Тип «Нарвал» (проект «Голланд-31А» (Holland-XXXIA), США).
1. Количество подводных лодок проекта: 3
2. Изображение проекта:
ПЛ «Нарвал» после вступления в строй без артиллерийского вооружения. 1915 год, весна
ПЛ «Кашалот» до демонтажа ТА с 75-мм орудием ситемы Канэ (нос) и 57-мм орудием системы Гочкиса (корма). 1916 год, весна
ПЛ «Кит» после демонтажа 4 ТА с двумя японскими 75-мм орудиями ситемы Арисака. 1917 год, осень
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Невский Завод (3) |
||||||
1 |
- |
12.1911 |
11.04.1915 |
23.08.1915 |
Строилась в г.Николаев |
|
2 |
- |
12.1911 |
05.1915 |
14.10.1915 |
Строилась в г.Николаев |
|
3 |
- |
12.1911 |
22.08.1915 |
13.05.1916 |
Строилась в г.Николаев |
4. История проекта:
В 1907 году была утверждена "малая кораблестроительная программа", предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для Черноморского флота. Морской генеральный штаб разработал требования к основным тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года разослал их заинтересованным отечественным заводам. На конкурсе было рассмотрено 16 проектов. Комиссия, составленная из офицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийским заводами. Невский завод предлагал строить лодки по проекту фирмы "Голланд", Балтийский завод представил проект И.Г. Бубнова. На предложение представить более подробный проект с учетом дополнительных требований (в частности, увеличение скорости хода) Невский завод уведомил, что это возможно для ПЛ водоизмещением 750/950 т при цене 2 млн. 250 тыс. руб. Будучи заинтересованным в постройке ПЛ, отличных от "русского типа" для выбора "лучшей в дальнейшем строительстве" ПЛ, Морской Технический Комитет (МТК) настоял на передаче заказа на 3 ПЛ Невскому заводу. Правление Товарищества Невского судостроительного механического завода в Петербурге 1 марта 1911 г. представило два проекта ПЛ Голланда: типа 10С водоизмещением 455/613 т со скоростью 15/11,5 узлов и проект, составленный по заказу МТК, водоизмещением ок. 850 т со скоростью хода 18/12 узлов, без чертежей и расчетов, что не удовлетворяло условиям МТК. 4 июня 1911 г. Невский завод представил новый проект ПЛ типа 31А с приложением чертежей, который и послужил предметом дальнейшего рассмотрения и заказа 3 ПЛ типа "Голланд-31А" в рамках программы усиления Черноморского флота. 4 июля 1911г. МТК рассмотрел проект и признал целесообразным уменьшить скорость до 16/11 узлов при увеличении дальности плавания под водой в течение 2 часов при скорости 11 уз. и еще 40 мин. со скоростью 4-5 уз. Цена за 1 ПЛ установлена в 1 млн. 600 тыс. руб. Продолжительность постройки - 28 месяца (окончательно - 24 месяца). 9 июля 1911 г. выдан заказ Невскому заводу на постройку 3 ПЛ со сроком начала испытаний - 9 июля 1913 г.
В ноябре 1911 г. на Невском заводе закончили прокатку металла, а в декабре на стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой 167 т. В качестве главных двигателей надводного хода предполагалось установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу "Сименс и Гальске", электрооборудование поставляло Русское общество "Всеобщая компания электричества" и "Шуккерт и Ко", аккумуляторные батареи поставляла фирма "Мэто", компрессоры, воздухохранители и помпы изготавливались в США, перископы - в Италии. Строительство велось на Невском заводе в Санкт-Петербурге, а сборка осуществлялась в Николаеве отделением Невского завода. Лодки получили названия "Нарвал", "Кит" и "Кашалот".
