­шить брызгообразование на ходу корабля в надвод­ном положении и облегчить управление им при движении на перископной глубине в подводном положении.

Уже после закладки трёх первых кораблей выполнили мероприятия по обеспечению размеще­ния на специальной площадке перед рубкой 76-мм палубной артиллерийской установки и оборудова­нию в прочном корпусе артиллерийского погреба для хранения соответствующего боекомплекта. Ин­тересно, что подача 76-мм патронов из арт. погреба к орудию осуществлялась прямо через рубочный люк, то есть каких-либо специальных устройств подачи не предусматривалось и лодка могла ока­заться в очень опасном положении когда в процессе артиллерийской стрельбы оказалась бы вынужден­ной боевой обстановкою к срочному погружению. До начала войны по кораблестроительной программам 1936 и 1937 года предусматривалась постройка лишь 3 подводных лодок типа "U". В период с 1939 по 1943 г. от промышленности было принято еще 46 подводных лодки этого типа. Подводные лодки типа "U" с 16 единицы се­рии принадлежали уже к так называемой "второй группе" (Type II).

Вторая группа лодок типа "U" несущест­венно отличалась от первой. Они имели удлиненную на 1,78 м кормовую секцию корпуса, чем достига­лось улучшение гидродинамических качеств лодки и повышалась эффективность движителей. То есть, таким образом, удалось увеличить упор гребных винтов. Использование части цистерн главного бал­ласта в качестве топливо-балластных позволило увеличить запас топлива с 38 до 59, что вело к зна­чительному увеличению дальности плавания. Помимо этого, для дальнейшего улучшения маневренно­сти в подводном положении оборудовалась специ­альная цистерна быстрого погружения, что было особенно ценным для одержания лодки при стрельбе торпедами из перископного положения, учитывая применявшиеся на кораблях этого проекта сравни­тельно короткие перископы.

В ходе боевых действий было потеряно 19 подводных лодок типа "U": шесть в Атлантике и на Северном море, а также 13 в Средиземном.

По своей архитектуре подводные лодки типа "U" являлись однокорпусными. Прочный корпус разделялся на 6 отсеков водо­непроницаемыми переборками, рассчитанными на давление, меньшее чем то, на которое рассчитывал­ся прочный корпус.

Расположение по отсекам на подводных лод­ках "В-2" и "В-3" было идентичным. Лодка "В-4" лишь несколько отличалась по размещению некото­рых приборов и аппаратуры I и III отсеков.

I  отсек - торпедных аппаратов. В этом отсе­ке размещались четыре 533-мм торпедных аппарата, четыре баллона воздуха высокого давления (ВВД) для
торпедной стрельбы, антенное устройство ГАС и гид­равлический привод носовых горизонтальных рулей.

II  отсек - запасных торпед и помещение ко­манды. В отсеке находились четыре запасные 533-мм торпеды (на "В-4" при наличии торпед в надводных
аппаратах во II отсеке хранятся две запасные торпеды), привод шпиля, два общесудовых вентилятора для циркуляции воздуха между I и II отсеками, установка воз­духоохладителя и спасательный люк. Под настилом размешались: артиллерийский погреб, носовая уравнительная цистерна, цистерна замещения торпед, баллоны ВВД и помещение вспо­могательных механизмов (ПВМ). В ПВМ находились: телепомпы "
Imo", "Vickers", носовая трюмная помпа и компрессор ВВД, воздуходувка для продувания балластных цистерн № 2, № 3, № 4 и № 5, вентилятор судовой вентиляции, шахта лага, а кроме того там же помещались по два воздушных баллона на каждую телепомпу и по одному аккумуляторному баку.

III отсек - аккумуляторный. В этом отсеке находились: 1-я группа аккумуляторной батареи, над настилом - каюта офицеров на четыре человека, каюта старшин групп на пять человек, подводный гальюн, электрический камбуз, шкаф для скоропор­тящихся продуктов и рефрижератор. Около камбуза размещались электрический кипятильник, кухонный стол и шкафчик. В отсеке имелись два батарейных вентилятора, кингстон и машинка вентиляции балластных цистерн № 2 и № 3 и огнетушитель со шлангом.

