Rambler's Top100 Тип "Щ" 3 серии

Тип «Щука» (Тип «Щ») III Серии.



Нереализованная модернизация: модернизация 1947 года.
Дальнейшее развитие: тип "Щ" V серии.


1. Количество подводных лодок проекта: 4


2. Изображение проекта:


Щ III серии 1933

первоначальный вид


Подводная лодка типа Щ III серии


вид после капитального ремонта и модернизации


Подводная лодка типа Щ III серии


окраска ПЛ БФ 1941 года (ПЛ Щ-304)


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Балтийский завод № 189 (3+1)

1

 Щ-301 (с 15.09.1934)
 «Щука»

199

05.02.1930

01.12.1930

11.10.1933

 28.08.1941 - погибла, обнаружена(?)

2

 Щ-302 (с 15.09.1934)
 «Окунь»

200

05.02.1930

06.11.1931

11.10.1933

 ??.11.1942 - погибла, обнаружена(?)

3

 Щ-303 (с 15.09.1934)
 «Ёрш»

201

05.02.1930

06.11.1931

15.11.1933

 09.06.1949 - пер. в С-303

4

 Щ-304 (с 15.09.1934)
 «Язь»

550/1

23.02.1930

02.05.1931

15.08.1934

 Спущена на воду на заводе № 112
 наим. «Ударник» и «Комсомолец»
 29.10.1942
- погибла, обнаружена



4. История проекта:


В 1933 г. на вооружение флотов начали поступать подводные лодки типа Щ (“Щука"). Эти ПЛ были первыми, по­строенными в СССР средними ПЛ. Однако, согласно заданию Военно-морских сил. это должна быть малая ПЛ. предназначенная для действий в стесненных в навигационном отно­шении районах Балтийского моря, главным об­разом в водах Финского залива с его узкостями, шхерами и малыми глубинами. Для действий в этих районах ПЛ должна была обладать хоро­шими маневренными качествами и иметь доста­точно мощное торпедное вооружение. Проектирование ПЛ III серии велось в том же порядке, что и ПЛ I серии (В НТКМ - на началь­ной стадии, с привлечением специалистов Бал­тийского завода, а затем в Техбюро № 4 Балтий­ского завода под руководством Б.М. Малинина). ПЛ создавались ударными темпа­ми. Их строительство было развернуто без ут­вержденного Реввоенсоветом СССР проекта ПЛ. который при его рассмот­рении потребовал уста­новку на ПЛ дополни­тельно четырех запасных торпед к носовым торпед­ным аппаратам. Флот на­стоял на разделении ма­шинного отсека попереч­ной переборкой для обес­печения непотопляе­мости, которых не было на спроектированных в соответствии с заданием флота и строившихся ПЛ. В результате ПЛ стали за­тесненными, с ухудшен­ными условиями обитае­мости экипажа, со слож­ной и длительной по вре­мени погрузкой торпед на ПЛ и пр.

Лодки III серии типа «Щ» имели шесть отсеков: первый и шестой - торпедные; второй - жилой (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); третий отсек - центральный пост; четвертый - дизельный; в пятом находились два главных электродвигателя и отдельно - два электродвигателя экономического хода.

