Проект 945 «Барракуда» (NATO – “Sierra-I”).
Дальнейшее развитие - проект 945А.
Нереализованные модернизации - проект 945АБ (945Б).
Планируемая модернизация - проект 945М.
1. Количество подводных лодок проекта: 2
2. Изображение проекта:
вид сбоку и сверху К-239
вид сбоку К-276
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | |||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
ГОРЬКИЙ: Завод "Красное Сормово" (2) | ||||||
1 |
3001 |
20.07.1979 |
29.07.1983 |
29.09.1984 |
03.06.1992 - пер. Б-239 | |
2 |
3002 |
21.04.1984 |
26.07.1986 |
27.10.1987 |
03.06.1992 - пер. Б-276 | |
Исторические справки номерных экипажей АПЛ проекта 945: 112 и 582 |
4. История проекта:
Параллельно с работами по проектированию многоцелевых атомных подводных лодок второго поколения, в ведущих конструкторских бюро страны, отраслевых и флотских научных центрах, велись поисковые работы по АПЛ третьего поколения. В частности, Горьковское (ныне Нижегородское) ЦКБ-112 “Лазурит” в 1971 году начало подготовку к созданию первого Советского атомохода 3-го поколения.
Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны. Основным назначением новых АПЛ проекта 945 (шифр “Барракуда”) должно было стать слежение за ракетными подводными лодками и авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся И.И. Кваша, а главным наблюдающим от ВМС - И.П. Богаченко.
Принципиально важным элементом новой АПЛ было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава с пределом текучести 70-72 кгс/мм2, обеспечивающего увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25-30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку ее внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945 проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время).
Однако использование титана вело к существенному росту стоимости АПЛ и по технологическим причинам ограничивало число строящихся кораблей, а также число предприятий судостроения, участвующих в программе (технология постройки титановых корпусов не была освоена в Комсомольске-на-Амуре).
По сравнению с АПЛ предыдущего поколения торпедно-ракетный комплекс новой лодки должен был обладать вдвое увеличенным
боезапасом, возросшей, за счет применения новых боеприпасов и усовершенствованной системы целеуказания, дальностью стрельбы (в три раза для ракето-торпед и в 1,5
раза — для торпед), а также повышенной боеготовностью (время подготовки к стрельбе первым залпом сокращалось в два раза).
В декабре 1969 г. в ОКБ Минавиапрома “Новатор” под руководством главного конструктора Л.В. Люльева начались работы по созданию
новых противолодочных ракетных комплексов второго поколения “Водопад” (калибр 533 мм) и “Ветер” (650 мм), предназначенных, в первую очередь, для оснащения
перспективных АПЛ 3-го поколения. В отличие от своего предшественника, ПЛРК “Вьюга-53”, “Водопад” должен был комплектоваться как специальной боевой частью,
так и самонаводящейся малогабаритной торпедой УМГТ-1 (разработчик НПО “Уран”) с дальностью реагирования по акустическому каналу 1,5 км, дальностью хода до 8 км
и максимальной скоростью 41 уз. Использование двух типов комплектации значительно расширяло диапазон применения оружия. По сравнению с комплексом
“Вьюга-53”, у “Водопада” резко возрастала максимальная глубина старта ракеты (до 150 м), увеличивался диапазон дальностей стрельбы (с глубин 20-50 м — 5-50
км, со 150 м — 5-35 км), существенно уменьшалось время предстартовой подготовки (10 с).
“Ветер”, имеющий в два раза большую, чем у “Водопада”, максимальную дальность, также мог комплектоваться как торпедой УМГТ, так и
ядерной боевой частью. Комплекс “Водопад” под индексом РПК-6 поступил на вооружение ВМФ в 1981 году (им оснащались не только АПЛ, но и надводные
корабли), а “Ветер” (РПК-7) - в 1984 году.
Еще одним новым типом оружия, внедренным на АПЛ 3-го поколения, стала телеуправляемая самонаводящаяся в двух плоскостях торпеда типа ТЭСТ-71. Она была предназначена для поражения подводных лодок и оснащена активно-пассивной гидроакустической системой самонаведения, которая совместно с системой телеуправления по проводам обеспечивала наведение на цель в двух плоскостях. Наличие системы телеуправления позволяло осуществлять контроль за маневрированием торпеды и работой аппаратуры самонаведения, а также управлять ими в процессе выстрела. Оператор на борту АПЛ, в зависимости от складывающейся тактической ситуации, мог запретить самонаведение торпеды или перенацелить ее.