Изготовление дизелей с самого начала вызвало трудности. Фирма MAN изготовила первую пару двигателей только в мае 1914 г., двигатели эти в Россию так и не были доставлены. Поэтому 1 ноября 1914 г. ГУКиС заключил контракт с американской фирмой "New-London" на поставку 12 дизелей мощностью по 160 л.с. из расчета по 4 на каждую лодку, которые в январе 1915 г. были доставлены на пароходе Добровольного флота "Тамбов" во Владивосток и затем перевезены в Николаев. На каждой линии вала было установлено последовательно два дизеля. Кормовые дизели работали непосредственно на гребной вал, носовые дизели соединялись с кормовыми с помощью передаточного вала и двух пар шестерен и могли отключаться. Прочный корпус был разделен водонепроницаемыми переборками на семь отсеков, что существенно повышало живучесть. Снаружи прочный корпус закрывался легким корпусом, т.е. лодки этого типа были двухкорпусными (на протяжении 44% длины в средней части ПЛ). ПК был разделен 6 прочными водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на 1 атм. Все управление ПЛ было сосредоточено в 3 отсеке, 6 и 7 отсеки занимали двигатели надводного и подводного хода. Верхнюю часть ПК прикрывала проницаемая надстройка. Прочная рубка с ограждением и 2 люками служила также для выхода экипажа. Все балластные цистерны (в оконечностях и в средней части) заполнялись самотеком. Цистерны в ПК продувались сжатым воздухом, из остальных балласт откачивался помпами через коробчатый киль, служивший главной осушительной магистралью. Но уже во время испытаний выяснилось, что откачивание главного балласта через общий киль неудачно, лучше иметь специальный трубопровод. В ЦП находился автоматический клапан продувания ЦГБ, если глубина погружения превосходила 50 м. От автоматического клапана имелся привод в рубку, что позволяло командиру самостоятельно продувать цистерны на любой глубине. Запас воздуха был в 3,2 раза больше чем на ПЛ "Морж". Время заполнения ЦГБ - 1 мин. Время перехода из позиционного в подводное - 40-50 сек., т.е. ПЛ типа "Нарвал" – первые быстропогружающиеся ПЛ русского флота. Лодки типа "Нарвал" хорошо управлялись в вертикальной плоскости. Верхнюю часть прочного корпуса прикрывала легкая надстройка, улучшавшаяммореходные качества. Форма корпуса лодки обеспечивала хорошие ходовые качества. Лодки были снабжены одним надводным и двумя подводными якорями.
Предусматривались два спасательных буйка, спасательные люки и (по спецификации) спасательные костюмы. Средства наблюдения и связи на ПЛ - 2 перископа системы Герца фирмы "Оффигеоне Галлилео" (Италия), радиостанция с дальностью действия около 100 миль, фонарь Ратьера и переносной 35-см прожектор.
Первоначально вооружение предусматривало по два носовых и кормовых ТА с запасным комплектом торпед и два спаренных поворотных ТА (в нос и в корму от рубки). Поскольку такие аппараты в России не производились, на всех ПЛ изначально установили по 8 ТА системы Джевецкого (но без запасных торпед). В 1916 году на ПЛ "Кашалот" убрали носовые и кормовые ТА, а остальные модернизировали по системе Джевецкого-Подгорного, но с запасными торпедами. В 1917 году с ПЛ "Нарвал" и "Кит" также демонтировали носовые и кормовые ТА. В этоже время все ПЛ проекта получили по два 7,62-мм пулемета для борьбы с авиацией. После того как корабли после постройки переходили в Севастополь на них устанавливали артиллерийское вооружение, состав которого был различным: ПЛ "Нарвал" - 2 японских 75-мм орудия системы Арисака, ПЛ "Кашалот" и "Кит" - 75-мм орудием ситемы Канэ (нос) и 57-мм орудием системы Гочкиса (корма), но в 1917 году на ПЛ "Кит" уже были установлены так же 2 японских 75-мм орудия системы Арисака.
