Проекты подводных лодок периода русско-турецкой войны (1877-1878)
1. Количество подводных лодок проектов: нет
2. Изображение проектов:
? нет данных.
3. Состав проектов:
Не реализованы.
4. История проекта:
Подавляющее большинство предложений о постройке подводных лодок в России накануне и в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг. исходило от энтузиастов, пытавшихся изыскать способы борьбы с превосходящими силами противника — турецким флотом, тогда доминировавшим на Черном море.
Обострение ситуации на Балканах, заставившее Россию предъявить Турции ультиматум с требованием приостановить военные действия, наводило на мысль о скором разрыве между державами. Во всяком случае, именно в те осенние дни заметно активизировались иностранные изобретатели. Предложения о постройке ПЛ поступили от датского инженера А. Кейфлера и некоего Д. Кизевальтера, позднее американца Стольбранда, англичан Килпина и Кохрена (Кокрена?). Заявили о себе и российские изобретатели: проекты подводных лодок представили лейтенант П.П. Верховский, поручик Корпуса инженер-механиков Н.Н. Тверской и житель села Алексеевского Змиевского уезда Харьковской губернии мещанин И.Ф. Калинин.
Уже после объявления манифеста 12 апреля 1877 г. о войне с Турцией морское ведомство стали заваливать своими прошениями люди малообразованные, иногда даже не способные отчетливо сформулировать свои предложения. В Санкт-Петербург писали мещане А. Кожухарь, П.Я. Пинягин, М.С. Садовников и И. Давыдов, прапорщик 161-го пехотного запасного батальона Ф. Князев, кондуктор М. Цапкин, В. Миллер, Я. Дружинин, некий «господин Хиль». Впрочем, примитивные проекты поступали и от людей более подготовленных — чиновника МИД Л.И. Джани, гимназиста В. Гадзяцкого, известного изобретателя — мастерового Адмиралтейских Ижорских заводов Ф.Е. Корички.
Труднее было оценить замыслы отставного чиновника Н.П. Гамильтона, писавшего о «подводной миноносной лодке» с паровой машиной, механика телеграфа Санкт-Петербургско—Варшавской железной дороги В. Лачинова, предлагавшего полуподводное судно с паровой машиной и котлом, имевшим «тепловой аккумулятор», штабс-капитана О.А. Томашевича (Томашевского?), разработавшего проект лодки с машиной, работающей на кислородно-водородной смеси или сжатом воздухе, арестанта гродненской тюрьмы (бывшего чиновника почтового департамента А.А. Федотова), писавшего о ПЛ с паровой машиной и котлом, воду в котором следовало подогревать электричеством, отставного подполковника артиллерии А.В. Рутковского, задумавшего ПЛ с паровой машиной, отставного штабс-капитана Ф.М. Пушкарева, ограничившегося мускульным приводом — до нас дошли только поверхностные описания их проектов.
В годы войны были также разработаны проекты изобретателя и редактора «Петербургского листка» П.А. Зарубина, механика О. Бюшке, шкипера речного флота серба О.С. Костовича, предполагавшие постройку лодок с механическим двигателем, адъюнкта Горного института С.Г. Войслава, ПЛ которого походила на первые детища Голланда и Джевецкого. Из общего ряда выделялся проект члена Императорского русского технического общества Н.Я. Шестунова - его ПЛ водоизмещением 1676,76 т с неким подобием водометного движителя заметно опережала свое время, однако проект не был реализован.
Не смотря на обилие предложений, не были реализованы даже наиболее разработанные проекты. В частности, Морской технический комитет отклонил как «чрезмерно сложный» проект датского инженера А. Кейфлера, приезжавшего в Санкт-Петербург, чтобы лично подать бумаги в Морское министерство. Отказались и от предложения норвежского (шведского?) механика Альфреда Нильсена, хотя было известно, что он уже проводил опыты с моделью своей ПЛ. Положительно оценили, но не решились построить «электроподводный миноносец» В.Э. Войницкого, замысел которого опережал похожую идею Джевецкого. Та же судьба постигла и достаточно, перспективную разработку К.П. Селезнева, сконструировавшего «подводную миноносную шлюпку», приводимую в движение аммиачной машиной. Несмотря на то, что комиссия под председательством начальника штаба Черноморского флота сочла необходимым выделить изобретателю 3000 руб. на постройку лодки, в Санкт-Петербурге это решение не утвердили.
К сожалению, не обо всех проектах сегодня можно судить с должной определенностью, так как описания предложений, которые дошли до нашего времени, носят очень поверхностный характер. Тем не менее, судя по архивным документам, касавшимся предложений, поступавших в одно только морское ведомство, куда, судя по всему, в итоге попадало большинство бумаг, и по опубликованным источникам с поздней осени 1876 до весны 1879 г. на суд специалистов было представлено около 35 проектов ПЛ, из которых 15 предполагали механическую установку.
5. Тактико-технические данные проекта:
? нет данных.
6. Источники:
- Кондратенко Р.А. "История судостроения и флота. Русско-турецкая война 1877-1878 годов и проекты подводных лодок", Судостроение, №5, 2013г.
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг", том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»