Электрическая силовая установка обеспечивала движение
торпеды в двух режимах — поисковом (на скорости 24 узла) и режиме сближения (40
узлов) с многократным переключением режимов. Максимальная дальность хода (в
зависимости от преобладающей скорости) находилась в пределах 15-20 км. Глубина
поиска и поражения цели составляла 2—400 м. По уровню скрытности применения
ТЭСТ-71 значительно превосходила американскую торпеду Мк.48 с поршневым
двигателем, хотя последняя, при сопоставимой дальности, обладала несколько
большей скоростью хода (50 узлов).
Для освещения подводной и надводной обстановки и
целеуказания оружию было решено применить усовершенствованный гидроакустический
комплекс МГК-500 (503?) “Скат”. Благодаря мерам по снижению шумности АПЛ и
уменьшению собственных помех при работе ГАК дальность обнаружения целей по
сравнению с АПЛ второго поколения увеличилась более чем в два раза.
Новые системы радиоэлектронного вооружения позволили
уменьшить предельную ошибку в определении места в пять раз, а также существенно
увеличить интервалы между всплытиями для определения координат. Дальность связи
возросла в два раза, а глубина приема радиосигналов - в три раза.
Для отработки вопросов прочности и технологии заводом
“Красное Сормово” были построены натурный отсек из титанового сплава, а также
полунатурный отсек из другого, более прочного сплава титана, предназначенного для
использования на перспективных сверхглубоководных АПЛ. Отсеки были доставлены в
Северодвинск, где в специальной док-камере прошли статические и усталостные
испытания.
АПЛ 945-го
проекта предназначена для ведения борьбы не только с ракетными подводными лодками
противника, но и с надводными кораблями из состава авианосных соединений и
ударных группировок. Повышение боевого потенциала достигалось за счет усиления
ракетно-торпедного и торпедного вооружения, прогресса в развитии систем
обнаружения, целеуказания, связи, навигации, внедрения
информационно-управляющих комплексов, а также улучшения основных
тактико-технических элементов — скорости, глубины погружения, маневренности,
скрытности, надежности и живучести.
Подводная лодка проекта 945 выполнена по двухкорпусной схеме. Легкий корпус имеет
эллипсоидную носовую и веретенообразную кормовую оконечности, «лимузинное»
ограждение выдвижных устройств и боевой рубки, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен
обтекатель для антенны ГАК. Закрытие забортных отверстий осуществляется при
помощи шпигатных затворов и кингстонов на всех цистернах главного балласта.
Прочный корпус, выполненный из титанового сплава,
имеет относительно простые формообразования - цилиндрическая средняя часть и конические
оконечности. Концевые переборки - сферические. Конструкция крепления к корпусу
прочных цистерн исключает изгибные напряжения, возникающие при обжатии лодки на
глубине.
Корпус лодки разделен на шесть водонепроницаемых
отсеков. Имеется система аварийного продувания двух цистерн главного балласта с
помощью продуктов сгорания твердого топлива.
АПЛ оборудована всплывающей спасательной камерой,
способной вместить весь ее экипаж.
Главная энергетическая установка номинальной мощностью
43000 л.с. включает один водоводяной реактор ОК-650А (180 мВт) и один
паро-зубчатый агрегат. Реактор ОК-650А имеет четыре парогенератора, по два
циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего
контура.
Лодка оснащена двумя турбогенераторами переменного
тока, двумя питательными и двумя конденсаторными насосами. Для обслуживания
потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два
обратимых преобразователя.
Гребной многолопастный винт обладает улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.
В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и резервные средства движения. Имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 500 (750?) л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного — для общекорабельных потребителей.
Для обеспечения движения под водой со скоростью хода до 5 узлов АПЛ оборудована двумя гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 300 (370?) кВт, каждый из которых работает на свой винт.
Лодка оснащена гидроакустическим комплексом МГК-500 (503?) “Скат-КС” (с аналоговой обработкой информации). Комплекс связи “Молния-МЦ” включает систему спутниковой связи и буксируемую антенну “Параван”.
