Проект 940 «Ленок» (NATO – “India”).
1. Количество подводных лодок проекта: 2
2. Изображение проекта:
первоначальный вид сбоку и сверху
вид сбоку после размещения СПА проекта 1855 (ПЛ БС-486)
пунктиром показана кормовая оконечность после последней модернизации
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ: ССЗ имени Ленинского комсомола (2) |
||||||
1 |
194 |
22.02.1974 |
07.09.1975 |
21.01.1976 |
1978 - присв. наименование |
|
2 |
195 |
23.02.1978 |
27.05.1979 |
01.09.1979 |
4. История проекта:
1964
- 1968 гг., ЦКБ-112 выполнило проектные проработки для определения
тактико-технических элементов, принципиальных конструкторских решений и рекомендаций
по проектированию и строительству серии подводных спасателей, включая и
строительство спасательной подводной лодки. 20 сентября 1967 г. было принято
постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, предусматривавшее строительство
спасательной подводной лодки. Полученный опыт государственных испытаний и
опытной эксплуатации ПЛ пр. 666 позволил конструкторам создать технический
проект (1969 г.), минуя эскизную стадию. К 1972 г. ЦКБ "Лазурит"
разработало рабочие чертежи СПЛ пр. 940
(главный конструктор Б.А.Леонтьев, главный наблюдающий от ВМФ В.Р.Мастушкин), а
завод имени Ленинского комсомола приступил к ее строительству (главный
строитель Л.Д.Пиков).
Спасательная ПЛ пр.940 предназначалась для спасения
личного состава аварийной ПЛ и для обеспечения подготовки к ее подъему. Она
должна выполнять следующие задачи:
- поиск аварийной ПЛ во взаимодействии с поисковыми силами
флота и, по возможности, самостоятельно с помощью установленного на ней вооружения,
при ее плавании на глубинах до 240 м и допоиск аварийной ПЛ с помощью принятых
на СПЛ двух спасательных снарядов (СПС) пр.1837 при их плавании на глубинах до 500
м, а также определение состояния аварийной ПЛ, лежащей на грунте, с помощью
водолазов на глубинах до 200 м;
- спасение личного состава аварийной ПЛ "сухим"
способом на глубинах до 500 м с помощью спасательных подводных снарядов;
- спасение личного состава аварийной ПЛ "мокрым"
способом с помощью водолазов на глубинах до 120 м;
- допоиск затонувших самолетов, торпед, ракет на глубинах до
500 м с помощью принятых на СПЛ спасательных снарядов;
- обозначение места аварийной ПЛ с помощью комбинированных
сигнальных патронов и излучателей шума аппаратуры аварийной сигнализации
(МГС-29) при нахождении СПЛ над аварийной ПЛ;
- установление и поддержание связи с личным составом
аварийной ПЛ с помощью установленного на СПЛ вооружения и водолазов, а также
поддержание
жизнедеятельности личного состава аварийной ПЛ;
- оказание медицинской помощи водолазам и спасенным
подводникам;
- проведение декомпрессии водолазов и спасенных подводников;
- обеспечение глубоководных испытаний ПЛ и испытаний новых
аварийно-спасательных средств с помощью установленного на СПЛ вооружения;
- проведение подводных работ силами водолазов на глубинах до
200 м;
- проведение подводных работ с применением метода
длительного пребывания водолазов на глубинах до 300 м;
- буксировку аварийной ПЛ в надводном положении.
Перед проектантами ставилась
основная задача — получить средство, более эффективное по сравнению с
существующими при выполнении спасательных работ.
Как известно, эффективность
спасательных работ, выполняемых надводными спасательными судами, ограничивается
возможностями работы водолазов по глубине и по времени пребывания на этой
глубине, гидрометеорологическими условиями в районе спасательных работ и
сложностью позиционирования (постановки и удержания) надводного спасательного
судна над аварийной ПЛ.
