Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 667БДРМ

Проект 667БДРМ (NATO – “Delta IV”).



Модификация - проект 09787
Модернизация 1999-2012гг.
Модернизация 2012-2019-202?гг.


1. Количество подводных лодок проекта: 7


2. Изображение проекта:


Ракетные подводные крейсера проекта 667БДРМ

Проекции сбоку и сверху последних кораблей проекта

Ракетные подводные крейсера проекта 667БДРМ

К-51

Ракетные подводные крейсера проекта 667БДРМ

К-18


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 СЕВЕРОДВИНСК: Северное машиностроительное предприятие (7)

1

 К-51

379

23.02.1981

07.03.1984

28.12.1984

 до 11.06.1992 - почетное наим.
 "Имени XXVI съезда КПСС"
 02.1999 - пер. в "Верхотурье"
 1999 - модернизирован
 2012 - модернизирован

2

 К-84

380

17.02.1982

17.03.1985

30.12.1985

 02.1999 - пер. в "Екатеринбург"
 2003 - модернизирован
 2014 - модернизирован

3

 К-64

381

18.12.1982

02.02.1986

23.12.1986

 2000(?) - пер. в БС-64
 2008 - пер. в "Подмосковье"
 2016 - мод. по пр. 09787

4

 К-114

382

22.02.1984

22.01.1987

30.10.1987

 21.08.1997 - пер. в "Тула"
 2005 - модернизирован
 2017 - модернизирован

5

 К-117

383

20.04.1985

08.02.1988

30.09.1988

 27.01.1998 - пер. в "Брянск"
 2008 - модернизирован
 ремонт 2018-2022?

6

 К-18

384

07.02.1986

02.02.1989

10.10.1989

 18.09.1996 - пер. в "Карелия"
 2010 - модернизирован

7

 К-407

385

14.06.1987

28.02.1990

27.11.1990

 19.07.1999 - пер. в "Новомосковск"
 2012 - модернизирован

Историческая справка номерного экипажа АПКСН проекта 667БДРМ: 400



4. История проекта:


Последним кораблем “семейства 667”, а также последним Советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически “плавно перешедшим” в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр “Дельфин”) так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ “Рубин” под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г.

Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году. Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, “позаимствованных” у пусковой установки.

По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса «Трайдент», имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П. Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР. В известном смысле, она явилась «лебединой песней» жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1-го — 3-го отсеков были несколько «приполнены».

В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности.

При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов. В результате по характеристикам гидроакустической заметности атомоход приблизился к уровню американской ПЛАРБ 3-го поколения «Огайо».

Главная энергетическая установка подводной лодки включает два водоводяных реактора ВМ—4СГ (по 90 мВт) и две паровые турбины ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ составляет 60.000 л. с. На борту корабля имеется два турбогенератора ТГ-3000, два дизельгенератора ДГ-460, два электродвигателя экономичного хода мощностью по 225 л.с.

РПКСН имеет малошумные пятилопастные гребные винты (не на всех кораблях) ВФШ с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы, на легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

В проекте 667БДРМ реализованы мероприятия по дальнейшему улучшению условий обитаемости. Экипаж корабля получил в свое распоряжение солярий, сауну, спортивный зал и т. п. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем надежно обеспечивала концентрацию кислорода в пределах 25% и углекислого газа не выше 0,8%.

Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности лодка оснащена боевой информационно-управляющей системой «Омнибус-БДРМ», осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

На РПКСН установлен новый гидроакустический комплекс «СКАТ-БДРМ», по своим характеристикам не уступающий американским аналогам. Он имеет крупногабаритную антенну диаметром 8,1 м и высотой 4,5 м. Впервые в практике отечественного кораблестроения на проекте 667БДРМ применен стеклопластиковый обтекатель антенны, имеющий безреберную конструкцию (это позволило снизить гидроакустические помехи, воздействующие на антенное устройство комплекса). Имеется и буксируемая гидроакустическая антенна, в нерабочем положении убирающаяся в корпус.