IV отсек - центральный пост. В отсеке было сосредоточено: гидравлическое  управление  верти­кальным и горизонтальным рулями, пост управления
дифферентовкой, пост управления торпедной стрельбой, торпедный автомат стрельбы (ТАС), две колонки гидравлического открывания клапанов вентиляции и кингстона цистерны быстрого погружения (прочие кингстоны открывались только вручную), 3-х клапанная коробка продувания цистерн быстрого погруже­ния и балластных цистерн № 1 и № 6, гидравлические подъемники перископов и мачты антенн РЛС. В IV отсеке также находились: гирокомпас, штурманский стол, станция гирокомпаса, два бата­рейных вентилятора, два общесудовых вентилятора, агрегаты радиоаппаратуры и гидроакустики, машинки и клапаны вентиляции балластных цистерн № 4 и № 5 (на трубах вентиляции балластной цистерны № 5 устанавливались клинкеты), вольтопонижающий агрегат. Под настилом отсека помещалась 2-я группа аккумуляторной батареи, а над настилом: каюты командира корабля и его помощника, гальюн, ра­диорубка, рубка акустики и радиолокации.

V отсек - отсек главных машин. В нём уста­навливались: два главных двигателя фирмы "Paxman-Rickardo" марки "6 RXS"— дизели с элек­трогенераторами, два главных электромотора с элек­тростанциями, циркуляционные помпы охлаждения дизелей, сепараторы топлива и масла и упорные подшипники гребных валов. Кроме того, в отсеке нахо­дились кормовая трюмная помпа и пост управления дифферентоикой, группы баллонов ВВД № 3 и № 4, три общесудовых вентилятора и спасательный люк.

VI отсек - кормовой отсек. В отсеке уста­навливались: компрессор воздуха ВВД № 2, гидрав­лический и ручной приводы вертикального и кормо­вых горизонтальных рулей и две подводные сиг­нальные пушки.

Тактико-технические элементы подводных лодок типа «U» советским специалистам представлялись невысокими. Особенно это относилось к наибольшей скорости надводного хода (10,5 узла).

Конструкция корпуса, по мнению отечест­венных специалистов, не имела особенностей, за служивавших внимания, кроме формы надстройки в кормовой части лодки. Отсутствие надстройки в корме и короткое ограждение рубки формировали малый силуэт лодки в надводном положении, но, с другой стороны, швартовка на этих лодках в кормо­вой части вызывала ряд трудностей, особенно в ночное время.

Отсутствие второго корпуса (или "булей") объяснялась стремлением добиться уменьшения гидродинамическое сопротивления корпуса. Отсутствие бортовых цистерн также сокращало время погружения лодки. Но при наличии указанных минимальных скоростей хода выигрыш в скорости порядка 1 — 1,5 узла не представлялся имеющим существен­ное значение.

Размещение  цистерн  главного  балласта внутри   прочного   корпуса   значительно   стесняло условия обитаемости корабля. Несмотря на сравнительно большой диаметр прочного корпуса (4,9 м) обитаемость подводных лодок типа "U" немногим отличалась от стес­ненной обитаемости отечественных подводных лодок типа "Щ". Кроме того, общий объем балла­стных цистерн лодок типа "U" был явно недостато­чен для создания надводной непотопляемости ко­рабля: запас плавучести составлял всего 15% от водоизмещения.

В электромеханической установке, по мне­нию отечественных специалистов, заслуживали внимания гидравлическая система привода систем и устройств. Они считали, что гидравлические приводы вспомогательных систем и устройств, преимуще­ства которых перед электрическими приводами заключались в надежности, простоте обслуживания и бесшумности, должны были бы получить даль­нейшее развитие и еще более широкое применение в подводном кораблестроении.

Установка для кондиционирования воздуха представлялась вполне целесообразной и оправ­данной на подводных лодках, предназначенных для плавания в южных широтах. Что касается прочих вспомогательных ус­тановок, то они принципиально ничего нового или оригинального для отечественного корабле­строения собой не представляли.

