Rambler's Top100 Подводные лодкм типа "Щ" 10 серии

Тип «Щука» (Тип «Щ») Х Серии.


Модификация ПЛ Щ-132 в минный заградитель
Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.



1. Количество подводных лодок проекта: 32


2. Изображение проекта:


Подводная лодка типа Щ X серия


Подводная лодка типа Щ X серия

ПЛ Щ-215 с нестандартным вооружением
кормовое 45-мм орудие заменено 25-мм автоматом 84-КМ и 12,7-мм пулеметом ДШК


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» (Завод №202) (8)

1

 Щ-126

297

23.07.1934

20.04.1935

03.10.1936

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в «С-126»

2

 Щ-127

296

23.07.1934

13.06.1935

03.10.1936

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в «С-127»

3

 Щ-128

258

07.08.1934

09.06.1935

03.10.1936

 Заложена на Заводе № 189
 10.06.1949 - пер. в «С-128»

4

 Щ-129

298

31.12.1934

10.10.1935

03.10.1936

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в «С-129»
 14.04.1957 - пер. в «УТС-70»

5

 Щ-130

257

07.08.1934

08.06.1935

11.12.1936

 Заложена на Заводе № 189
 03.09.1943 - затонула, поднята
 10.06.1949 - пер. в «С-130»
 14.04.1957 - пер. в «УТС-71»

6

 Щ-131

292

23.07.1934

04.07.1935

11.12.1936

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в «С-131»
 29.03.1957 - пер. в «УТС-72»

7

 Щ-132

299

31.12.1934

04.07.1935

11.12.1936

Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в «С-132»
 29.03.1957 - пер. в «УТС-73»

8

 Щ-133

259

07.08.1934

04.07.1935

19.11.1936

 Заложена на Заводе № 189
 10.06.1949 - пер. в «С-133»

9

 Щ-134

293

23.07.1934

04.09.1935

27.12.1936

 Заложена на Заводе № 194
 10.06.1949 - пер. в «С-134»

 ЛЕНИНГРАД: Завод им. А.Марти (Завод №194) (4)

10

 Щ-317

295

23.07.1934

24.09.1935

01.11.1936

 1?.07.1942 - погибла, обнаружена(?)

11

 Щ-318

294

23.07.1934

11.08.1935

30.08.1936

 09.06.1949 - пер. в «С-318»

12

 Щ-319

367

31.12.1934

15.02.1935

11.12.1936

 2?.09.1941 - погибла, обнаружена

13

 Щ-320

368

31.12.1934

12.02.1935

11.12.1936

 03.10.1942 - погибла, обнаружена

 НИКОЛАЕВ: Завод им. 61 коммунара (Завод №200) (8)

14

 Щ-208

1032

18.05.1934

07.10.1935

09.03.1937

 2?.08.1942 - погибла

15

 Щ-209

1033

25.05.1934

02.03.1936

09.03.1937

 16.06.1949 - пер. в «С-209»
 18.10.1959 - пер. в «УТС-10»

16

 Щ-210

1034

03.06.1934

13.03.1936

09.03.1937

 ??.03.1942 - погибла, обнаружена

17

 Щ-211

1035

03.09.1934

03.09.1936

05.05.1938

 ??.11.1941 - погибла, обнаружена

18

 Щ-212

1036

18.11.1934

29.12.1936

15.12.1938

 19.12.1942 - погибла, обнаружена

19

 Щ-213

1037

04.12.1934

13.04.1937

15.12.1938

 ??.10.1942 - погибла, обнаружена

20

 Щ-214

1038

13.07.1935

23.04.1937

10.04.1939

 19.06.1942 - погибла

21

 Щ-215

1039

27.03.1935

11.01.1937

10.04.1939

 16.06.1949 - пер. в «С-215»

 ЛЕНИНГРАД: Балтийский Завод (Завод №189) (5)

22

 Щ-313

253

04.12.1934

28.06.1935

23.07.1936

 16.05.1937 - пер. в «Щ-401»
 2?.04.1942 - погибла

23

 Щ-314

254

04.12.1934

28.06.1935

29.09.1936

 16.05.1937 - пер. в «Щ-402»
 21.09.1944 - погибла

24

 Щ-312

260

17.12.1934

27.04.1935

17.07.1936

 15.12.1935 - пер. в «Щ-321»
 06.1939 - пер. в «Щ-408»
 17.06.1939 - пер. в «Щ-424»
 20.10.1939 - погибла, поднята(?)

