Rambler's Top100 Спасательный подводный снаряд АС-19. Проект 1837К

АС-19

Проект 1837К




фотография:


Спасательный подводный снаряд АС-19

ПА АС-19 проекта 1837К в Советской Гавани после работ у о.Монерон. 1983 год.
Фотография мз архива Кузнецова Г.




историческая справка:


1981 год 15 января
Заложен на ССЗ "Красное Сормово" в г.Горький как ПЛ специального назначения АС-19 проекта 1837К;

1981 год 4 ноября
Спущен на воду. Перевезен в транспортном доке по внутренним водным путям в г.Севастополь для проведения наладочных работ и продолжения швартовных и заводских ходовых испытаний. Вошел в состав 288-й ГПЛСН 37-й БрАСС КЧФ с базированием на Стрелецкую бухту;

1981 год 30 декабря
Окончил программу испытаний. Подписан приемный акт. Вступил в строй;

1982 год 10 февраля - 30 марта
Выполнял рабочие погружения с различными задачами в полигонах боевой подготовки флота;

1982 год 30 марта
Убыл на КТОФ с предназначением для ПЛ проекта 940. Зачислен в состав КТОФ;

1982 год (приблизительно)
Помещен для базирования на борт ПЛ БС-486 проекта 940. Вместе с ПЛ-носителем входил в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1983 год
При отработке курсовых задач, при погружении, на глубине 150 метров, произошел разрыв дюритового соединения на трубопроводе насоса осушения. Из-за угрозы затопления аппарат произвел экстренное всплытие;

1983 год сентябрь
С борта СС "Георгий Козьмин" участвовал в поисках и подъеме фрагментов южнокорейского самолета Boeing-747, сбитого в сентябре 1983 г. советскими истребителями. Совместно с другими аппаратами совершил более пятидесяти погружений;

1986 год июнь
Отрабатывал задачи совместно с ПОС "Саяны" в районе о.Путятин, у ПЛ-носителя БС-486 в штормовых условиях произошел разрыв якорного троса носового якоря-массива. Был произведен поиск утерянного якоря-массива с помощью аппаратов АС-19 и АС-29. Якорь с обрывком якорного троса был обнаружен экипажем АС-19. С помощью водолазов остроплен, поднят на борт плавкрана и доставлен к месту базирования БС-486;

1986 год июль - август
Принял участие в операции по поиску упавшего южнее о.Русский самолета ЯК-38. Гидроакустическими средствами судов ОВРА на грунте в районе предположительного падения самолета было обнаружено более 400 целей. Было произведено около двух десятков погружений и визуальный осмотр мест нахождения "контактов", но ни самого самолета, ни его обломков не обнаружено. Грунт в районе поиска был захламлен металлическим ломом (металлические емкости различных объемов, обрывки тросов, части металлоконструкций), с в совокупности с плохой визуальной видимостью у грунта (1,0-1,5 метра) очень затрудняло подтверждение и "классифицирование" контакта;

1986 год сентябрь
По приказанию Командующего КТОФ произведено погружение с целью выполнения задания службы разведки КТОФ;

1987 год апрель
Успешно отработаны всплытие и посадка на ПЛ-носитель, сопровождение и наведение аппарата на цель аппаратурой ПЛ-носителя;

1987 год июль - август
Совместно с ПЛ-носителем принял участие в поиске двух СУ-19 пропавших в воздушном пространстве над о.Сахалин и предположительно упавшими в залив Анива. Поиск положительных результатов не принес, в связи с выходом из строя на АС-19 ГАС МГА-8. Допоиск пришлось проводить визуальным способом при видимости у грунта не более 1,5-2,0 метров;

1988 год
Размещен для базирования на ОС "Георгий Козьмин";

1988 год июнь
Экипажем произведены успешные допоиск, посадка и стыковка на комингс-площадку стенд-макета "затонувшей" ПЛ. Экипажем произведены успешные допоиск и обследование изделия "Днестр" на глубине свыше 200 м. на предмет подъема изделия с грунта. При последующих погружениях произведено дополнительное обследование изделия и обеспечение подъема продувочных шлангов изделия на поверхность;

1988 год июль
Успешно проведены учения по выводу подводников из "затонувшей" ПЛ сухим способом. Экипаж дважды стыковался с "затонувшей" ПЛ проекта 877. Вся операция: погружение ПА, допоиск ПЛ, посадка на кормовую комингс-площадку, переход "спасаемых" в АС, отстыковка, всплытие в надводное положение, подход к борту ОС "Георгий Козьмин" заняла 2,5-3,0 часа. Глубина покладки ПЛ на грунт - свыше 100 м.;

1988 год август
Произведены погружения для проведения допоиска и обследования в целях подъема с грунта изделия АГАМ. Произведено несколько погружений. Изделие обследовано, но поднять его не удалось;