Навигационный комплекс «Шлюз» обеспечивает необходимую точность применения ракетного оружия. Подводный крейсер проекта 667БДРМ оснащен комплексом радиосвязи, позволяющим осуществлять управление крейсером, практически в любых условиях боевых действий.

Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый на вооружение в 1986 г. (уже после кончины его создателя - Виктора Петровича Макеева), представляет собой дальнейшее развитие комплекса Д-9Р В его состав входит 16 трехступенчатых жидкостных ампулированных ракет Р-29РМ (ЗМ37, РСМ-54) с максимальной дальностью стрельбы 9300 км. Запуск всего боезапаса может осуществляться одним залпом, с глубины до 55 м. Ограничения по погодным условиям отсутствуют.

Ракета Р-29РМ и сегодня обладает наивысшим в мире энергомассовым совершенством. Ее длина 14,8 м, диаметр корпуса 1,9 м, она имеет стартовую массу 40,3 т и забрасываемую массу 2,8 т (равную забрасываемой массе значительно более тяжелой американской ракеты «Трайдент»). Р-29РМ имеет разделяющуюся головную часть, рассчитанную на четыре или 10 боевых блоков (мощность —100 кт). В настоящее время на РПКСН развернуты ракеты с БЧ, оснащенными четырьмя боевыми блоками (по 250 кт).

Высокая точность (КВО — 250 м), соизмеримая с точностью американской ракеты «Трайдент» 0-5 (по различным оценкам — 170-250 м), обеспечивает комплексу Д-9РМ возможность поражения малоразмерных высокозащищенных целей (шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, командных пунктов и других «сверхпрочных» объектов). Запуск всего боекомплекта ракетного крейсера может осуществляться единым залпом. Максимальная глубина пуска — 55 м, ограничения по погодным условиям в районе старта отсутствуют.

В 1988 году ракетный комплекс был модернизирован (Д-9РМУ с БРПЛ Р-29РМУ), боевые блоки заменены на более совершенные, навигационная система дополнена аппаратурой космической навигации (система ГЛОНАСС), обеспечена возможность пусков ракет по настильным траекториям (в том числе из высоких широт), что позволяет более надежно преодолевать перспективные системы ПРО потенциального противника. Повышена и стойкость ракеты к поражающим факторам ядерного взрыва.

Предполагается и снаряжение части ракет этого типа моноблочной сверхмощной осколочно-фугасной БЧ с массой взрывчатого вещества более 2000 кг. Такие ракеты могли бы использоваться в неядерном конфликте для сверхточного поражения особо важных стационарных целей. Кроме того, возможно оснащение российских РПКСН ракетами, несущими принципиально новые ядерные БЧ сверхмалого калибра (с тротиловым эквивалентом от 5 до 50 тонн). Таким образом, подводные лодки проекта 667БДРМ способны, в случае необходимости, превратиться из узкоспециализированного средства “ядерного сдерживания” в многоцелевой боевой комплекс, предназначенный для решения задач в вооруженных конфликтах различных категорий и степеней интенсивности.

По мнению специалистов, лодки данного типа являются наиболее удачными РПКСН отечественного флота. Оставшиеся в строю корабли находятся в хорошем техническом состоянии. Для поддержания их боевого потенциала на необходимом уровне военно-промышленная комиссия (заседание которой проходило в сентябре 1999 г. под председательством премьер-министра России Владимира Путина) приняла решение о возобновлении производства ракет типа РCМ-54. Заказ был рассчитан на пять лет. В кооперации с Государственным ракетным центром им. Макеева в его реализации примут участие Миасский и Златоустовскии машиностроительные заводы, а также предприятия Красноярска.

Сроки эксплуатации БРПЛ Р-29РМ (Р-29РМУ) превышали предельные сроки службы боевых блоков. Ввиду этого была проведена опытно-конструкторская работа «Станция», что позволило с 2002 года начать оснащение модернизированной ракеты (Р-29РМУ1) новым боевым блоком среднего класса мощности с повышенной взрывобезопасностью и улучшенными точностными характеристиками.