Самым ненадежным элементом лодок типа "Нарвал" были нештатные двигатели фирмы "New-London", которые оказались слишком малосильными и легкими, со слабым коленчатым валом, что приводило к частым поломкам. Во избежание поломок двигателей или их резкого сокращения было принято решение о запрещении на подводных лодках "Кит" и "Кашалот" пользоваться одновременно носовыми и кормовыми двигателями. На подлодке "Нарвал", где механическая передача была заменена на электрическую, на практике также пользовались при больших переходах только одной парой двигателей. Это привело к снижению скорости хода до 6,5 узлов, хотя при этом дальность плавания на подлодках "Нарвал" и "Кит" возросла до 3500 миль, а на подводной лодке "Кашалот", где был предусмотрен запас смазочного масла, до 4800 миль. Время зарядки АБ (2 группы АБ по 60 элементов) составило 20 часов вместо 12 по проекту.
В целом постройка подводных лодок типа "Нарвал" стала важной вехой в развитии подводного кораблестроения в России.
5. Схема проекта:
Общее расположение подводных лодок типа "Нарвал" (Голланд 31А)
1 - воздухохранители, 2 - гребные электромоторы, 3 - подводные якоря, 4 - вертикальный руль, 5 - привод вертикального руля,
6 - трубчатые торпедные аппараты, 7
- кормовая балластная цистерна, 8 - вентиляционные трубы, 9 - главная электростанция,
10 - гаэовыхлопной коллектор, 11 - дизель-моторы,
12 - поворотные торпедные аппараты, 13 - перископы, 14 - боевая рубка,
15 - кают-компания и каюты офицеров,
16 - командное помещение, 17 - шпиль, 18 - якорь Паркера, 19 - привод горизонтальных рулей,
20 - водонепроницаемая палуба, 21- носовая
балластная цистерна, 22 - коробчатый киль, 23 - топливная цистерна,
24 - аккумуляторная батарея, 25 - уравнительные
цистерны, 26 - носовые горизонтальные рули,
27 - запасные торпеды (только на ПЛ «Кашалот»), 28 - центральный пост управления, 29 - помещение кондукторов,
30 - междубортные балластные
цистерны, 31 - гребной вал, 32 - дифферентные цистерны
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное: | 620-621 тонн | |
подводное: | 990-994 тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 10,8 узлов (11,5 узлов - "Нарвал") | |
экономическая надводная: | 10,0 узлов | |
экономическая подводная: | 4,0-5,0 узлов (6,0 узлов - "Нарвал") | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 3500 (6,5) - по факту (4800 (6,5) - "Кашалот") | |
в подводном положении: | 19,5 (9,8) миль или 103 (4,15) мили - по факту | |
глубина погружения | ||
предельная: | 100 метров | |
рабочая: | 50 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 70,2 метров | |
ширина: | 6,5 метров | |
осадка средняя: | 3,6 (3,4?) метра | |
конструктивный тип: | полуторакорпусная | |
вооружение | ||
пулеметы (с 1917): | 2 х 7,62 мм | |
число и калибр артиллерийских установок: | 2х75 мм ("Нарвал" и с 1917 - "Кит"), 1х57 мм и 1х75 мм ("Кашалот" и до 1917 - "Кит") | |
457-мм трубчатые кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
457-мм трубчатые носовые торпедные аппараты: | 2 | |
палубные торпедные аппараты Джавецкого: | 8 ("Кашалот" - до 1916, "Нарвал" и "Кит" - до 1917) | |
палубные торпедные аппараты Джавецкого-Подгорного: | 4 ("Кашалот" - с 1916, "Нарвал" и "Кит" - с 1917) | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 4 х 160 л.с. | |
количество х мощность электромоторов, л.с.: | 2 х 245 | |
количество валов: | 2 | |
обитаемость | ||
автономность: | 12 - 12,5 суток | |
экипаж: | 41 (37 - первоначально) человек |
7. Источники:
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.2, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
- Ничик Ю.М. Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
- Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
- Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2005г.
- Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
- Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
- Заблоцкий В.П. "Подводные лодки типа "Нарвал", Морская Коллекция №12, 2011г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016