Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 611

Проект 611 (NATO "Zulu-I, II и III").


Модернизации: 611РУ, 611РЭ, 611РА, АВ611, АВ611С, АВ611Е, АВ611К, АВ611Ц, АВ611Д, 611П, П611, В611, ПВ611, УТС-611.

Нереализованные модернизации: 611-бис, АВ611Д7, АВ611 с П-120, 611М, А611, 631.



1. Количество подводных лодок проекта: 26


2. Изображение проекта:



вид сбоку с артиллерийским вооружением


вид сбоку после демонтажа артиллерийского вооружения

3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Завод "Судомех" (№ 196) (8)

1

 Б-61

580

10.01.1951

26.07.1951

31.12.1953

 достроена и испытана на
 зав. № 890 в г.Талинн

2

 Б-62

631

06.09.1951

29.04.1952

31.12.1953

 1957 - мод. по пр. АВ611
 1970 - мод. по пр. АВ611Ц
 10.02.1978 - пер. в УТС-432

3

 Б-63

632

06.02.1952

18.07.1952

30.06.1954

 20.04.1970 - пер. в Б-863
 1978? - пер. в БС-863?
 1980 - пер. в УТС-578
 198? - затонула у пирса

4

 Б-64

633

15.05.1952

29.11.1952

30.12.1954

 1957 - мод. по пр. П611
 1968? - мод. по пр.611Р(?)
 20.04.1970 - пер. в Б-864
 03.09.1974 - пер. в УТС-364

5

 Б-65

634

24.07.1952

21.03.1953

06.12.1954

 

6

 Б-66

635

15.12.1952

30.06.1953

29.12.1954

 1969 - НИС "Вега"
 20.04.1970 - пер. в Б-866
 1973 - НИС "Лира"

7

 Б-68

637

06.06.1953
(04.06?)

31.10.1953

27.11.1955

 1965 - мод. по пр. 611РЭ
 28.08.1972 - пер. в УТС-299

8

 Б-69

638

14.09.1953

18.06.1954

31.12.1955

 1971 - мод. по пр. 611П
 03.08.1977 - пер. в БС-69
 199? - затонула у пирса

 СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (№402) (18)

9

 Б-67

636

26.03.1953

05.09.1953

30.06.1956

 заложена на заводе №196
 1956 - мод. по пр. В611
 1960 - мод. по пр. ПВ611
 1964 - мод. по пр. 611РА
 20.04.1970 - пер. в Б-867
 15.05.1971 - пер. в УТС-76

10

 Б-70

351

14.05.1954

18.09.1955

29.06.1956

 14.06.1978 - пер. в УТС-249
 1979 - затонула у пирса

11

 Б-71

402

07.06.1954

19.05.1956

30.09.1956

 1966 - мод. по пр. 611РУ
 28.08.1972 - пер. в УТС-300

12

 Б-72

403

16.11.1953

18.09.1955

30.06.1956

 

13

 Б-73

404

16.08.1954

16.01.1957

30.11.1957

 1957 - мод. по пр. АВ611
 1969 - НИС "Лира"
 1970 - мод. по пр. АВ611К

14

 Б-74

305

27.09.1954

05.06.1956

31.10.1956

 20.04.1970 - пер. в Б-874
 04.12.1975 - пер. в СМ-295

15

 Б-75

306

11.11.1954

08.07.1956

06.11.1956

 

16

 Б-76

307

24.01.1955

25.08.1956

28.11.1956

 14.06.1978 - пер. в РЗС-248
 1979 - затонула у пирса

17

 Б-77

208

07.05.1955

20.09.1956

30.11.1956

 20.04.1970 - пер. в Б-877
 23.07.1976 - пер. в УТС-226
 1979 - затонула у пирса

18

 Б-78

209

16.07.1955

13.06.1957

30.11.1957

 1957 - мод. по пр. АВ611
 09.10.1962 - получила наим.
 «Мурманский комсомолец»
 1969 - мод. по пр. АВ611С
 1973 - мод. по пр. АВ611Д
 03.08.1977 - пер. в БС-78

19

 Б-79

210

19.12.1955

16.07.1957

03.12.1957

 1957 - мод. по пр. АВ611
 1968? - мод. по пр. АВ611?
 20.04.1970 - пер. в Б-879

20

 Б-80

111

01.02.1956

16.01.1957

13.07.1957

 1991? - музей в г.Ден-Хельдер
 (Голландия)
 2002? - музей в г.Амстердам
 (Голландия)
 2019 - утилизация

21

 Б-81

112

19.04.1956
(10.04?)

