Rambler's Top100 Подводные лодки. Тип "Щ" V серии

Тип «Щука» (Тип «Щ») V Серии.



Модификация: минный заградитель.
Нереализованная модификация: ПЛ-заправщик гидросамолетов.
Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
Дальнейшее развитие: тип "Щ" V-бис серии.


Щ 5 серии


ПЛ Щ-102. 1938 год. Рисунок Балакина С.


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» № 202 (8)

1

 Щ-101 (с 15.09.1934)
 «Лосось» (с 07.12.1933)

229

20.03.1932

25.12.1932

22.09.1933

 Заложена на заводе №189
 1932 - Щ-11 (№11) «Карась»
 с 22.09.1933 - «№11»
 10.06.1949 - пер. в С-94

2

 Щ-102 (с 15.09.1934)
 «Лещ»

159

20.03.1932

19.04.1933

22.09.1933

 Заложена на заводе №194
 1932 - Щ-12 (№12)
 с 22.09.1933 - «№12»
 10.06.1949 - пер. в С-92

3

 Щ-103 (с 15.09.1934)
 «Карп»

160

20.03.1932

05.1933

27.10.1933

 Заложена на заводе №194
 1932 - «Щ-13» (№13)
 с 27.10.1933 - «№13»
 04.11.1935 - затонула, поднята

4

 Щ-104 (с 15.09.1934)
 «Налим»

230

20.03.1932

05.1933

05.11.1933

 Заложена на заводе №189
 1932 - «Щ-14» (№14)
 с 05.11.1933 - «№14»
 10.06.1949 - пер. в С-93

5

 Щ-106 (с 15.09.1934)
 «Судак» (с 1933)

457

27.03.1932

05.1933

26.11.1933

 Заложена на заводе №190
 с 26.11.1933 - «№22»
 10.06.1949 - пер. в С-106
 27.12.1956 - пер. в УТС-42

6

 Щ-107 (с 15.09.1934)
 «Сиг» (с 1933)

458

27.03.1932

07.1933

27.11.1933

 Заложена на заводе №190
 с 27.11.1933 - «№23»
 10.06.1949 - пер. в С-107

7

 Щ-109 (с 15.09.1934)
 «Сом» (с 19.04.1934)

455

20.03.1932

08.1933

18.04.1934

 Заложена на заводе №190
 с 19.04.1934 - «№31»
 10.06.1949 - пер. в С-109
 15.09.1953 - пер. в СТЖ-18
 12.01.1957 - пер. в УТС-63

8

 Щ-110 (с 15.09.1934)
 «Язь» (с 18.05.1934)

456

20.03.1932

10.1933

18.05.1934

 Заложена на заводе №190
 с 18.05.1934 - «№32»
 10.06.1949 - пер. в С-110

 ХАБАРОВСК: Хабаровский судомеханический завод (завод № 368) (4)

9

 Щ-105 (с 15.09.1934)
 «Кета» (с 1933)

234

01.04.1932

08.1933

05.11.1933

 Заложена на заводе №189
 с 05.11.1933 - «№21»
 10.06.1949 - пер. в С-105

10

 Щ-108 (до 15.09.1934) «Форель» (с 1933)

233

01.04.1932

07.1933

21.12.1933

 Заложена на заводе №189
 с 21.12.1933 - «№24»
 10.06.1949 - пер. в С-108

11

 Щ-111 (с 15.09.1934)
 «Карась» (с 1934)

232

20.03.1932

07.1933

11.09.1934

 Заложена на заводе №189
 с 11.09.1934 - «№33»
 10.06.1949 - пер. в С-111
 17.08.1953 - пер. в КБП-31
 12.03.1955 - пер. в ПЗС-8

12

 Щ-112 (с 15.09.1934)
 «Пескарь» (с 1934)

231

20.03.1932

04.1934

11.09.1934

 Заложена на заводе №189
 с 11.09.1934 - «№34»
 10.06.1949 - пер. в С-112



4. История проекта:


В декабре 1931 г. было принято решение о постройке для Дальнего Востока 12 подводных лодок типа «Щ». Этим решением предлагалось к 1 ноября 1932 года предъявить к испытаниям девять лодок во Владивостоке и три лодки в Хабаровске. Таким образом, на подготовку технической документации, постройку и транспортировку лодок отпускалось всего 10 месяцев, а с учетом месяца на транспортировку - 9 месяцев. Нетрудно понять, что строительство лодок в такие короткие сроки требовало колоссального напряжения и особой четкости работы всех заводов, принимавших участие в их строительстве. Острота положения заключалась в том, что головная подводная лодка "Щука", которая являлась прототипом для новой серии лодок, находилась еще в постройке, ее механизмы и оборудование не были отработаны, и лодка в целом не была испытана. Серия подводных лодок получила название - V серия (первоначально - III-бис серия).