Государственные испытания экспериментальной
спасательной ПЛ пр.666 и опытная ее эксплуатация показали, что она
не имеет большинства из указанных ограничений надводных спасательных судов и подтвердили
возможность и эффективность ее использования для спасения экипажей аварийных
ПЛ. Этими же качествами обладала СПЛ пр.940
с еще более широкими техническими возможностями.
Головная
СПЛ пр. 940, заложенная 22 февраля
1974 г., 7 сентября 1975 г. была спущена на воду. Решением от 9 февраля 1976 г.
ее передали в опытную эксплуатацию. В течение 1976-1978 гг. головная СПЛ
проходила опытную эксплуатацию, в результате которой, под руководством и при
непосредственном участии специалистов ВМФ и промышленности (Б.М.Голдобин,
В.В.Смолин, К.Л.Знаменский, В.Д.Доронин, Н.Ф.Дикарев, А.В.Терехин,
Л.Д.Третьяков и др.), была проведена работа по прямому назначению всего
комплекса. В ходе испытаний было проверено функционирование спасательных
подводных снарядов и водолазного оборудования, а также проведена отработка
организации и методики взаимодействия СПС и СПЛ, приема "спасенных"
"сухим" и "мокрым" способами. Кроме того, отрабатывались
маневры СПЛ в районе "аварийной" ПЛ.
За
время опытной эксплуатации было выполнено 37 всплытий и посадок спасательными
подводными снарядами и 942 человеко-спуска водолазов на глубины до 200 м. Шесть
акванавтов находились под давлением 19 сут. 11 ч 40 мин.
Государственная
комиссия по опытной эксплуатации под председательством контр-адмирала
В.Г.Белашева отметила, что создание таких уникальных средств спасения, как СПЛ,
обеспечило качественный скачок в технике выполнения спасательных и подводных
работ, повысило их эффективность, исключая зависимость выполнения работ от
метеорологических условий и состояния моря.
Эффективность
спасательных работ, выполняемых надводными спасателями с увеличением глубин
погружения современных ПЛ и расширением района их плавания, заметно снизилась и
была ограничена возможностью водолазов по глубине и времени пребывания на ней,
гидрометеорологическими условиями в районе спасательных работ, а также
сложностью постановки и удержания надводного спасательного судна над аварийной
ПЛ. С другой стороны, нахождение СПЛ в непосредственной близости от аварийной
ПЛ позволяло подводникам, спасенным "мокрым" способом, проходить
декомпрессию непосредственно на СПЛ в декомпрессионных камерах, что облегчало
сложную и длительную передачу подводника на поверхность к судовой
декомпрессионной камере; СПС (при спасении "сухим" способом)
приходится перекрывать значительно меньшие расстояния, чем при работе с
надводным кораблем, что намного сокращает сроки выполнения спасательных работ.
Специфические характеристики корабля: время непрерывного
пребывания под водой при проведении спасательных работ до 60 ч., величина ее
нормального водоизмещения с двумя СПС - 3950 м3 (при запасе плавучести 29%).
Спасательная ПЛ имеет двухкорпусную
конструкцию, с силуэтом, несколько напоминающим характерный абрис
"стратегов" — с ярко выраженным подъемом надстройки за ограждением,
которое (в отличие от "стратегов") служит не для закрытия верхних
частей ракетных контейнеров, а для конструктивной защиты СПА, обеспечивая
надежное крепление их даже при ходе в штормовом море до 8 баллов. Ограждение прочной
рубки имеет рубочные рули. Форштевень в нижней части имеет характерный для
надводных судов носовой бульб, в котором размещена антенна ГАС
"Плутоний".
Лодка
имела восемь отсеков: I и II отсеки - аккумуляторные; II отсек - ЦП; III -
комплекс водолазного оборудования; IV - жилое помещение; V - дизельный, VII -
электромоторный, VIII - вспомогательного оборудования.