16.01.1957

13.07.1957

 20.04.1970 - пер. в Б-881

22

 Б-82

113

15.06.1956

12.05.1957

17.08.1957

 1978 - мод. по пр. 611П
 (иногда указ. как пр. 611РЕ)
 31.08.1977 - пер. в БС-82

23

 Б-88

514

17.08.1956

04.07.1957

25.09.1957

 1971 - НИС "Орион"
 24.08.1981 - пер. в РЗС-253

24

 Б-89

515

05.02.1957

21.09.1957

13.12.1957

 1957 - мод. по пр. АВ611
 1969 - мод. по пр. АВ611Е
 03.08.1977 - пер. в БС-89
 24.08.1981 - пер. в УТС-352
 198? - затонула у пирса

25

 Б-90

516

25.10.1956

17.08.1957

30.10.1957

 1979 - НИС "Марс"
 12.08.1983 - пер. в УТС-423

26

 Б-91

517

25.01.1957

26.11.1957

15.07.1958

 20.04.1970 - пер. в Б-891
 1975 - мод. по пр. 611П
 1977 - пер. в БС-891

Исторические справки резервных экипажей ПЛ проекта 611: 152, 153, 326, 336, 465



4. История проекта:


16 октября 1946 г. правительство СССР приняло программу, по которой до 1955 г. наметили построить боевые корабли по новым проектам, подготовленным с учетом опыта второй мировой войны. Предусматривались и большие подводные лодки, которым предстояло действовать на океанских коммуникациях, блокировать морские базы, вести оперативную разведку. Разработку их проекта вели, основываясь и на практике создания лодок типа К (XIV серия), Л (II, XI и XIII серии) и Д (I серия). Лучшие варианты представили наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову, после чего ЦКБ-18 Наркомата судостроительной промышленности передали тактико-техническое задание, и в 1948 г. окончательно утвердили проект большой субмарины, главным конструктором которой назначили С. Егорова.

К этому времени, после раздела германского флота, были получены весьма удачные ПЛ XXI серии, их основательно изучили и внесли в чертежи проекта 611 некоторые коррективы. Кроме того, ряд механизмов и устройств унифицировали с теми, что намеревались применить на создававшихся параллельно средних лодках проекта 613.

Новые ПЛ имели 6 носовых и 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 запасных торпед располагалась на стеллажах. Вместо части торпед можно было принять 32 мины типа АМД-1000. На верхней палубе перед рубкой разместили спаренную 57-мм универсальную установку СМ-24-3 3ИФ, а в кормовой части рубки - спарку 25-мм зенитных автоматов 2М-8. Правда, позже сочли, что лучшей защитой подводного корабля от авиации будет не стрельба, а скрытность и при появлении вражеского самолета полезнее незамедлительно уходить под воду. К 1956 г. артиллерию со всех ПЛ сняли, после чего их скорость возросла на узел.

Лодка была оснащена устройством РДП, имела на вооружении 2 перископа на вращающихся площадках, РЛС обнаружения надводных и воздушных целей, станцию обнаружения радиолокационных сигналов и была оборудована современной по тем временам ГАС. Лодки оснащались рефрижераторной установкой, кондиционером воздуха и опреснителем. Между дизелями, ГЭД и гребными валами устанавливались шинно-пневматические разобщительные муфты, которые были применены ввиду явного преимущества перед муфтами типа «Бамаг», устанавливавшимися на пл довоенных проектов. Новые муфты были не только проще и надежней в эксплуатации, но и позволяли производить монтаж линии вала на стапеле, а не после спуска на воду, так как допускали значительно большие изломы и смещение сопрягаемых осей отдельных частей валопровода. Все механизмы устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 метра выполнялся из новой высоколегированной стали толщиной от 18 до 22 мм., с наружным расположением шпангоутов, ранее не применявшимся на отечественных ПЛ. Данная мера позволило существенно увеличить полезный объем внутренних помещений. ПЛ делилась на 7 отсеков:

1-й отсек - торпедный; стелажи для запасных торпед

2-й отсек - аккумуляторный; офицерская кают-компания, аппаратура ГАС, душевая, в нижнем ярусе – АБ

3-й отсек - центральный пост; рубки РТС, штурманская рубка, приборы управления торпедной стрельбой, выдвижные устройства;

4-й отсек - аккумуляторный; кают-компания старшин, радиорубка, провизионные камеры, камбуз, в нижнем ярусе – АБ;

5-й отсек - дизельный; 3 дизеля типа 37Д (2000 л.с.) и два дизель-компрессора типа ДК-2;

6-й отсек - электромоторный; два бортовых ГГЭД типа ПГ-101 и один средний ГГЭД типа ПГ-102;

7-й отсек - торпедный; койки личного состава, под настилом 1-й палубы - электродвигатель экономхода.

Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.

Два бортовых электродвигателя ПГ-101 по 1350 л.с. приводили во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4х-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.

Головную Б-61 заложили на стапеле ленинградского завода "Судомех" 10 января 1951г. и уже в следующем приступили к ходовым испытаниям (после спуска на воду для достройки и испытаний была передана заводу № 890 в г.Таллин (Эстонская ССР), куда перешла собственным ходом). Как отмечал сотрудник ЦКБ морской техники "Рубин" (бывшее ЦКБ-18) В. Семенов, при этом "был выявлен ряд недостатков, потребовавших изменения схемы аварийного продувания главного балласта, усиления кормовой оконечности из-за повышенной вибрации при работе всех трех винтов и некоторых других усовершенствований". В декабре Б-61 вступила в строй, и до 1956 г. флоту сдали еще 25 кораблей этого типа.

В процессе эксплуатации лодки неоднократно модернизировались. Упоминаются следующие модернизации: В611 – для отработки баллистических ракет Р-11ФМ, АВ611 – доработанный В611 для серийного строительства, ПВ611 - отработка ракеты С4.7, П611 - испытания ракетного комплекса П-10, 611РА – испытания ГАС миноискателя «Радиан-1», АВ611С – испытания опытного образца астрокорректора «Символ», АВ611Е - испытания ГАК «Енисей», 611РУ – испытания ГАК «Рубин», 611РЭ – испытания гидроаккустической буксируемой антенны «Рассвет» и ГАК «Керчь», АВ611К – испытания навигационно-космической системы «Штырь-М» (по зарубежным источникам – корабль управления), АВ611Ц – испытания комплекса аппаратуры космической связи «Цунами-Б», АВ611Д – испытание аппаратуры измерения и контроля физических полей кораблей (по зарубежным источникам - экспериментальный минный заградитель), 611П – носитель-буксировщик автономных обитаемых аппаратов (ПЛ БС-82 имела ряд отличий, поэтому в некоторых источниках указывается как проект 611РЕ). В некторых источниках упоминается проект 611Р, существование и назначение которого требует уточнения. Несколько подводных лодок проекта 611 в разное время в 70-х - 80-х годах были переоборудованы по проекту УТС-611 в учебно-тренировочных станции (УТС). ПЛ Б-79 проекта АВ611 в конце 60-х годов была модернизирована для испытаний в научных целях по неизвестному автору сайта проекту. А611 и 611М – проекты ЦКБ-18 с улучшенными характеристиками по основному назначению (по зарубежным источникам для испытаний торпедного оружия и после снятия артиллерийского вооружения, соответственно) - реализованы не были. Проект 631 - предэскизный проект на базе 611 с увеличенной автономностью, разработан в 1954 году ЦКБ-18, не реализован. В 1962 году ЦКБ-16 разрабатывало модернизацию под ракетный комплекс Д-7 (АВ611Д7). Проект был разработан и оформлен в кальках, но завершен не полностью, так как руководство ВМФ не выдало на него тактико-техническое задание. В 1968 году ЦКБ-16 разрабатывало проект опытовой ПЛ на базе проекта АВ611 для проведения испытаний ПКР П-120 "Малахит". Для переоборудования ВМФ выделил ПЛ проекта АВ611, но переоборудование не производилось - испытания комплекса "Малахит" производилось на ПЛАРК проекта 670М. Проект 611-бис - предэскизный проект ПЛ с ПГТУ. Кроме того четыре ПЛ использовались для дальних походов "Лира", "Орион", "Марс" и "Вега" с научными целями без существенных переоборудований.


