Тип «Морж».
1. Количество подводных лодок проекта: 3
2. Изображение проекта:
ПЛ «Морж» после вступления в строй с 57-мм орудием системы Гочкиса (нос) и основанием для кормовой 47-мм пушки. 1915 год, лето
ПЛ «Тюлень» после демонтажа 4 ТА с 75-мм орудием ситемы Канэ (нос), 57-мм орудием системы Гочкиса (корма),
37-мм противоаэропланной
пушкой и пулеметом на рубке. 1917 год
ПЛ «Политрук» (бывшая «Нерпа») после демонтажа ТА с двумя 75-мм орудиями ситемы Канэ. 1924 год
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
НИКОЛАЕВ: Отделение Балтийского Завода (3) |
||||||
1 |
- |
25.06.1911 |
15.09.1913 |
30.04.1915 |
1?.05.1917 - погибла, обнаружена |
|
2 |
- |
25.06.1911 |
19.10.1913 |
19.03.1915 |
1918 год - пер. в US-6 |
|
3 |
- |
25.06.1911 |
15.08.1913 |
30.12.1914 |
01.10.1921 - пер. в ПЛ-20 |
4. История проекта:
По итогам конкурса в июле 1909 г. победителями были объявлены проекты ДЭПЛ Балтийского и Невского заводов, водоизмещением соответственно 450 и 490 т. Этим заводам Морским министерством было предложено к 15 октября 1909 г. представить более подробные проекты со спецификациями, учитывающими следующие дополнительные требования: надводная скорость - 16 узлов, подводная - 12 узлов, подводная дальность плавания 25 миль (при 12 уз.) и "сверх того 30 миль экономическим ходом 4-5 уз.", 8 траверзных ТА. В соответствии с этими требованиями, 14 октября 1909 г. Балтийский завод представил проект ПЛ водоизмещением 600 т при цене 1 млн. 720 тыс. руб. Проект был одобрен и был выдан заказ на строительство двух ПЛ. Однако их строительство не было начато из-за отсутствия средств. Проект ПЛ водоизмещением 600 т явился базовым для создания ПЛ Русского флота типов «Морж» (в некоторых источниках тип "Нерпа") и «Барс» (в некоторых источниках – тип «Морж» II и III серии).
После окончания испытаний подводной лодки "Акула" в 1911 году Морской главный штаб предполагал построить 25 подводных лодок водоизмещением 600-650 тонн. О предстоящем строительстве были извещены Балтийский и Невский заводы. Балтийский завод представил два проекта подводных лодок водоизмещением 630 т ("Морж") и 650 т ("Барс"). Невский завод предложил строить подводные лодки по проекту Голланда ("Нарвал" - проект Голланда № 31А).
Для создания ПЛ типа «Морж» Балтийский завод, не изменяя основных требований Морского Генерального, Штаба и стоимость ПЛ, переработал проект водоизмещением 600 т с увеличением водоизмещения на 30 т. Проект "ПЛ водоизмещением 630 т" был окончательно утвержден 30 мая 1911 г. При этом требование о подъемных приспособлениях было снято. Требование об установке прочных водонепроницаемых переборок не было поддержано ни проектантами, считавшими, что установка переборок весом по 10 т сорвет сроки постройки, увеличит водоизмещение и цену, ни офицерами-подводниками, по мнению которых установка переборок помешает организации управления ПЛ (посты управления ГР находились в оконечностях).
В марте 1911 года начались поиски места для организации отделения Балтийского завода на Черном море. После обсуждения различных вариантов остановились на Николаевском адмиралтействе, территория которого полностью не использовалась. Для выбора места в Николаев ездил заведующий отделом подводного плавания Балтийского завода Г.Г. Бубнов (брат И.Г. Бубнова). Николаевское отделение Балтийского завода разместили на берегу реки Ингул, недалеко от Земского моста. На этом участке находились старые деревянные стапели, которые и приспособили для постройки лодок. Рядом разместилось отделение Невского завода. Приняв решение о строительстве шести подводных лодок для Черного моря, Морское министерство выдало заказ Балтийскому заводу, для его отделения в Николаеве, на постройку трех подводных лодок водоизмещением 630 тонн. Эти подводные лодки получили наименования "Морж", "Тюлень" и "Нерпа".