По принятой до войны классификации, это была средняя подводная лодка (водоизмещением 578 т), полуторакорпусная, с прочным корпусом, разделенным на шесть отсеков. Ее основное вооружение составляли четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата (общее количество торпед - 10), скорости - надводная - до 12 уз и подводная - до 8-9 уз, предельная глубина погружения - 90 м. Для подводных лодок III серии была принята архитектурная форма корпуса с булями и прямым вертикальным форштевнем. Такая форма корпуса была выбрана для обеспечения требуемой надводной скорости, хорошей управляемости и маневренности. Цистерны главного балласта размещали в булях (по три с каждого борта), а также в носовой и кормовой оконечностях. Цистерны «средняя», «уравнительная» и «быстрого погружения» находились внутри прочного корпуса (в период капитального ремонта лодок «средняя» цистерна главного балласта была вынесена в междубортное пространство). Кингстоны цистерн главного балласта имели местные ручные приводы, а клапаны вентиляции, кроме местных ручных приводов, дистанционное пневматическое управление. На подводной лодке Щ-302 были проведены испытания опытного устройства продувания цистерн главного балласта дизелем, приводимым в движение главным электромотором и работающим в режиме компрессора. Испытания подтвердили надежность продувания водяного балласта этим способом. Время продувания цистерн главного балласта дизелем составило 5 мин 35 с при 415 об/мин и 10 мин 5 с при 200 об/мин. Это был первый опыт применения на отечественных подводных лодках дизелей для продувания главного балласта. Он убедил конструкторов и плавсостав в том, что в дальнейшем можно будет отказаться от применения на подводных лодках турбовоздуходувок, представляющих довольно сложный и недостаточно надежный в эксплуатации агрегат. На первых двух подводных лодках III серии устанавливались дизели фирмы МАН типа 8У28/38 мощностью 2х500 л. с. при 450 об/мин. На последующих лодках ставились дизели 38В8 отечественного производства такой же мощности. Частоту вращения на них в дальнейшем удалось увеличить до 600 об/мин, мощность дизеля при этом возросла до 685 л. с., а надводная скорость лодки достигла 12 уз. Главные электродвигатели имели мощность 2Х400 л. с. при 390 об/мин. На подводной лодке устанавливали электродвигатели экономического хода мощностью 2Х19 л. с. при 900 об/мин.

На подводных лодках III серии многие технические решения были приняты такими же, как и на подводных лодках II серии, например, конструкция труб и передних крышек торпедных аппаратов, вольтопонижающий агрегат для поддержания постоянного напряжения тока, инжекционные глушители дизелей и др. Государственные испытания подводных лодок III серии выявили и ряд недостатков: полная скорость была получена на 2,2 уз меньше спецификационной, неудачной оказалась конструкция торпедно-погрузочного устройства, велика шумность механизмов, особенно приводов экономического хода, перископных лебедок и трюмных помп, обитаемость была хуже, чем предусматривалось проектом.

Большое влияние на проект оказала поднятая и обследованная английская лодка L-55 (с октября 1929 года находилась на восстановительном ремонте в Кронштадте). От нее типу "Щука" достались обводы с линейным преобразованием и общий архитектурный тип: полуторакорпусный, с булевыми цистернами главного балласта. За счет простоты обводов и некоторых технологических решений планировалось достичь значительного удешевления всей конструкции. Пять отсеков отделялись друг от друга плоскими прочными переборками с овальными дверями, рассчитанными на давление в две атмосферы. Торпедное вооружение состояло из четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. Аккумуляторная батарея (112 элементов), прикрытая легкосъемными щитами, занимала второй отсек, дизели и гребные электромоторы располагались вместе в четвертом. В третьем отсеке находился центральный пост. Откачивать главный балласт должны были две помпы "Рато". Любопытно отметить, что от использования помп для откачки главного балласта во всех флотах мира отказались еще в Первую мировую войну. В случае со "щуками" данный анахронизм воскрес именно исходя из экономии средств, отпущенных на постройку. По тем же причинам носовые горизонтальные рули не имели ограждения.

