Тип «Ленинец» (Тип «Л») XIII Серии
1. Количество подводных лодок проекта: 7
2. Изображение проекта:
Вид с леерным ограждением кормового орудия
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ВЛАДИВОСТОК: «Дальзавод» (с 1937 - завод № 202) (7) |
||||||
1 |
273 |
25.04.1935 |
02.08.1936 |
02.10.1938 |
Заложена на заводе №189 |
|
2 |
274 |
25.04.1935 |
20.12.1936 |
10.10.1938 |
Заложена на заводе №189 |
|
3 |
305 |
05.11.1935 |
26.12.1936 |
06.11.1938 |
Заложена на заводе №198 |
|
4 |
306 |
05.11.1935 |
09.07.1937 |
09.12.1938 |
Заложена на заводе №198 |
|
5 |
307 |
25.01.1936 |
05.11.1937 |
05.06.1939 |
Заложена на заводе №198 |
|
6 |
275 |
30.12.1935 |
12.05.1938 |
10.10.1939 |
Заложена на заводе №189 |
|
7 |
276 |
26.12.1935 |
25.05.1938 |
04.11.1939 |
Заложена на заводе №189 |
4. История проекта:
В соответствии с постановлением правительства строительство подводных лодок XI серии для Тихоокеанского флота должно было продолжаться с внесением лишь небольших изменений, отражающих опыт строительства и эксплуатации этих лодок. Однако поступило предложение строить такие лодки по новому проекту, в основу которого положен весь опыт, накопленный за время постройки подводных лодок предыдущих серий, а также в процессе разработки рабочих чертежей строящихся в то время подводных лодок IX серии.
В новом проекте (XIII серия) с целью улучшения ходкости в надводном
положении увеличили относительное удлинение корабля за счет увеличения на 5 м длины лодки и уменьшения на
0,25 м диаметра прочного корпуса Увеличили также глубину погружения лодки Предполагалось
установить новые, более мощные дизели марки 47ЛН8 мощностью 2000 л с, которые с учетом новых
обводов корпуса должны были обеспечить полную скорость надводного хода 18 уз вместо 14,5 уз на
XI серии. Но к моменту готовности
корпусов к установке двигателей дизели 47ЛН8
оказались еще не готовы и на корабли временно
установили дизели марки 42БМ6 мощностью 1100 л.с. При этом фундаменты, трубопроводы и валопроводы смонтировали таким образом, чтобы можно было без всяких переделок заменить временные двигатели
на штатные. Но, как говорят, нет ничего более постоянного, чем временное: новые дизели так в серию и не пошли
и, хотя были созданы альтернативные двигатели марки 1Д, все подлодки XIII серии остались с дизелями 42БМ6.
В кормовой части надстройки разместили еще два торпедных аппарата. Уменьшение диаметра прочного корпуса с 4,85 м на XI серии до 4,6 м на XIII серии дало возможность изготавливать секции корпуса для перевозки на Дальний Восток не из трех частей, а только из двух. Это уменьшало количество транспортеров, нужных для перевозки, уменьшало объем достроечных работ на Дальнем Востоке и упрощало монтажные работы. Вся конструкция корпуса была всемерно упрощена и подчинена удобству перевозки на Дальний Восток и ускорению достроечных работ.
В целом ряде судовых устройств и систем были применены более совершенные и технологически более простые конструкции. Время погружения лодки из надводного положения в подводное под топ перископа при заранее открытых кингстонах и с использованием цистерны быстрого погружения составляло от 52 до 60 с, время продувания цистерн главного балласта низким давлением - 7 мин. Минное устройство имело два типа конструкции привода сбрасывания мин, но обе отличны от той, которая применялась на подводных минных заградителях предыдущих серий. Лодки постройки Балтийского завода имели тросовую систему, лодки постройки завода № 198 - цепную. Специальная комиссия проводила сравнительные испытания обеих систем и признала, что тросовая система не шумит в работе, имеет ряд преимуществ перед цепной и более надежна в эксплуатации. На этом основании приемные комиссии требовали переделки цепной передачи на тросовую. В дальнейшем в минном устройстве подводных лодок типа "Л" применялась исключительно тросовая передача, хотя при тросовой передаче в трубе размещалось 9 мин, а при штанговой, применяемой на предыдущих сериях - 10. Механический указатель количества выставленных мин был заменен электрическим дистанционным, который был установлен в кормовой части минной трубы.