Основные тактико-технические элементы подводных лодок V серии были такие же, как и у лодок III серии (см. описание устройства, вооружения и т.п.). Изменения коснулись лишь внутреннего размещения:
- Второй отсек (объем около 80 м3) был разделен на две части, для чего на 31-м шпангоуте (между группами аккумуляторной батареи) была поставлена межотсечная поперечная переборка, и таким образом, вместо шести на лодке стало семь отсеков. Этим обеспечивалась надводная непотопляемость лодки при затоплении одного любого отсека с прилегающей бортовой балластной цистерной. Кроме того, более удовлетворительно решался вопрос о живучести аккумуляторной батареи, поскольку каждая группа батареи размещалась теперь в изолированных друг от друга ямах;
- В связи с установкой переборки 31-го шпангоута и размещением в нос от нее запасных торпед, кормовая переборка носового отсека была передвинута на 2 шпации в нос (с 24-го на 22-й шпангоут). При этом хранение и транспортировка запасных торпед производились со снятыми зарядными отделениями, которые хранились отдельно. Для обеспечения возможности присоединения боевых зарядных отделений к запасным торпедам правого борта, в переборке 22-го шпангоута по осям торпедных аппаратов № 1 и 3 были сделаны люки со съемными крышками на барашках, через которые запасные торпеды правого борта подавались в аппараты № 1 и 3. Перезарядка запасных торпед левого борта в торпедные аппараты № 2 и 4 производилась через переборочную дверь, расположенную на левом борту по оси торпедных аппаратов;
- Разгружен центральный пост путем кардинального изменения размещения механизмов в отсеке и переделки прочных цистерн (уравнительной, средней и быстрого погружения). Средняя цистерна была вынесена за борт в були, и при этом она имела один кингстон на оба борта, которые соединялись между собой через трубу, проходящую внутри прочного корпуса;
- Камбуз из носового отсека был перенесен в кормовой отсек. В связи с изменением размещения переборка 58-го шпангоута была перенесена на 61-й шпангоут;
- Баллер носовых горизонтальных рулей вместе с винтовой передачей был перенесен из носовой дифферентной цистерны в носовой отсек. Этим, с одной стороны, обеспечивался доступ к сальникам баллера, винтовой передаче и уход за ними и, с другой - исключалась возможность бесконтрольного попадания забортной воды через сальники баллера в дифферентную цистерну;
- В целях улучшения ходкости была изменена носовая оконечность легкого корпуса, а также ограждение рубки в районе кормового орудия. Носовая цистерна плавучести была исключена.

Однако эти изменения ощутимых результатов не дали - надводная скорость увеличилась всего на 0,30-0,35 уз, несмотря на то, что мощность дизелей была поднята с 500 до 685 л. с. (за счет увеличения частоты вращения дизеля с 450 до 600 об/мин). Подводные лодки V серии строили на ленинградских заводах и достраивали во Владивостоке и Хабаровске, куда эти лодки доставляли секциями по железной дороге. Секции корпусов имели стыки, заранее подготовленные для последующей клепки на месте сборки. Следует отметить, что на лодках V серии частично применялась электросварка при изготовлении водонепроницаемых поперечных переборок, легких внутренних цистерн, фундаментов.

Планом строительства подводных лодок V серии постройка всех 12 подводных лодок возлагалась на Балтийский завод. Из-за недостаточной производственной мощности корпусной группы цехов Балтийского завода ему должны были помогать в изготовлении корпусов заводы № 194 (две лодки) и № 190 (четыре лодки). Общее техническое руководство постройкой 12 подводных лодок в пунктах достройки возлагалось также на Балтийский завод. Заводы № 194 и 190 обеспечивали в пунктах достройки своими рабочими сборку, клепку, чеканку и испытания изготовленных ими в Ленинграде корпусов, при этом технический инструктаж этих двух заводов обеспечивал Балтийский завод. Для возможности перевозки лодки ее корпус изготовлялся из восьми секций со стыками, заранее подготовленными для последующей клепки на месте сборки. При этом размеры секций выбирались с таким расчетом, чтобы удовлетворить требованиям Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) в отношении габаритности перевозимых грузов без остановки встречного движения.

Перевозка секций осуществлялась на специальных железнодорожных транспортерах. Железнодорожные составы с лодочными секциями отправлялись пассажирской скоростью. Сборка лодок и монтаж оборудования производились в двух пунктах: на Дальзаводе во Владивостоке - 8 ед. и в Осиповском затоне ("Остон") Хабаровского судомеханического завода - 4 ед.

В январе 1932 года цеха Балтийского завода приступили к изготовлению деталей подводных лодок V серии, и к лету 1932 года все цеха в основном были загружены деталями лодок этой серии. Все остальные работы по лодкам были приостановлены, хотя правление Союзверфи официально разрешило приостановить работы только по подводной лодке "Ёрш" - третьей лодке III серии.

