Rambler's Top100 Тип «Л» XIII-1938 серии

Тип «Ленинец» (Тип «Л») XIII-1938 Серии.



1. Количество подводных лодок проекта: 6


2. Изображение проекта:


тип Л XIII-1938


тип Л XIII-1938


Вид с леерным ограждением кормового орудия


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: Завод № 189 (3)

1

 Л-20

302

10.06.1938

14.04.1940

28.08.1942

 Достройка в Молотовске
 09.06.1949 пер. в Б-20
 10.10.1957 - затоплена

2

 Л-21

303

10.06.1938

14.07.1940

07.08.1943

 09.06.49 пер. в Б-21

3

 Л-22

304

04.12.1938

23.09.1939

28.08.1942

 Достройка в Молотовске
 09.06.1949 пер. в Б-22

 НИКОЛАЕВ: Завод № 198 (3)

4

 Л-23

353

17.10.1938

29.04.1940

31.10.1941

 Достройка в Поти
 17.01.1944 - погибла

5

 Л-24

354

20.01.1938

17.12.1940

29.04.1942

 Достройка в Поти
 17.12.1942 - погибла

6

 Л-25

355

23.10.1938

26.02.1941

не вступала

 18.12.1944 - затонула



4. История проекта:


Совершенствование минных заградителей до войны после XIII серии не прекратилось. Для Северного, Балтийского и Черноморского флотов в 1938 г. было заложено шесть подводных минных заградителей, проект которых получил название XIII-1938 серии (в некоторых источниках XIII-38г. серия или XIII-бис серия). В основе это были те же подводные лодки, что и XIII серии, однако на них устанавливали дизели марки 1Д (вместо 42БМ6). Дизели марки 1Д были четырехтактные, восьмицилиндровые, с газотурбинным наддувом системы Бюхи, мощностью 2000 л. с. при 470 об/мин. Новые дизели дали возможность получить наибольшую надводную скорость 18 уз. Была использована резиновая амортизация при установке значительной части механизмов (насосы охлаждения дизелей и воздухоохладителей гребных электродвигателей, судовые вентиляторы, дифферентовочный насос, агрегат гирокомпаса). Количество мин в каждой минной трубе было доведено до 10 (за счет изменения конструкции минной трубы), кроме того были усовершенствованы минные устройства, в частности были установлены электроприводы для открывания крышек минных труб.

ПЛ этой серии строили в Ленинграде на Балтийском заводе и в Николаеве на заводе № 198. Всем им (за исключением недостроенной Л-25) довелось принять активное участие в Великой Отечественной войне.

За создание подводных лодок XIII-1938 серии в 1943 г. почетного звания лауреатов Государственной премии I степени удостоены Н.В. Алексеев, В.И. Васильев, П.3. Голосовский, В.П. Горячев, В.Ф. Критский, Б.М. Малинин и В.П. Фуников.


5. Схема проекта:


тип Л XIII-1938

Укрупненная схема (60 Кб)



тип Л XIII-1938


Подробная схема. Укрупненный чертеж (469 Кб)