Общая компоновка ПЛ выполнена с
учетом создания условий для безопасной посадки и всплытия СПС, а также создания
надлежащих условий обитаемости личному составу и 50 спасенным подводников. В
частности, из-за максимально возможного разнесения СПС между собой и
ограждением прочной рубки (не менее 10 м) комингс-площадки, на которых
размещены СПС, установлены над ГУ и VII отсеками. Такое размещение СПС
определило и общую компоновку ПЛ, которая выполнена следующим образом.
В I отсеке расположена кают-компания
офицерского состава, каюта командира корабля, агрегатная и две группы АБ.
Во II отсеке на верхней палубе размещен ЦП
с необходимыми командными постами, рубкой штурмана и рубкой гидроакустика; на
средней палубе — рубка связи, рубка радиолокации и другое оборудование, а в
трюме—трюмное хозяйство ЦП.
В III отсеке расположена агрегатная,
провизионная сухой провизии для личного состава и для 50-ти спасенных
подводников, две группы АБ.
В IV отсеке размещен специальный
водолазный комплекс.
На верхней палубе расположены жилые
каюты, в которых находятся водолазы.
На средней палубе сосредоточено
основное водолазное вооружение, включающее поточно-декомпрессионные камеры,
отсек длительного пребывания, шлюзовую камеру с приемо-выходными отсеками.
Расположение поточно-декомпрессионных камер и отсека длительного пребывания
внутри прочного корпуса СПЛ обеспечивает возможность наблюдения за людьми,
находящимися внутри камер, через иллюминаторы и свободный доступ к сальниковым
уплотнениям, арматуре, а также светильникам, находящимися снаружи камер.
Площадь палубы между
поточно-декомпрессионными камерами и отсеком длительного пребывания использована
для размещения постов управления работой водолазов и водолазного комплекса — КП
управления водолазной службой, пост связи с водолазами, находящимися в воде, и
пост подачи им смесей, пост обеспечения декомпрессии и связи с водолазами,
находящимися в поточно-декомпрессионных камерах, отсеке длительного пребывания
и в шлюзовой камере, а также управление тепловлажностной обработкой отсека
длительного пребывания.
На средней палубе зарезервировано место для установки аппаратуры физиологического наблюдения за людьми, находящимися в камерах (в дальнейшем была установлена электрофизическая установка "Трезубец-КП").
Принципиальные схемы систем жизнеобеспечения водолазов и спасенных подводников, количество и расположение постов управления водолазными работами разработаны 40-м ГосНИИ МО.
В трюме IV отсека размещены баллоны с газовыми смесями, кладовые водолазного имущества, а также посты регенерации газовых смесей для отсека длительного пребывания и пост трюмного, обслуживающего гелиево-кислородный компрессор ГК-225 и компрессор ГК-3.
В V отсеке расположены жилой и камбузный блоки, столовая личного состава и гиропост.
В VI и VII отсеках размещены главные дизели (1Д-43, 2x4000 л.с.) и электромоторы (ПГ-141, 2x3550 л.с.).
В VIII отсеке расположен медицинский блок, включающий
операционную,
два изолятора, каюту врача и санблок. В этом же отсеке размещены гребные электродвигатели экономического хода (ПГ-140, 2x139 кВт).
В концевых отсеках (I и VIII расположены электродвигатели
лагового перемещения. Движители лагового перемещения обеспечивают возможность
точного маневрирования СПЛ вблизи затонувшей ПЛ.
Поиск направления на аварийную ПЛ
осуществляется с помощью ШПС МГ-10М по сигналам излучателя шума МГС-29 терпящей
бедствие ПЛ. Если сигналы от МГС-29 не поступают, направление и дистанцию до
терпящей бедствие ПЛ определяют с помощью ГЛС "Арфа-Г". После
обнаружения терпящей бедствие ПЛ спасательная лодка с помощью четырех
гидролокаторов МГА-5, размещенных вдоль корабля в килевой части, уточняет
положение терпящей бедствие ПЛ, подходит к ней возможно ближе и становится на
якоря над ней для проведения спасательных работ, установив и поддерживая с ней
связь с помощью ГАС МГ-15 или МГ-25. Связь с подводными спасательными снарядами
осуществляется из ЦП с помощью ГАС МГА-1, а с водолазами — через станцию связи МГВ-55.
