Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект ПВ611

Проект ПВ611 (NATO – “Zulu IV”?).
Модернизация проекта 611.



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодка проекта ПВ611


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты модернизации

Примечания

начало

окончание

вступление в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: ССЗ №402 (1)

1

 Б-67

636

1958

1959

1960?

 модернезирована по пр. ПВ611



4. История проекта:


Отработка подводного старта ракет началась практически одновременно с разработкой ракет Р-11ФМ и Р-13. Для пуска ракет из-под воды требова­лось знать многое: физику ее движения в заполненной водой шахте, гидродинамику на подводном участке и при выходе в ат­мосферу, воздействие на ракету набегаю­щего потока воды и многое другое. Королев передал разработку ракетного оружия для подводных лодок конструкторскому бюро, которым руководил Виктор Петрович Макеев, будущий академик АН СССР. А подводным стартом вплотную занялось ОКБ-10 НИИ-88 (главный конструктор Евгений Владимирович Чарнко). По всем этим вопросам теоретических исследова­ний явно не хватало — требовались натур­ные эксперименты, для проведения кото­рых были созданы два тина макетов раке­ты: С4.1 с пороховым двигателем и С4.5 с жидкостным двигателем. Испытания про­водились в три этапа.

На первом этапе с декабря 1956 года но июль 1957 года провели четыре бросковых пуска макетами С4.1. Испытания проводи­ли с неподвижного погружаемого плав-стенда в одной из бухт крымского побере­жья. Основу стенда составляла натурная ракетная шахта высотой 12 м и диаметром 2 м, установленная на понтоне, который мог погружаться на глубину до 20 м. Сна­чала понтон притапливали до «позицион­ного» положения, затем, после ухода лю­дей, с помощью лебедки и троса, пропу­щенного через блок, установленный в бе­тонном массиве на грунте, понтон затяги­вали на стартовую глубину. Предстартовая подготовка и команда на пуск ракеты осу­ществлялись по кабелю, проложенному с берегового поста управления на стенд. Все четыре пуска прошли успешно и оказались достаточно информативными.

На втором этапе с февраля по апрель 1958 года проводились бросковые испытания макетов С4.5: три пуска с погружаемо­го стенда и четыре — с подводной лодки С-229, переоборудованной по проекту В613. На лодке в районе миделя были ус­тановлены побортно две ракетные шахты. Старт производился с глубин 15—20 м при скорости хода лодки 3—4 узла.

Третий этап испытаний предусматри­вал полномасштабные стрельбы ракетами. Стрельбы проводились ракетами С4.7, по существу ракетами Р-11ФМ, доработан­ными для подводного старта.

Стрельба осуществлялась с подводной лодки Б-67, про­шедшей повторное переоборудование для пуска одной БР из подводного положения по проекту ПВ611 (модернизация лодки проекта В611 была произведена на заводе №402 в Северодвинске по проекту ЦКБ-16, главный крнструктор В.В. Борисов).

Первый старт оказался неудачным, бо­лее того, только по счастливой случайнос­ти он не закончился катастрофой. Собы­тия разворачивались так. Лодка в подвод­ном положении подошла к точке старта, личный состав выполнил все штатные опе­рации по подготовке ракеты. Прозвучала команда «Старт!» В шахте послышался шум (заметим, что шума стартующей из шахты ракеты до этого никто не слышал — при испытаниях на стенде люди никогда не присутствовали). На транспарантах высветилась информация «Старт про­шел», после чего закрыли крышку шахты. Экипаж ликовал: первый пуск ракеты из под воды состоялся. Между тем нахо­дившиеся на обеспечивающем корабле «Аэронавт» представители командования и промышленности ждали выхода ракеты, так и не появившейся из воды в назначен­ное время. Когда лодка всплыла, ожидание сменилось недоумением. Вместо ожидае­мого извещения, что ракета достигла бое­вого поля на лодку пошел семафор «Стар­та не наблюдали». Пока озадаченные подводники выска­зывали различные предположения, а неко­торые просто посчитали семафор каким-то недоразумением, время шло. «Аэро­навт», на мостике которого находились адмиралы и руководители предприятий промышленности, подошел к борту лодки. Было принято решение осмотреть шахту. Открыли крышку и... увидели ракету, ко­торая должна была улететь час тому назад. Между мостиками «Аэронавта» и подвод­ной лодки разгорелась дискуссия «Что де­лать дальше?» Однако вскоре она прерва­лась. Неожиданно для всех ракета с ревом вылетела из шахты и, устремясь вверх, скрылась из виду. На мостиках Б-67 и «Аэронавта» насту­пил шок. Народа было много, но все про­изошло так молниеносно, что никто не ус­пел даже спрятаться. Тем не менее постра­давших не было. Счастливому исходу этого чрезвычай­ного происшествия сопутствовала целая цепь счастливых событий: двигатель зара­ботал только при открытой крышке шах­ты, а это могло произойти в любой момент и даже под водой; ракета вышла с накло­ном в сторону «Аэронавта» и только это спасло всех, стоявших на мостике, от не­избежной огненной струи; будучи неуп­равляемой ракета могла упасть и на лодку и на «Аэронавт», но этого не произошло; наконец, попала она в мало населенную местность за сарай, рядом с которым нико­го не оказалось. Группа, отправившаяся на поиск раке­ты, нашла ее с помощью местных жителей. На замаскированный вопрос «Не видели ли они упавшего самолета?» последние ответили: «Самолета нe видели, а ваша ра­кета лежит за сараем». Одним словом, мож­но только поражаться, что в жизни бывает такая благоприятная раскладка счастли­вых случайностей.