25

 Щ-315

261

25.12.1934

31.12.1935

26.09.1936

 16.05.1937 - пер. в «Щ-403»
 ??.10.1943 - погибла

26

 Щ-316

262

25.12.1934

27.12.1935

26.09.1936

 16.05.1937 - пер. в «Щ-404»
 09.06.1949 - пер. в «С-404»
 15.09.1953 - пер. в «КБП-35»

 НИЖНИЙ НОВГОРОД: Завод «Красное Сормово» (Завод №112) (6)

27

 Щ-322

550/6

31.12.1934

10.04.1935

04.11.1936

 12.10.1941 - погибла, обнаружена

28

 Щ-323

550/7

31.12.1934

10.04.1935

03.11.1936

 01.05.1943 - погибла, поднята

29

 Щ-324

550/8

31.12.1934

10.04.1935

31.10.1936

 0?.11.1941 - погибла, обнаружена

30

 Щ-313

83

20.11.1934

12.05.1935

05.12.1937

 Заложена на Коломенском МЗ
 06.1939 - пер. в «Щ-405»
 17.06.1939 - пер. в «Щ-421»
 09.04.1942 - погибла

31

 Щ-314

84

15.12.1934

12.04.1935

05.12.1937

 Заложена на Коломенском МЗ
 06.1939 - пер. в «Щ-406»
 17.06.1939 - пер. в «Щ-422»
 ??.07.1943 - погибла

32

 Щ-315

85

17.12.1934

27.04.1935

05.12.1937

 Заложена на Коломенском МЗ
 06.1939 - пер. в «Щ-407»
 17.06.1939 - пер. в «Щ-423»
 17.04.1942 - пер. в «Щ-139»
 10.06.1949 - пер. в «С-139»



4. История проекта:


Разработанный в 1933 году проект подвод-ной лодки V-бис-2 серии в целом оказался вполне приемлемым, и "щуки" двух последних серий - X и Х-бис - конструктивно отличались от него совсем незначительно. "Щуки" последних модификации заказывались в 1938 году для загрузки верфей на период освоения лодок типа "С".

На ПЛ X серии попытались улучшить подводную обтекаемость введением рубки новой формы (так называемого "лимузина"), что не дало ожидаемых результатов, но привело к сильному заливанию мостика при движении в надводном положении. Были также установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об/мин, в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 уз. Для борьбы с крутильными колебаниями на линии гребного вала фрикционную муфту заменили гидравлической БД-800/600, правда, с ограниченным эффектом (осталась одна запретная зона). При этом значительно успожнился уход за устройством и снизилась его техническая надежность. Принципиальные изменения были произведены в системе воздуха высокого давления. Были применены распределительные колонки аварийного продувания цистерн главного балласта. При этом главный балласт продувался непосредственно воздухом высокого давления. В результате новой схемы воздуха высокого давления аварийное всплытие при продувании цистерн главного балласта с перископной глубины сократилось с 9-10 мин до 3 мин 13 с., исчез опасный крен. Был установлен опреснитель системы НИИВК производительностью 40 л/ч. Изменения, внесенные в конструкцию глушителей, уменьшили демаскирующее "парение". В ситему регенерации воздуха была добавлена кислородная магистрапь, что улучшило ее работу. Часть ПЛ была оснащена сетепрорезателями "Краб". В остальном подводные лодки Х серии ничем не отличались от подводных лодок серии V бис-2.

При капитальных ремонтах в конце 30-х годов установили 9-метровые перископы: на ряде ПЛ - итальянские, фирмы "Галилео" типа ОG-492 с электрическим подъемным устройством винтового типа, на остальных - отечественные, ПА-9 и ПЗ-9. Работу тросовых лебедок удалось сделать менее шумной. Ограждение носовых горизонтальных рулей стало сплошным по всему периметру. На нескольких ПЛ была установлена аппаратура "Угорь" для автоматической стабилизации курса ПЛ в надводном и подводном положении. Также на некоторые ПЛ устанавливались и испытывались первые образцы аппаратуры стабилизации ПЛ на глубине "Спрут".

Тридцать две лодки Х серии были ввели в строй до ВОВ (восемь на Севере, семь на Балтике, восемь на Черном море и девять на Тихом океане).

В 1940 г. балтийскую «Щ-324» наградили орденом Красного Знамени за участие в боевых действиях во время советско-финляндской войны. «Щ-402» 14 июля 1941 г. открыла боевой счет подводников Северного флота. 3 апреля 1942 г. она стала краснознаменной, а 25 июля 1943 г. гвардейской. Первую победу на Черном море одержала 14 августа 1941 г. «Щ-211». Гвардейскими стали «Щ-215» (Черноморский флот) и «Щ-422» (Северный флот). Орденами Красного Знамени были награждены черноморская «Щ-209», балтийские «Щ-320» и «Щ-323», североморские «Щ-403», «Щ-404» и «Щ-421». 17 ПЛ из 21, участвовавших в Великой Отечественной войне, погибли. ПЛ «Щ-424» погибла в результате навигационной аварии.

В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся подводных лодок V и X серий. Предполагалось во время капитапьных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. Большинство "Щук" остались доживать свой век в прежнем виде (глубокую модернизацию рубок точно прошли Щ-209 (С-209) и Щ-215 (С-215)).

В 1949 году ПЛ «Щ-132» была переоборудована в минный заградитель.


5. Схема проекта:


тип Щ X серия

Общая схема. Укрупненный вид (323 Кб)


1 - цистерна главного балласта; 2 - дифферентная цистерна; 3 - уравнительная цестерна; 4 - цистерна быстрого погружения;
5 - палубная цистерна; 6 - прочная рубка; 7 - торпедный аппарат; 8 - запасная торпеда; 9 - перископ; 10 - дизель;
12 - главный гребной электродвигатель; 12 - гребной электродвигатель экономического хода; 13 - аккумуляторная батарея.