Для обеспечения обзора внешней
среды, для наблюдения за посадкой и всплытием подводных снарядов, а также для
обеспечения наблюдения за выходом и входом водолазов и приемном спасаемых
подводников "мокрым" способом проектом предусмотрена установка
комплекса телевизионной аппаратуры, состоящей из четырех телевизионных
комплектов МТ-70 в сокращенной комплектации (без перископов) с одиннадцатью
телевизионными передающими камерами. Обзор внешней обстановки производится с помощью
пяти камер, установленных в днище лодки в районах II, III, IV и VII отсеков, и одной камеры,
установленной в ограждении рубки. Такое расположение камер обеспечивает обзор
обстановки под килем лодки на длине 50 м вдоль ее оси, на расстоянии 10 м от
киля, и над лодкой в районе ограждения прочной рубки. При этом обеспечивается
одновременно наблюдение на трех экранах видеоконтрольных устройств с трех
камер. Наблюдение за посадкой и всплытием СПС производится с помощью трех
камер, установленных в районе размещения СПС. Для обеспечения наблюдения за
входом и выходом водолазов, а также приемом спасаемых подводников
"мокрым" способом установлены две телевизионные камеры в водолазной
нише.
Для обеспечения работ камер
установлены глубоководные светильники СГН-64 (по два у каждой камеры).
Для решения специфических задач
спасения на СПЛ пр.940 установлены
специальные системы и устройства, в частности:
- в санитарно-бытовом отсеке ОДП в приемо-выходных отсеках
шлюзовой камеры - душевые стойки, позволяющие производить обмыв водолазов и
спасенных подводников мытьевой, пресной холодной и горячей водой;
- для обеспечения стабилизации глубины погружения
предусмотрена система стабилизации глубины погружения без хода, которая дает
возможность перехода по глубине ступенями (от 1 до 15 м) на глубинах до 240 м;
- для обеспечения размыва илистого грунта на глубинах до 120
м с помощью водолазов на СПЛ предусмотрено специальное устройство (штатный
насос осушительной системы, трубопроводы для подачи воды от насоса в водолазную
нишу и гибкие рукава);
- размещено оборудование для электрокислородной резки и
электродуговой сварки металлоконструкций, позволяющее производить работы на
глубинах до 60 м (в надводном положении) и 200 м (в подводном положении);
- соответствующие устройства на СПЛ обеспечивают подачу ВВД
с СПЛ на спасательные аппараты, зарядку внутренних АБ СПЛ (в подводном
положении и в режиме РДП), с помощью водолазов или СПС обеспечивается подача
ВВД на аварийную ПЛ;
- специальное якорное устройство (две якорно-швартовные лебедки
и два якоря-массива), обеспечивающие постановку, стоянку и съемку с якорей в
подводном положении на глубинах места до 500-600 м и на расстоянии 200-300 м от
грунта при скорости течения до 2 уз по курсу СПЛ (лагом к течению 0,5 уз);
- для обеспечения лаговых перемещений и разворотов СПЛ на
месте в надводном и подводном положениях предусмотрено устройство лагового
перемещения (движительные комплексы — винт в трубе, в носу и в корме);
- для выхода и входа водолазов в приемо-выходные отсеки
шлюзовой камеры в каждом из них предусмотрены входные люки диаметром 800 мм с
двумя крышками с приводами из прочного корпуса, в каждом люке обеспечивается
проверка на герметичность водолазного снаряжения.
Для удобства входа и выхода
водолазов из СПЛ установлены две откидные площадки (с приводом из прочного
корпуса и из водолазной ниши, в которой находятся подводные светильники) и по
две вьюшки с каждого борта с капроновым фалом, служащим тросом-проводником для
водолазов.