5. Схема проекта:


Увеличенная схема (108 Кб)

Продольный разрез, план и сечения подводной лодки проекта 611

(первые корпуса, арт. вооружение затем снято):

1 - перо руля; 2 - торпедный аппарат; 3 - аварийный телефонный буй; 4 - входной люк с тубусом; 5 - баллоны ВВД; 6 - щит управления гребными электродвигателями; 7 - гребной электродвигатель; 8 - двигатель 37Д; 9 - наружный клапан шахты подачи воздуха к дизелям; 10 - камбуз; 11 - 25-мм артиллерийская установка 2М-8; 12 - устройство РДП; 13 - перископ атаки; 14 - зенитный перископ; 15 - прочная рубка; 16 - 57-мм артиллерийская установка СМ-24-ЗИФ; 17 - офицерские помещения; 18 - торпедо-погрузочный люк; 19 - запасные торпеды; 20 - цистерна главного балласта; 21 - цистерна плавучести; 22 - приемник шумопеленгатора; 23 - носовая дифферентная цистерна; 24 - топливная цистерна внутри прочного корпуса; 25 - аккумуляторная батарея; 26 - цистерна быстрого погружения; 27 - электродвигатель экономического хода; 28 - междубортная топливная цистерна; 29 - кормовая дифферентная цистерна; 30 - гребной винт; 31 - кормовой горизонтальный руль; 32 - стабилизатор; 33 - помещение команды; 34 - уравнительная цистерна; 35 - рубка радиосвязи; 36 - центральный пост; 37 - трубопровод подачи воздуха к дизелям; 38 - трубопровод РДП; 39 - антенна активной радиолокационной связи; 40 - прибор управления торпедной стрельбой; 41 - артиллерийский погреб; 42 - рубка штурмана; 43 - носовые горизонтальные рули.


Укрупненная схема (54,3 Кб)

Продольный разрез подводной лодки проекта 611 после снятия арт. вооружения:

1. Носовой ТА; 2. Носовой торпедный (жилой) отсек; 3. Носовой аккумуляторный отсек; 4. Репитор гирокомпаса; 5. ЦП; 6. Кормовой аккумуляторный отсек; 7. Дизельный отсек; 8. Кормовой ТА; 9. Электромоторный отсек; 10. Кормовой торпедный отсек; 11. Баллоны системы ВВД; 12. Цистерна плавучести; 13. Приемник станции "Марс"; 14. Цепной ящик; 15. ЦГБ №1; 16. ЦКЗ; 17. Носовая дифферентная цистерна; 18. Цистерна дистиллятной воды; 19. Шахта перископа атаки; 20. Цистерна быстрого погружения; 21. Уравнительная цистерна; 22. Дизель 37Д; 23. ГЭД ПГ-102; 24. Щит управления ГЭД; 25. Шинно-пневматическая муфта; 26. Упорный подшипник; 27. ЭД экономичного хода; 28. Топливные танки; 29. Кормовая дифферентная цистерна; 30. Средний гребной вал; 31. Боевая рубка; 32. Зенитный перископ "Факел М01"; 33. Перископ атаки; 34. Рамочная антенна; 35. ВАНН; 36. Устройство РДП; 37. Антенна станции "Накат" (РТР).


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 1831 тонн
  подводное: 2300 тонн
  скорость хода  
  полная надводная: 17 узлов
  полная подводная с артустановкой: 15 узлов
  полная подводная: 16 узлов
  экономическая подводная: 2,1 узла
  под РДП: около 6 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении при усиленном запасе топлива:

22000 (9,2) миль
  в подводном положении:

440 (2,1), 16 (16) миль
  глубина погружения  
  рабочая: 200 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 90,5 метров
  ширина: 7,5 метра
  осадка средняя: 5,0 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 4
  533-мм носовые торпедные аппараты: 6
  общее число торпед: 22
  число и тип мин (взамен торпед): 32 (АМД-1000)
  артустановка СМ-24-ЗИФ 57мм (демонтирована в 1956 году): 1
  артустановка 2М-8 25мм (демонтирована в 1956 году): 1
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 3 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 1350 (ПГ101), 1 х 2700 (ПГ102)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 1 х 140 л.с. (ПГ104)
  количество валов: 3
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 46СУ, 4 х 112
  обитаемость  
  автономность:

75 суток
  экипаж:

72(65?) человека (в т.ч. 12 офицеров)

7. Дополнительные материалы:


- Поход ДЭПЛ КСФ в Египет (1968-1969гг.)


8. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И., "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Боечин И., "Их называли БУКИ", Техника-Молодежи, №2, 1996г.
- Кулинченко В. "Стала субмарина полигоном"
- Информация из личного архива Казачкова Р.
- "История отечественного кораблестроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота 1945-2000", Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- Журнал "Подводный Флот", Санкт-Петербург, №5, 1999г.
- Информация от Кабанячего С.Н. (к.1р. запаса, в прошлом командир БС-69).
- Химаныч О. "Океанская поступь проекта 611".


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2022