Несмотря на относительную несложность схемы, дизель-электрическая гребная установка в целом была чрезвычайно громоздка и с точки зрения габаритов и масс, по мнению отечественных специа­листов, не выдерживала никакой критики. Из положительных факторов в конструкциях и схемах электрооборудования они отмечали:

- наличие поворотных станин у главных ге­нераторов и гребных электродвигателей;

- хорошо оформленную конструктивно элек­трическую и механическую блокировки на главных станциях;

- удобное наблюдение за нагревом главных электрических машин при помощи дистанционных термометров;

- небольшие, по сравнению с отечественны­ми, габариты датчиков электротахометров и их указателей;

- простоту и надежность конст­рукции машинного телеграфа и рулевых указателей (вывод - с конструкцией их необходимо ознакомиться под­робно и учесть опыт в конструировании подобного рода приборов);

- простоту схем соединения генераторов и гребных электродвигателей и схемы питания вспо­могательных механизмов (вывод - схема питания вспомогательных механизмов должна быть проанализиро­вана с точки зрения обеспеченности питанием вспомогательных механизмов в различных аварий­ных случаях и с точки зрении веса .проводки при такой схеме, по сравнению с принятыми в нашем флоте схемами);

- применение малогабаритных измеритель­ных приборов у пусковых устройств вспомогательных механизмов;

- усиленную конструкцию элементов аккумуляторной батареи обеспечивающую более длительный срок службы;

- питание приборов слабого тока при пони­женном напряжении обеспечивает большую надежность установок.

К числу  недостатков электрооборудования подводных лодок относились:

- отсутствие защитной амортизации пускорегулирующих устройств и осветительной арматуры и неудовлетворительная;  амортизация  приборов  на главных станциях;

- невозможность регулировки напряжения в необходимых приделах вольтопонижающими реостатами;

- вследствие наличия дополнительно установленных механизмов размещение оборудования в отдельных случаях затрудняет доступ к механизмам и возможность их обслуживания;

- малая удельная энергия установленных ак­кумуляторов.

Сравнение подводных лодок близких подкласса и назначения: английских типа "U" и отечественных типа "Щ" последних и наиболее совершенных серий X и Х-бис, позволяет утверждать, что по своим тактико-техническим элементам эти корабли были примерно сопоставимы. Английская лодка несколько проигры­вала отечественным в скорости надводного хода, над­водной непотопляемости, времени непрерывного пре­бывания под водой, в количестве запасных торпед и несколько превосходила их по водоизмещению. При этом она имела гидродинамически более совершенную форму корпуса, меньшее время погружения, сущест­венно большие автономность и дальность плавания, более совершенное вооружение (ТАС, ГАС, РЛС), ги­дравлику, систему кондиционирования воздуха, мень­шую шумность и хорошее качество постройки. В итоге, по своей конструкции, вооруже­нию и техническим средствам английские под­водные лодки типа "U" заметно отличались от советских кораблей своего подкласса. В связи с этим неудивительно то, что они стали объектом подробного изучения отечественными специали­стами. Это дало возможность в некоторой степени пополнить отечественный опыт подводного кораблестроения.


5. Схема проекта:


схема

Укрупненная схема с подлинных чертежей (74 Кб)


схема

Укрупненная схема по чертежам ЦКБ МТ «Рубин» (57,6 Кб)