Кроме того, в отсеках ПДК размещены
мойки, кресла-диваны, откидные скамьи, а в отсеке длительного пребывания также
шкафы для платья, шкаф для посуды, складные столы и табуреты, откидные
кресла-диваны.
При этом следует иметь в виду, что
весь личный состав СПЛ (94 человека, из них 17 офицеров) обеспечен спальными
местами при двухъярусном расположении коек (каюты - одно-, двух-, четырех-,
шести- и восьмиместные).
Интересно по составу
гидроакустическое вооружение СПЛ:
- ШПС МГ-10М2;
- ГАС связи "Гамма-П";
- гидролокационная система бокового и кругового обзора
"Крильон";
- ГАС миноискания МГ-519;
- аппаратура для определения скорости звука в морской воде
МГ-23;
- аппаратура определения начала кавитации гребных винтов ПЛ
ГИ-102.
Кроме того, в штурманское вооружение
входят гидроакустические средства навигации:
- звукометрическое гидроакустическое устройство МГ-17,
предназначенное для определения местоположения ПЛ по навигационной
гидроакустической системе;
- навигационный эхолот НЭЛ-б (заменен эхолотом M1);
- эхоледомер ЭЛ-3;
- гидроакустический лаг ЛА-1 для измерения скорости ПЛ
относительно грунта на больших глубинах;
- гидроакустический
лаг ЛА-3 ("Кемь") для
измерения скорости хода ПЛ при глубинах под килем от 5 до 170 м;
- гидроакустическая система "Экватор 1",
предназначенная для определения места ПЛ относительно донных маяков-ответчиков,
установленных на грунте.
Основной
особенностью СПЛ являлось наличие специальных средств, предназначенных для
выполнения спасательных и водолазных работ. Это были СПС пр. 1837,
представлявшие собой сверхмалые подводные лодки, предназначенные в первую
очередь для эвакуации личного состава аварийной ПЛ путем их приема в снаряд и
транспортировки их на СПЛ с глубин до 500 м на течении до 1,5-2 уз; водолазное снаряжение
для обеспечения работы водолазов на глубинах до 300 м методом длительного их
пребывания на глубине; комплекс поточно-декомпрессионных камер (ПДК) и отсека
длительного пребывания (ОДП), предназначенного для спуска и последовательного
вывода 6 пар водолазов с глубин до 200 м по рабочим режимам декомпрессии, а
также длительного (до 30 сут.) пребывания в ОДП 6 водолазов (акванавтов) в
условиях искусственной среды при повышенном давлении (до 30 кг/см2) и
проведения, в случае необходимости, лечебной рекомпрессии водолазов и спасенных
подводников; а кроме того, спасения "мокрым" способом с последующей
декомпрессией 50 подводников с аварийной подводной лодки.
Комплекс
ПДК и ОДП был оборудован на средней палубе IV отсека (на левом борту ОДП, на
правом - ПДК, шлюзовая камера устанавливалась вдоль кормовой переборки отсека).
Здесь же размещалось оборудование постов управления водолазной службы, поста
связи с водолазами, подачи смеси декомпрессии, газоанализа и очистки газовых
смесей, обслуживания систем санитарно-бытовых и физиологической обработки.
Поточно-декомпрессионная
камера состояла из выходного отсека для входа в лодку и выхода из нее под водой
и двух декомпрессионных отсеков для проведения декомпрессии подвергшихся
забортному давлению спасаемых подводников и водолазов-спасателей. Отсек
длительного пребывания (включая также жилой и санитарно-бытовой), обеспечивал
непрерывное, в течение 30 сут, пребывание в нем 6 акванавтов, периодически
выходящих для выполнения водолазных работ.
Шлюзовая
камера (ШК) состояла из двух приемо-выходных отсеков (правого и левого борта) и
шлюзового отсека (среднего), предназначавшихся для выхода и приема водолазов,
акванавтов и спасенных "мокрым" и "сухим" способом
подводников при нахождении СПЛ в надводном или подводном положении.