тип Щ X серия


Подробная схема. Укрупненный вид (430,0 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа Щ X серия: *
1 - гюйсшток; 2 - буксирный гак; 3 - надводный якорь; 4 - подводный якорь; 5 - волнорезные щиты; 6 - торпедные аппараты; 7 - гальюн; 8 - кнехты; 9 - аварийный телефонный буй; 10 - носовая цистерна главного балласта; 11 - носовая дифферентная цистерна; 12 - носовые горизонтальные рули; 13 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 14 - румпель носовых горизонтальных рулей; 15 - торпедозаместительная цистерна; 16 - провизионная цистерна; 17 - доковый киль; 18 - трюмный насос; 19 - запасные торпеды; 20 - койки; 21 - аккумуляторная батарея; 22 - торпедопогрузочный люк; 23 - цепной ящик; 24 - компрессор воздуха высокого давления; 25 - баллоны воздуха высокого давления; 26 - каюта командира; 27 - кают-компания; 28 - приборы гидроакустики; 29 - топливные цистерны; 30 - цистерныглавного балласта; 31 - палубные цистерны; 32 - шестиклапанная коробка дифферентовочной системы; 33 - осушительный центробежный насос Р-130; 34 - штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 35 - штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 36 - гирокомпас; 37 - зенитный перископ; 38 - командирский перископ; 39 - вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции; 40 - станция погружения и всплытия; 41 - штурвальная тумба вертикального руля; 42 - распределителыный щит сети освещения; 43 - шахта зенитного перископа; 44 - шахта командирского перископа; 45 - радиорубка; 46 - ящики с патронами для 45-мм орудия; 47 - уравнительная цистерна; 48 - цистерна лага; 49 - цистерна питьевой воды; 50 - лебедка зенитного перископа; 51 -лебедка командирского периокопа; 52 - 45-мм орудие; 53 - тумба зенитного перископа; 54 - тумба командирского перископа; 55 - компас ГОН-23; 56 - шахта вытяжной вентиляции; 57 - боевая рубка; 58 - дизель38К8; 59 - масляный холодильник; 60 - нижний "меч" обтекателя гидроакустики; 61 - расходный топливный бак; 62 - циркуляционный насос охлаждения дизелей; 63 - носовая разобщительная гидромуфта БД-800/600; 64 - опорный подшипник; 65 - газоотвод дизеля; 66 - глушитель газоотвода дизеля; 67 - главные гребные электродвигатели; 68 - кормовая разобщительная кулачная муфта; 69 - упорный подшипник "Митчеля"; 70 - промежуточный вал; 71 - тексропно-ременная передача; 72 - ручной тормоз валопровода; 73 - электродвигатель экономического хода; 74 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторной батареи; 75 - щит управления главными гребными электродвигателями; 76 - щит управления электродвигателями экономического хода; 77 - шлюпка (грузоподъемность 400 кг, подвесной мотор ДИП 2,5 л.с.); 78 - входной люк; 79 - промежуточный подшипник; 80 - мортира гребного вала; 81 - преобразователь постоянно-переменного тока; 82 - стрельбовые баллоны; 83 - гребные винты; 84 - кормовые горизонтальные рули; 85 - вертикальный руль; 86 - баллер вертикального руля; 87 - кормовая дифферентная цистерна; 88 - кормовая цистерна главного балласта; 89 - средняя цистерна; 90 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 91 - цистерна быстрога погружения; 92 - подъемные рымы; 93 - цистерна циркуляционного масла; 94 - цистерна чистого масла; 95 - ограждение вертикального руля.
* На основе подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин".


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение, тонн  
  надводное: 584
  подводное: 707,8
  скорость хода, узлов  
  наибольшая надводная: 14,0 - 14,2
  наибольшая подводная: 8,1 - 8,3
  экономическая надводная: 7,9
  экономическая подводная: 2,6
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении (нормальный запас топлива):

2580/11,5; 2660/8,5
  в надводном положении (усиленный запас топлива):

4850/7,9
  в подводном положении:

9,0/8,3; 105/2,6
  глубина погружения  
  рабочая: 75 метров
  предельная: 90 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 58,8 метров
  ширина: 6,2 метра
  осадка: 4,0 метра
  конструктивный тип: полуторакорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  общее число торпед: 10
  число х калибр артустановок, мм: 2 х 45
  число х калибр пулеметов, мм: 2 х 7,62
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 800 л.с. (38К8)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 400 л.с. (ПГВ8)
  обитаемость  
  автономность 20 суток
  экипаж 37-38 человек

7. Источники:


- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945. ч.3. Подводные лодки", Санкт-Петербург, 1996г.
- История отечественного судостроения. т.4., Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ. ч.1. КБФ", Полигон, Москва, 2001г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)", Морская Коллекция №4, 2000г.
- Схема из книги Голосовского П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2.
- Схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2.
- Рисунки из книги Кулагина К.Л. и Морозова М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" (X и X-бис серии)".


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017