Комплекс ракетно-торпедного вооружения и боевая информационно-управляющая система обеспечивают одиночную и залповую стрельбу без ограничений по глубине погружения (вплоть до предельной). Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке располагаются стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подачи и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В боекомплект входит до 40 единиц оружия — ракето-торпеды и торпеды, возможно брать мины.
Для снижения уровня физических полей применена двухкаскадная амортизация для всех механизмов и устройств. Все оборудование, действующее в малошумном режиме, установлено на многоярусных амортизированных блоках.
По проекту 945 было построено два корабля, которые по внутренним водным путям были переведены в Северодвинск, где их достроили и ввели в строй.
14.03.2013 в СМИ появилась информация о том, что АПЛ проекта 945 окажется в числе ПЛ, которые подвергнутся техническому усовершенствованию. После переоснащения их боевые возможности значительно возрастут. Сначала АПЛ проверят на наличие дефектов, а затем сменят ядерное топливо и все электрооборудование. Затем проверят и отремонтируют механические части, а при необходимости — и реакторы. За работу по переоснащению АПЛ будет отвечать ОАО "ЦС "Звездочка". Уже подписан контракт на ремонт и модернизацию Б-239 "Карп" и Б-276 "Кострома" проекта 945. В своем выступлении в сентябре 2013 года ГК ВМФ Виктор Чирков сказал: «До 2020 года планируется провести глубокую модернизацию 12 многоцелевых атомных подводных лодок: по проектам 949АМ – четыре единицы, 971М – шесть единиц, 945М – две единицы. Характеристики указанных подводных лодок будут не уступать, а по отдельным показателям, например по боекомплекту ударного ракетного оружия, превосходить зарубежные аналоги». В 2017 году появилась информация о приостановке работ по модернизации. С 2018 года упоминаний в СМИ о модернизации или ремонтах не появлялось. Корабли находятся в резерве или отстое (информации по утилизации так же не появлялось).
5. Схема проекта:
? Данных о схеме проекта нет.
|
| |
ПЛА К-276 проекта 945 (вид с левого борта): | ||
Вид спереди |
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение,
т:
надводное -
6300 (5940?)
подводное -
8200 (9600?, 9100?)
Длина
наибольшая, м -
107,0 (107,16?)
Ширина
корпуса наибольшая, м -
12,2 (16,69 – по стабилизаторам)
Осадка
средняя, м -
8,8 (9,62?)
Архитектурно-конструктивный
тип -
двухкорпусный
Глубина
погружения, м:
рабочая -
480
предельная -
600
Автономность,
сут -
100
Экипаж,
чел -
60 (61?, 59?)
Энергетическая
установка:
Главные механизмы:
тип -
АЭУ
ППУ:
марка -
ОК-650А
количество х тип ЯР -
1 х ВВР
тепловая мощность ЯР, МВт - 1 х
190
ПТУ:
тип -
блочная
кол-во х мощность ГТЗА, л.с. - 1
х 50000
кол-во х мощность АТГ, кВт - 2
x 3200
количество х тип движителей - 1 х малошумный ВФШ
Резервные источника энергии и средства движения:
количество х мощность ДГ, кВт - 2 х 500
аккумуляторная установка:
тип АБ -
свинцово-кислотная
количество х тип РСД -
2 х ВПК
привод ВПК х мощность, кВт - ЭД х 300
Скорость
хода наибольшая, уз:
надводная -
12,2
подводная -
35
Вооружение:
Торпедное:
количество х калибр ТА, мм - 2
х 650
боезапас (тип) торпед -
8 (12?) ( торпеды 65-76
или ПЛУР 86Р и 88Р ПЛРК «Ветер»)
количество х калибр ТА, мм - 4
х 533
боезапас торпед и ПЛУР -
32 (28?) (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР
83Р и 84Р ПЛРК «Водопад», или М5
ПЛРК «Шквал»)
система подготовки ТА -
«Гринда»
Радиоэлектронное:
БИУС -
«Омнибус»
НК -
«Симфония»
КСС -
«Молния-МЦ»
ГАК -
«Скат-КС» (МГК-500)
РЛК -
«Радиан» (МРКП-58)
ТК -
МТК-110
перископ ТК -
«Кутум»
командирский перископ -
«Лебедь-21»
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР" ч.1, Майор, 2003г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2023