Подробная схема подводной лодки типа Л XIII-1938 серии *
1 - форштевень; 2 - буксирный гак; 3 - гюйсшток; 4 - волнорезные щиты; 5 - торпедные аппараты; 6 - цепной ящик; 7 - стрельбовой баллон; 8 - брашпиль с приводом управления; 9 - носовая дифферентная цистерна; 10 - носовые горизонтальные рули; 11 - ограждение носовых горизонтальных рулей; 12 - шпиль с электроприводом; 13 - трюмный насос; 14 - цистерна кольцевого зазора; 15 - торпедопогрузочный люк; 16 - койки; 17 - запасные торпеды; 18 - стеллажи для запасных торпед; 19 - аварийный телефонный буй; 20 - входной люк; 21 - «меч» обтекателя гидроакустики; 22 - цистерна питьевой воды; 23 - торпедозаместительная цистерна; 24 - клапан вентиляции цистерны главногобалласта; 25 - душевая; 26 - каюта комиссара; 27 - двухместная каюта; 28 - каюта командира; 29 - каюта инженер-механика; 30 - гальюнная выгородка; 31 - радиорубка; 32 - носовая аккумуляторная яма; 33 - аккумуляторная батарея; 34 - столы обеденные; 35 - диван-койки; 36 - топливные цистерны; 37 - 100-мм орудие; 38 - выгородка батарейного автомата; 39 - перископные лебедки; 40 - провизионная цистерна; 41 - кингстон цистерны быстрого погружения; 42 - шахта командирского перископа; 43 - шахта зенитного перископа; 44 - штурвалы носовых и кормовых горизонтальных рулей; 45 - осушительный центробежный насос Р-130; 46 - рубка гидроакустики; 47 - артиллерийский погреб; 48 - кранец первых выстрелов; 49 - боевая рубка; 50 - зенитный перископ; 51 - командирский перископ; 52 - нижний рубочный люк; 53 - верхний рубочный люк; 54 - магнитный компас; 55 - радиопеленгатор; 56 - 45-мм орудие; 57 - цистерна замещения артиллерийских снарядов; 58 - шахта подачи воздуха; 59 - привод открывания кингстона цистерны быстрого погружения; 60 - распределительная станция сети освещения; 61 - станция управления воздухом высокого давления; 62 - штурманская рубка; 63 - штурманский стол; 64 - гирокомпас; 65 - вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции; 66 - кормовая аккумуляторная яма; 67 - компрессор воздуха высокого давления; 68 - рундуки; 69 - машинки открывания кингстонов цистерн главного балласта; 70 - камбузная выгородка; 71 - провизионная кладовая; 72 - сушилка; 73 - холодильник масла; 74 - резервный масляный насос; 75 - клапан шахты подачи воздуха кдизелям; 76 - циркуляционные насосы масла; 77 - масляные фильтры; 78 - вытяжной электровентилятор судовой системы вентиляции; 79 - дизель 1Д; 80 - носовая муфта «Бамаг»; 81 - газоотводный клапан дизеля; 82 - гребной электродвигатель; 83 - кормовая муфта «Бамаг»; 84 - упорный подшипник «Митчеля»; 85 - гребной вал; 86 - щит управления гребными электродвигателями; 87 - электровентилятор охлаждения гребных электродвигателей; 88 - глушитель газоотвода дизеля; 89 - минные трубы; 90 - ручной привод вертикального руля; 91 - баллер вертикального руля; 92 - вертикалыный руль; 93 - кормовые горизонтальные рули; 94 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 95 - привод горизонтальных рулей; 96 - мортира гребного вала и дейдвудный сальник; 97 - кормовые торпедные аппараты в надстройке; 98 - флагшток; 99 - ограждение вертикального руля; 100 - гребные винты; 101 - цистерна быстрого погружения; 102 - уравнительная цистерна; 103 - цистерны главного балласта; 104 - цистерны циркуляционного масла; 105 - цистерны чистого масла; 106 - леерное ограждение; 107 - леерная антенна; 108 - шлюпка; 109 - баллоны воздуха высокого давления; 110 - киль; 111 - дистиллятор; 112 - кормовая дифферентная цистерна.

* С подлинных чертежей ЦКБ МТ "Рубин", аналогична ПЛ типа "Л" XIII серии


6. Тактико-технические данные проекта:


водоизмещение            надводное                       -        1108 (1099) т

                                    подводное                       -        1400 (1399) т

скорость                       в надводном положении -        18 узлов

                                    в подводном положении  -        9 (8,5?) узлов

дальность плавания      в надводном положении -        950 (18 уз), 5500 (10 уз), миль

                                                                           -        при усиленном запасе топлива 3400 (17 уз), 10000 (10 уз), миль

                                    в подводном положении -        150 (2,5 уз), 13,5 (9 уз), миль

экипаж                                                                -        52 (54-56?) человек

размерения                                                         -        85,3(83,3?)х7,0х4,1 м.

вооружение                  533мм НТА                      -        6 шт.

                                    533мм КТА                      -        2 шт.

                                    орудие Б-24-ПЛ 100мм    -        1 шт.

                                    орудие 21-К  45мм           -        1 шт.

мины                                                                   -        20 шт.

автономность                                                       -        30 (45?) суток              

глубина погружения                                             -        до 100м


7. Источники:


- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945.часть 3. Подводные лодки", Санкт-Петербург, 1996г.
- История отечественного судостроения. Т.4., Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" Ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), Т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья
- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Харвест, Минск, 2002г.
- Рисунки и схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" Ч.2
- Реферат «Развитие советского подводного кораблестроения».
- Бережной С.С. «Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.», Военное издательство, Москва,1988.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016