Следует
добавить, что если шлюзовая камера позволяла выполнять проведение декомпрессии
водолазов и спасаемых подводников, то средний шлюзовой отсек мог обеспечить
проведение декомпрессии и лечебной рекомпрессии акванавтов, а приемо-выходной
отсек (левого борта) - выход и прием акванавтов.
ПДК,
ОДП и ШК были соединены с IV отсеком входными шлюзами диаметром 300 мм, которые
при переходе из отсека допускали шлюзование одного человека в положении сидя.
Кроме того, предусматривался малый (диаметром 250 мм) шлюз для подачи пищи,
воды и для удаления отходов.
В
трюме IV отсека размещался пост регенерации газовой смеси для ОДП. В этом же
отсеке находилось все необходимое оборудование для водолазных и
декомпрессионных работ.
Кроме обычных
для подводных лодок систем и устройств СПЛ была оборудована специальными
системами и устройствами - например, системой воздухоснабжения, газоснабжения и
утилизации газовых смесей, устройствами для размыва илистого грунта, подачи ВВД
в СПС, для резки и сварки металла.
ПЛ
может использоваться для операций по поиску и подъёму различных затонувших предметов,
в том числе и взрывоопасных. Транспортно-спасательные аппараты имеют длину 11.3
м и могут погружаться на глубину до 500-1000м. Аппараты имеют люк в нижней
части корпуса, способны пристыковаться к спасательному люку подводной лодки.
Операции по высадке спасаемых людей на лодку-спасатель производятся как в
подводном, так и в надводном положении. При необходимости подводные лодки пр. 940 могут использоваться и в
диверсионных операциях, в этом случае спасательные аппараты заменяются на
десантно-высадочные средства, применяемые при проведении подобных операции.
Для лаговых
перемещений и разворотов СПЛ на месте предусматривались два движительных
комплекса лаговых перемещений по одному в носовой и кормовой оконечностях с
электродвигателем ПГ-103К (50 л.с. при 165 - 420 об./мин). Имелось также
специальное якорное устройство, которое обеспечивало лодке ее постановку,
стоянку и снятие с якоря в подводном положении на глубинах места до 500 - 600 м
на расстоянии 200-300 м от грунта при наличии течения до 2 уз. Специальное
буксирное устройство обеспечило возможность буксировки в надводном положении
аварийной подводной лодки водоизмещением до 400 т. со скоростью хода 6 уз при
волнении моря до 4 баллов.
При проведении ряда
спасательных операций эти корабли показали высокую эффективность и подтвердили
целесообразность их строительства в дальнейшем.
Необходимо подчеркнуть, что СПЛ в
свое время соответствовали передовому техническому уровню. В 1981 г. создателям
уникального технического комплекса "подводная лодка - спасательные
аппараты" была присуждена Государственная премия в области науки и
техники. Ее удостоились А.Т. Деев, Б.А. Лентьев, С.В. Молотов, Ю.Г. Мочалов,
С.С. Ефимов, А.И. Фигичев, С.Е. Подойницын и В.В. Кудрин.
С 1978 г. головная СПЛ пр.940 прошла две модернизации,
предусмотренные проектом и связанные с совершенствованием спасательных
аппаратов.
Вскоре после сдачи второго корабля
пр.940 (это произошло в 1980 г.) был
принят на вооружение более совершенный СПА пр. 1855 "Приз". В
1994 г. ВМФ был сдан новый, более совершенный СПА пр.18270
"Бестер". Кроме этих двух новых спасательных аппаратов СПЛ пр.940 дооборудовалась для приема на борт
СПА пр.1837К
и 1839
(последний не спасательный, а рабочий - APC). СПА типа «Приз» разместили на БС-486 после модернизации. СПА типа
«Бестер» предполагали оснастить БС-257.