Боезапас для 1О0-мм артустановки увеличен со 122 до 150 снарядов, для 45-мм - с 250 до 500 снарядов. Оптическая длина перископов была больше, чем на лодках XI серии - командирский перископ имел оптическую длину 8,5 м, зенитный -8м. Ход командирского перископа - 4,7 м, зенитного - 4,25 м. В отличие от XI серии кнопки управления подъемом и опусканием командирского перископа находились непосредственно на самом перископе. Оба перископа управлялись как из рубки, так и из центрального поста.
Баллоны воздуха высокого давления были вынесены
за борт в надстройку. Благодаря
этому внутри лодки освободилось много места,
которое было использовано для улучшения условий обитаемости. Вместо плохо зарекомендовавшего
себя в эксплуатации на XI серии дистиллятора фирмы "Энгиш" установили дистиллятор
конструкции НИВКа, изготовленный Балтийским заводом.
Батарейная вентиляция была индивидуальной. Кроме того, была предусмотрена общеямовая вентиляция, которая одновременно служила
для целей охлаждения батареи. Были предусмотрены
электрические сетепрорезатели.
В процессе постройки и испытаний подводных
лодок XIII серии выявили ряд дефектов, которые в большей части были устранены Дальзаводом:
задевание торпед за корпус - для обеспечения выхода торпед обрезали нос корабля на 2,5
м;
замерзание в зимнее
время на ходу лодки системы замещения топлива - систему перенесли внутрь прочного корпуса;
неудовлетворительная работа носового торпедопогрузочного устройства - устройство переделали по примеру X серии;
большое количество остаточной воды в балластных цистернах - сделали
дополнительный трубопровод осушения и зачистки балластных цистерн;
вибрация перископов - подкрепили тумбы перископов;
быстрый износ резины пробок манипуляторов
открывания кингстонов водолазом - увеличили количество запасных пробок;
заклинивание привода заслонки глушителя в связи с осаждением соли на подвижных деталях привода и ряд других более мелких дефектов.
В результате удалось добиться существенного улучшения
некоторых тактико-технических элементов подводной лодки XIII серии. По сравнению с подводной лодкой XI серии
запас торпед доведен до 18,
скорость надводного хода увеличена до 15 уз (против 14,2 уз на XI серии),
дальность плавания возросла до 10000 миль (против 7500 миль), автономность до
30 сут (против 28), предельная глубина погружения до
100 м (против 90 м).
Подводные лодки XIII серии предназначались для Тихоокеанского флота и строились на двух заводах: на Балтийском заводе
в Ленинграде ("Л-13", "Л-14", "Л-18" и "Л-19")
и на заводе № 198 в Николаеве ("Л-15", "Л-16" и "Л-17"). Достраивались корабли
на Дальзаводе. Для возможности перевозки на Дальний Восток лодки изготовлялись секциями, которые
перевозились на специальных железнодорожных транспортерах без остановки встречного
движения таким же образом, как ранее перевозились секции подводных лодок
типа "Щ" и “Л” XI серии.
Но и на этом совершенствование минных заградителей до войны не прекратилось. Для Северного, Балтийского и Черноморского флотов в 1938 г. было заложено шесть подводных минных заградителей, проект которых получил название XIII (1938) серии.
5. Схема проекта:
Подробная схема. Укрупненный чертеж (469 Кб)
1 - форштевень; 2 - буксирный гак; 3 - гюйсшток; 4 - волнорезные щиты; 5 - торпедные аппараты; 6 - цепной ящик; 7 - стрельбовой баллон;
8 - брашпиль с приводом управления; 9 - носовая дифферентная цистерна; 10 - носовые горизонтальные рули; 11 - ограждение носовых горизонтальных рулей;
12 - шпиль с электроприводом; 13 - трюмный насос; 14 - цистерна кольцевого зазора; 15 - торпедопогрузочный люк; 16 - койки; 17 - запасные торпеды;
18 - стеллажи для запасных торпед; 19 - аварийный телефонный буй; 20 - входной люк; 21 - «меч» обтекателя гидроакустики; 22 - цистерна питьевой воды;
23 - торпедозаместительная цистерна; 24 - клапан вентиляции цистерны главногобалласта; 25 - душевая; 26 - каюта комиссара; 27 - двухместная каюта;
28 - каюта командира; 29 - каюта инженер-механика; 30 - гальюнная выгородка; 31 - радиорубка; 32 - носовая аккумуляторная яма; 33 - аккумуляторная батарея;
34 - столы обеденные; 35 - диван-койки; 36 - топливные цистерны; 37 - 100-мм орудие; 38 - выгородка батарейного автомата; 39 - перископные лебедки;
