Тип «Kalev» (Эстония).
1. Количество подводных лодок проекта: 2.
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта (в ВМФ СССР):
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Барроу. Верфь "Vikers & Armstrong Ltd." (2) |
||||||
1 |
705 |
01.07.1935 |
07.07.1936 |
12.03.1937 |
19.08.1940 – пер. Калев |
|
2 |
706 |
01.07.1935 |
07.07.1936 |
14.05.1937 |
19.08.1940 – пер. Лембит |
4. История проекта:
В 30-ых годах Правительством Эстонии было решено модернизировать маленький флот Республики Эстонии. Подводные лодки для ВМС Эстонии строились в Англии на верфи «Vikers Armstrong Ld» в 1935-1937 годах. 7 июля 1936 они были названы «Kalev» («Калев») в честь мифологического героя и «Lembit» («Лембит») в честь видного д еят еля Эстонии 13-ого столетия. ПЛ присоединились к Эстонскому Флоту весной 1937. Переведены в состав ВМФ СССР 18.09.40, несмотря на предложение Эстонии продать корабли Германии (было отвергнуто).
Проект представлял собой полуторакорпусную ПЛ с бортовыми балластными цистернами в форме обтекаемых наделок (булей), сквозь которые с каждого борта проходят по пять вертикальных минных шахт. Для размещения в каждой шахте по две мины и возможности их погрузки на плаву ПЛ поверх балластных цистерн была предусмотрена развитая надстройка, охватывающая балластные цистерны и прочный корпус. Для плавания ПЛ в ледовых условиях усилены конструкции наружного корпуса в районе ватсрлинии, а также форштевня.
Прочный корпус разделен плоскими водонепроницаемыми переборками на пять отсеков: торпедный, аккумуляторный (жилой), центральный пост, дизель-электромоторный и кормовой.
ПЛ имела развитое ограждение рубки, в котором были расположены: ходовой мостик, два перископа, две прочные рубки (одна для выхода артрасчета) и прочная шахта для артустановки. Подводный заградитель был оборудован развитой системой гидравлики. С помощью гидравлических приводов на ПЛ обеспечивалось управление рулями, подъем (опускание) перископов, подъем из шахты артустановки, отдача стопоров минно-сбрасывающего устройства и др.
Расположение мин в вертикальных шахтах, находящихся в междубортном пространстве, характерно для английских ПМЗ периода I Мировой войны, являвшихся модификацией торпедных ПЛ типа "L". Преимуществом такого расположения минного вооружения является возможность размещения большого числа мин на ПЛ относительно небольшого водоизмещения без загромождения прочного корпуса минными устройствами и при сохранении носовых и кормовых торпедных аппаратов. Однако при этом увеличивается ширина междубортного пространства ПЛ, что приводит к нарушению плавности обводов наружного корпуса, возрастанию полного подводного объема, смоченной поверхности ПЛ и соответственно - к снижению скорости корабля в надводном и подводном положениях. При постановках мины перемещаются по вертикальным шахтам только за счет отрицательной плавучести, и в момент выхода из шахт оказываются поперек набегающего потока воды, что приводит к их заламыванию. Поэтому во избежание заклинивания мин их постановка из вертикальных шахт возможна только на малых скоростях хода ПЛ. Кроме того, минному вооружению ПЛ свойственны недостатки, присущие мокрому хранению мин (мины не защищены от коррозии и воздействия ударной волны подводных взрывов, что может вызвать их детонацию: глубина погружения и автономность ПМЗ зависят от соответствующих параметров мин).
В составс КБФ "Калев" и "Лембит" принимали активное участие в Великой Отечествснной войне 1941-1945 гг. выполняя боевые задачи в сложных условиях (развитая противолодочная оборона, ограниченные по площади и сложные в навигационном отношении акватории, малые глубины и пр.). "Калев" совершил всего два боевых похода. На минах, поставленных этим заградителем в первом походе подорвались два судна противника. Во втором боевом походе, предположительно "Калев" подорвался на мине и погиб со всем экипажем в районе о. Найссер. "Лембит" успешно действовал в течение всей Всликой Отечественной войны и стал «Краснознаменной». 02.08.1994г. «Lembit» опять вошел в состав ВМС Эстонии как корабль №1. Как мемориальная ПЛ открыта для осмотра в Таллине, является отделом «Эстонского Морского Музея».
5. Схема проекта:
Подробная схема. Укрупненный вид (435 Кб)
Общее расположение подводной подки - минного заградителя Лембит
1 - кормовой отсек; 2 - дизель-электромоторный отсек; 3 - прочная шахта артустановки;
4 - прочная шахта для артрасчета; 5 - прочная рубка; 6 - центральный пост;
7 - жилой, аккумуляторный отсек; 8 - торпедный отсек; 9 - торпедный аппарат;
10 - запасная торпеда; 11 - аккумуляторная батарея; 12 - дизель; 13 - гребной электродвигатель;
14- минная шахта; 15 - мина.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное - 665 (665,5) т.
подводное - 853 (853,5) т.
скорость в надводном положении - 13,7(12) узлов
в подводном положении - 8,5 узлов.
дальность плавания в надводном положении - 1200 (13,4 уз.), 2000 (10 уз.) миль
в подводном положении - 80 (4 уз.), 100 (2,5 уз.) миль
экипаж - 33 человека (с 1942 - 38)
размерения - 59,5(58?)х7,24(7,5?)х3,6 м.
силовая установка дизель-электрическая - 2х600/2х225(395?) л.с.
глубина погружения - до 90 м. (75 - рабочая)
вооружение ТА 533мм - 4 шт.
авт.пушка 40 мм (43г-45 мм) - 1 шт.
мины - 20 шт.
пулемет (после 1941г) - 1 (2) шт.
7. Источники:
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945", Харвест, Минск, 2004г..
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Рисунок и схема из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг".
- Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ. Часть 1. КБФ», Полигон, Москва, 2001г.
- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Харвест, Минск, 2002г.
- Информация с сайта http://www.hut.fi.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016