Проект 643.
1.
Количество подводных лодок проекта: нет
2.
Изображение проекта:
3.
Состав проекта:
Не
реализован.
4. История проекта:
Еще до окончания испытаний подводной
лодки проекта 617
С-99
ЦКБ-18 приступило к проработке различных вариантов новых проектов подводных
лодок с ПГТУ, которые отличались от лодки проекта 617 улучшенными тактико-техническими элементами:
увеличенным запасом перекиси водорода и топлива, установкой теплового двигателя
для обеспечения более длительного подводного экономического хода, увеличенной
глубиной погружения, улучшенным радио- и гидроакустическим вооружением.
После ряда проработок различных
вариантов (проекты 617М, 635, 647) было составлено и
согласовано с ВМФ тактико-техническое задание на разработку проекта
двух-вальной подводной лодки среднего водоизмещения с ПГТУ. По этому ТТЗ в
1956—1958 годах в ЦКБ-18 (главный конструктор - С.Н.Ковалев) выполнили эскизный
и технический проект 643 подводной
лодки, существенно отличавшийся от проекта 617. Водоизмещение лодки составляло 1865 т,
наибольшая длина — 68,8 м, ширина — 8,5 м, глубина погружения — 300 м,
максимальная скорость в подводном положении — 22 уз, дальность плавания ею —
130 миль, дальность плавания экономической скоростью 2,5 уз — 2330 миль. Две
линии вала вместо одной в значительной мере увеличивали маневренность подводной
лодки и ее живучесть. Главные двигатели для надводного хода, дизели Д42
(мощностью 2000 л.с., при 1400 об/мин), имели более совершенную конструкцию,
малые габариты, отличались удобством в эксплуатации и более низким уровнем
шума.
Кроме них в состав энергетического
комплекса входили: две ПГТУ мощностью по 8650 л.с. при 10500 об/мин; два
гребных электродвигателя ПГ-130 мощностью по 680 л.с. при 990 об/мин;
дизель-генератор ДБ-67 экономического хода, работающий в подводном положении по
циклу академика Е.А. Чудакова с использованием перекиси водорода, мощностью 120
л.с. при 2200 об/мин; два гребных электродвигателя экономического хода ПГ-131
мощностью по 122 л.с.при 110 об/мин; аккумуляторная батарея типа 55 СЦ
(серебряно-цинковая) — две группы по 144 элемента или типа 28СМ (кислотная)—
две группы по 112 элементов. За счет установки дизель-генератора ДБ-67 время
непрерывного пребывания лодки в подводном положении увеличивалось в три раза.
При работе дизель-генератора по циклу в дизель поступал, вместо атмосферного
воздуха, парокислород, получаемый путем разложения перекиси водорода в
специальной камере. В цилиндрах дизеля парокислород с высокими температурой и
давлением расширялся и поршень совершал свой первый рабочий ход. Второй рабочий
ход, после хода сжатия, совершался при подаче в цилиндры топлива. Отработанные
газы, состоящие из углекислого газа, кислорода и паров воды, с помощью
компрессора газоотбора отводились за борт через специальные распыливающие
устройства. В надводном положении дизель-генератор работал по обычному циклу на
атмосферном воздухе. Его установка давала возможность довести район плавания
экономическим ходом под водой до 2300 миль, до полного израсходования перекиси
водорода и разрядки аккумуляторной батареи. В турбинном отсеке и отсеке
дизель-генератора имелись герметичные коридоры для прохода через отсеки во
время работы турбин или дизель-генератора по замкнутому циклу.
В проекте 643 предусматривалось увеличение числа торпедных аппаратов и
торпед, внедрение более совершенных средств навигации, связи и наблюдения.
Применение стали АК-25 е пределом текучести 6000 кгс/см2 давало
возможность обеспечить глубину погружения 300 м.
Технический проект 643 после рассмотрения получил одобрение ВМФ и МСП, но не осуществлялся, так как в это время началось активное строительство атомных подводных лодок. В связи с этим обстоятельством дальнейшее проектирование подводных лодок с ПГТУ и их строительство прекратили.
5.
Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение 1865
т
наибольшая длина 68,8
м
ширина 8,5
м
глубина погружения 300
м
максимальная скорость в подводном положении 22 уз
дальность плавания V макс 130 миль
дальность плавания V эконом. (2,5 уз) 2330 миль.
7. Источники:
- В.П. Кузин, В.И.
Никольский «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991» ИМО Санкт-Петербург 1996
- И. Боечин «Советские и
Британские Вальтеры» Техника-Молодежи №5 1996г.
- В.А. Баданин «Подводные лодки с единым двигателем»,
Гангут, Санкт-Петербург, 1998г.