Расширение номенклатуры базирующихся
на СПЛ подводных аппаратов, как правило, было связано с некоторыми изменениями конструкции
надстройки в районе посадочных ниш, корректировкой схемы амортизации посадочных
ниш и переукладки части твердого балласта. Например, для обеспечения
использования СГА пр. 1855 "Приз" на лодках
необходимо было выполнить следующие работы:
- заменить секции надстройки в районе посадочных ниш;
- изменить расположение амортизаторов в посадочных нишах;
- подкрепить 116 шп.;
- заменить бронзовое червячное колесо редуктора в устройстве
крепления СГА по-штормовому на червячное колесо, изготовленное из другого
материала с повышенными механическими характеристиками;
- разместить во II отсеке в рубке радиосвязи выносную
радиостанцию "Причал".
После выполнения этих работ нагрузка
СПЛ БС-486
увеличилась на 9,0 т. Для сохранения спецификационного значения
метацентрической высоты в надводном и промежуточном положениях необходимо было
понизить твердый балласт, уложенный в счет замещения солености, и
перебалластировать ПЛ на новую плотность забортной воды (1,018 т/м3).
Кроме таких относительно крупных
модернизаций шли и более мелкие и менее заметные. Так, за первые пять лет
эксплуатации на СПЛ по совместным решениям выполнены 53 модернизационные
работы, в том числе:
- установка системы электроподогрева водолазов (для
снаряжения СНГ-200 и СВГ-АР);
- установка системы сигнализации работы забортных
светильников;
- установка изделия "Гамма-П";
- установка ГАС "Арфа-М", РЛС
"Пароль-301" (вместо "Хром-КМ"), МРП-25 (вместо
"Накат"), "Анис М-В" (вместо СВАН-М);
- установка ГАС "Крильон";
- перенос пульта системы "Кобальт";
- дооборудование специального поста связи и сигнализации
лага и т.д.
В результате опытной эксплуатации
головной БС-486
были предложены усовершенствования, которые соответствующим решением
рекомендовали к внедрению. Среди них - установка лага ЛА-3 ("Кемь"),
ГАС "Арфа-М" (вместо ГЛС "Плутоний"), РЛС
"Пароль-301" (вместо РЛС "Хром-КМ"), РЛС МРП-25 (вместо
"Накат-М"), антенны "Анис-М-В." (вместо антенны СВАН-М).
ГАС "Крильон" (вместо двух ГЛС МГА-5), световых приборов
"Агат", двух светильников СГН-64 на ограждении рубки (для улучшения
визуального обнаружения ПЛ в подводном положении с СПС), глушителей шума в IV
отсеке, гидроприводов
для открытия и закрытия нижних крышек водолазных люков.
В процессе эксплуатации СПЛ
предпринимались попытки расширить их возможности использования. Так, в 1980-е
гг. разработан проект модернизации СПЛ в морской стенд для испытаний
принципиально новых двигателей и движителей - например,
магнитогидродинамического, выполненного в виде отдельного модуля, с
раскреплением его на комингс-площадке вместо одного СПС.
Проектные работы показали широкие
возможности использования СПС в качестве морского стенда для испытаний новой техники.
По известным причинам эти работы не были завершены.
С целью расширения тактических
возможностей СПЛ (крупным недостатком этой ПЛ была дизель-электрическая
энергетическая установка, которая резко ограничивала возможности проведения
спасательных операций в подводном положении) была разработана техническая
документация на модернизацию спасательных ПЛ в части установки вспомогательной
атомной установки (ВАУ-6), успешная опытная эксплуатация которой (1984) на
ракетной ДЭПЛ пр.651Э гарантировала существенное
качественное расширение возможностей использования спасательных ПЛ с такой
установкой.
СПЛ
пр. 940, имея на вооружении по два
спасательных подводных снаряда и комплекс водолазного оборудования, являлись принципиально
новым типом корабля в системе поисково-аварийно-спасательного обеспечения
Военно-Морского Флота и открывали новые возможности в проведении подводных
работ в интересах обороны и экономики страны. Однако БС-486 списана на слом, а БС-257
в конце 90-х стала в отстой в Екатерининскую гавань.
