Проект АВ611 (NATO – “Zulu V”).
Модернизация проекта 611.
1. Количество подводных лодок проекта: 5
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации |
Примечания |
|||
начало |
окончание |
вступление в строй |
||||
ВЛАДИВОСТОК: ССЗ № 202 (1) |
||||||
1 |
631 |
09.01.1957 |
1958 |
25.10.1958 |
модернизирована по пр. АВ611 |
|
СЕВЕРОДВИНСК: ССЗ №402 (4) |
||||||
2 |
404 |
1956 |
1957 |
30.11.1957 |
достраивалась по пр. АВ611 |
|
3 |
209 |
1956 |
1957 |
30.11.1957 |
достраивалась по пр. АВ611 |
|
4 |
210 |
1956 |
1957 |
03.12.1957 |
достраивалась по пр. АВ611 |
|
5 |
515 |
1957 |
1957 |
13.12.1957 |
достраивалась по пр. АВ611 |
4. История проекта:
По результатам испытаний Б-67 в ЦКБ-16 была начата корректировка проекта В-611. К концу 1955 года работы были закончены, и новый проект получил индекс АВ-611.
Лодку оборудовали двумя радиолокаторами. С помощью одного обнаруживали надводные цели, другой же фиксировал излучение чужих радаров. Для поиска подводных объектов, будь то субмарины или мины, служили гидроакустическая станция и шумопеленгатор. Командирский и зенитный перископы располагались на вращающейся площадке.
Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из 18 - 22-мм стали, с необычным - наружным расположением шпангоутов, что позволило увеличить объем внутренних помещений, хотя они все равно оказались тесноватыми. В первом и седьмом отсеках находились торпедные аппараты, В пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с. В подводном положении воздух к ним подавался через РДП (шнорхель), здесь же была пара дизель-компрессоров. Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в шестом отсеке) по 1350 л.с. приводили во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.
Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.
Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки в надводном положении, при волнении моря до 4 ... 5 баллов и скоростях хода 8 ... 12 узлов. Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия подводной лодки. За это время пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего среза шахты.
Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и ракетного комплекса Д-1 продлилась до конца 1958 года, а в феврале 1959 года состоялось решение о принятии на вооружение подводных лодок, оснащенных этим комплексом. Всего было решено переоборудовать пять ПЛ (четыре на ССЗ № 402 в г. Северодвинске и одну - на ССЗ № 202 в г. Владивостоке).
С 1958 по 1967 год было произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных пусков было 18 (7 - из-за ошибок личного состава, 3 - по причинам отказа систем ракет, причины остальных определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят с вооружения в 1967 году.
В первое время лодки этого проекта использовались для накопления опыта эксплуатации ракетного оружия. В последствии не раз перестраивались для отработки различных систем вооружений, в частности испытывались гидроакустические и навигационные комплексы. Так на Б-78 испытывали астронавигационную систему (проект АВ-611С), а на Б-89 - гидроакустическую аппаратуру (проект АВ-611Е).
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 1890 тонн | |
подводное: | 2415 тонн | |
скорость хода | ||
полная надводная: | 16,7 узлов | |
полная подводная: | 12,5 узлов | |
экономическая подводная: | 2,0 узла | |
в режиме РДП полным ходом: | около 7,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении: | 12,5 (12,5), 290 (2) миль | |
в надводном положении: | 3650 миль | |
глубина погружения | ||
200 метров | ||
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 90,5 метров | |
ширина: | 7,5 метра | |
осадка средняя: | 5,1 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
запас плавучести: | 27% | |
вооружение | ||
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 4 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 6 | |
число торпед: | 10 | |
ракеты Р-11ФМ: | 2 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 3 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 1 х 2700 (ПГ102), 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 140 л.с. (ПГ104) | |
количество валов: | 3 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 46СУ, 3 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 58 суток | |
экипаж: | 72 человека |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Боечин И. "Их называли БУКИ", Техника-Молодежи, №2, 1996г.
- Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
- Рисунок Апалькова Ю.В.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016