Проект 611 (NATO "Zulu-I, II и III").
Модернизации: 611РУ, 611РЭ, 611РА, АВ611, АВ611С, АВ611Е, АВ611К, АВ611Ц, АВ611Д, 611П, П611, В611, ПВ611, УТС-611.
Нереализованные модернизации: 611-бис, АВ611Д7, АВ611 с П-120, 611М, А611, 631.
1. Количество подводных лодок проекта: 26
2. Изображение проекта:
вид сбоку с артиллерийским вооружением
вид сбоку после демонтажа артиллерийского вооружения
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
ЛЕНИНГРАД: Завод "Судомех" (№ 196) (8) | ||||||
1 |
580 |
10.01.1951 |
26.07.1951 |
31.12.1953 |
достроена и испытана на | |
2 |
631 |
06.09.1951 |
29.04.1952 |
31.12.1953 |
1957 - мод. по пр. АВ611 | |
3 |
632 |
06.02.1952 |
18.07.1952 |
30.06.1954 |
20.04.1970 - пер. в Б-863 | |
4 |
633 |
15.05.1952 |
29.11.1952 |
30.12.1954 |
1957 - мод. по пр.
П611 | |
5 |
634 |
24.07.1952 |
21.03.1953 |
06.12.1954 |
| |
6 |
635 |
15.12.1952 |
30.06.1953 |
29.12.1954 |
1969 - НИС "Вега" | |
7 |
637 |
06.06.1953 |
31.10.1953 |
27.11.1955 |
1965 - мод. по пр. 611РЭ | |
8 |
638 |
14.09.1953 |
18.06.1954 |
31.12.1955 |
1971 - мод. по пр. 611П | |
СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (№402) (18) |
||||||
9 |
636 |
26.03.1953 |
05.09.1953 |
30.06.1956 |
заложена на заводе №196 | |
10 |
351 |
14.05.1954 |
18.09.1955 |
29.06.1956 |
14.06.1978 - пер. в УТС-249
| |
11 |
402 |
07.06.1954 |
19.05.1956 |
30.09.1956 |
1966 - мод. по пр. 611РУ | |
12 |
403 |
16.11.1953 |
18.09.1955 |
30.06.1956 |
| |
13 |
404 |
16.08.1954 |
16.01.1957 |
30.11.1957 |
1957 - мод. по пр. АВ611 | |
14 |
305 |
27.09.1954 |
05.06.1956 |
31.10.1956 |
20.04.1970 - пер. в Б-874 | |
15 |
306 |
11.11.1954 |
08.07.1956 |
06.11.1956 |
| |
16 |
307 |
24.01.1955 |
25.08.1956 |
28.11.1956 |
14.06.1978 - пер. в РЗС-248
| |
17 |
208 |
07.05.1955 |
20.09.1956 |
30.11.1956 |
20.04.1970 - пер. в Б-877 | |
18 |
209 |
16.07.1955 |
13.06.1957 |
30.11.1957 |
1957 - мод. по пр. АВ611
| |
19 |
210 |
19.12.1955 |
16.07.1957 |
03.12.1957 |
1957 - мод. по пр. АВ611 | |
20 |
111 |
01.02.1956 |
16.01.1957 |
13.07.1957 |
1991? - музей в г.Ден-Хельдер | |
21 |
112 |
19.04.1956 |
16.01.1957 |
13.07.1957 |
20.04.1970 - пер. в Б-881 | |
22 |
113 |
15.06.1956 |
12.05.1957 |
17.08.1957 |
1978 - мод. по пр. 611П | |
23 |
514 |
17.08.1956 |
04.07.1957 |
25.09.1957 |
1971 - НИС "Орион" | |
24 |
515 |
05.02.1957 |
21.09.1957 |
13.12.1957 |
1957 - мод. по пр. АВ611 | |
25 |
516 |
25.10.1956 |
17.08.1957 |
30.10.1957 |
1979 - НИС "Марс" | |
26 |
517 |
25.01.1957 |
26.11.1957 |
15.07.1958 |
20.04.1970 - пер. в Б-891 | |
Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 611: 152, 153, 326, 336, 465 |
4. История проекта:
16 октября 1946 г. правительство СССР приняло программу, по которой до 1955 г. наметили построить боевые корабли по новым проектам, подготовленным с учетом опыта второй мировой войны. Предусматривались и большие подводные лодки, которым предстояло действовать на океанских коммуникациях, блокировать морские базы, вести оперативную разведку. Разработку их проекта вели, основываясь и на практике создания лодок типа К (XIV серия), Л (II, XI и XIII серии) и Д (I серия). Лучшие варианты представили наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову, после чего ЦКБ-18 Наркомата судостроительной промышленности передали тактико-техническое задание, и в 1948 г. окончательно утвердили проект большой субмарины, главным конструктором которой назначили С. Егорова.