Такова незавидная судьба двух единственных в мире отечественных спасательных подводных лодок. Это особенно печально, если учесть, что мировая цивилизация вплотную подходит к подводным технологиям освоения богатств мирового океана, особенно на арктическом шельфе России.
5. Схема проекта:
Продольный разрез ПЛ проекта 940:
1 — антенна ГАС «Крильон» (бокового
и кругового обзора); 2 — антенна ГАС «Гамма-П» (ЗПС);
3 — антенна ГАС «Плутоний»
(миноискания); 4 — носовое устройство лагового перемещения;
5 — агрегатная; 6 — аппаратная гидроакустической
аппаратуры; 7 — первый (носовой) отсек;
8 — каюта командира корабля и
кают-компания офицеров; 9 — баллоны системы ВВД;
10 — носовой аварийный буй; 11 —
носовые группы АБ; 12 — ходовой мостик;
13 — репитер гирокомпаса; 14 —
прочная рубка; 15 — перископ; 16 — ПМУ устройства РДП;
17 — ПМУ антенны комплекса средств
связи; 18 — ПМУ антенны РЛС «Каскад»;
19 — ПМУ антенны радиопеленгатора
«Завеса»; 20 — второй отсек; 21 — центральный пост;
22 — рубки связи и радиолокации; 23
— третий отсек; 24 — кормовые группы АБ;
25 — четвертый (водолазный) отсек;
26 — каюты водолазов;
27 — специальный водолазный комплекс
(поточно-декомпрессионные камеры, отсек длительного пребывания,
шлюзовая камера
с приемо-выходными отсеками, баллоны с газовыми смесями, гелиево-кислородный
компрессор,
пост управления работой водолазов, а также водолазного комплекса и
т. д.); 28 — гиропост; 29 — пятый (жилой) отсек; 30 — кубрики личного состава;
31 — столовая личного состава и
камбуз; 32 — СПА; 33 — шестой (дизельный) отсек;
34 — главный ДД; 35 — седьмой
(электродвижения) отсек; 36 — ГГЭД;
37 — восьмой (медицинский или
кормовой) отсек; 38 — кормовой аварийный буй;
39 — медицинский блок; 40 — ГЭД
экономического хода; 41 — приводы кормовых рулей;
42 — кормовое устройство лагового
перемещения.
Схема размещения ВУ
1 - газовыхлоп ДД; 2
- ПМУ АП СОРС МРП-25; 3 - ПМУ АП радиопеленгатора «Завеса»;
4 - ПМУ АП РЛС «Каскад»; 5 -
ПМУ «Анис»; 6 - РДП; 7 - перископ
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 3950 тонн | |
подводное: | 5100(?) тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 15,0 узлов | |
полная подводная: | 11,5 узлов | |
лаговая: | 0,3 узла | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 5000 (13,0) миль | |
в подводном положении: | 18 (11,5), 85 (3,0) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 300 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 106,0 метров | |
ширина: | 9,7 метра | |
осадка средняя: | 6,9 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
запас плавучести: | 29% | |
спасательные и водолазные средства | ||
спасательные подводные аппараты: | 2 | |
поточно-декомпрессионная камера: | 1 | |
отсек длительного прибывания: | 1 | |
шлюзовая камера: | 1 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 4000 л.с. (типа 1Д43) | |
количество х мощность ДГ, кВт: | 1 х 1750 л.с. (типа 2Д42) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 6000(?) (типа ПГ141) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 140 л.с. | |
количество х мощность ЭД лагового перемещения, кВт.: | 2 х 375 кВт | |
количество валов: | 2 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | свинцово-кислотная изделие 419, 4 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 45 суток | |
экипаж: | 94 человека (в т.ч. 17 офицеров) | |
водолазной службы из числа экипажа: | 21 человек | |
команда двух СПС из числа экипажа: | 8 человек |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Постнов А.А. "Спасательная ПЛ проекта 940", Морской Сборник, 08.1997г.
- Постнов А.А. "Спасательная подводная лодка проекта 940", Тайфун, 9 (40) 2001г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016