Проект 643.
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
Еще до окончания испытаний подводной лодки С-99 проекта 617 ЦКБ-18 приступило к проработке различных вариантов новых проектов подводных лодок с ПГТУ, которые отличались от лодки проекта 617 улучшенными тактико-техническими элементами: увеличенным запасом перекиси водорода и топлива, установкой теплового двигателя для обеспечения более длительного подводного экономического хода, увеличенной глубиной погружения, улучшенным радио- и гидроакустическим вооружением.
После ряда проработок различных вариантов (проекты 617М, 635, 647) было составлено и согласовано с ВМФ тактико-техническое задание на разработку проекта двух-вальной подводной лодки среднего водоизмещения с ПГТУ. По этому ТТЗ в 1956—1958 годах в ЦКБ-18 (главный конструктор - С.Н.Ковалев) выполнили эскизный и технический проект 643 подводной лодки, существенно отличавшийся от проекта 617. Водоизмещение лодки составляло 1865 т, наибольшая длина — 68,8 м, ширина — 8,5 м, глубина погружения — 300 м, максимальная скорость в подводном положении — 22 уз, дальность плавания ею — 130 миль, дальность плавания экономической скоростью 2,5 уз — 2330 миль. Две линии вала вместо одной в значительной мере увеличивали маневренность подводной лодки и ее живучесть. Главные двигатели для надводного хода, дизели Д42 (мощностью 2000 л.с., при 1400 об/мин), имели более совершенную конструкцию, малые габариты, отличались удобством в эксплуатации и более низким уровнем шума.
Кроме них в состав энергетического комплекса входили: две ПГТУ мощностью по 8650 л.с. при 10500 об/мин; два гребных электродвигателя ПГ-130 мощностью по 680 л.с. при 990 об/мин; дизель-генератор ДБ-67 экономического хода, работающий в подводном положении по циклу академика Е.А. Чудакова с использованием перекиси водорода, мощностью 120 л.с. при 2200 об/мин; два гребных электродвигателя экономического хода ПГ-131 мощностью по 122 л.с.при 110 об/мин; аккумуляторная батарея типа 55 СЦ (серебряно-цинковая) — две группы по 144 элемента или типа 28СМ (кислотная)— две группы по 112 элементов. За счет установки дизель-генератора ДБ-67 время непрерывного пребывания лодки в подводном положении увеличивалось в три раза. При работе дизель-генератора по циклу в дизель поступал, вместо атмосферного воздуха, парокислород, получаемый путем разложения перекиси водорода в специальной камере. В цилиндрах дизеля парокислород с высокими температурой и давлением расширялся и поршень совершал свой первый рабочий ход. Второй рабочий ход, после хода сжатия, совершался при подаче в цилиндры топлива. Отработанные газы, состоящие из углекислого газа, кислорода и паров воды, с помощью компрессора газоотбора отводились за борт через специальные распыливающие устройства. В надводном положении дизель-генератор работал по обычному циклу на атмосферном воздухе. Его установка давала возможность довести район плавания экономическим ходом под водой до 2300 миль, до полного израсходования перекиси водорода и разрядки аккумуляторной батареи. В турбинном отсеке и отсеке дизель-генератора имелись герметичные коридоры для прохода через отсеки во время работы турбин или дизель-генератора по замкнутому циклу.
В проекте 643 предусматривалось увеличение числа торпедных аппаратов и торпед, внедрение более совершенных средств навигации, связи и наблюдения. Применение стали АК-25 е пределом текучести 6000 кгс/см2 давало возможность обеспечить глубину погружения 300 м.
Технический проект 643 после рассмотрения получил одобрение ВМФ и МСП, но не осуществлялся, так как в это время началось активное строительство атомных подводных лодок. В связи с этим обстоятельством дальнейшее проектирование подводных лодок с ПГТУ и их строительство прекратили.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение 1865
т
наибольшая длина 68,8
м
ширина 8,5
м
глубина погружения 300
м
максимальная скорость в подводном положении 22 уз
дальность плавания V макс 130 миль
дальность плавания V эконом. (2,5 уз) 2330 миль.
7. Источники:
- В.П. Кузин, В.И. Никольский «Военно-Морской Флот СССР 1945-1991» ИМО Санкт-Петербург 1996г.
- И. Боечин «Советские и Британские Вальтеры» Техника-Молодежи №5, 1996г.
- В.А. Баданин «Подводные лодки с единым двигателем», Гангут, Санкт-Петербург, 1998г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2020