К этому времени, после раздела германского флота, были получены весьма удачные ПЛ XXI серии, их основательно изучили и внесли в чертежи проекта 611 некоторые коррективы. Кроме того, ряд механизмов и устройств унифицировали с теми, что намеревались применить на создававшихся параллельно средних лодках проекта 613.
Новые ПЛ имели 6 носовых и 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 запасных торпед располагалась на стеллажах. Вместо части торпед можно было принять 32 мины типа АМД-1000. На верхней палубе перед рубкой разместили спаренную 57-мм универсальную установку СМ-24-3 3ИФ, а в кормовой части рубки - спарку 25-мм зенитных автоматов 2М-8. Правда, позже сочли, что лучшей защитой подводного корабля от авиации будет не стрельба, а скрытность и при появлении вражеского самолета полезнее незамедлительно уходить под воду. К 1956 г. артиллерию со всех ПЛ сняли, после чего их скорость возросла на узел.
Лодка была оснащена устройством РДП, имела на вооружении 2 перископа на вращающихся площадках, РЛС обнаружения надводных и воздушных целей, станцию обнаружения радиолокационных сигналов и была оборудована современной по тем временам ГАС. Лодки оснащались рефрижераторной установкой, кондиционером воздуха и опреснителем. Между дизелями, ГЭД и гребными валами устанавливались шинно-пневматические разобщительные муфты, которые были применены ввиду явного преимущества перед муфтами типа «Бамаг», устанавливавшимися на пл довоенных проектов. Новые муфты были не только проще и надежней в эксплуатации, но и позволяли производить монтаж линии вала на стапеле, а не после спуска на воду, так как допускали значительно большие изломы и смещение сопрягаемых осей отдельных частей валопровода. Все механизмы устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 метра выполнялся из новой высоколегированной стали толщиной от 18 до 22 мм., с наружным расположением шпангоутов, ранее не применявшимся на отечественных ПЛ. Данная мера позволило существенно увеличить полезный объем внутренних помещений. ПЛ делилась на 7 отсеков:
1-й отсек - торпедный; стелажи для запасных торпед
2-й отсек - аккумуляторный; офицерская кают-компания, аппаратура ГАС, душевая, в нижнем ярусе – АБ
3-й отсек - центральный пост; рубки РТС, штурманская рубка, приборы управления торпедной стрельбой, выдвижные устройства;
4-й отсек - аккумуляторный; кают-компания старшин, радиорубка, провизионные камеры, камбуз, в нижнем ярусе – АБ;
5-й отсек - дизельный; 3 дизеля типа 37Д (2000 л.с.) и два дизель-компрессора типа ДК-2;
6-й отсек - электромоторный; два бортовых ГГЭД типа ПГ-101 и один средний ГГЭД типа ПГ-102;
7-й отсек - торпедный; койки личного состава, под настилом 1-й палубы - электродвигатель экономхода.
Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.
Два бортовых электродвигателя ПГ-101 по 1350 л.с. приводили во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4х-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.
