Подводные лодки С.К. Джевецкого.
Степан Карлович Джевецкий, один из выдающихся изобретателей подводного кораблестроения XIX века, родился в 1843 году в богатой и знатной дворянской семье. Образование получил в Париже в Центральном инженерном училище. В 1877 году, плавая добровольцем-рядовым на вооруженном пароходе "Веста", отличился в бою с турецким броненосцем "Фехти-Булленд" и был награжден за храбрость Георгиевским крестом. Участвуя в русско-турецкой войне, пришел к выводу, что наиболее эффективным средством борьбы с боевыми надводными кораблями является подводная лодка. Лично спроектировал и организовал постройку подводных лодок пяти типов (первый, второй, третий, четвертый и пятый варианты).
Первый вариант подводной лодки С.К. Джевецкого
Второй вариант подводной лодки С.К. Джевецкого
Третий вариант подводной лодки С.К. Джевецкого
Четвертый вариант подводной лодки С.К. Джевецкого
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||
модернизации |
спуска |
вступления в строй | ||||
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Невский Завод (1) | ||||||
1 |
- |
1884 |
1885 |
не вступала |
модификация 3 варианта, |
4. История проекта:
В 1883 г. С.К. Джевецкий предложил военно-инженерному ведомству, в чьем ведении находились все 50 лодок его третьего варианта, переоборудовать две из них в электроходы (одну лодку он решил оснастить гребным винтом, другую - водометом). Оставленная в распоряжении С.К. Джевецкого подводная лодка 3 варианта была переоборудована по четвертому варианту (в 1884 (83?)-1885 г.г.), с новым источником энергии - аккумуляторной батареей и электродвигателем, вращающим гребной винт. Мощность электродвигателя - 1 (1,8?) л.с.
Аккумуляторы и электромоторы должна была поставить французская фирма "Бреге". Однако она внезапно отказалась от выполнения заказа. Тогда С.К. Джевецкий сам спроектировал и изготовил нужное ему электрооборудование. Оно оказалось настолько удачным, что в 1886 г. изобретатель получил за него премию на Третьей петербургской электрической выставке.
Вместо поворотного винта был установлен вертикальный руль. Экипаж 2 человека. Достигнута скорость под водой 4 узла. На своих электроходах С.К. Джевецкий усовершенствовал прежнюю систему дифферентовки, заменив носовой и кормовой грузы одним, перемещавшимся с помощью червячного привода. Для управления по курсу он вместо поворотного винта ввел вертикальный руль. Однако оружие подводной лодки осталось прежним - всплывающие мины. Условия обитаемости тоже не улучшились.
Морской технический комитет не счел возможным принять эту лодку на вооружение флота.
Именно эта подводная лодка сохранилась до настоящего времени и находится в качестве экспоната в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге (по информации Курносова С.Ю., старшего научного сотрудника Научно-экспозиционного отдела, в музее находится подводная лодка третьего варианта, модернизированная под паровой или воздушный двигатель). К сожалению, внутри она пуста - никаких механизмов и устройств не сохранилось.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
общее, тонн: | около 11 | |
скорость хода | ||
максимальная, узлов: | 4 | |
глубина погружения | ||
предельная, метров: | 8 (12,5 ?) | |
кораблестроительные элементы | ||
длина, метров: | 6 | |
ширина, метров: | 1,34 (с люком - 1,66) | |
высота, метров: | 1,37 | |
конструктивный тип: | однокорпусная | |
вооружение | ||
мины, штук: | 1 (2?) | |
энергоустановка | ||
тип: | электрический | |
количество х мощность двигателей, л.с.: | 1 х 1 (1,8?) | |
обитаемость | ||
экипаж, человек: | 2 |
Пятый вариант подводной лодки С.К. Джевецкого
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
Аналогично подводной лодке четвертого варианта.
3.Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||
модернизации |
спуска |
вступления в строй | ||||
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Невский Завод (1) | ||||||
1 |
№? |
- |
1884 |
1885 |
не вступала |
модификация 3 варианта |
4. История проекта:
Второй из электроходов С.К. Джевецкого (возможно использовалась таже ПЛ что и для 4-го варианта). Была оснащена водометным движителем, достигнута скорость около 3 узлов. С помощью этого движителя, оснащенного клапанами и поворотными насадками, производились повороты, развороты на обратный курс (в т.ч. на месте); можно было обеспечивать удержание лодкой заданной глубины погружения. В аварийных случаях водометный движитель мог использоваться в качестве мощного водоотливного средства.
Этой подводной лодке были свойственны те же недостатки, что и другим ПЛ С.К. Джевецкого. Морской технический комитет не счел возможным принять ее на вооружение флота.
В 1895 г. С.К. Джевецкий пытался оснастить ПЛ 4-го и 5-го вариантов наружными трубчатыми ТА.
Предположительно один из вариантов модернизации С.К. Джевецкого по оснащению ПЛ трубчатыми ТА.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
общее, тонн: | около 11 | |
скорость хода | ||
максимальная, узлов: | 3 | |
глубина погружения | ||
предельная, метров: | предположительно - 8 | |
кораблестроительные элементы | ||
длина, метров: | 6 | |
ширина, метров: | 1,34 (с люком - 1,66) | |
высота, метров: | 1,37 | |
конструктивный тип: | однокорпусная | |
вооружение | ||
мины, штук: | нет данных | |
энергоустановка | ||
тип: | водометная | |
обитаемость | ||
экипаж, человек: | предположительно - 2 |
Источники:
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Сайт Центрального Военно-морского Музея (http://www.museum.navy.ru/mu3.htm).
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС "Бастион", №6, 2002г.
- Статья "Предания старины глубокой" (http://www.octopus.ru/archives/0300/090.htm).
- Статья Боженко П. "Русские подводные лодки в войне 1904-1905 гг.".
- Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904гг." АСТ Москва, Харвест Минск, 2002г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017