Rambler's Top100 Тип "Л" XIII серии

Тип «Ленинец» (Тип «Л») XIII Серии


1. Количество подводных лодок проекта: 7


2. Изображение проекта:


Л XIII


Л XIII


Вид с леерным ограждением кормового орудия


3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» (с 1937 - завод № 202) (7)

1

 Л-13

273

25.04.1935

02.08.1936

02.10.1938

 Заложена на заводе №189
 10.06.1949 пер. Б-13

2

 Л-14

274

25.04.1935

20.12.1936

10.10.1938

 Заложена на заводе №189
 10.06.1949 пер. Б-14
 20.02.1959 пер. УТС-33

3

 Л-15

305

05.11.1935

26.12.1936

06.11.1938

 Заложена на заводе №198
 10.06.1949 пер. Б-15
 15.09.1953 пер. КБП-54
 27.12.1956 пер. УТС-20

4

 Л-16

306

05.11.1935

09.07.1937

09.12.1938

 Заложена на заводе №198
 11.10.42 - погибла

5

 Л-17

307

25.01.1936

05.11.1937

05.06.1939

 Заложена на заводе №198
 10.06.1949 пер. Б-17
 18.04.1958 пер. УТС-84

6

 Л-18

275

30.12.1935

12.05.1938

10.10.1939

 Заложена на заводе №189
 10.06.1949 пер. Б-18
 18.04.1958 пер. УТС-85

7

 Л-19

276

26.12.1935

25.05.1938

04.11.1939

 Заложена на заводе №189
 24-29.08.1945 - погибла


4. История проекта:


В соответствии с постановлением правительства строительство подводных лодок XI серии для Тихоокеанского флота должно было продолжаться с внесением лишь небольших изменений, отражающих опыт строительства и эксплуатации этих лодок. Однако поступило предложение строить такие лодки по новому проекту, в основу которого положен весь опыт, накопленный за время постройки подводных лодок предыдущих серий, а также в процессе разработки рабочих чертежей строящихся в то время подводных лодок IX серии.

В новом проекте (XIII серия) с целью улучшения ходкости в надводном по­ложении увеличили относительное удлинение корабля за счет увеличения на 5 м длины лодки и уменьшения на 0,25 м диаметра прочного корпуса Увеличили также глубину погружения лодки Пред­полагалось установить новые, более мощные дизе­ли марки 47ЛН8 мощностью 2000 л с, которые с учетом новых обводов корпуса должны были обеспечить полную скорость надводного хода 18 уз вместо 14,5 уз на XI серии. Но к моменту готовности корпусов к установке двигателей дизели 47ЛН8 ока­зались еще не готовы и на корабли временно установили дизели марки 42БМ6 мощностью 1100 л.с. При этом фундаменты, трубопроводы и валопроводы смонтировали таким образом, чтобы можно было без всяких переделок заменить временные двигате­ли на штатные. Но, как говорят, нет ничего более постоянного, чем временное: новые дизели так в се­рию и не пошли и, хотя были созданы альтернатив­ные двигатели марки 1Д, все подлодки XIII серии ос­тались с дизелями 42БМ6.

В кормовой части над­стройки разместили еще два торпедных аппарата. Уменьшение диаметра прочного корпуса с 4,85 м на XI серии до 4,6 м на XIII серии дало возможность из­готавливать секции корпуса для перевозки на Даль­ний Восток не из трех частей, а только из двух. Это уменьшало количество транспортеров, нужных для перевозки, уменьшало объем достроечных работ на Дальнем Востоке и упрощало монтажные работы. Вся конструкция корпуса была всемерно упрощена и подчинена удобству перевозки на Дальний Восток и ускорению достроечных работ.

В целом ряде судо­вых устройств и систем были применены более со­вершенные и технологически более простые конст­рукции. Время погружения лодки из надводного положения в подводное под топ перископа при зара­нее открытых кингстонах и с использованием цис­терны быстрого погружения составляло от 52 до 60 с, время продувания цистерн главного балласта низким давлением - 7 мин. Минное устройство име­ло два типа конструкции привода сбрасывания мин, но обе отличны от той, которая применялась на подводных минных заградителях предыдущих се­рий. Лодки постройки Балтийского завода имели тросовую систему, лодки постройки завода № 198 - цепную. Специальная комиссия проводила сравни­тельные испытания обеих систем и признала, что тросовая система не шумит в работе, имеет ряд преимуществ перед цепной и более надежна в экс­плуатации. На этом основании приемные комиссии требовали переделки цепной передачи на тросовую. В дальнейшем в минном устройстве подводных ло­док типа "Л" применялась исключительно тросовая передача, хотя при тросовой передаче в трубе размещалось 9 мин, а при штанговой, применяемой на предыдущих сериях - 10. Механический указатель количества выставленных мин был заменен электрическим дистанционным, который был установлен в кормовой части минной трубы.