40 - провизионная цистерна; 41 - кингстон цистерны быстрого погружения; 42 - шахта командирского перископа; 43 - шахта зенитного перископа;
44 - штурвалы носовых и кормовых горизонтальных рулей; 45 - осушительный центробежный насос Р-130; 46 - рубка гидроакустики; 47 - артиллерийский погреб;
48 - кранец первых выстрелов; 49 - боевая рубка; 50 - зенитный перископ; 51 - командирский перископ; 52 - нижний рубочный люк; 53 - верхний рубочный люк;
54 - магнитный компас; 55 - радиопеленгатор; 56 - 45-мм орудие; 57 - цистерна замещения артиллерийских снарядов; 58 - шахта подачи воздуха;
59 - привод открывания кингстона цистерны быстрого погружения; 60 - распределительная станция сети освещения; 61 - станция управления воздухом высокого давления;
62 - штурманская рубка; 63 - штурманский стол; 64 - гирокомпас; 65 - вдувной электровентилятор судовой системы вентиляции; 66 - кормовая аккумуляторная яма;
67 - компрессор воздуха высокого давления; 68 - рундуки; 69 - машинки открывания кингстонов цистерн главного балласта; 70 - камбузная выгородка;
71 - провизионная кладовая; 72 - сушилка; 73 - холодильник масла; 74 - резервный масляный насос; 75 - клапан шахты подачи воздуха кдизелям;
76 - циркуляционные насосы масла; 77 - масляные фильтры; 78 - вытяжной электровентилятор судовой системы вентиляции; 79 - дизель 42БМ6; 80 - носовая муфта «Бамаг»;
81 - газоотводный клапан дизеля; 82 - гребной электродвигатель; 83 - кормовая муфта «Бамаг»; 84 - упорный подшипник «Митчеля»; 85 - гребной вал;
86 - щит управления гребными электродвигателями; 87 - электровентилятор охлаждения гребных электродвигателей; 88 - глушитель газоотвода дизеля; 89 - минные трубы;
90 - ручной привод вертикального руля; 91 - баллер вертикального руля; 92 - вертикалыный руль; 93 - кормовые горизонтальные рули;
94 - ограждение кормовых горизонтальных рулей; 95 - привод горизонтальных рулей; 96 - мортира гребного вала и дейдвудный сальник;
97 - кормовые торпедные аппараты в надстройке; 98 - флагшток; 99 - ограждение вертикального руля; 100 - гребные винты; 101 - цистерна быстрого погружения;
102 - уравнительная цистерна; 103 - цистерны главного балласта; 104 - цистерны циркуляционного масла; 105 - цистерны чистого масла; 106 - леерное ограждение;
107 - леерная антенна; 108 - шлюпка; 109 - баллоны воздуха высокого давления; 110 - киль; 111 - дистиллятор; 112 - кормовая дифферентная цистерна.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное - 1120 (1099?)т
подводное - 1425 (1399?)т
скорость в надводном положении - 15 узлов
в подводном положении - 8,5-9 узлов
дальность плавания в надводном положении - 1400 (15,0 уз), 5670 (10,0 уз), миль
- при усиленном запасе топлива 5020 (13,9 уз), 10000 (10 уз), миль
в подводном положении - 150 (2,5 уз), 13,5 (9,0 уз), миль
размерения - 85,3х7,0х4,05 м
запас плавучести - 27%
экипаж - 52 (56?) (10 офицеров) человек
вооружение 533мм НТА - 6
шт.
533мм КТА - 2 шт.
торпеды - 18 шт.
орудие Б-24-ПЛ 100мм - 1 шт.
орудие 21-К 45мм - 1 шт.
мины - 18 шт.
автономность - 30 (45 макс.) суток
двигатели дизеля 42БМ6 - 2х1100 л.с.
электродвигатели ПГ-9 - 2х650 л.с.
АБ - 2х112 (типа КСМ-2)
глубина
погружения предельная - до
100м
рабочая - 80 м
время непрерывного пребывания под водой - 72 часа
7. Источники:
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение"
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2017
- Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945, часть 3, Подводные лодки", Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
- Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГИЗ Судпром, Ленинград, 1957г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Тарас А.Е. "Подводные лодки второй мировой войны", Харвест, Минск, 2004г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Буров В.Н. "Отечественное военное кораблестроение", статья
- Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
- Рисунки и схема Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.2
- Реферат "Развитие советского подводного кораблестроения".
- Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.