АПКСН К-64 с 1999 поставлен в средний ремонт и переоборудование в судно специального назначения (иногда в СМИ и на Википедии указывается как проект 09787). По состоянию на начало 2012 года корабль с вырезанными ракетными отсеками находится на переоборудовании в г.Северодвинск. Объем проведенных работ и сроки готовности в СМИ не обсуждаются.

Начиная с 1996 года по 2011 год шесть оставшихся кораблей проекта 667БДРМ прошли модификацию под новый ракетный комплекс Д-9РМУ2 с БРПЛ "Синева". По данным еженедельника "Коммерсантъ" (№6 (960), 13.02.2012) межконтинентальная баллистическая трехступенчатая ракета Р-29РМУ2 "Синева" (обозначается также как РСМ-54М, или, по классификации НАТО, SS-N-23 SKIFF) разработана Государственным ракетным центром имени академика В.П. Макеева в 1998-2007 годах. На ней установлены новые система управления, комплекс преодоления ПРО и система спутниковой навигации. "Синева" может нести до десяти боевых блоков индивидуального наведения малого или среднего класса мощности. Вес ракеты 40 т, дальность стрельбы около 11 тыс. км, забрасываемый груз — 2,8 т. В ближайшие годы БРПЛ Р-29РМУ2 составят основу боевого потенциала МСЯС России.

В 2009–2011 годах в ГРЦ им. В.П. Макеева провели опытно-конструкторскую работу «Лайнер», в рамках которой была разработана БРПЛ Р-29РМУ2.1. Ее отличает возможность использования смешанной комплектации боевых блоков разного класса мощности совместно с комплексом средств преодоления противоракетной обороны (ПРО). В интервью РИА Новости, Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил: "Ее (ракету "Лайнер" - прим. СМИ) на вооружение принимать не надо, это существующая ракета, которая проходит модернизацию в части боевого оснащения". "В перспективе все наши действующие стратегические подводные лодки будут оснащены этими ракетами", - отметил Владимир Высоцкий. По оценке экспертов, перевооружение стратегических АПЛ на "Лайнер" позволит продлить существование северо-западной группировки подлодок 667БДРМ до 2025-2030 года.


5. Схема проекта:




Схема размещения выдвижных устройств:

1 - АП СОРС «Залив-П»; 2 - совмещенное ПМУ РДП и ВАН-М;
3 - ПМУ «Анис-МВ»; 4 - АП РЛК; 5 - радиопеленгатора «Завеса-П»;
6 - ПМУ радиосекстана; 7 - перископ; 8 - ПМУ «Ива-МВ»;
9 - перископ ПЗКГ; 10 - ПМУ «Синтез».



Продольный разрез носовой оконечности


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: 11700 тонн
  подводное: 18200 тонн
  скорость хода  
  полная подводная под ГТЗА: 24 узла
  полная надводная под ГТЗА: 14 узлов
  глубина погружения  
  предельная: 400 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 167 метров
  ширина: 11,7 метра
  осадка средняя: 8,8 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4 шт.
  общее число торпед: 18 шт.
  ракеты комплекса Д9РМ: 16 (РСМ-54) шт.
  энергоустановка  
  тип: атомная
  тип ППУ: ВВР ВМ-4СГ
  количество х мощность реакторов, кВт: 2 х 90000 кВт
  тип ПТУ: ГТЗА с эшелонным расположением
  количество х мощность (на валу) ПТУ, л.с.: 2 х 20000 л.с.
  количество х мощность ТГ, кВт.: 2 х 3000
  количество х мощность ДГ, л.с.: 2 х 460
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 225
  количество валов: 2
  тип АБ: свинцово-кислотная
  обитаемость  
  автономность:

80-90 суток
  экипаж:

135-140 человек

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Евсеев В.В. "Флот оснащают еще одной грозной ядерной дубинкой", НВО 10.02.2012 (http://nvo.ng.ru/armament/2012-02-10/8_flot.html)
- Спирихин С.А. "Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода №402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
- Сайты новостных агентств.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022