Боезапас для 1О0-мм артустановки увеличен со 122 до 150 снарядов, для 45-мм - с 250 до 500 снарядов. Оптическая длина перископов была больше, чем на лодках XI серии - командирский перископ имел оптическую длину 8,5 м, зенитный -8м. Ход командирского перископа - 4,7 м, зенитного - 4,25 м. В отличие от XI серии кнопки управления подъемом и опусканием командирского перископа находились непосредственно на самом перископе. Оба перископа управлялись как из рубки, так и из центрального поста.

Баллоны воздуха высо­кого давления были вынесены за борт в надстройку. Благодаря этому внутри лодки освободилось много места, которое было использовано для улучшения условий обитаемости. Вместо плохо зарекомендовавшего себя в эксплуатации на XI серии дистилля­тора фирмы "Энгиш" установили дистиллятор конст­рукции НИВКа, изготовленный Балтийским заводом. Батарейная вентиляция была индивидуальной. Кроме того, была предусмотрена общеямовая вентиляция, которая одновременно служила для целей ох­лаждения батареи. Были предусмотрены электриче­ские сетепрорезатели.

В процессе постройки и испытаний подводных лодок XIII серии выявили ряд дефектов, которые в большей части были устранены Дальзаводом:

задевание торпед за корпус - для обеспечения выхода торпед обрезали нос корабля на 2,5 м;

замерзание в зимнее время на ходу лодки системы замещения топлива - систему перенесли внутрь прочного корпуса;

неудовлетворительная работа носового торпедопогрузочного устройства - устройство переделали по примеру X серии;

большое количество остаточной воды в балластных цистернах - сделали дополнительный трубопровод осушения и зачистки балластных цистерн;

вибрация перископов - подкрепили тумбы пе­рископов;

быстрый износ резины пробок манипуляторов открывания кингстонов водолазом - увеличили коли­чество запасных пробок;

заклинивание привода заслонки глушителя в связи с осаждением соли на подвижных деталях привода и ряд других более мелких дефектов.

В результате удалось добиться существенного улучшения некоторых тактико-технических элементов подводной лодки XIII серии. По сравнению с подводной лодкой XI серии запас торпед доведен до 18, скорость надводного хода увеличена до 15 уз (против 14,2 уз на XI серии), дальность плавания возросла до 10000 миль (против 7500 миль), автономность до 30 сут (против 28), предельная глубина погружения до 100 м (против 90 м).

Подводные лодки XIII серии предназначались для Тихоокеанского флота и строились на двух за­водах: на Балтийском заводе в Ленинграде ("Л-13", "Л-14", "Л-18" и "Л-19") и на заводе № 198 в Нико­лаеве ("Л-15", "Л-16" и "Л-17"). Достраивались ко­рабли на Дальзаводе. Для возможности перевозки на Дальний Восток лодки изготовлялись секциями, которые перевозились на специальных железнодо­рожных транспортерах без остановки встречного движения таким же образом, как ранее перевози­лись секции подводных лодок типа "Щ" и “Л” XI серии.

Но и на этом совершенствование минных заградителей до войны не прекратилось. Для Северного, Балтийского и Черноморского флотов в 1938 г. было заложено шесть подводных минных заградителей, проект которых получил название XIII (1938) серии.


5. Схема проекта:


Л XIII

Укрупненная схема (60 Кб)


