Третий вариант подводной лодки О.Б. Герна.
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
Предположительный вид третьего варианта подводной лодки О.Б. Герна.
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания | ||
закладки |
спуска |
вступления в строй | ||||
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Колпинский (Ижорский) завод (1) | ||||||
1 |
- |
1863 |
1864 |
- |
4. История проекта:
В конце 1861 г. О.Б. Герн приступил к проектированию своей третьей подводной лодки. Он завершил проект весной 1863 г. Эта лодка своим водоизмещением (16 тонн) вдвое превосходила предыдущую субмарину. Колпинский (Ижорский) завод завершил ее строительство в конце 1864 г.
Чертежи данной подводной лодки не сохранились, но по свидетельствам современников, она имела более острые обводы корпуса, чем лодка 1855 г. Общая схема внутреннего устройства осталась прежней. Главное новшество заключалось в том, что О.Б. Герн хотел установить газовый двигатель типа «атмосферной машины» Ленуара, который по его заказу в 1863 году сконструировал военный химик полковник В.Ф. Петрушевский. Правда, в отличие от двигателя французского изобретателя, эта машина работала не на светильном, а на аммиачном газе. Как известно, в результате окисления кислородом воздуха жидкий аммиак превращается в газ с выделением значительного количества тепла.
Однако во время стендовых испытаний газового двигателя выяснилось, что методика практического использования жидкого аммиака в двигателях внутреннего сгорания не разработана. Газ просачивался из мотора наружу. Между тем, аммиак чрезвычайно ядовит. В замкнутом пространстве подводной лодки он неизбежно отравил бы ее экипаж. Кроме того, аммиачный газ легко воспламеняется, что чревато пожаром или взрывом. О.Б. Герну пришлось отказаться от идеи установки механического двигателя и вернуться к мускульному приводу винта.
Петрашевский также разработал специальный водяной поршневой насос с приводом от гребного вала для осушения балластной цистерны и принципиально иную, чем прежде, систему принудительной вентиляции.
Лодка подверглась испытаниям на пруду в Колпино и показала хорошую управляемость. Но прирост скорости хода, несмотря на увеличение числа «живых двигателей» в четыре раза (с двух человек до восьми) составил всего 0,5 узла. Лодка также не обеспечила возможности прикрепления мины к предназначенному для подрыва судну. Незначительная скорость, а также примитивность минного оружия обусловили непригодность и этой лодки О.Б. Герна для практического применения. Стоимость корпуса лодки - около 7 тыс. руб.
До 1878 года подводная лодка хранились в Санкт-Петербургском Новом Адмиралтействе (в 1870 предлагалась к использованию в качестве водолазного колокола). В середине сентября 1878 года корпус ПЛ был передан в распоряжение Н.Н. Тверского (указывается о передаче одного из двух последних корпусов, по размерам это подводная лодка 3 варианта) и перевезен на Самсониевский машинный, литейный и вагоностроительный завод, взявшийся перестроить судно по указаниям изобретателя в "миноносную байдарку" с двигателем на основе коловратной машины на аммиачном газе. После неудачных испытаний осенью 1879 года была сдана на слом.
5. Схема проекта:
? Нет данных
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
полное: | 16 тонн | |
глубина погружения | ||
рабочая: | 2 метра | |
вооружение | ||
мина | 1 шт. | |
энергоустановка | ||
тип: | мускульный (ручной) | |
экипаж | ||
8 человек |
7. Источники:
- "Русские подводные лодки 1834-1923гг.", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
- Тарас А.Е. "История подводных лодок 1624-1904гг.", АСТ, Харвест, Москва, Минск, 2002г.
- Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС "Бастион", №6, 2002г.
- "Подводные лодки генерала Герна", ИИА "Подводник России", №4, 2004г.
- Рассол И.Р. "Подводные лодки инженера-механика Н.Н. Тверского и двигатели для них".
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017