Первый эшелон с секциями первой подводной лодки V серии постройки Балтийского завода был отправлен на Дальний Восток 1 июня 1932 года, т. е. уже через 5 месяцев после выхода решения правительства. В течение июня-сентября 1932 года всеми тремя заводами были отправлены на Дальний Восток все лодки V серии, кроме последней лодки Балтийского завода, на которой производилась макетировка, и отправка которой по этой причине задержалась до 7 октября 1932 года.

Несмотря на то, что правительственный срок предъявления к испытаниям подводных лодок V серии не был выдержан - все же сдача Военно-Морскому Флоту на Дальнем Востоке в тяжелых условиях того времени восьми подводных лодок V серии в 1933 году и остальных четыре в 1934 году по справедливости должна рассматриваться как большой трудовой подвиг ленинградских и дальневосточных судостроителей и коллективов предприятий - поставщиков лодочного оборудования. Это было и большим политическим событием - осенью 1933 года на Тихом океане появились советские подводные лодки.

Позиционная служба была не единствен-ной задачей, к решению которой планировалось привлекать ПЛ этого типа. Утвержденное заместителем начальника Морских сил РККА И.Лудри 20 мая 1934 года оперативно-техническое задание предусматривало переоборудование лодок V серии в заправщики гидросамолетов. Предполагалось, что ПЛ сможет снабжать бензином привлекавшиеся к дальней разведке летающие лодки МБР-4 и поплавковые гидросамолеты Р-6А. Для этого создавалась особая система, включавшая расположенные в легком корпусе цистерны на 6 т авиационного бензина, металлическую магистраль для подачи топлива на корму, два отростка с запорными клапанами и гибким шлангом длиной 24 м. Для поддержания шлангов на корме планировалось установить два выстрела длиной 14 м, заваливающихся в походном положении к носу лодки. Концы выстрелов опирались на поплавки. Подача бензина (до 300 л/мин) обеспечивалась системой ВВД. Масло, хранившееся в 30 стандартных 16-литровых бидонах, наливалось вручную. Общий запас был рассчитан на заправку трех Р6-А или семи МБР-4. Оговаривалось требование простоты демонтажа всей системы, применение которой планировалось только для специальных операций. Несомненно, что подобная ПЛ-заправщик могла бы найти применение на Севере и Тихом океане, однако до реальных работ дело так и не дошло.

В 1934 году на ПЛ V серии планировалась установка пушек калибра 152 мм, как одноствольных, так и спаренных (боекомплект - 50 фугасных и шрапнельных выстрелов весом 35-40 кг; дальность стрельбы 60 кбт при угле возвышения 30°, скорострельность 8 выстр./мин, расчет 6 человек), для стрельбы по береговым объектам, а так-же по небольшим боевым и транспортным кораблям противника. Быстро выявилась малая практическая пригодность (большие и тяжелые снаряды не проходили по габаритам, заряжание получилось раздельным) этой идеи, и до испытаний на ПЛ дело не дошло.

В середине 1941 года техническое бюро завода № 202 им. Ворошилова («Дальзавод») во Владивостоке по личной инициативе А.П. Соловьева, Л.В. Калачевой и В.Г. Желтовского разработало технический, а затем и рабочий проект «бортового минного устройства», с возможностью его установки на подводной лодке любого типа. В качестве примера служила подводная лодка V серии.

В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся ПЛ V и X серий. Предполагалось во время капитапьных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. "Щуки" остались доживать свой век в прежнем виде.


5. Схема проекта:


Подводная лодка Щ V серии

Общая схема. Укрупненный вид (79,1 Кб)

