Подводный обитаемый аппарат проекта 1602 («ТИНРО-2»).
1. Количество аппаратов проекта: 2.
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование аппарата |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
ЛЕНИНГРАД: ЛАО (2) | ||||||
1 |
СПА-73-01
|
01810 |
1972(?) |
1973 |
23.10.1973 |
03.1996 - продан Вьетнаму
|
2 |
СПА-73-02
|
01811 |
1974(?) |
1975(?) |
19.06.1975 |
03.1996 - продан Вьетнаму |
4. История проекта:
Подводный обитаемый аппарат проекта 1602 («ТИНРО-2») строился по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР и получил название в честь Тихоокеанского института рыболовства и океанографии. Технический проект разработан СКБ "Судопроект" (г.Горький), рабочие чертежи - ЦПБ "Волна" (г.Ленинград). Назначение аппарата - проведение на шельфе исследований в области промысловой океанографии. Конструкторские работы велись под руководством А.Н. Дмитриева и на первом этапе заключались в создании чертежей оборудования и систем аппарата. Для того чтобы удобно и компактно разместить механизмы и оборудование, органы управления и контрольные приборы в обитаемом отсеке, был собран деревянный макет в натуральную величину.
По мере выпуска технической документации определились габариты аппарата, его вес - 10500 кг, глубина погружения - 400 м, экипаж - 2 человека. Прочный корпус «ТИНРО-2» — цилиндрический со сферическими концевыми переборками. Его диаметр - 1,5 м. В носовой переборке шесть иллюминаторов. В комингсе люка еще три иллюминатора. В надводном положении верхние иллюминаторы оказываются над водой. Погружается аппарат с помощью двух бортовых стеклопластиковых балластных цистерн, которые заполняются водой. При всплытии цистерны продуваются сжатым воздухом. Уравнительно-дифферентные цистерны находятся в носу и в корме аппарата. Система гидравлики и насос морской воды расположены внутри прочного корпуса. Электродвигатели для вертикального и горизонтального движения также установлены в прочном корпусе, их гребные валы проходят через дейдвудные сальники. Для управления аппаратом по курсу установлена поворотная кормовая насадка с гидравлическим приводом. Под прочным корпусом расположены контейнеры с аккумуляторными батареями, обеспечивающими питание электродвигателей и аппаратуры. Один из контейнеров может быть сброшен в аварийной ситуации. Сбрасывается и тяжелый металлический груз — якорь-гайдроп. Гидроакустическое оборудование — подводная связь, эхолоты и гидролокатор. Два светильника с широким лучом установлены в наделке, два других, поворотных, — по бортам, прожектор в носовой части светит вперед и немного вниз. При подходе аппарата к судну предусмотрена подача буксирного конца при помощи линемета.
После подготовки всей технической документации чертежи поступили на завод, началась сборка прочного корпуса. Вскоре были изготовлены цилиндрические и конические обечайки из судовой листовой стали. Сварные швы проверялись рентгеном.
Внутри корпуса в нижней точке установили датчик затекания воды, на сам корпус наклеили датчики напряжения. Собранный корпус поместили в камеру высокого давления. Давление в камере поднимали ступенчато — через каждые 10 атмосфер. Стрелка манометра прошла отметку «40 атм.» и остановилась. Давление поднялось до предельно допустимого. Корпус выдержал испытание. Начался монтаж оборудования, движительного комплекса, трубопроводов и кабелей. Аппарат еще раз испытали в камере. Он оказался абсолютно герметичным. Для испытаний «ТИНРО-2» было подобрано судно-носитель "Ихтиандр", переоборудованное из обычного БМРТ. В 1973 году состоялся первый спуск на воду «ТИНРО-2». Испытания прошли успешно. После окончания испытаний аппарат был передан в Управление Запрыбпромразведки для проведения опытной эксплуатации.
В 1975 году был создан второй аппарат-близнец - «ТИНРО-2бис». Передан в эксплуатацию в Управление Югрыбпромразведки. С вводом в эксплуатацию штатных судов-носителей типа "Гидронавт" (проект 05032, в некоторых источниках - проект 1539, 1977 - НИС "Гидронавт", 1978 - НИС "Гидробиолог") началась планомерная эксплуатация обоих ПА типа "ТИНРО-2", за время которой было совершено около 3000 погружений в самых различных районах Мирового Океана.
Аппараты использовались достаточно интенсивно. Когда атлантическая политика ВНИРО и Минрыбхоза обанкротилась, базировавшиеся на Черном море суда с этими аппаратами стали ходить в рейсы через три океана в Охотское и Берингово моря и даже - залив Петра Великого. В последующем оба аппарата был проданы Въетнаму на металлолом вместе с судами носителями, однако один из аппаратов был сохранен, восстановлен и использовался для подводных работ в интересах японско-вьетнамской компании. Судьба второго аппарата после 1996 года автору сайта неизвестна.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
полное: | 10,5 тонн | |
скорость хода | ||
подводная: | 2,5 узла | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 400 метров | |
предельная: | 445 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 7,4 метра | |
длина прочного корпуса: | 5,7 метра | |
ширина общая: | 2,8 метра | |
высота общая: | 2,9 метра | |
осадка максимальная: | 2,07 метров | |
энергоустановка | ||
тип: | электрическая | |
обитаемость | ||
экипаж: | 2 человека |
7. Источники:
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017