Головную Б-61 заложили на стапеле ленинградского завода "Судомех" 10 января 1951г. и уже в следующем приступили к ходовым испытаниям (после спуска на воду для достройки и испытаний была передана заводу № 890 в г.Таллин (Эстонская ССР), куда перешла собственным ходом). Как отмечал сотрудник ЦКБ морской техники "Рубин" (бывшее ЦКБ-18) В. Семенов, при этом "был выявлен ряд недостатков, потребовавших изменения схемы аварийного продувания главного балласта, усиления кормовой оконечности из-за повышенной вибрации при работе всех трех винтов и некоторых других усовершенствований". В декабре Б-61 вступила в строй, и до 1956 г. флоту сдали еще 25 кораблей этого типа.
В процессе эксплуатации лодки неоднократно модернизировались. Упоминаются следующие модернизации: В611 – для отработки баллистических ракет Р-11ФМ, АВ611 – доработанный В611 для серийного строительства, ПВ611 - отработка ракеты С4.7, П611 - испытания ракетного комплекса П-10, 611РА – испытания ГАС миноискателя «Радиан-1», АВ611С – испытания опытного образца астрокорректора «Символ», АВ611Е - испытания ГАК «Енисей», 611РУ – испытания ГАК «Рубин», 611РЭ – испытания гидроаккустической буксируемой антенны «Рассвет» и ГАК «Керчь», АВ611К – испытания навигационно-космической системы «Штырь-М» (по зарубежным источникам – корабль управления), АВ611Ц – испытания комплекса аппаратуры космической связи «Цунами-Б», АВ611Д – испытание аппаратуры измерения и контроля физических полей кораблей (по зарубежным источникам - экспериментальный минный заградитель), 611П – носитель-буксировщик автономных обитаемых аппаратов (ПЛ БС-82 имела ряд отличий, поэтому в некоторых источниках указывается как проект 611РЕ). В некторых источниках упоминается проект 611Р, существование и назначение которого требует уточнения. Несколько подводных лодок проекта 611 в разное время в 70-х - 80-х годах были переоборудованы по проекту УТС-611 в учебно-тренировочных станции (УТС). ПЛ Б-79 проекта АВ611 в конце 60-х годов была модернизирована для испытаний в научных целях по неизвестному автору сайта проекту. А611 и 611М – проекты ЦКБ-18 с улучшенными характеристиками по основному назначению (по зарубежным источникам для испытаний торпедного оружия и после снятия артиллерийского вооружения, соответственно) - реализованы не были. Проект 631 - предэскизный проект на базе 611 с увеличенной автономностью, разработан в 1954 году ЦКБ-18, не реализован. В 1962 году ЦКБ-16 разрабатывало модернизацию под ракетный комплекс Д-7 (АВ611Д7). Проект был разработан и оформлен в кальках, но завершен не полностью, так как руководство ВМФ не выдало на него тактико-техническое задание. В 1968 году ЦКБ-16 разрабатывало проект опытовой ПЛ на базе проекта АВ611 для проведения испытаний ПКР П-120 "Малахит". Для переоборудования ВМФ выделил ПЛ проекта АВ611, но переоборудование не производилось - испытания комплекса "Малахит" производилось на ПЛАРК проекта 670М. Проект 611-бис - предэскизный проект ПЛ с ПГТУ. Кроме того четыре ПЛ использовались для дальних походов "Лира", "Орион", "Марс" и "Вега" с научными целями без существенных переоборудований.