Подводная лодка Щ V серии схема


Подробная схема. Укрупненный вид (92,6 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа Щ V серии *
1 - волнорезные щиты; 2-надводный якорь; 3-подводный якорь; 4-носовая цистерна главного балласта; 5 - кнехты;
6 -вьюшка швартовного троса; 7 - носовая дифферентная цистерна; 8 - носовые горизонтальные рули;
9 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 10 - торпедные аппараты; 11 - койки; 12 - входной люк;
13 - румпель носовых горизонтальных рулей; 14 - гальюнная выгородка; 15 -умывальник; 16-трюмный поршневой насос;
17 - торпедозаместительная цистерна; 18 - провизионная цистерна; 19 - цепной ящик; 20 - шпиль; 21 - запасные торпеды;
22 - торпедопогрузочны йлкж; 23 - аварийный телефонный буй; 24 - аккумуляторная батарея; 25 - топливные цистерны;
26 - кают-компания; 27 - каюта командира; 28 - радиорубка; 29 - осушительный центробежный насос Р-130;
30 - электровентилятор судовой системы вентиляции; 31 - станция погружения и всплытия;
32 - распределительный щит силовой сети; 33 - гирокомпас; 34 - штурвал носовых горизонтальных рулей;
35 - штурвал кормовых горизонтальных рулей; 36 - штурманский стол; 37 - ящики с 45-мм снарядами;
38 - цистерна быстрого погружения; 39 - уравнительная цистерна; 40 - средняя цистерна; 41 - цистерны главного балласта;
42 - зенитный перископ; 43 - командирский перископ; 44 - боевая рубка; 45 - магнитный компас; 46 - 45-мм орудие;
47 - нижний "меч" обтекателя гидроакустики; 48 - масляный холодильник; 49 - расходный топливный бак; 50 - дизель 38В8;
51 - муфта "Бамаг"; 52 - опорный подшипник; 53 - цистерна циркуляционного масла; 54 - цистерна чистого масла;
55 - цистерна судового запаса масла; 56 - главный гребной электродвигатель; 57 - разобщительная кулачная муфта;
58 - упорный подшипник "Митчеля"; 59 - ручной тормоз валопровода; 60 - электродвигатель экономического хода;
61 - рундуки; 62 - щит управления главными гребными электродвигателями;
63 - щит последовательно-параллельного соединения групп аккумуляторных батарей;
64 - щит управления электродвигателями экономического хода; 65 - камбуз; 66 - преобразователь вертикального руля;
67 - леер; 68 - баллоны воздуха высокого давления; 69 - кормовая дифферентная цистерна; 70 - гребной винт;
71 - кормовые горизонтальные рули; 72 - вертикальный руль; 73 - подъемный рым; 74-лебедка зенитного перископа;
75 - лебедка командирского перископа; 76 - леерная антенна; 77 - ограждение кормовых горизонтальных рулей;
78 - компрессор воздуха высокого давления; 79 - газоотвод дизеля; 80 - киль доковый; 81 - шахта выхода из дизельного отсека;
82 - шахта вдувной вентиляции; 83 - шахта вытяжной вентиляции; 84 - шлюпка; 85 - глушитель газоотвода дизеля;
86 - флагшток; 87 - турбокомпрессор низкого давления; 88 - боевые зарядные отделения запасных торпед;
89 - палубная цистерна; 90 - верхний "меч" обтекателя гидроакустики.

* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"


6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение           надводное                       -        585 (592 - 603,3?) т

                                    подводное                       -        700 (715 – 722?) т

Длина наибольшая, м.                                         -        58,5

Ширина наибольшая, м.                                       -        6,2

Осадка средняя, м.                                             -        3,8-3,9

Скорость                      в надводном положении -        11,9 узлов (наибольшая)

                                    в подводном положении  -        8,5 узлов (наибольшая)

Дальность плавания     в надводном положении -        1150/2300 (11,9 уз.) или 2540 (8,5 уз.) миль

                                    в подводном положении -        9,0 (8,5 уз.) или 100 (2,75 уз.) миль

Запас плавучести, %                                           -        ок. 20

Архитектурно-конструктивный тип                         -        полуторакорпусная (с булями)

Предельная глубина погружения, м.                    -        90

Время срочного погружения, с.                            -        65

Автономность, сут.                                              -        20

Время непрерывного пребывания под водой, ч.   -        72

Экипаж                                                                -        40 человек

Вооружение                  533мм НТА                      -        4 шт.

                                    533мм КТА                      -        2 шт.

                                    орудие 21-К  45мм           -        2 шт.

                                    общее число торпед        -        10 шт.

Энергетическая установка:

тип                                                                      -        дизель-электрическая

тип дизелей                                                         -        38В8

число х мощность (об/мин.) дизелей, л.с.            -        2 х 685 (600)

тип главных гребных электродвигателей               -        ПГВ-8

число х мощность (об/мин.) гребных электродв.   -        2 х 400 (450)

тип электродвигателей экономического хода        -        ЭД, работающие через зубчатую передачу

число х мощность гребных электродв. ЭХ, л.с.    -        2 х 19

число гребных валов                                           -        2

тип аккумуляторной батареи                                 -        КСМ-2

число групп ак. батареи х число эл. в группе       -        2 х 56

запас диз. топлива нормальный (усиленный), т.    -        25 (53)


7. Источники:


- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945 гг.", часть 3, Санкт-Петербург, 1996г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- Морозов М.Э. «Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ. Часть 1.КБФ», Полигон, Москва, 2001г.
- Реферат «Развитие советского подводного кораблестроения».
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" III,V,V-бис и V-бис-2 серии", Морская коллекция, №2, 2002г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок", т.2, ЛПМБ "Рубин", 1979г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг.", часть 1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Минск, «Харвест», 2002г.
- Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», Москва, «Военное издательство», 1988г.
- Тарас А.Е. «Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2004г.
- Рисунок С. Балакина
- Рисунок Ю.В. Апалькова


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018