Rambler's Top100 Подводная лодка (катер малой видимости). Тип "Кета"

Проект подводной лодки (Катера малой видимости) конструкции С.А. Яновича.

Модернизация ПЛ Джевецкого 3 варианта.



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Проект подводной лодки (Катера малой видимости) конструкции С.А. Яновича

Одна из реконструкций катера малой видимости конструкции Яновича С.А.


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

модернизации

спуска

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Завод Лесснера

1

 «Кэта» («Кета»)

-

1904

1904

26.03.1905

 Перестроена из
 ПЛ Джевецкого 3-го варианта



4. История проекта:


Лейтенант С.А. Янович, работая над проектом подлодки изобретателя Колбасьева, разработал интересное решение полупогружающейся лодки малой видимости. В 1904 году С.А. Янович предложил Морскому ведомству проект модернизации ПЛ Джевецкого.

После одобрения, в его распоряжение выделили корпус старой лодки Джевецкого 3 варианта (1880 года), который переделали, увеличив в размерах и установив автомобильный бензиновый двигатель. Корпус удлинили с 5 до 7,5 (6,5?) м и усилили двойными стенками. Образовавшееся междубортное пространство использовали в качестве топливных и балластных цистерн. Двигатель внутреннего сгорания мог работать на бензине, керосине или спирте, что облегчало эксплуатацию. Была изменена система рулевого управления. Прочность корпуса испытали весьма оригинальным способом, обстреляв лодку из пулемета с расстояния 90 м. Корабль погружался, оставляя на поверхности небольшую рубку, а в случае необходимости, он мог нырнуть на 3-5 минут на глубину до 8 метров при работающем бензиновом двигателе, продолжая движение под водой и пройти за это время до 4 кабельтовых (732 м). Причем, впервые в мире, на лодке установлена труба для подачи воздуха в полупогруженном состоянии. По сути это был прообраз знаменитого "шнорхеля" времен второй мировой войны. На лодке установили два рамочных торпедных аппарата под русские торпеды (в некоторых источниках говорится о том, что это были торпеды конструкции самого Яновича) и внутри корпуса поместили пулемет. В случае необходимости он быстро извлекался и устанавливался на рубке. Водоизмещение в итоге возросло до 8 т. Позже боевую мощь лодки еще усилили, установив 37-мм морское орудие.

Переоборудование осуществлялось на заводе Лесснера на средства Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования и заняло 18 недель. Все обустройство обошлось в весьма скромную (по сравнению со стоимостью любого другого корабля) сумму - 12561 руб. 60 коп.

В 1904 году "Катер малой видимости" сдал "приемные" экзамены авторитетнейшей комиссии, в составе которой были такие специалисты, как кораблестроитель с мировым именем А.Н. Крылов (возглавлял комиссию), конструктор ПЛ "Дельфин" И.Г. Бубнов, создатель первого в мире теплохода "Вандал" К.П. Боклевский и др. После испытаний и устранения выявленных неполадок, в марте 1905 года его зачислили в списки флота как "Катер малой видимости "Кэта (Кета)". По железной дороге "катер" довезли до Амура, где С.А. Яновичу выделили деревянную баржу, приспособленную под плавбазу. На ней и отправили лодку в устье Амура. Задачей катера стала защита подступов к Николаевску-на-Амуре. Всего "катер" прошел в 1905 году без аварий и поломок 948 миль за 17 выходов в море. В 1908 году, когда корабль полностью износился, его исключили из списков флота.

С.А. Яновичем предлагался еще один проект полуподводной лодки, но он был отвергнут.


5. Схема проекта:



Укрупненный чертеж (64 Кб)


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  общее, тонн: 8
  скорость хода  
  надводная, узлов: нет данных
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в надводном положении:

нет данных
  глубина погружения  
  предельная, метров: 8 (кратковременно)
  кораблестроительные элементы  
  длина, метров: 7,5 (6,5?)
  ширина, метров: 1,0
  осадка средняя, метров: 1,0
  конструктивный тип: однокорпусная
  вооружение  
  пулемет:

1 х 7,62 мм
  число и калибр артиллерийских установок (с 1905): 1х1,37
  457-мм трубчатые бортовые торпедные аппараты: 2
  энергоустановка  
  тип: бензиновый двигатель
  количество х мощность двигателей, л.с.: сначала 1х14, затем 1х24
  обитаемость  
  экипаж, человек:

3-4

7. Источники:


- "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС "Бастион", №6, 2002г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904гг.", АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2002г.
- Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918 гг.", Блиц, Санкт-Петербург, 2011г.
- Бережной С.С. Корабли отечества. Подводные лодки", в.1, ч.1, АТФ, Харьков, 1996г.
- Трусов Г.М. "Русские подводные лодки", ч.1, ИСТФЛОТ, Самара, 2006г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016