На подводных лодках типа «Морж» цистерны главного балласта размещались в оконечностях, имелись внутренние балластные средние и топливные цистерны, а также палубные балластные цистерны. В носу и корме прочный корпус оканчивался сферическими переборками. Предусмотренные проектом дизеля по 1140 л.с., заказанные в Германии, в связи с началом войны получены не были. Поэтому на ПЛ были установлены 6 дизелей по 250 л.с. (производства Коломенского завода), снятые с канонерских лодок Амурской флотилии. Замена дизелей привела к снижению скорости полного надводного хода до 10,8 узлов и к увеличению времени зарядки АБ до 15 часов. Вместе с тем дальность плавания увеличилась на 650 миль (10 узлов ходом), увеличилась и надежность. Увеличение плавучести позволило поставить вопрос об установке двух 76-мм орудий (фактический состав артвооружения был другим). По результатам испытаний время погружения составило от 2 мин. 43 сек. до 3 мин. 34 сек. Время всплытия - от 5 мин. 6 сек. до 5 мин. 10 сек. Время полной зарядки АБ составило 24 часа (ПЛ "Морж"). Метацентрическая высота составляла 0,25 м. На ПЛ были установлены вспомогательное дизель-динамо мощностью 45 л.с., два компрессора производительностью 200 л/час, и 500 л/час., два главных водоотливных (по 500 т/час.) и один вспомогательный насосы (45 т/час.) Система вентиляции АБ включала два специальных вентилятора. Средства наблюдения и связи на ПЛ - 2 перископа системы Герца, радиостанция с дальностью действия около 100 миль и переносной 35-см прожектор.
Строительство всех подводных лодок типа "Морж" началось 25 июня 1911 года, часть деталей корпуса и оборудования изготавливалась на Балтийском заводе в Петербурге и высылалась в Николаев для окончательной сборки.
ПЛ типа "Морж", наряду с ПЛ типа "Нарвал" - наиболее результативные ПЛ дореволюционного Русского флота: "Морж" - потопила и захватила 5 пароходов и 22 парусно-моторное и парусное судно; "Тюлень" - 12 пароходов и 44 парусно-моторных и парусных судна; "Нерпа" - 3 парохода и 21 парусное, парусно-моторное судно и баржу.
5. Схема проекта:
Чертеж общего расположения подводных лодок типа "Морж"
1 — торпедный аппарат, 2 — дифферентная цистерна, 3 — центробежная помпа, 4 — гребной
электродвигатель, 5 — двигатель Дизеля, 6 — палубная цистерна,
7 — боевая рубка, 8 — перископы, 9 — съемный компас, 10 — уравнительная цистерна, 11 — средняя (отрывная) цистерна,
12 — аккумуляторы,
13 — электрокомпрессор, 14 — кормовые горизонтальные рули, 15 — носовые горизонтальные рули, 16 — решетчатые аппараты Джевецкого.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное: | 630 тонн | |
подводное: | 760 тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 10,8 узлов | |
полная подводная: | 8 - 9,2 узлов | |
экономическая надводная: | 10,0 узлов | |
экономическая подводная: | 4,0-5,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 2250-2600 (10,0) | |
в подводном положении: | 125 (6,0) миль или 130 (4,0-5,0) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 91 метров | |
рабочая: | 45,5 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 67,06 метров | |
ширина: | 4,47 метров | |
осадка средняя: | 3,91 метра | |
конструктивный тип: | однокорпусная | |
вооружение | ||
пулеметы (с 1917): | 7,62 мм | |
число и калибр артиллерийских установок: | 1х57 мм и 1х75 мм ("Тюлень", после 1917 еще и 1х37 мм), 1х57 мм и 1х47 мм ("Морж" и "Нерпа"), 2х75 мм ("Нерпа" после 1923) | |
457-мм трубчатые кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
457-мм трубчатые носовые торпедные аппараты: | 2 | |
палубные торпедные аппараты Джавецкого: | 8 ("Нерпа" с 1923 - 0, "Тюлень" с 1917 - 0) | |
палубные торпедные аппараты Джавецкого-Подгорного: | 4 ("Тюлень" - с 1917) | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 250 л.с. | |
количество х мощность электромоторов, л.с.: | 2 х 450 | |
количество валов: | 2 | |
обитаемость | ||
автономность: | 10 суток | |
экипаж: | 47 (3 - офицера) человек |
7. Источники:
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
- Римкович В.П. "Подводные лодки на Черном море", Исма-Инвест, Астропринт, Одесса, 2000г.
- Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
- Алексеев И.В. Гончаров А.С. Заблоцкий В.П. "Подводные лодки типа "Морж", Морская компания, Москва, №3, 2006г.
- Ковалев Э.А. "Рыцари глубин", Центрполиграф, Москва, 2005г.
- Цветков И.Ф. "Подводные лодки типа "Барс", Истфлот, Самара, 2007г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016