Rambler's Top100 Проекты подводных лодок с двигателями Н.Н. Тверского

Проекты подводных лодок с двигателями Н.Н. Тверского.


Модернизация подводной лодки Александровского И.Ф. - оказ в реализации от МТК.

Модернизация подводной лодки Герна О.Б. (3 вариант) - неудачные испытания.



1. Количество подводных лодок проектов: 1


2. Изображение проектов:


Нет данных



3. Состав проектов:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты модернизации

Примечания

начало

окончание

вступления в строй

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Самсониевский машинный, литейный и вагоностроительный завод (1)

1

 миноносная байдарка

-

1878

1879

-


4. История проекта:



В 1876 году поручик Корпуса инженер-механиков Н.Н. Тверской предложил разработать подводную лодку с механическим двигателем на основе ротативной машины и котла с герметичной топкой. Его записка, поданная в августе управляющему Морским министерством адмиралу С.С. Лесовскому, технических подробностей не содержала. Н.Н. Тверской критиковал воздушный двигатель ПЛ И.Ф. Александровского и утверждал, что он «усовершенствовал судовой механизм настолько, что является возможность сразу дать подводно-надводный корабль», плавание которого под водой могло бы продолжаться около 6 ч. Это втрое превысило бы результаты, достигнутые И.Ф. Александровским. Для переделки и опытов Тверской просил передать ему ПЛ И.Ф. Александровского (поднятая после аварии на глубоководных испытаниях, эта лодка находилась тогда в Санкт-Петербургском порту, и у морского начальства не было четкого мнения относительно ее дальнейшей судьбы).


В начале февраля 1877 г. предложения Н.Н. Тверского рассмотрело Кораблестроительное отделение Морского технического комитета (МТК). В заседании участвовали известные адмиралы Г.И. Бутаков, А.А. Попов, а также П.Ю. Лисянский. Двое последних имели прямое отношение к постройке ПЛ И.Ф. Александровского и ее испытаниям. Идея Тверского состояла в установке на лодку Александровского паровой машины и котла с герметичной системой отопления. Он доложил об изобретении автоматического прибора для поддержания нейтральной плавучести лодки. Последнее вызвало особенный интерес, так как на лодке Александровского так и не удалось добиться стабильного по глубине движения под водой. С некоторыми оговорками МТК поддержал просьбу Тверского о денежной субсидии для доработки чертежей. В конце марта он получил для этой цели 1000 руб.


Работа заняла почти год, и в середине апреля 1878 г. Н.Н. Тверской представил в МТК 34 листа чертежей и описание проектов коловратной машины и котла с герметичной топкой, «прибора для удержания судов на желаемой глубине», а также два разных проекта подводных лодок связанных общей идеей. Первый представлял собой большое подводно-надводное судно водоизмещением около 400 т. Его паровая машина мощностью 500 инд. сил сообщала скорость до 10 уз. Машина работала на аммиачном газе, который поступал из особого котла с герметичной топкой. Но, являясь зрелым инженером, Н.Н. Тверской прекрасно понимал, что нельзя строить боевой корабль, не отработав его энергетическую установку. Второй проект предусматривал постройку "миноносной байдарки" и "торпедо" (в качестве эксперементального вооружения). По замыслу "миноносная байдарка" имела величину, достаточную для размещения механизмов и командира (через год Н.Н. Тверской называл ее "моделью для получения опытных данных"). Для "миноносной байдарки" и для "торпедо" в качестве двигателя предлагалась коловратная машина (на аммиачном газе). Автор проекта рассчитывал, что они смогут развить скорость до 15 уз с воздушными машинами мощностью 80—90 л.с. и запасом воздуха под давлением 100, а фактически 30—50 кгс/см2. Замысел «торпедо» отличался экзотичностью. Сигара массой около полутонны, двигаясь к цели по поверхности со скоростью 15 уз, несла 65 кг взрывчатого вещества — динамита. В движение ее приводила аммиачная коловратная машина мощностью 8 л.с. После удара о борт цели торпеда тонула, взрываясь на заданной глубине. Контр-адмирал К.П. Пилкин, заведовавший минной частью на флоте, отметил, что торпеда ничего нового для минного дела не представляет и интересна лишь в «связи с проектом новой машины».


Два последних изобретения Морской технический комитет МТК счел полезным испытать, выделив на постройку «миноносной байдарки» 4000 рублей, а на «торпедо» — 2000 руб. Доклад об этом был высочайше утвержден 8 мая 1878 года.


Лишь в середине сентября 1878 года Н.Н. Тверской получил (бесплатно) в свое распоряжение корпус одной из старых лодок О.Б. Герна (по размерам это подводная лодка 3 варианта) и организовал его перевозку на Самсониевский машинный, литейный и вагоностроительный завод, взявшийся перестроить судно по указаниям изобретателя. У пристани завода поставили плот, к которому швартовали "миноносную байдарку", а на самой пристани соорудили небольшую деревянную постройку, служившую мастерской и складом. Здесь же на заводской территории Тверской оборудовал «завод» для получения жидкого аммиака. Установка состояла из кирпичной печи с котлом, а также нескольких котлов, холодильников и реторт. Завод выделил Тверскому четырех мастеровых.


Работы затянулись, так что первое погружение "миноносной байдарки" (длиной 6,1, сечением 1,2 х 1,5 м) состоялось только 25 октября 1879 г. (хотя плавать по Неве лодка начала еще в июле), а официальная проба — 5 ноября 1879. Окончилась она неудачно: из-за негерметичности соединений в машине, пропускавших аммиак, Н.Н. Тверской едва не задохнулся, тогда как само судно смогло пройти своим ходом всего несколько десятков метров, не погружаясь. Впоследствии изобретатель утверждал, что неисправность поддавалась устранению, а возможности его подводной лодки значительно превосходили те, которые указывались в акте комиссии, однако МТК от дальнейших испытаний отказался.


5. Тактико-технические данные проекта:


  кораблестроительные элементы  
  длина, метры: 6,1
  ширина, метры: 1,2
  высота, метры: 1,5
  конструктивный тип: однокорпусная
  энергоустановка  
  тип движителя: механический (коловратная машина)
  обитаемость  
  экипаж, человек:

1

6. Источники:


- Рассол И.Р. "Подводные лодки инженера-механика Н.Н. Тверского и двигатели для них".
- Кондратенко Р.А. "История судостроения и флота. Русско-турецкая война 1877-1878 годов и проекты подводных лодок", Судостроение, №5, 2013г.
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг", том 1, часть 2, Санкт-Петербург, 1994г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2017