1988 год сентябрь
Произведен успешный поиск, допоиск и обнаружение самолета ТУ-16 в декабре 1987 года не дотянувшего до аэродрома Елизово, приводнившегося в 15-20 км. от береговой полосы и затонувшего на глубине 180 метров. Работы у самолета были затруднены наличием стоящего "стеной" рыболовного трала, зацепившегося за кормовой горизонтальный стабилизатор и правое крыло самолета. У самолета не обнаружены и не найдены, конец левого крыла 2-3 м. и кормовая огневая установка;

1988 год ноябрь
Перебазирован на ПЛ-носитель БС-486;

1989 год 7 марта
Произвел успешный поиск, допоиск и обнаружение баллона ВВД, потерянного АПЛ К-322 проекта 971 при взрыве в межкорпусном пространстве. Аппарат в течение восьми часов производил допоиск при помощи ГАС МГА-8, в районе размером 800х800 м. Баллон был обнаружен, когда аппарат уже двигался на посадку в нишу ПЛ-носителя. Емкости батареи оставалось 10-15%. В это время, визуально, и был обнаружен, зарывшийся в ил баллон. Было принято решение обозначить "собою" место нахождения баллона. Так, как ПЛ-носитель находилась на достаточном удалении, и акванавты в "шланговом" варианте снаряжения, не смогли бы добраться до баллона. ПЛ-носитель в подводном положении снялась с якорей массивов и начала движение в сторону точки покладки на грунт АС-19. Но в 50-60 метрах от "цели" аккустики потеряли среди помех отметку аппарата, и далее ПЛ-носитель двигалась по счислению. Штурман был настолько "точен", что во время маневрирования носовой якорь-массив был "установлен" точно на верхний люк АС-19. Печальных последствий удалось избежать только благодаря тому, что якорь-массив развальцевал гайку, и верхнюю часть штока привода открытия люка, как головку заклепки. И в связи с этим шток не провалился под давлением воды внутрь аппарата, так как гребень на штоке был срезан, под действием массы якоря. Глубина была примерно 90 метров. Вторая причина того что экипаж АС-19 остался жив - наличие толстого слоя ила. Под весом якоря-массива (около 5 тонн), аппарат "загнало" в ил на 1,5-2,0 метра, что смягчило удар. Других серьезных повреждений аппарат не получил. Впоследствии на Дальзаводе был изготовлен новый шток и установлен на место. В ремонт аппарат не становился;

1989 год март
Принял участие в поиске и подъеме деталей и узлов палубного самолета Як-38 с глубины 11 метров;

1989 год
В связи с подготовкой ПЛ-носителя к постановке в ремонт, аппарату определено место базирования в бухте Улисс в составе 34-й БрСС КТОФ;

1990 год
ПЛ-носитель встала в ремонт на СРЗ-92 в бухте Золотой Рог (г.Владивосток);

1990 год
Аппарат переведен для базирования на борт СС "Алагез";

1990 год август
Произведены учебные погружения с борта СС "Алагез" целью отработки задач БП. Отработаны действия по выгрузке и взятию на борт аппарата, без оставления его экипажем. Такой вариант использования предусмотрен при сильном волнении поверхности моря;

1990 год - 1993 год декабрь
Находился в составе сил постоянной готовности на борту ПОС "Саяны";

1993 год декабрь
Установленными лицами, успевшими затем укрыться от следствия на территории Украины, решившими "заработать", был поврежден один из трубопроводов дифферентной системы АС-19 (в качестве рабочего тела в дифферентной системе АС проектов 1837 и 1837К использовалась ртуть). В результате аппарат был выведен из строя. Это была единственная неисправность, не допускающая дальнейшее использование АС-19 по прямому назначению. Специалистами СРЗ "Звезда" был произведен демонтаж дифферентной системы АС-19;

2001 год
Отсутствие финансовых средств и какой-либо заинтересованности руководства ТОФ в сохранении, в остальном полностью исправного, аппарата, привело к тому, что было принято решение об исключении АС-19 из списочного состава ТОФ. В дальнейшем утилизирован.




командиры:


1. Трифонов А.С. (1981-1983-1983?)
2. Кузнецов Г.Ю. (08.1985-09.1990, 1991-1993)



список источников:


1. Лубянов А.Н. "Прорыв в глубину", Таврида, Севастополь, 2003г.
2. Шанихин Е.Н. "Глубоководные аппараты" (вехи глубоководной тематики), Восточный горизонт, 2003г.
3. Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", ВТА "Тайфун", №3 (15), 1999г.
4. Павлов А.С. "Военные корабли России", Якутск, 2001г.
5. "Новая газета", №57, 2005г.
6. Воспоминания членов экипажа.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.©