В процессе постройки III серии в корабли внесли ряд заметных усовершенствований. Четвертый отсек разделили легкой переборкой на два — дизелей и электромоторов, в результате чего на лодке стало шесть отсеков. Средняя цистерна находилась в прочном корпусе. Главный балласт принимался в пять цистерн. Для улучшения мореходности устанавливались палубные цистерны и носовая цистерна плавучести (сняты в период капитальных ремонтов). Топливных цистерн, находившихся внутри прочного корпуса, было пять. Надстройка и рубка получились узкими. Баллеры носовых горизонтальных рулей располагались в носовой дифферентной цистерне, а электродвигатель дистанционного управления рулями — в центральном посту. Горизонтальные рули получили ограждения. Большая часть баллонов ВВД (40 шт.) размещалась во втором отсеке, остальные 16 вместе с главными электродвигателями - в пятом. Масляный насос дизелей - шестеренчатого типа. Задние крышки торпедных аппаратов закрывались откидными болтами на задрайках, а не кремальерными затворами, как на лодках I и II серий. Из-за габаритных ограничений ПЛ III и последующих серий типа Щ не могли принимать новейшие торпеды калибра 533 мм. поступившие на вооружение лодок во время войны. Первые ПЛ типа Щ укомплектовывались торпедами типа 53-27, а после 1939г. - типа 53-38. Предусматривалась также возможность стрельбы 450-мм торпедами старого образца - типа 45-10/15. С 1936 г. они были заменены торпедами типа 45-36Н. Предусмотренный проектом 37-мм автомат на вооружение так и не поступил, и на его месте установили 45-мм полуавтомат 21-К. Фальшборт в носовой части рубки, выполненный для защиты орудия в позиционном положении, в скором времени сняли, установив откидные площадки полукруглой формы для удобства расчета. При капитальном ремонте площадка стала постоянной, с ограждением трубчатым релингом.

В процессе приемки первых ПЛ III серии, проходившей с октября 1933 по август 1934 года, выявилась строительная перегрузка, достигавшая от 5,7 до 25 т (отчасти это объяснялось добавлением запасных торпед). Недобор надводной скорости составил у лодок с немецкими дизелями W8V28/38 фирмы МАN ("Щука" и "Окунь") 2,2 уз., с отечественными 38В8 Коломенского завода ("Ёрш" и "Комсомолец") — 1,75 уз. Причина крылась как в неправильно подобранных винтах, так и в форме корпуса, приводившей к наложению волн оконечностей и булей. В результате скорость "Щук" III серии составила 11,8 уз. над и 8 уз. под водой. При этом дальность плавания оказалась больше расчетной: 3130 миль вместо 3000 и 112 миль вместо 110 соответственно.

На испытании при погружении на полную глубину головная лодка получила деформацию выкружки кормового торпедопогрузочного люка. Тогда же раздавило спасательный буй первого отсека. По итогам испытаний пришлось провести местное усиление корпуса.

Мореходные качества были признаны удовлетворительными. Однако недостатков хватало: в приводе горизонтальных рулей обнаружился конструктивный дефект — под воздействием деформации корпуса на глубине 40—50 м его заклинивало; время осушения главного балласта центробежными помпами "Рато" составляло почти 20 мин, что было совершенно недопустимо; отмечались стесненность внутреннего расположения, неудачная конструкция торпедопогрузочного устройства, большая шумность механизмов.

Ряд просчетов попытались устранить сразу. Щ-303 получила другие винты и дополнительные наделки в носовой части булей для улучшения обтекаемости. Систему откачки главного балласта, помимо большого времени осушения еще и создававшую опасный крен на всплытии, переделали. Сначала на месте одной из помп установили турбокомпрессор низкого давления типа "Броун-Бовери" для продувания цистерн главного балласта, а позже на "Окуне" испытали более эффективную систему продувания с использованием в качестве компрессоров дизелей, приводимых в действие электромоторами. Эффект оказался положительным: время продувания составило от 10 до 4,5 мин. Эта система применялась на ПЛ типа Щ и в дальнейшем.

Приемо-сдаточные испытания подтвердили высокие достоинства подводных лодок III серии: простота и прочность их конструкций, надежность механизмов, хорошие мореходные качества. Подводные лодки III серии по своим тактико-техническим элементам и характеристикам ни в чем не уступали зарубежным подводным лодкам этого класса, например, французским подводным лодкам типа «Орион», строившимся одновременно с нашими подводными лодками.

