Проект 705Б
Модификация проекта 705.
1. Количество подводных лодок проекта: нет
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Не реализован.
4. История проекта:
На базе торпедной подводной лодки с реактором на ЖМТ проекта 705 в СКБ-143 был разработан проект скоростной подводной лодки с баллистическими ракетами проекта 705Б (главный конструктор М.Г. Русанов).
На начальных стадиях работ по созданию модификации АПЛ с баллистическими ракетами были использованы имевшиеся данные по отечественным ракетам разрабатывавшихся в то время комплексов. Однако применительно к АПЛ проекта 705 из-за значительных массогабаритных характеристик эти ракеты приводили к существенным архитектурным изменениям базового корабля. Поэтому по инициативе СКБ-143 А.П. Александровым перед разработчиками ракет был поднят вопрос о возможности создания малогабаритной, но достаточно эффективной баллистической ракеты типа «Polaris». Подобные ракеты в количестве восьми единиц позволяли скомпоновать отсек вписывающийся в корабль. При этом атомный ракетоносец имел бы минимальное водоизмещение, высокую подводную скорость. Он уступал бы ракетоносцам США, имевшим по 16 ракет «Polaris», по количеству ракет, но имел бы в 2-3 раза меньшее водоизмещение. В конце 1960 г. от В.П. Макеева в СКБ-143 поступило письмо с ожидаемыми данными по ракете, этапам и срокам её создания (ракета Р-27К комплекса Д-5).
В соответствии с решением главкома ВМФ, СКБ-143 развернуло работы по эскизному проекту АПЛ проекта 705Б. Был проработан и согласован с в/ч 27177 проект тактико-технического задания. Предэскзный проект был разработан с максимальной унификацией как по размещению основного оборудования, так и по конструкции корпуса с эскизным проектом 705. Согласно проекта 705Б в корпус ПЛ проекта 705 предусматривалась вставка одного отсека с ракетным оружием при минимальных изменениях конструкции соседних отсеков.
Специалистами СКБ-143 были рассмотрены проработки и предложения по созданию на базе комплекса Д-5 ракетного оружия с увеличенной дальностью действия и согласован протокол о направлении дальнейших работ по кораблю. В поисках оптимального решения и определения основных элементов корабля были проработаны варианты размещения ракетного оружия на подводной лодке. Главным конструктором был назначен Г.Я. Светаев. В тесном содружестве со специалистами по ракетному оружию работали сотрудники СКБ-143 Н.И. Тарасов, Н.И. Николаев, П.Ф. Бреус, В.И. Панасюк, И.М. Бороденков и другие.
В период интенсивной деятельности по эскизному проекту работы по нему были неожиданно для СКБ-143 прекращены. Как стало впоследствии известно, после настойчивых обращений главного инженера ЦКБ-16 Н.Ф. Шульженко к председателю Госкомитета по судостроению (докладная от 18 октября 1962 г.), было принято решение о передаче работ по АПЛ проекта 705Б в ЦКБ-16. Во исполнение приказа Госкомитета по судостроению от 11 декабря 1962 г. работы по данному проекту в СКБ-143 были прекращены, а всем контрагентам и заинтересованным организациям направлена соответствующая информация. Дальнейшие работы в 1964-1965 гг. над АПЛ велись в ЦКБ-16 под шифром проект 687 под руководством главного конструктора В.В. Борисова.
Однако дальнейшего развития эти работы не получили, заказчик отдал предпочтение РПКСН проекта 667А.
5. Схема проекта:
Укрупненная схема (63,7 Кб)
2 - прочная рубка и всплывающая спасательная камера, 3 - запасная торпеда, 4 - ТА, 5 - носовая антенна ГАК, 6 - АБ, 7 - жилые помещения, 8 - ГКП,
10 - ППУ, 11 - ПТУ, 12 - шахты БР, 13 - отсек БР.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 2365 тонн | |
полное подводное: | 3564 тонны | |
скорость хода | ||
полная подводная под ПТУ: | 38,0 узлов | |
полная надводная под ПТУ: | 8,0 - 10,0 узлов | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 81,7 метров | |
осадка средняя: | 6,6 метра | |
вооружение | ||
533-мм торпедные аппараты: | 6 | |
баллистические ракеты комплекса Д-5: | 8 | |
обитаемость | ||
автономность: | 50-60 суток | |
экипаж: | 24 человека |
7. Источники:
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- "История отечественного кораблестроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»