Тип «Щука-А» (Тип «ЩА» или «Карась») III-бис серии.
1. Количество подводных лодок проекта: нет.
2. Изображение проекта:
? Нет данных.
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
Строительство кораблей III серии развернулось полным ходом, когда возникла необходимость усиления флота на Тихом океане. 22 июня 1932 года возглавляемый В.М. Молотовым Совет Труда и Обороны принял постановление "О постройке 12 подводных лодок для Дальнего Востока". Предвосхищая его, еще с конца 1931 года шла работа над новым проектом, первоначально обозначавшимся как III-бис серия, а в дальнейшем - "Щука А" (тип "Карась"). 23 декабря 1931 года наморси В.М.Орлов утвердил ТТЭ на эти лодки. Для экономии веса предлагалось широко применять сварку и легкие сплавы. Решили изменить форму цистерн — как для улучшения их работы, так и для повышения гидродинамических качеств корпуса. Переборки центрального поста должны были выдерживать максимальное давление 9 атм., прочие переборки - 4. Боевая рубка расширялась для использования в качестве шлюзовой камеры. За счет более равномерного размещения резервуаров по кораблю запас воздуха высокого давления увеличивался на 20%. Подводная остойчивость улучшалась за счет твердого балласта. Время всплытия лодки должно было составлять 7-8 мин, скорость надводного хода возрасти до 14—15 уз. Предлагались также многочисленные изменения в системах и механизмах. Торпедные аппараты планировалось оснастить устройствами беспузырной стрельбы. Все эти предложения (17 пунктов) надо было реализовать, не изменяя установленного водоизмещения в 570 т.
Строительную документацию подготовили в кратчайший срок. Было проработано разделение корпуса на секции, пригодные для перевозки по железной дороге. Основные изменения касались внутреннего расположения: второй отсек разделили переборкой на два, добавили дополнительную переборку и передвинули носовую вперед на две шпации. Длина новой лодки увеличилась на 1,5 м. Аккумуляторную батарею разделили на две группы по 56 элементов. Таким образом, улучшилась надводная непотопляемость, лодка оставалась на плаву при затоплении одного отсека с прилегающими цистернами без значительного дифферента (для III серии, в случае затопления первого или второго отсека, он, по расчетам, мог составлять до 80°!). Запасные торпеды во втором отсеке из-за недостатка места хранились без боевых частей. Среднюю цистерну вынесли в между-бортное пространство, что в сочетании с перекомпоновкой механизмов позволило сделать центральный пост более просторным. Баллеры носовых горизонтальных рулей перенесли в носовой отсек, что сильно облегчило их обслуживание. Для размещения камбуза кормовую переборку шестого отсека переместили с 58 на 61 шп. Носовую цистерну плавучести убрали, одновременно изменив форму рубки и форштевня (он стал наклонным). Изменили и форму ограждения рубки, разместив на нем второе 45-мм орудие.
После доработки и максимального удешевления (для уменьшения сроков постройки) проект получил наименование V серии и был реализован.
5. Схема проекта:
Как у подводных лодок V серии.
6. Тактико-технические данные проекта:
Как у подводных лодок V серии.
7. Источники:
- «История отечественного судостроения», т.4, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- «Морская Коллекция» № 2, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2006