Тем не менее причины аварийного стар­та требовалось тщательно проанализиро­вать. На это ушел целый год. Очередной старт в августе 1960 года оказался тоже не­удачным, хотя и не столь драматичным: при заполнении шахты водой повредили корпус ракеты — один из разрывных разъе­мов отстыковался. Для ликвидации аварии потребовалось проникнуть в шахту и со­стыковать разъем. Сделали это офицеры-добровольцы.

Следующая стрельба состоялась 10 сен­тября 1960 года. На этот раз все прошло ус­пешно. Пролетев заданную дистанцию ра­кета достигла боевого поля. Барьер сомне­ний и скептицизма по поводу стрельбы из под воды был преодолен. С 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 - из-за ошибок личного состава, 3 - по причинам отказа систем ракет, причины остальных определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.

Проведенные исследования способ­ствовали выходу в свет в марте 1959 года постановления правительства о создании комплекса Д-4 с ракетой Р-21. Главными особенностями комплекса являлись под­водный старт, возможность залповой стрельбы, а также повышенная дальность и точность поражения цели.

Создание и испытания ракеты С4.7(типа Р-11ФМ) явилось крупнейшим событием в строительстве подводного флота. Первые образцы ракет таили в себе много неизвестного и непредсказуемого. Немалое мужество нужно было проявить, чтобы взять на себя ответственность первопроходцам в этом деле, во главе которых стояли талантливые руководители, организаторы и ученые С.П. Королев и В.П. Макеев, К.И. Щелкин и Е.И. Забабахин, Н.И. Пилюгин и Н.А. Семихатов, Н.А. Чарин и В.П. Арефьев, A.M. Исаев и А.Д. Конопатов, а также другие, чей труд неоценим в создании нового оружия подводных лодок, получивших тогда возможность решать совершенно новую для себя роль - уничтожать и поражать береговые объекты противника из под воды.


5. Схема проекта:




Укрупненная схема (246 Кб)


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 1890 тонн
  скорость хода  
  полная надводная: 16,7 узлов
  полная подводная: 12,5 узлов
  экономическая подводная: 2,0 узла
  в режиме РДП полным ходом: около 7,0 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в подводном положении:

12,5 (12,5), 290 (2) миль
  в надводном положении:

3650 миль
  кораблестроительные элементы  
  длина: 90,5 метров
  ширина: 7,5 метра
  осадка средняя: 5,1 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 4
  533-мм носовые торпедные аппараты: 6
  число торпед: 10
  ракета С4.7: 1
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 3 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 1 х 2700 (ПГ102), 2 х 1350 (ПГ101)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 140 л.с. (ПГ104)
  количество валов: 3
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 46СУ, 3 х 112
  обитаемость  
  автономность:

58 суток
  экипаж:

72 человека

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота 1945-2000», Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- Коршунов Ю.Л., Крутовой Е.М. «Баллистические ракеты отечественного флота», Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
- "История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»", т.2, СПМБМ «Малахит», Санкт-Петербург, 1995г.
- "Малахит"- подводным силам России", Гангут, Санкт-Петербург, 2006г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016