Общее распопожение подводных лодок В-2 и В-3:
1 - цистерна главного балласта №1; 2 - якорный клюз; 3 - 533-мм ТА; 4 - носовая дифферентная цистерна; 5 - швартовные кнехты; 6 - носовой горизонтальный руль; 7 - цистерна кольцевого зазора; 8 - торпедо-заместительная цистерна; 9 - цистерна безпузырной торпедной стрельбы; 10 - выгородка антенны прибора «Аsdic»; 11 - цепной ящик левого борта; 12 - отсек носовой (торпедный); 13 - якорный шпиль; 14 - машина якорного шпиля; 15 - носовой входной люк; 16 - запасные торпеды; 17 - баллоны системы ВВД; 18 - артиллерийский погреб; 19 - торпедопогрузочный люк; 20 - съемный рельс для погрузки торпедного боезапаса; 21 - второй отсек (запасных торпед и жилых помещений экипажа); 22 - выгородка вспомогательных механизмов; 23 - носовая уравнительная цистерна; 24 - третий отсек (аккумуляторный и жилые помещения ком. состава); 25 - аккумуляторная батарея № 1; 26 - цистерна быстрого погружения; 27 - цистерна главного балласта №2; 28 - цистерна главного балласта №3; 29 - 76-мм орудие; 30 - ходовой мостик; 31 - бинокулярный перископ (8-дюймовый бифокальный); 32 - перископ атаки (6-дюймовый унифокальный); 33 - выдвижная антенна устройства RDF; 34 - прочная рубка; 35 - четвертый отсек (аккумуляторный и центрального поста); 36 - центральный пост; 37 - аккумуляторная яма №2; 38 - средняя уравнительная цистерна; 39 - цистерна главного балласта № 4; 40 - шахта бинокулярного перископа; 41 - шахта перископа атаки; 42 - топливная цистерна №1; 43 - швартовная вьюшка; 44 - кормовой входной люк; 45 - глушитель дизеля; 46 - пятый отсек (главных двигателей); 47 - дизель; 48 - генератор; 49 - топливная цистерна №2; 50 - кормовая уравнительная цистерна; 51 - гл. гребной электродвигатель; 52 - шестой (румпельный) отсек; 53 - привод кормовых горизонтальных рулей; 54 - кормовая дифферентная цистерна; 55 - цистерна главного балласта № 6.
Схема выполнена Ю.В. Апальковым на основе подлинных чертежей ЦКБ МТ «Рубин»


6. Тактико-технические данные проекта:


                                                  «В-2» и «В-3»        «В-4»

Водоизмещение, т:                            

- надводное нормальное                        632                             636

- подводное                                           735                             729                  

Запас плавучести, %                              15                               15

Размеры, м:                                          

- длина наибольшая                               60,35                          60,35

- ширина наибольшая                            4,9                              4,9

- осадка средняя                                   4,35                            4,35

Главные механизмы:                             

- тип установки                                       дизель-электрическая

- число дизелей                                     2                                2

- суммарная мощность, л. с.                  800                             800

- число электродвигателей                     2                                2

- суммарная мощность, л. с.                  900                             900

- число групп аккумуляторных батарей   2                                2

- число элементов в группе АБ               112 типа ЕI.4410.I или Н.S.I.4750

- число валов                                         2                                2

- запас топлива (полный), т                     41,3(57,8)                    41,3(58,4)

Скорость хода максимальная, узлы:      

- надводная                                           12,5                            12,6

- подводная                                           9                                8

Дальность плавания, миль:                    

- надвод. (скоростью хода уз).               6000(10)                      5500(9)

- подвод, скоростью максим, хода         9                                8

- подвод, скоростью хода 2,0 узла         75                               58

Глубина погружения, м :                        

- рабочая                                               61,0                            61,0

- предельная                                          91,4                            91,4

Время погружения, с:                             40                               40

Вооружение, число:                               

- 533-мм носовых ТА                              4                                4

- 533-мм носовых ТА (в надстройке)                                      2

- 533-мм торпед                                     8                                8

- 76мм АУ Mk.1                                      1                                1

- 76-мм выстрелов                                  102                             102

- пулемет 7,62-мм                                  3                                3

Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации, ч:

                                                              35                               35

Автономность (максимальная), суток      36                               36

Экипаж, чел.                                           39                               39

В состав средств наблюдения и связи входили:

- 2 перископа: 1 командирский 9,15-метро­вый диаметром 152 мм и 1 зенитный, то же 9,15-метровый, диаметром 203 мм;

- радиопередатчик модели "Т-55";

- 2 радиоприемника модели "ТВ-28";

- РЛС модели "Т-291" и "Т-253";

- радиопеленгатор;

- ГАС модели "Т-129".

В состав штурманского вооружения входили:

- гирокомпас модели "Мk-5",

- лаг Черникеева,

- эхолот,

- магнитный компас,

- герметический оптический нактоуз (ГОН).

Аварийно-спасательное имущество (АСИ) на подводных лодках отсутствовало, и по английским нормам не предусматривалось.


7. Источники:


- Титушкин С.И. «Английские подводные лодки», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг", Харвест, Минск, 2002г.
- Платонов А.В. «Советские боевые корабли 1941-1945гг.» ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945", Харвест, Минск, 2004г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Рисунок и схема Апалькова Ю.В.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016