Rambler's Top100 Подводные аппараты. Подводный аппарат проекта 1602 "ТИНРО-2";

Подводный обитаемый аппарат проекта 1602 («ТИНРО-2»).



1. Количество аппаратов проекта: 2.


2. Изображение проекта:


Подводный аппарат ТИНРО-2


3. Состав проекта:



Наименование аппарата

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: ЛАО (2)

1

 СПА-73-01
 "ТИНРО-2"

01810

1972(?)

1973

23.10.1973

 03.1996 - продан Вьетнаму
 c 1996 года судьба неизвестна

2

 СПА-73-02
 "ТИНРО-2бис"

01811

1974(?)

1975(?)

19.06.1975

 03.1996 - продан Вьетнаму
 2000 - TINRO-2
 2014 - возможно в строю



4. История проекта:


Подводный обитаемый аппарат проекта 1602 («ТИНРО-2») строился по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР и получил название в честь Тихоокеанского института рыболовства и океанографии. Технический проект разработан СКБ "Судопроект" (г.Горький), рабочие чертежи - ЦПБ "Волна" (г.Ленинград). Назначение аппарата - проведение на шельфе исследований в области промысловой океанографии. Конструкторские работы велись под руководством А.Н. Дмитриева и на первом этапе заключались в создании чертежей оборудования и систем аппарата. Для того чтобы удобно и компактно разместить механизмы и оборудование, органы управления и контрольные приборы в обитаемом отсеке, был собран деревянный макет в натуральную величину.

По мере выпуска технической документации определились габариты аппарата, его вес - 10500 кг, глубина погружения - 400 м, экипаж - 2 человека. Прочный корпус «ТИНРО-2» — цилиндрический со сферическими концевыми переборками. Его диаметр - 1,5 м. В носовой переборке шесть иллюминаторов. В комингсе люка еще три иллюминатора. В надводном положении верхние иллюминаторы оказываются над водой. Погружается аппарат с помощью двух бортовых стеклопластиковых балластных цистерн, которые заполняются водой. При всплытии цистерны продуваются сжатым воздухом. Уравнительно-дифферентные цистерны находятся в носу и в корме аппарата. Система гидравлики и насос морской воды расположены внутри прочного корпуса. Электродвигатели для вертикального и горизонтального движения также установлены в прочном корпусе, их гребные валы проходят через дейдвудные сальники. Для управления аппаратом по курсу установлена поворотная кормовая насадка с гидравлическим приводом. Под прочным корпусом расположены контейнеры с аккумуляторными батареями, обеспечивающими питание электродвигателей и аппаратуры. Один из контейнеров может быть сброшен в аварийной ситуации. Сбрасывается и тяжелый металлический груз — якорь-гайдроп. Гидроакустическое оборудование — подводная связь, эхолоты и гидролокатор. Два светильника с широким лучом установлены в наделке, два других, поворотных, — по бортам, прожектор в носовой части светит вперед и немного вниз. При подходе аппарата к судну предусмотрена подача буксирного конца при помощи линемета.

После подготовки всей технической документации чертежи поступили на завод, началась сборка прочного корпуса. Вскоре были изготовлены цилиндрические и конические обечайки из судовой листовой стали. Сварные швы проверялись рентгеном.

Внутри корпуса в нижней точке установили датчик затекания воды, на сам корпус наклеили датчики напряжения. Собранный корпус поместили в камеру высокого давления. Давление в камере поднимали ступенчато — через каждые 10 атмосфер. Стрелка манометра прошла отметку «40 атм.» и остановилась. Давление поднялось до предельно допустимого. Корпус выдержал испытание. Начался монтаж оборудования, движительного комплекса, трубопроводов и кабелей. Аппарат еще раз испытали в камере. Он оказался абсолютно герметичным. Для испытаний «ТИНРО-2» было подобрано судно-носитель "Ихтиандр", переоборудованное из обычного БМРТ. В 1973 году состоялся первый спуск на воду «ТИНРО-2». Испытания прошли успешно. После окончания испытаний аппарат был передан в Управление Запрыбпромразведки для проведения опытной эксплуатации.

В 1975 году был создан второй аппарат-близнец - «ТИНРО-2бис». Передан в эксплуатацию в Управление Югрыбпромразведки. С вводом в эксплуатацию штатных судов-носителей типа "Гидронавт" (проект 05032, в некоторых источниках - проект 1539, 1977 - НИС "Гидронавт", 1978 - НИС "Гидробиолог") началась планомерная эксплуатация обоих ПА типа "ТИНРО-2", за время которой было совершено около 3000 погружений в самых различных районах Мирового Океана.

Аппараты использовались достаточно интенсивно. Когда атлантическая политика ВНИРО и Минрыбхоза обанкротилась, базировавшиеся на Черном море суда с этими аппаратами стали ходить в рейсы через три океана в Охотское и Берингово моря и даже - залив Петра Великого. В последующем оба аппарата был проданы Въетнаму на металлолом вместе с судами носителями, однако один из аппаратов был сохранен, восстановлен и использовался для подводных работ в интересах японско-вьетнамской компании. Судьба второго аппарата после 1996 года автору сайта неизвестна.


5. Схема проекта:



6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  полное: 10,5 тонн
  скорость хода  
  подводная: 2,5 узла
  глубина погружения  
  рабочая: 400 метров
  предельная: 445 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 7,4 метра
  длина прочного корпуса: 5,7 метра
  ширина общая: 2,8 метра
  высота общая: 2,9 метра
  осадка максимальная: 2,07 метров
  энергоустановка  
  тип: электрическая
  обитаемость  
  экипаж:

2 человека

7. Источники:


- Войтов Д.В. "Подводные обитаемые аппараты", АСТ, Астрель, Москва, 2002г.
- "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
- Егоров Ю., Першин А. "История научно-исследовательского флота России" (http://seamagazine.rmis.ru).
- Заферман М.Л. "Развитие отечественных рыбохозяйственных подводных исследований" (http://www.vitiaz.ru).


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017