За время Великой отечественной войны три из четырех ПЛ погибли. Все ПЛ воевали на Балтийском море.

В 1934 году рассматривалось предпожение по оснащению ПЛ типа III серии 102-мм динамо-реактивным орудием системы Курчевского. Однако до испытаний на ПЛ дело не дошло.

В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся ПЛ V и X серий. Предполагалось во время капитапьных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. "Щуки" остались доживать свой век в прежнем виде.


5. Схема проекта:


Щ III серии схема

Общая схема. Укрупненный вид (79,9 Кб)


Щ III серии 1933


Подробная схема. Укрупненный вид (86,7 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа Щ III серии *
1 - буксирный клюз; 2 - гюйсшток; 3 - волнорезные щиты; 4 - надводный якорь; 5 - подводный якорь; 6 - торпедные аппараты;
7 - цистерна плавучести; 8 - носовая цистерна главного балласта; 9 - носовая дифферентная цистерна; 10 - входной люк с тубусом;
11 - электродвигатель брашпиля; 12 - вьюшка швартовного троса; 13-кислородные баллоны; 14 - электрокомпрессор воздуха высокого давления;
15 - гальюн; 16 - трюмный насос; 17 - электровентилятор общесудовой системы вентиляции; 18 - камбуз; 19 - раковины-умывальники;
20 - провизионная цистерна; 21 - носовые горизонтальные рули; 22-шпиль; 23-цепной ящик; 24-переборочная дверь; 25-запасные торпеды;
26 - койки; 27 - аккумуляторная яма; 28 - турбокомпрессор низкого давления; 29 - контроллер турбокомпрессора низкого давления; 30 - приборный щит;
31 - торпедопогрузочный люк; 32 - аварийный телефонный буй; 33 - каюта командира; 34 - топливные цистерны; 35 - аккумуляторная батарея;
36 - осушительный центробежный насос "Рато"; 37 - шестиклапанная коробка дифферентной системы; 38 - расходный топливный бак;
39 - штурвальная тумба носовых горизонтальных рулей; 40 - штурвальная тумба кормовых горизонтальных рулей; 41 - гирокомпас;
42 - зенитный перископ; 43 - лебедка зенитного перископа; 44 - командирский перископ; 45 - лебедка командирского перископа;
46 - пусковое регулирующее сопротивление электродвигателя кормовых горизонтальных рулей;
47 - пусковое регулирующее сопротивление электродвигателя Носовы горизонтальных рулей; 48 - электродвигатель носовых горизонтальных рулей;
49 - электродвигатель кормовых горизонтальных рулей; 50 - радиорубка; 51 - распределительный щит силовой сети; 52 - штурманский стол;
53 - шахта зенитного перископа; 54 - шахта командирского перископа; 55 - цистерна быстрого погружения; 56 - цистерна лага; 57 - 45-мм орудие;
58 - магнитный путевой компас; 59 - штурвальная тумба вертикального руля на мостике; 60 - боевая рубка;
61 - наружная шахта с верхней захлопкой вытяжной общесудовой системы вентиляции; 62 - шахта выхода из дизельного отсека на мостик;
63 - двери в ограждении рубки; 64 - сигнальная мачта; 65 - топовый огонь; 66 - кильватерный огонь; 67 - радиомачта; 68 - дизель 38В8;
69 - резервный масляный насос; 70 - трап; 71 - бачок расходного масла; 72 - холодильник масла; 73 - ящики для патронов регенерации воздуха;
74 - разобщительная муфта "Бамаг"; 75 - промежуточный подшипник; 76- газоотвод дизелей с клапанами; 77 - цистерны циркуляционного масла;
78 - цистерны чистого масла; 79 - цистерны судового запаса масла; 80 - главный гребной электродвигатель;
81 - щит параллельно-последовательного соединения групп аккумуляторной батареи; 82 - щит управления главными гребными электродвигателями;
83 - шкаф для хранения инструмента; 84 - глушитель газоотвода дизеля; 85 - воздушный баллон торпедной стрельбы; 86 - кулачная разобщительная муфта;
87 - упорный подшипник "Митчеля"; 88 - промежуточный вал; 89 - промежуточный подшипник; 90 - электродвигатель экономического хода;
91 - мортиры гребного вала; 92 - щит управления электродвигателями экономического хода; 93 - преобразователь вертикального руля;
94 - баллоны воздуха высокого давления емкостью 78 литров; 95 - шлюпка; 96 - флагшток; 97 - кнехты; 98 - цистерна пресной воды;
99 - кормовая дифферентная цистерна; 100 - кормовая цистерна главного балласта; 101 - гребной винт; 102 - ограждение веритикального руля;
103 - вертикальный руль; 104 - кормовые горизонтальные рули; 105 - гакобортный огонь; 106 - леер; 107 - оттяжки радиоантенны; 108 - леерная антенна;
109 - доковый киль; 110 - бортовые цистерны главного балласта; 111 - проницаемая часть; 112 - носовая палубная цистерна;
113 - кормовая палубная цистерна; 114 - уравнительная цистерна; 115 - ограждение кормовых горизонтальных рулей.

* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин"


6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение           надводное                       -        578т

                                    подводное                       -        704,5-706т

Длина                                                                  -        57,0 м

Ширина                                                                -        6,2 м

Осадка средняя                                                  -        3,8-3,9м

Скорость                      в надводном положении -        11,6 (12,5?) узлов (наибольшая)

                                    в подводном положении  -        8,5 узлов (наибольшая)

Дальность плавания     в надводном положении -        1350 (11,6 уз.) или 3130 (8,5 уз.) миль

                                    в подводном положении -        9,0 (8,5 уз.) или 112 (2,8 уз.) миль

Экипаж                                                                -        41 (38?) человек

Запас плавучести, %.                                          -        22

Архитектурно-конструктивный тип                         -        полуторакорпусная (с булями)

Время срочного погружения, с.                            -        75

Время непрерывного пребывания под водой, ч.   -        72

Вооружение                  533мм НТА                      -        4 шт.

                                    533мм КТА                      -        2 шт.

                                    общее число торпед        -        10 шт.

                                    орудие 21-К  45мм           -        1 шт.

Автономность                                                      -        20 суток           

Глубина погружения                                            -        до 90м

Энергетическая установка:

тип                                                                      -        дизель-электрическая

тип дизелей                                                         -        38В8

число х мощность дизелей, л.с.                           -        2х685 л.с.(500 у Щ-301 и Щ-302)

тип главных гребных электродвигателей               -        ПГВ-8

число х мощность гребных электродв., л.с.         -        2 х 400 (390)

тип электродвигателей экономического хода        -        работающие через зубчатую передачу

число х мощность электродв. эк. хода, л.с.         -        2 х 19

число гребных валов                                           -        2

тип аккумуляторной батареи                                 -        КСМ-2

число групп аккумул. батареи х число эл. в гр.    -        2 х 56

запас диз. топлива нормальный (усиленный), т.    -        23,4 (52)


7. Источники:


- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945 гг.", часть 3, Санкт-Петербург, 1996г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в ВОВ. Часть 1.КБФ", Полигон, Москва, 2001г.
- Реферат "Развитие советского подводного кораблестроения».
- Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Подводные лодки типа "Щ" III, V, V-бис и V-бис-2 серии", Морская коллекция, №2, 2002г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок", т.2, ЛПМБ "Рубин", 1979г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945 гг.", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Минск, Харвест, 2002г.
- Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Москва, Военное издательство, 1988г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Второй мировой войны 1935-1945 гг.", Минск, Харвест, 2004г.
- Рисунок Балакина С.А.
- Рисунок Апалькова Ю.В.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016