5. Схема проекта:
Продольный разрез, план и сечения подводной лодки проекта 611
(первые корпуса, арт. вооружение затем снято):
1 - перо руля; 2 - торпедный аппарат; 3 - аварийный телефонный буй; 4 - входной люк с тубусом; 5 - баллоны ВВД; 6 - щит управления гребными электродвигателями; 7 - гребной электродвигатель; 8 - двигатель 37Д; 9 - наружный клапан шахты подачи воздуха к дизелям; 10 - камбуз; 11 - 25-мм артиллерийская установка 2М-8; 12 - устройство РДП; 13 - перископ атаки; 14 - зенитный перископ; 15 - прочная рубка; 16 - 57-мм артиллерийская установка СМ-24-ЗИФ; 17 - офицерские помещения; 18 - торпедо-погрузочный люк; 19 - запасные торпеды; 20 - цистерна главного балласта; 21 - цистерна плавучести; 22 - приемник шумопеленгатора; 23 - носовая дифферентная цистерна; 24 - топливная цистерна внутри прочного корпуса; 25 - аккумуляторная батарея; 26 - цистерна быстрого погружения; 27 - электродвигатель экономического хода; 28 - междубортная топливная цистерна; 29 - кормовая дифферентная цистерна; 30 - гребной винт; 31 - кормовой горизонтальный руль; 32 - стабилизатор; 33 - помещение команды; 34 - уравнительная цистерна; 35 - рубка радиосвязи; 36 - центральный пост; 37 - трубопровод подачи воздуха к дизелям; 38 - трубопровод РДП; 39 - антенна активной радиолокационной связи; 40 - прибор управления торпедной стрельбой; 41 - артиллерийский погреб; 42 - рубка штурмана; 43 - носовые горизонтальные рули.
Продольный разрез подводной лодки проекта 611 после снятия арт. вооружения:
1. Носовой ТА; 2. Носовой торпедный (жилой) отсек; 3. Носовой аккумуляторный отсек; 4. Репитор гирокомпаса; 5. ЦП; 6. Кормовой аккумуляторный отсек; 7. Дизельный отсек; 8. Кормовой ТА; 9. Электромоторный отсек; 10. Кормовой торпедный отсек; 11. Баллоны системы ВВД; 12. Цистерна плавучести; 13. Приемник станции "Марс"; 14. Цепной ящик; 15. ЦГБ №1; 16. ЦКЗ; 17. Носовая дифферентная цистерна; 18. Цистерна дистиллятной воды; 19. Шахта перископа атаки; 20. Цистерна быстрого погружения; 21. Уравнительная цистерна; 22. Дизель 37Д; 23. ГЭД ПГ-102; 24. Щит управления ГЭД; 25. Шинно-пневматическая муфта; 26. Упорный подшипник; 27. ЭД экономичного хода; 28. Топливные танки; 29. Кормовая дифферентная цистерна; 30. Средний гребной вал; 31. Боевая рубка; 32. Зенитный перископ "Факел М01"; 33. Перископ атаки; 34. Рамочная антенна; 35. ВАНН; 36. Устройство РДП; 37. Антенна станции "Накат" (РТР).
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 1831 тонн | |
подводное: | 2300 тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 17 узлов | |
полная подводная с артустановкой: | 15 узлов | |
полная подводная: | 16 узлов | |
экономическая подводная: | 2,1 узла | |
под РДП: | около 6 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении при усиленном запасе топлива: | 22000 (9,2) миль | |
в подводном положении: | 440 (2,1), 16 (16) миль | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 200 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 90,5 метров | |
ширина: | 7,5 метра | |
осадка средняя: | 5,0 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 4 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 6 | |
общее число торпед: | 22 | |
число и тип мин (взамен торпед): | 32 (АМД-1000) | |
артустановка СМ-24-ЗИФ 57мм (демонтирована в 1956 году): | 1 | |
артустановка 2М-8 25мм (демонтирована в 1956 году): | 1 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 3 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 1350 (ПГ101), 1 х 2700 (ПГ102) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 1 х 140 л.с. (ПГ104) | |
количество валов: | 3 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 46СУ, 4 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 75 суток | |
экипаж: | 72(65?) человека (в т.ч. 12 офицеров) |
7. Дополнительные материалы:
- Поход ДЭПЛ КСФ в Египет (1968-1969гг.)
8. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И., "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Боечин И., "Их называли БУКИ", Техника-Молодежи, №2, 1996г.
- Кулинченко В. "Стала субмарина полигоном"
- Информация из личного архива Казачкова Р.
- "История отечественного кораблестроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота 1945-2000", Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- Журнал "Подводный Флот", Санкт-Петербург, №5, 1999г.
- Информация от Кабанячего С.Н. (к.1р. запаса, в прошлом командир БС-69).
- Химаныч О. "Океанская поступь проекта 611".
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2022