Л XIII


Подробная схема. Укрупненный чертеж (469 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа Л XIII серии *
1 - форштевень; 2 - буксирный гак; 3 - гюйсшток; 4 - волнорезные щиты; 5 - торпедные аппараты; 6 - цепной ящик; 7 - стрельбовой баллон; 8 - брашпиль с приводом управления; 9 - носовая дифферентная цистерна; 10 - носовые горизонтальные рули; 11 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 12 - шпиль с электроприводом; 13 - трюмный насос; 14 - цистерна кольцевого зазора; 15 - торпедопогрузочный люк; 16 - койки; 17 - запасные торпеды; 18 - стеллажи для запасных торпед; 19 - аварийный телефонный буй; 20 - входной люк; 21 - «меч» обтекателя гидроакустики; 22 - цистерна питьевой воды; 23 - торпедозаместительная цистерна; 24 - клапан вентиляции цистерны главногобалласта; 25 - душевая; 26 - каюта комиссара; 27 - двухместная каюта; 28 - каюта командира; 29 - каюта инженер-механика; 30 - гальюнная выгородка; 31 - радиорубка; 32 - носовая аккумуляторная яма; 33 - аккумуляторная батарея; 34 - столы обеденные; 35 - диван-койки; 36 - топливные цистерны; 37 - 100-мм орудие; 38 - выгородка батарейного автомата; 39 - перископные лебедки; 40 - провизионная цистерна; 41 - кингстон цистерны быстрого погружения; 42 - шахта командирского перископа; 43 - шахта зенитного перископа; 44 - штурвалы носовых и кормовых горизонтальных рулей; 45 - осушительный центробежный насос Р-130; 46 - рубка гидроакустики; 47 - артиллерийский погреб; 48 - кранец первых выстрелов; 49 - боевая рубка; 50 - зенитный перископ; 51 - командирский перископ; 52 - нижний рубочный люк; 53 - верхний рубочный люк; 54 - магнитный компас; 55 - радиопеленгатор; 56 - 45-мм орудие; 57 - цистерна замещения артиллерийских снарядов; 58 - шахта подачи воздуха; 59 - привод открывания кингстона цистерны быстрого погружения; 60 - распределительная станция сети освещения; 61 - станция управления воздухом высокого давления; 62 - штурманская рубка; 63 - штурманский стол; 64 - гирокомпас; 65 - вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции; 66 - кормовая аккумуляторная яма; 67 - компрессор воздуха высокого давления; 68 - рундуки; 69 - машинки открывания кингстонов цистерн главного балласта; 70 - камбузная выгородка; 71 - провизионная кладовая; 72 - сушилка; 73 - холодильник масла; 74 - резервный масляный насос; 75 - клапан шахты подачи воздуха кдизелям; 76 - циркуляционные насосы масла; 77 - масляные фильтры; 78 - вытяжной электровентилятор судовой системы вентиляции; 79 - дизель 42БМ6; 80 - носовая муфта «Бамаг»; 81 - газоотводный клапан дизеля; 82 - гребной электродвигатель; 83 - кормовая муфта «Бамаг»; 84 - упорный подшипник «Митчеля»; 85 - гребной вал; 86 - щит управления гребными электродвигателями; 87 - электровентилятор охлаждения гребных электродвигателей; 88 - глушитель газоотвода дизеля; 89 - минные трубы; 90 - ручной привод вертикального руля; 91 - баллер вертикального руля; 92 - вертикалыный руль; 93 - кормовые горизонтальные рули; 94 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 95 - привод горизонтальных рулей; 96 - мортира гребного вала и дейдвудный сальник; 97 - кормовые торпедные аппараты в надстройке; 98 - флагшток; 99 - ограждение вертикального руля; 100 - гребные винты; 101 - цистерна быстрого погружения; 102 - уравнительная цистерна; 103 - цистерны главного балласта; 104 - цистерны циркуляционного масла; 105 - цистерны чистого масла; 106 - леерное ограждение; 107 - леерная антенна; 108 - шлюпка; 109 - баллоны воздуха высокого давления; 110 - киль; 111 - дистиллятор; 112 - кормовая дифферентная цистерна.

* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение            надводное                       -        1120 (1099?)т

                                    подводное                       -        1425 (1399?)т

скорость                       в надводном положении -        15 узлов

                                    в подводном положении  -        8,5-9 узлов

дальность плавания      в надводном положении -        1400 (15,0 уз), 5670 (10,0 уз), миль

                                                                           -        при усиленном запасе топлива 5020 (13,9 уз), 10000 (10 уз), миль

                                    в подводном положении -        150 (2,5 уз), 13,5 (9,0 уз), миль

размерения                                                         -        85,3х7,0х4,05 м

запас плавучести                                                 -        27%

экипаж                                                                -        52 (56?) (10 офицеров) человек

вооружение                  533мм НТА                      -        6 шт.

                                    533мм КТА                      -        2 шт.

                                    торпеды                           -        18 шт.

                                    орудие Б-24-ПЛ 100мм    -        1 шт.                           

                                    орудие 21-К  45мм           -        1 шт.

мины                                                                   -        18 шт.

автономность                                                       -        30 (45 макс.) суток

двигатели                     дизеля 42БМ6                 -        2х1100 л.с.

                                    электродвигатели ПГ-9      -        2х650 л.с.

АБ                                                                       -        2х112 (типа КСМ-2)

глубина погружения      предельная                     -        до 100м

                                    рабочая                           -        80 м

время непрерывного пребывания под водой        -        72 часа


7. Источники:


- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945, часть 3, Подводные лодки", Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Рисунки и схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.2
- Реферат "Развитие советского подводного кораблестроения".
- Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2013